Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Н.Г. Ярлыков, А.П. Беоглу, В.Ю. Лобков

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Департамент научно-технологической политики и образования

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Ярославская государственная сельскохозяйственная академия»

(ФГБОУ ВО Ярославская ГСХА)

Технологический факультет

 

Кафедра «Ветеринарно-санитарная экспертиза»

 

 

Н.Г. Ярлыков, А.П. Беоглу, В.Ю. Лобков

 

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

«Морфология и физиология сельскохозяйственных животных»

для обучающихся очной и заочной форм обучения по направлению

подготовки 36.03.02 «Зоотехния»

 

Ярославль

 

УДК ББК Е  

 

Учебная программа учебной практики «Морфология и физиология сельскохозяйственных животных» составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 36.03.02 «Зоотехния» квалификация (степень) выпускника бакалавр и в соответствии с примерной основной образовательной программой.

 

Учебная программа учебной практики «Морфология и физиология сельскохозяйственных животных» для обучающихся очной и заочной форм обучения по направлению подготовки 36.03.02 «Зоотехния» составлена доцентами кафедры «Ветеринарно-санитарная экспертиза» ФГБОУ ВО Ярославская ГСХА Ярлыковым Н.Г., Беоглу А.П. и профессором В.Ю. Лобковым.

 

Учебная программа учебной практики «Морфология и физиология сельскохозяйственных животных» рассмотрена и рекомендована к печати кафедрой «Ветеринарно-санитарная экспертиза» (31.05.2016 г. протокол № 12), учебно-методической комиссией (17.06.2016 г. протокол № 1) и Учёным совета технологического факультета ФГБОУ ВО Ярославская ГСХА (17.06.2016 г. протокол № 1).

 

 

Рецензенты:  
  кандидат биологических наук, доцент Тимаков А.В. (ФГБОУ ВО Ярославская ГСХА).

 

Ярлыков Н.Г., Беоглу А.П., Лобков В.Ю.

Е 73 Учебная программа учебной практики «Морфология и физиология сельскохозяйственных животных» для обучающихся очной и заочной форм обучения по направлению подготовки 36.03.02 «Зоотехния»[Текст] / Н.Г. Ярлыков, А.П. Беоглу, В.Ю. Лобков. – Ярославль: ФГБОУ ВО Ярославская ГСХА, 2016. – 25 с.

 

В программе учебной практики «Морфология и физиология сельскохозяйственных животных» рассматривается организационные вопросы практического обучения студентов, оформления документов отчётности, методические указания для самостоятельной работы студентов на практике, вопросы для промежуточной аттестации. Программа ориентирована на развитие у студентов I курса, обучающихся по направлению подготовки 36.03.02 «Зоотехния», профессиональных компетенций в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования.

© ФГБОУ ВО Ярославская ГСХА, 2016 © Ярлыков Н.Г., Беоглу А.П., Лобков В.Ю., 2016

Содержание

Цели учебной практики ..................................
 
Задачи учебной практики ................................
 
Место учебной практики в структуре основной образовательной программы бакалавриата .................................
 
Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения учебной практики .....................................
 
Структура и содержание учебной практики ...................
 
Задания для выполнения отчета  
 
 
Формы промежуточной аттестации (по итогам практики) ..........
 
Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной практики ...........................................
 
Материально-техническое обеспечение учебной практики ........
 
  Приложение А .......................................
 
  Приложение Б ........................................
 
     
 
     

Цели учебной практики

Целью учебной практики по морфологии и физиологии сельскохозяйственных животных является закрепление знаний о строении и форме отдельных органов здоровых животных, усвоение закономерностей соединения отдельных частей организма и приобретение знаний о физиологических процессах и функциях в организме млекопитающих и птиц для успешного освоения последующих дисциплин профессионального цикла.

 

Задачи учебной практики

 

Задачи практики «Морфология и физиология сельскохозяйственных животных» следующие:

1) закрепление уже имеющихся и получение новых знаний о различных органах и системах организма животных, их значении для жизнедеятельности и промышленности;

2) получение навыков оформления отчётной документации.

 

Место учебной практики

в структуре основной образовательной программы бакалавриата

Учебная практика «Морфология и физиология сельскохозяйственных животных» для студентов очной формы обучения базируется на изучении такой дисциплины как «Морфология животных», а для студентов заочной формы – на дисциплине «Биология».

