Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Этапы психологического исследованияМетодика «Неоконченные предложения» М.Ньюттена в модификации А.Б. Орлова Цель: диагностика мотивации учения. Порядок исследования. Экспериментатор зачитывает начало предложения и сам записывает окончание предложения, которое говорит школьник. Методика используется во 2-3 классах с каждым учащимся индивидуально. Инструкция испытуемому. Сейчас я буду зачитывать тебе начало предложения, а ты как можно быстрее придумай к нему продолжение.
Обработка и анализ результатов: Первоначально каждое окончание предложения оценивается с точки зрения выражения школьником положительного или отрицательного отношения к одному из четырех показателей мотивации учения (1 – вид личностно значимые деятельности учащегося (учение, игра, труд и т.д.); 2 – личностно значимые для ученика субъекты (учитель, одноклассники, родители, влияющие на отношение учащегося к учению); 3 – знак отношения учащегося к учению (положительное, отрицательное, нейтральное), соотношение социальных и познавательных мотивов учения в иерархии; 4 – отношение учащегося к конкретным учебным предметам и их содержанию). Если окончание предложения не содержит выраженного эмоционального отношения к показателям мотивации учения, то оно не учитывается при анализе. Далее подсчитывается сумма положительных и сумма отрицательных оценок данного показателя мотивации учения. Они сравниваются между собой, и делается окончательный вывод по данному показателю. Копинг-тест Лазаруса Описание методики Методика предназначена для определения копинг-механизмов, способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности, копинг-стратегий. Данный опросник считается первой стандартной методикой в области измерения копинга. Методика была разработана Р. Лазарусом и С. Фолкманом в 1988 году, адаптирована Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой в 2004 году. Теоретические основы Совладание с жизненными трудностями, как утверждают авторы методики, есть постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие усилия индивида с целью управления специфическими внешними и (или) внутренними требованиями, которые оцениваются им как подвергающие его испытанию или превышающие его ресурсы. Задача совладания с негативными жизненными обстоятельствами состоит в том, чтобы либо преодолеть трудности, либо уменьшить их отрицательные последствия, либо избежать этих трудностей, либо вытерпеть их. Можно определить совладающее поведение как целенаправленное социальное поведение, позволяющее справиться с трудной жизненной ситуацией (или стрессом) способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, – через осознанные стратегии действий. Это сознательное поведение направлено на активное изменение, преобразование ситуации, поддающейся контролю, или на приспособление к ней, если ситуация не поддаётся контролю. При таком понимании оно важно для социальной адаптации здоровых людей. Его стили и стратегии рассматриваются как отдельные элементы сознательного социального поведения, с помощью которых человек справляется с жизненными трудностями. Процедура проведения Испытуемому предлагаются 50 утверждений касающихся поведения в трудной жизненной ситуации. Испытуемый должен оценить как часто данные варианты поведения проявляются у него. Обработка результатов 1. подсчитываем баллы, сумируя по каждой субшкале: § никогда – 0 баллов; § редко – 1 балл; § иногда – 2 балла; § часто – 3 балла 2. вычисляем по формуле: X = сумма балов / max балл*100 Номера опросника (по порядку, но разные) работают на разные шкалы, например, в шкале «конфронтативный копинг» вопросы - 2, 3, 13, 21, 26, 37 и т.д. Максимальное значение по вопросу, которое может набрать испытуемый 3, а по всем вопросам субшкалы максимально 18 баллов, испытуемый набрал 8 баллов: – это и есть уровень напряжения конфронтационного копинга. 