В результате освоения вышеуказанных дисциплин студент, направляющийся на прохождение практики по морфологии и физиология сельскохозяйственных животных, должен:

знать:

– анатомические характеристики с учётом видовых и возрастных особенностей животных;

– строение и структуру тканей и органов на макро- и микроскопическом уровне в норме и патологии;

уметь:

– определять видовую принадлежность животных по анатомическим признакам;

– анализировать полученные результаты исследований;

владеть:

– физическими способами воздействия на биологические объекты, физико-химическими и биологическими методами анализа.

В свою очередь, прохождение данной практики необходимо для успешного изучения физиологии животных, разведения животных, кормления животных, основ ветеринарии, биотехники воспроизводства с основами акушерства, животноводства по отраслям.

Учебная практика подготовит студентов к прохождению производственной практики на старших курсах.

Учебной практики

Процесс прохождения учебной практики «Морфология и физиология сельскохозяйственных животных» направлен на формирование элементов профессиональной компетенции в производственно-технологической деятельности в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 36.03.02 «Зоотехния»:

– способностью использовать физиолого-биохимические методы мониторинга обменных процессов в организме животных (ПК-4).

В результате прохождения учебной практики «Морфология и физиология сельскохозяйственных животных» обучающийся должен приобрести:

практические навыки:

– определения морфологических характеристик с учётом видовых и возрастных особенностей животных;

– исследования строения и структуры тканей и органов на макро- и микроскопическом уровне в норме;

– знания физиологических механизмов регуляции процессов жизнедеятельности организма животных;

умения:

– применять знания в области биологических и физиологических закономерностей для мониторинга окружающей среды;

– анализа полученных результатов исследований;

владения:

– методикой анатомирования животных.

5 Структура и содержание учебной практики

Общая трудоёмкость учебной практики составляет 1,5 зачётной единицы, или 54 часа.

 

Таблица 1 – Структура учебной практики

№ п/п Разделы (этапы) практики Трудоёмкость (в часах) Формы текущего контроля
Вводная часть    
1.1 Прохождение инструктажа по технике безопасности и охране труда; общие правила и техника безопасности при работе с животными. Опрос
Основная часть    
2.1 Проведение самостоятельных экспериментальных исследований согласно основным разделам практики, работа с литературой. Опрос
Заключительная часть    
  3.1 Оформление отчёта Опрос
Вид аттестации Дифференцированный зачёт

Планом практики предусматривается работа студента (группы студентов) над индивидуальным заданием. В зависимости от поставленной задачи, студент работает под руководством руководителя практики либо самостоятельно или в группе студентов, при необходимости консультируясь с руководителем практики. Полученные во время практики навыки являются одной из основ подготовки и проведения экспериментальной части выпускной квалификационной работы. Заключительная часть практики состоит в проведении обработки полученных результатов, их анализа, интерпретации, выводах, оформлении работы, её защите.

 

Таблица 2 – Содержание разделов учебной практики

№ п/п Наименование и содержание раздела практики День практики Трудоёмкость (в часах)
I Вводная часть    
  Подготовительный раздел (этап) практики    
  Руководитель сообщает студентам точные сроки прохождения практики в соответствии с утверждённым графиком практики, знакомит их с программой, разъясняет цель и задачи практики, сообщает об учебно-методическом обеспечении практики, необходимом для выполнения программы практики, указывает, где и какая литература может быть получена. Проводится инструктаж по технике безопасности студентов до начала основной программы практики. На этом этапе практики студенты получают задание № 1. Первый  
 
II Основная часть    
2.1 Условное деление тела животного на части и области    
  Студенты в хозяйственных условиях или условиях специализированных учебных аудиторий изучают условное разделение тела животного на части и области. На этом этапе практики студенты выполняют задание № 2. Изучают основные недостатки и пороки телосложения животного Выполнение задания № 3. Второй
2.2 Изучение основ цитологии, гистологии и эмбриологии    
  Изучение основ цитологии, гистологии и эмбриологии. Студенты в условиях специализированных учебных аудиторий изучают основы цитологии, гистологии и эмбриологии. На этом этапе практики студенты выполняют задание № 4. Третий
2.3 Изучение опорно-двигательного аппарата    
  Студенты изучают опорно-двигательный аппарат. Выполнение задания № 5. Четвёртый
2.4 Изучение кожного покрова и его производных    
  Студенты изучают кожу и её строение, а также анатомию производных кожи. Выполнение задания № 6. Пятый
2.5 Изучение внутренних органов    
  Изучение понятия «спланхнология», какие системы органов входят в этот раздел анатомии, общие принципы строения внутренних органов и их классификация. Выполнение задания № 5. Практикант осуществляет ведение записей в дневнике. Написание четвёртого раздела отчёта. Четвёртый
III Заключительная часть    
  Обработка и анализ полученной информации, подготовка отчёта по практике    
  Студенты дорабатывают отчёт по практике. Оформление приложений к нему (если требуется). Шестой
  Итого за неделю (6 дней) практики  

 

Поскольку практикантам предлагается выполнить несколько индивидуальных заданий по различным вариантам (таблица 3), то они все объединены в 7 групп (заданий, указанных в таблице 2) следующим образом: заданию № 1 табл. 2 соответствует задание 1 таблицы в таблице 3; заданию № 2 – задания 2 – 7; заданию № 3 – задание 8; заданию № 4 – с 9 по 39; заданию № 5 – 40; заданию № 6 – с 41 по 51; заданию № 7 – с 52 по 92.

Все задания выполняются в отчёте, согласно методическим указаниям.

 

Учебно-методическое руководство практикой осуществляют препода­ватели кафедры «Ветеринарно-санитарная экспертиза». По всем вопросам, которые не могут быть решены на месте, практиканты обращаются на кафедру «Ветеринарно-санитарная экспертиза» и в деканат технологического факультета.

Перед практикой студенты получают в библиотеке ФГБОУ ВО Ярославская ГСХА или на кафедре Учебную программу учебной практики.

Задания для выполнения отчета

Варианты заданий для выполнения студентами самостоятельно по учебной практике «Морфология» приведены по вариантам в таблице 3. Номера вопросов для выполнения заданий устанавливаются по предпоследней и последней цифрам учебного шифра (номера зачётной книжки) студента. Например, при шифре 14100 студенту необходимо письменно выполнить задания под номерами 1, 5, 8, 9, 40, 41 и 52.

 

 