3. Можно определить проще, по сумарному баллу: § 0-6 – низкий уровень напряженности, говорит об адаптивном варианте копинга; § 7-12 – средний, адаптационный патенциал личности в пограничном состоянии; § 13-18 – высокая напряженность копинга, свидетельствует о выраженной дезадаптации. Ключ § Конфронтационный копинг – пункты: 2, 3, 13, 21, 26, 37. § Дистанцирование – пункты: 8, 9, 11, 16, 32, 35. § Самоконтроль – пункты: 6, 10, 27, 34, 44, 49, 50. § Поиск социальной поддержки – пункты: 4, 14, 17, 24, 33, 36. § Принятие ответственности – пункты: 5, 19, 22, 42. § Бегство-избегание – пункты: 7, 12, 25, 31, 38, 41, 46, 47. § Планирование решения проблемы – пункты: 1, 20, 30, 39, 40, 43. § Положительная переоценка – пункты: 15, 18, 23, 28, 29, 45, 48. Интерпретация результатов Описание субшкал 1. Конфронтационный копинг. Агрессивные усилия по изменению ситуации. Предполагает определенную степень враждебности и готовности к риску. 2. Дистанцирование. Когнитивные усилия отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость. 3. Самоконтроль. Усилия по регулированию своих чувств и действий. Пункты: 4. Поиск социальной поддержки. Усилия в поиске информационной, действенной и эмоциональной поддержки. 5. Принятие ответственности. Признание своей роли в проблеме с сопутствующей темой попыток ее решения. 6. Бегство-избегание. Мысленное стремление и поведенческие усилия, направленные к бегству или избеганию проблемы. 7. Планирование решения проблемы. Произвольные проблемно-фокусированные усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к проблеме. 8. Положительная переоценка. Усилия по созданию положительного значения с фокусированием на росте собственной личности. Включает также религиозное измерение. Бланк для ответов копинг-теста
Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) / Журнал практического психолога. М.: 2007. № 3 С. 93-112. Экспериментальный материал Порядок проведения Методика проводится фронтально - с целым классом или группой учащихся. После раздачи бланков школьникам предлагается прочесть инструкцию, затем психолог должен ответить на все задаваемые ими вопросы. После этого учащиеся работают самостоятельно, и психолог ни на какие вопросы не отвечает. Этапы психологического исследования Первый этап – постановка целей, формулирование гипотез на основе наблюдения за классом (предположения о распределении ролей, об уровне сплоченности, микроклимате в классе, нормах, фазах развития группы). Основной метод: наблюдение, вывод индуктивной гипотезы.
Второй этап – подбор методов диагностики коллектива для проверки гипотез, организация и проведение исследования. Методы: социометрия, референтометрия, наблюдение, опросники, тесты. Методики исследования: 1) Измерение нормативных предпочтений в группе (тест О.И.Комиссаровой) 2) Методика социометрии Дж.Морено 3) Методика «Психологическая атмосфера в коллективе» 4) Индекс сплоченности Сишора 5) Методика по изучению ценностно-ориентационного единства Онуфриевой-Ивашкиной. 6) Неоконченные предложения (в модификации А.Б.Орлова) 7) Копинг-тест Лазаруса (см. Приложение)
Третий этап – обработка результатов, их обсуждение и выводы. Оформление в виде «Социально-психологической характеристики ученического коллектива» (см. Психологическая практика студентов в школе. Методическое пособие для непсихологических факультетов. – Уфа, 2002.) Методические рекомендации к оформлению отчетов по психологической практике студентов 5 курса В оформлении отчета использовать листы формата А4, обложку, структуру: титульный лист, оглавление, введение, характеристика коллектива, выводы, список литературы, приложения. 1. Во введении указать цели психологической практики, методы исследования. 2. В психолого-педагогической характеристике школьного коллектива описывать структуру группы, отношения в классе с опорой на данные методов исследования: наблюдения, беседы с учениками и классным руководителем, диагностических методик. 3. Использовать в характеристике такие речевые обороты, как: «Согласно данным методики…», «Результаты проективного теста показали, что …», «По отзывам учеников, выявленным в ходе беседы…», «(см. Приложение …)» и т.п. 4. К характеристике обязательно приложить следующие материалы: заполненные бланки тестов, анкет, вопросы и ответы проведенных бесед, а также интерпретация и анализ результатов исследования. Без приложений характеристики не принимаются и практика не засчитывается! 5. В выводах отразить: - общее впечатление и особенности данной практики; - рекомендации по дальнейшему улучшению преподавания психологических дисциплин; - конкретные рекомендации по улучшению руководства практикой студентов по психологии.