Таблица 3 – Распределения вариантов заданий для самостоятельного выполнения

Предпоследняя цифра учебного шифра Последняя цифра учебного шифра
1, 5, 8, 9, 40, 41, 52 1, 3, 8, 10, 40, 42, 53 1, 6, 8, 11, 40, 43, 54 1, 4, 8, 12, 40, 44, 55 1, 2, 8, 13, 40, 45, 56 1, 3, 8, 14, 40, 70, 57 1, 5, 8, 15, 40, 46, 58 1, 2, 8, 16, 40, 47, 598 1, 4, 8, 17, 40, 48, 60 1, 6, 8, 18, 40, 49, 61
1, 6, 8, 19, 40, 50, 62 1, 7, 8, 20, 40, 51, 63 1, 4, 8, 21, 40, 41, 64 1, 5, 8, 22, 40, 42, 65 1, 3, 8, 23, 40, 43, 66 1, 2, 8, 24, 40, 44, 67 1, 6, 8, 25, 40, 45, 68 1, 4, 8, 26, 40, 46, 69 1, 7, 8, 27, 40, 47, 70 1, 5, 8, 28, 40, 48, 71
1, 7, 8, 29, 40, 49, 72 1, 3, 8, 30, 40, 50, 73 1, 5, 8, 31, 40, 51, 74 1, 4, 8, 32, 40, 41, 75 1, 2, 8, 33, 40, 42, 76 1, 6, 8, 34, 40, 43, 77 1, 7, 8, 35, 40 44, 78 1, 2, 8, 36, 40, 45, 79 1, 3, 8, 37, 40, 46, 80 1, 4, 8, 38, 40, 47, 81
1, 5, 8, 39, 40, 48, 82 1, 6, 8, 9 ,40, 49, 83 1, 7, 8, 10, 40, 50, 84 1, 2, 8, 11, 40, 51,85 1, 4, 8, 12, 40, 40, 86 1, 5, 8, 13, 40, 41, 87 1, 3, 8, 14, 40, 42, 88 1, 6, 8, 15, 40, 43, 89 1, 7, 8, 16, 40, 44, 90 1, 2, 8, 17, 40, 45, 91
1, 4, 8, 18, 40, 46, 92 1, 7, 8, 19, 40, 47, 52 1, 5, 8, 20, 40 48, 53 1, 3, 8, 21, 40, 49, 54 1, 6, 8, 22, 40, 50, 55 1, 3, 8, 23, 40, 51, 56 1, 2, 8, 24, 40, 41, 57 1, 4, 8, 25, 40, 42, 58 1, 5, 8, 26, 40, 43, 59 1, 6, 8, 27, 40, 44, 60
1, 3, 8, 28, 40, 45, 61 1, 4, 8, 29, 40, 46, 62 1, 2, 8, 30, 40, 47, 63 1, 7, 8, 31, 40, 48, 64 1, 5, 8, 32, 40, 49, 65 1, 6, 8, 33, 40, 50, 66 1, 4, 8, 34, 40 51, 67 1, 2, 8, 35, 40, 41, 68 1, 7, 8, 36, 40, 42, 69 1, 3, 8, 37, 40, 43, 70
1, 6, 8, 38, 40, 44, 71 1, 3, 8, 39, 40, 45, 72 1, 6, 8, 9, 40 46, 73 1, 4, 8, 10, 40, 47, 74 1, 2, 8, 11, 40, 48, 75 1, 7, 8, 12, 40, 49, 76 1, 5, 8, 13, 40, 50, 77 1, 3, 8, 14, 40, 51, 78 1, 4, 8, 15, 40, 41, 79 1, 2, 8, 16, 40, 42, 80
1, 2, 8, 17, 40, 43, 81 1, 4, 8, 18, 40, 44, 82 1, 7, 8, 19, 40, 45, 83 1, 5, 8, 20, 40, 46, 84 1, 3, 8, 21, 40, 47, 85 1, 4, 8, 22, 40, 48, 86 1, 6, 8, 23, 40, 49, 87 1, 2, 8, 24, 40, 50, 88 1, 5, 8, 25, 40, 51, 89 1, 4, 8, 26, 40, 41, 90
1, 7, 8, 27, 40, 42, 91 1, 5, 8, 28, 40, 43, 92 1, 3, 8, 29, 50, 44, 52 1, 4, 8, 30, 40, 45, 53 1, 2, 8, 31, 40, 46, 54 1, 6, 8, 32, 40, 47, 55 1, 7, 8, 33, 40, 48, 56 1, 3, 8, 34, 40, 49, 57 1, 2, 8, 35, 40, 50, 58 1, 5, 8, 36, 40, 51, 59
1, 5, 8, 37, 40, 41, 60 1, 2, 8, 38, 40, 42, 61 1, 3, 8, 39, 40, 43, 62 1, 6, 8, 9, 40, 44, 63 1, 4, 8, 10, 40, 45,64 1, 3, 8, 12, 40, 46, 65 1, 2, 8, 13, 40, 47, 66 1, 7, 8, 14, 40 48, 67 1, 4, 8, 15, 40, 49,68 1, 6, 8, 16, 40, 50, 69

Вопросы и задания для выполнения:

1. Описать общие правила и технику безопасности при работе с животными (выбирается тот вид животного, который приведен в задании №2).

2. Изобразить абрис тела коровы (быка), разделить тело животного на условные области и части (стати) и подписать их названия.

3. Изобразить абрис тела овцы (барана), разделить тело животного на условные области и части (стати) и подписать их названия.

4. Изобразить абрис тела лошади (жеребца), разделить тело животного на условные области и части (стати) и подписать их названия.

5. Изобразить абрис тела свиньи (хряка), разделить тело животного на условные области и части (стати) и подписать их названия.

6. Изобразить абрис тела кролика, разделить тело животного на условные области и части (стати) и подписать их названия.

7. Изобразить абрис тела курицы (петуха), разделить тело животного на условные области и части (стати) и подписать их названия.

8. Опишите и изобразите основные недостатки и пороки телосложения (выбирается тот вид животного, который приведен в задании №2).

9. Опишите и изобразите строение плазмолеммы и клеточных мембран.

10. Опишите форму, химический состав и субмикроскопическое строение клеточного ядра.

11. Опишите и изобразите строение рибосом.

12. Опишите и дайте краткую характеристику макро- и микроэлементам, распространенные в организме.

13. Охарактеризуйте микроскопическое строение и роль в синтезе и выделении веществ внутриклеточного сетчатого аппарата.

14. Опишите и изобразите строение лизосом и пероксисом. Опишите внутриклеточное пищеварение с участием лизосом.

15. Опишите строение митохондрий. Опишите кратко процессы клеточного дыхания.

16. Опишите клеточные включения.

17. Охарактеризуйте интермитотическую фазу и митотический цикл. Изобразите митоз.

18. Охарактеризуйте мейоз. Изобразите мейоз.

19. Опишите строение хромосом. Каково их назначение.

20. Опишите электронно-микроскопическое строение спермиев. Изобразите строение сперматозоида. Отличительные особенности сперматозоидов различных сельскохозяйственных животных.

21. Охарактеризуйте стадии сперматогенеза. Изобразите схематично.

22. Опишите микроскопическое строение яйцеклеток. Типы яйцеклеток. Изобразите строение яйцеклетки птицы.

23. Охарактеризуйте стадии овогенеза. Изобразите схематично.

24. Охарактеризуйте тип дробления зиготы у ланцетника, амфибий, рыб, птиц, млекопитающих.

25. Способы гаструляции и для каких видов животных они характерны.

26. Назовите внезародышевые оболочки птиц и млекопитающих. Из каких зародышевых листков они образуются и какие функции выполняют.

27. Общая характеристика и морфологическая классификация эпителиальных тканей.

28. Морфофизиологическая характеристика желез. Что такое апокриновый, мерокриновый и голокриновый типы секреции, в каких железах они встречаются.

29. Назовите классификацию и характеристику опорно-трофических тканей.

30. Морфологический состав крови различных видов сельскохозяйственных животных.

31. Классификация, морфологические особенности и функции лейкоцитов (КРС, птиц).

32. Охарактеризуйте незернистые лейкоциты (агранулярные).

33. Дайте характеристику зернистым лейкоцитам (гранулярным).

34. Клеточный состав рыхлой соединительной ткани и его характеристика.

35. Чем отличается кровь млекопитающих от крови птиц. Изобразите элементы крови млекопитающих и птиц.

36. Микроструктура и классификация хрящевой ткани.

37. Микроструктура и классификация костной ткани.

38. Классификация мышечных тканей. Строение мышечной клетки (миоцита).

39. Общая характеристика нервной ткани. Морфологическая классификация нейроцитов. Строение миелиновых и безмиелиновых нервных волокон.

40. Строение позвонка и особенности строения позвонков различных отделов животного: шейного, грудного, поясничного, крестцового, хвостового. Строение скелета конечностей – грудной и тазовой. Выбирается тот вид животного, который приведен в задании №2, если в задание №2 указана птица, то – скелет и особенности его строения у птицы.

41. Опишите и изобразите строение кожи крупного рогатого скота.

42. Опишите и изобразите строение кожи овцы. Строение шёрстного покрова.

43. Опишите и изобразите строение кожи лошадей.

44. Опишите и изобразите строение кожи свиньи.

45. Опишите и изобразите строение вымени коровы.

46. Опишите и изобразите строение вымени овец.

47. Опишите и изобразите строение вымени кобылы.

48. Опишите и изобразите строение молочной железы у свиньи.

49. Опишите и изобразите строение кожи кролика. Строение шёрстного покрова кролика.

50. Опишите и изобразите строение кожи курицы. Строение перьевого покрова курицы.

51. Опишите и изобразите строение копытец (копыта).

52. Опишите и изобразите пищевод и многокамерный желудок крупного рогатого скота.

53. Опишите строение и изобразите тонкий кишечник, печень и поджелудочную железу крупного рогатого скота.

54. Опишите строение и изобразите толстый кишечник крупного рогатого скота.

55. Опишите строение и изобразите пищевод и многокамерный желудок овцы.

56. Опишите строение и изобразите тонкий кишечник, печень и поджелудочную железу овцы.

57. Опишите строение и изобразите толстый кишечник овцы.

58. Опишите строение и изобразите пищевод и желудок лошади.

59. Опишите строение и изобразите тонкий кишечник, печень и поджелудочную железу лошади.

60. Опишите строение и изобразите толстый кишечник лошади.

61. Опишите строение и изобразите пищевод и желудок свиньи.

62. Опишите строение и изобразите тонкий кишечник, печень и поджелудочную железу свиньи.

63. Опишите строение и изобразите толстый кишечник свиньи.

64. Опишите строение и изобразите систему пищеварения кролика.

65. Опишите строение и изобразите систему пищеварения курицы (птиц).

66. Опишите строение носа и носовой полости крупного рогатого скота, опишите строение гортани и трахеи крупного рогатого скота. Физиология акта дыхания в носовой полости.

67. Опишите строение и изобразите строение лёгких и плевры крупного рогатого скота. Какова физиология дыхания в этих органах?

68. Опишите строение носа, носовой полости, гортани и трахеи овцы. Физиология акта дыхания в носовой полости

69. Опишите и изобразите строение лёгких и плевры овцы. Какова физиология дыхания в этих органах?

70. Опишите строение носа и носовой полости, гортани и трахеи лошади. Какова физиология дыхания в этих органах?

71. Опишите и изобразите строение лёгких и плевры лошади. Какова физиология дыхания в этих органах?

72. Опишите строение носа и носовой полости, гортани и трахеи свиньи. Какова физиология дыхания в этих органах?

73. Опишите изобразите строение лёгких и плевры свиньи. Какова физиология дыхания в этих органах?

74. Опишите изобразите строение лёгких курицы.

75. Опишите изобразите строение лёгких кролика.

76. Опишите и изобразите органы мочеотделения у крупного рогатого скота. Опишите процесс мочеобразования.

77. Опишите и изобразите органы мочеотделения у лошадей. Опишите процесс мочеобразования.

78. Опишите и изобразите органы мочеотделения у овец. Опишите процесс мочеобразования

79. Опишите и изобразите органы мочеотделения у свиней. Опишите процесс мочеобразования и его регуляцию

80. Опишите и изобразите органы мочеотделения у кролика. Опишите процесс мочеобразования и его регуляцию

81. Опишите и изобразите органы размножения у коров и телок.

82. Опишите и изобразите органы размножения у быков.

83. Опишите и изобразите органы размножения у овец

84. Опишите и изобразите органы размножения у барана

85. Опишите и изобразите органы размножения у кобылы

86. Опишите и изобразите органы размножения у жеребца

87. Опишите и изобразите органы размножения у свиноматки

88. Опишите и изобразите органы размножения у хряка

89. Опишите и изобразите органы размножения у крольчихи

90. Опишите и изобразите органы размножения у кролика

91. Опишите и изобразите органы размножения у курицы

92. Опишите и изобразите органы размножения у петуха

Вопросы для промежуточной аттестации студентов определяются, исходя из выполненных заданий, или могут быть выбраны из вышеприведённых.

 

Содержание основных разделов отчёта по учебной практике «Морфология и физиология сельскохозяйственных животных» следующее.

1 Общие правила и техника безопасности при работе с животными

В задании №1 приводятся общие правила и техника безопасной работы с животными. При этом описываются правила работы с животными, которое указано в задании №2 (деление тела животного на условные области: бык/корова, овцы/бараны, лошадь/жеребец, свиньи/хряки, кролики, птицы/курицы, в зависимости от номера задания согласно учебному шифру зачетной книжки студента).

2 Условное деление тела животного на части и области

В задании №2 даётся определение термина «стать» животного. Приводится рисунок животного изучаемого вида, разделённого на основные части тела (с подписями статей). По возможности даётся описание значения тех или иных частей тела животного: бык/корова, овцы/бараны, лошадь/жеребец, свиньи/хряки, кролики, птицы/курицы, в зависимости от номера задания согласно учебному шифру зачетной книжки студента. В задании №3 студенты дают описание основных недостатков и пороков телосложения животных изучаемого вида. Приводятся их изображения.

3 Изучение основ цитологии, гистологи и эмбриологии

В задании №4 раскрываются различные вопросы цитологии, гистологии и эмбриологии с изображением и соответствующими подписями различных органелл и структур клетки, описывается строение сперматозоида, яйцеклетки и эмбриональных процессов, согласно заданию. Описываются ткани и их краткая характеристика, согласно заданию.

4 Изучение опорно-двигательного аппарата

В задании №5 описывается (с обязательным изображением) строение позвонка: шейного, грудного, поясничного, крестцового, хвостового. Описывается и изображается строение скелета конечностей – грудной и тазовой. Выбирается тот вид животного, который приведен в задании №2, если в задание №2 указана птица, то – скелет и особенности его строения у птицы.

5 Кожный покров и его производные

В задании №6 студенты описывают анатомическое строение кожного покрова, его производных (в зависимости от задания), а их также использование.

6 Интегрирующие системы и органы чувств

В задании №7 приводятся изображения органов, их описание и физиология.

Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной практики

По учебной практике «Морфология животных» рекомендовано использование следующих источников:

а) основная литература:

1. Гудин, В.А. Физиология и этология сельскохозяйственных птиц / В.А. Гудин, В.Ф. Лысов, В.И. Максимов; Под ред. В.И. Максимова (к. файл ЭБС Лань) [Электронный ресурс]. – СПб.: Изд-во «Лань», 2010. – 336 c.

2. Иванов, А.А. Сравнительная физиология животных (к. файл ЭБС Лань) / А.А. Иванов, О.А. Войнова [и др.] [Электронный ресурс]. – СПб.: Изд-во «Лань», 2015. – 416 c.

3. Криштофорова, Б.В. Практическая морфология животных с основами иммунологии (к. файл ЭБС Лань) / Б.В. Криштофорова, В.В. Лемещенко [Электронный ресурс]. – СПб.: Изд-во «Лань», 2016. – 164 c.

 

б) дополнительная литература:

1. Антипова, Л.В. Анатомия и гистология сельскохозяйственных животных [Текст] / Л.В. Антипова, В.С. Слободдяник, С.М. Сулейманов. – М.: КолосС, 2005. – 384 c. – 21 экз.

2. Клопов, М.М. Биологичеки активные вещества в физиологических и биохимических процессах в организме животного (для бакалавров) / М.М. Клопов, В.И. Максимов (к. файл ЭБс Лань) [Электронный ресурс]. – СПб.: Изд-во «Лань», 2012. – 448 c.

3. Сеин, О.Б. Регуляция физиологических функций у животных / О.Б. Сеин, Н.И. Жеребилов (к. файл ЭБС Лань) [Электронный ресурс]. – СПб.: Изд-во «Лань», 2009. – 288 c.

4. Словарь терминов и тесты по морфологии (к. файл ЭБС Лань) / Сост. И.Е. Козлов, Л.С. Козлова [Электронный ресурс]. – Новосибирск: НГАУ, 2012. – 29 c.

5. Скопичев, В.Г. Морфология и физиология животных / В.Г. Скопичев, Б.В. Шумилов. – СПб.: Изд-во «Лань», 2004. – 416 c. – 30 экз.

 

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

1. http://book.ru/ – Электронно-библиотечная система BOOK.ru.

2. http://e.lanbook.com/ – Электронно-библиотечная система «Лань».

3. http://elibrary.ru/defaultx.asp – Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.

4. http://window.edu.ru/ – Единое окно доступа к образовательным ресурсам.

5. http://www.mcx.ru/ – Официальный сайт Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.

6. http://95.175.239.10/buki_web/bk_cat_find.php – Электронный каталог библиотеки ФГБОУ ВПО «Ярославская ГСХА».

 

 

Приложение А

 

Образец оформлениятитульного листа отчёта по практике

Министерство сельского хозяйства РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Ярославская государственная сельскохозяйственная академия»

 

(ФГБОУ ВО Ярославская ГСХА)

 

Кафедра «Ветеринарно-санитарная экспертиза»

 

ОТЧЕТ О ПРОХОЖДЕНИИ

УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

 

по дисциплине «Морфология и физиология

сельскохозяйственных животных»

 

Выполнил: студент ____ курса

технологического факультета

____________ формы обучения

направления «________________»

учебный шифр ___________

 

_____________________________

 

 

Руководитель практики:

 

к.с.-х.н., доцент Ярлыков Н.Г.

______________________

 

Ярославль 2016

 

Приложение Б

(справочное)

 

Образец оформлениябиблиографического описания использованных источников

Книги. Авторские издания. Один автор

Бажов, Г.М. Племенное свиноводство [Текст]: учебное пособие / Г.М. Бажов. – СПб.: Изд-во «Лань», 2006. – 384 с.

Книги. Авторские издания. Два – три автора

Бажов, Г.М. Справочник свиновода [Текст]: учебное пособие / Г.М. Ба­жов, Л.А. Бахирева, А.Г. Бажов. – СПб.: Изд-во «Лань», 2007. – 272 с.

Книги. Издания с четырьмя авторами и более

Формирование и использование инженерно-технологических баз данных в научно-информационном обеспечении АПК [Текст] / В.Ф. Федоренко, Д.С. Буклагин, Э.Л. Аронов, Ю.И. Чавыкин, Т.П. Нино, М.И. Санжаров­ская; Минсельхоз России, ФГНУ «Росинформагротех». – М.: ФГНУ «Ро­с­информ­агротех», 2006. – 104 с.

Книги. Издания без указания имени автора

Управление проектами в АПК [Текст] / Минсельхоз России; [под общ. ред. М. С. Бунина]. – М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2007. – 291 с.

Автореферат диссертации

Фомина, Л.Л. Влияние половых гормонов на функционирование системы гемостаза у коров [Текст]: автореф. дис. … канд. биол. наук: 03.00.13 / Фомина Любовь Леонидовна. – Вологда, 2009. – 24 с.

Диссертация

Тихомирова, Т.А. Молочная продуктивность, долголетие и эффективность использования в селекционном процессе коров быкопроизводящей группы ярославской породы [Текст]: дис. … канд. с.-х. наук: 06.02.01 / Тихоми­рова Татьяна Александровна. – Ярославль, 2009. – 152 с.

Периодические ресурсы. Статья из журнала

Абрамова, Н.И. Формирование Вологодского типа айрширской породы [Текст] / Н.И. Абрамова, Л.Н. Богорадова // Зоотехния. – 2010. – № 1. – С. 10 – 12.

Периодические ресурсы. Статья из сборника

Скворцова, Е.Г. Протеазы потенциальных объектов питания рыб-ихтиофа­гов [Текст] / Е.Г. Скворцова, В.В. Кузьмина // Селекционные и техноло­гические основы повышения продуктивности сельскохозяйственных жи­вотных: сб. науч. тр. Ч. II. / Ярославская ГСХА. – Ярославль, 2005. – С. 101 – 105.

Электронные ресурсы

Климова, Е. Современная генетика – фундаментальная основа инноваци­онного пути развития свиноводства [Электронный ресурс] / Е. Климова // Ежедневное аграрное обозрение. – Электрон. журн. – 2009. – 22 нояб. – Режим доступа: http://agroobzor.ru/svin/print-149.html. – Загл. с экрана.

 

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Департамент научно-технологической политики и образования

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Ярославская государственная сельскохозяйственная академия»

(ФГБОУ ВО Ярославская ГСХА)

Технологический факультет

 

Кафедра «Ветеринарно-санитарная экспертиза»

 

 

Н.Г. Ярлыков, А.П. Беоглу, В.Ю. Лобков

 

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

«Морфология и физиология сельскохозяйственных животных»

для обучающихся очной и заочной форм обучения по направлению

подготовки 36.03.02 «Зоотехния»

 

Ярославль

 

УДК ББК Е  

 

Учебная программа учебной практики «Морфология и физиология сельскохозяйственных животных» составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 36.03.02 «Зоотехния» квалификация (степень) выпускника бакалавр и в соответствии с примерной основной образовательной программой.

 

Учебная программа учебной практики «Морфология и физиология сельскохозяйственных животных» для обучающихся очной и заочной форм обучения по направлению подготовки 36.03.02 «Зоотехния» составлена доцентами кафедры «Ветеринарно-санитарная экспертиза» ФГБОУ ВО Ярославская ГСХА Ярлыковым Н.Г., Беоглу А.П. и профессором В.Ю. Лобковым.

 

Учебная программа учебной практики «Морфология и физиология сельскохозяйственных животных» рассмотрена и рекомендована к печати кафедрой «Ветеринарно-санитарная экспертиза» (31.05.2016 г. протокол № 12), учебно-методической комиссией (17.06.2016 г. протокол № 1) и Учёным совета технологического факультета ФГБОУ ВО Ярославская ГСХА (17.06.2016 г. протокол № 1).

 

 

Рецензенты:  
  кандидат биологических наук, доцент Тимаков А.В. (ФГБОУ ВО Ярославская ГСХА).

 

Ярлыков Н.Г., Беоглу А.П., Лобков В.Ю.

Е 73 Учебная программа учебной практики «Морфология и физиология сельскохозяйственных животных» для обучающихся очной и заочной форм обучения по направлению подготовки 36.03.02 «Зоотехния»[Текст] / Н.Г. Ярлыков, А.П. Беоглу, В.Ю. Лобков. – Ярославль: ФГБОУ ВО Ярославская ГСХА, 2016. – 25 с.

 

В программе учебной практики «Морфология и физиология сельскохозяйственных животных» рассматривается организационные вопросы практического обучения студентов, оформления документов отчётности, методические указания для самостоятельной работы студентов на практике, вопросы для промежуточной аттестации. Программа ориентирована на развитие у студентов I курса, обучающихся по направлению подготовки 36.03.02 «Зоотехния», профессиональных компетенций в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования.

© ФГБОУ ВО Ярославская ГСХА, 2016 © Ярлыков Н.Г., Б

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...