Литература: 1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Справочник по психодиагностике. – СПб., 1998 2. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию. - Самара, 2003. 3. Никиреев Е.М. направленность личности и методы ее исследования: учеб пособие. – М.-Воронеж, 2004. 4. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Ред.-сост. Д.Я.Райгородский. – Самара, 1998. 5. Психологическая практика студентов в школе. Методическое пособие для непсихологических факультетов. – Уфа, 2002. 6. Психологические задания к педагогической практике студентов. / Под ред. Проф. А.Э.Штейнмеца. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2002. 7. Психологические тесты /Под ред. А.А.Карелина. в 2 т. 8. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 490 с. Дни консультаций:по средам на ФМФ с 14.00 до 17.40по эл.почте: [email protected] Сдача отчетов по адресу:Чернышевского, 25 а, 5 уч.корпус, 219 каб. (кафедра психологии, тел.2518867)26-29 декабря!Приложение Определение индекса групповой сплоченности Сишора Назначение и инструкция. Групповую сплоченность - чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплоченность в единое целое, - можно определить не только путем расчета соответствующих социометрических индексов. Значительно проще сделать это с помощью методики, состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый. Ответы кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям (максимальная сумма +19 баллов, минимальная - -5). В ходе опроса баллы указывать не нужно.I. Как бы вы оценили свою принадлежность к группе?1) Чувствую себя ее членом, частью коллектива (5).2) Участвую в большинстве видов деятельности (4).3) Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других (3).4) Не чувствую, что являюсь членом группы (2).5) Живу и существую отдельно от нее (1).6) Не знаю, затрудняюсь ответить (-1).II. Перешли бы вы в другую группу, если бы представилась такая возможность (без изменения прочих условий)?1) Да, очень хотел бы перейти (1).2) Скорее перешел бы, чем остался (2).3) Не вижу никакой разницы (3).4) Скорее всего остался бы в своей группе (4).5) Очень хотел бы остаться в своей группе (5).6) Не знаю, трудно сказать (-1).III. Каковы взаимоотношения между членами вашей группы?1) Лучше, чем в большинстве коллективов (3).2) Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2). 3) Хуже, чем в большинстве классов (1).4) Не знаю, трудно сказать (-1).IV. Каковы у вас взаимоотношения с руководством?1) Лучше, чем в большинстве коллективов (3).2) Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2).3) Хуже, чем в большинстве коллективов (1).4) Не знаю. (-1)V. Каково отношение к делу (учебе и т. п.) в вашем коллективе?1) Лучше, чем в большинстве коллективов (3).2) Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2).3) Хуже, чем в большинстве коллективов (1). 4) Не знаю (-1).Уровни групповой сплоченности:15,1 баллов и выше - высокая; 11,6 - 15 балла - выше средней; 7- 11,5 - средняя; 4 - 6,9 - ниже средней; 4 и ниже - низкая. Определение опосредованной групповой сплоченности(В. С. Ивашкин, В. В. Онуфриева) Назначение. Данная методика предназначена для изучения групповой сплоченности, опосредованной целями и задачами совместной деятельности.В качестве стимульного материала взяты деловые, моральные и эмоциональные качества (3х7), отражающие ценностные ориентации молодежных групп.Инструкция. Выберите из предложенного списка 5 качеств, которые вы считаете наиболее важными для человека как члена коллектива.Пусть, например, испытуемый выбрал следующие качества: трудолюбие, принципиальность, активность, честность, справедливость, и записал их в опросном листе.Стимульный материал с дифференциацией качеств
12 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |