Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Обследование уровня сформированности навыка фонематического восприятияНарушение фонематического восприятия может сопоставляться с нарушением звукопроизношения у ребенка, а так же сочетаться с удовлетворительным звукопроизношением (на момент обследования). Но в любом случае это нарушение влияет на формирование навыков чтения и письма. Обследование проводится на материале изолированных звуков, слогов, слов и фраз. Ребенок выполняет инструкцию: "Послушай внимательно и повтори то, что я сказала". При этом ребенок не должен видеть артикуляцию логопеда, он повторяет сказанное только после того, как логопед произнесет весь предлагаемый материал ("цепочку" слогов, "цепочку" слов и т.д.) и в той же самой последовательности. Если ребенок не произносит или произносит с заменой необходимый звук, необходимо его произнесение заменить на какое-либо условное движение или графическое изображение (условный знак или буква). Звуко-слоговый материал должен быть систематизирован по степени сложности. * Фиксируются особенности различения воспринимаемых звуков по фонетическим группам, как внутри них (соноры, свистящие, шипящие), так и в смешанной группе (свистящие - шипящие). Так же фиксируются нарушения восприятия звонких - глухих, твердых - мягких согласных и проторного звука х со взрывным к. Звуковой анализ и синтез слова также используется для проверки различения звуков (см. раздел "Письменная речь"). Обследование словарного запаса Необходимо специально обследовать как активный словарь ребенка, так и пассивный (см. раздел "Обследование понимания речи"). Предметный словарь Наиболее простым приемом является называние предметов. Ребенок называет предметы, как натуральные, так и их изображения. Логопед задает вопросы: "Кто это? Что это?". Другой вариант этого приема - называние предмета по описанию. Предметы и картинки могут быть подобраны по следующим темам: игрушки, животные, части тела, посуда, мебель, одежда, животные, профессии, времена года и т.д.). Так же необходимо выявить объем и особенности словаря, обозначающего действия и состояние предмета. Здесь используется называние действий, как реальных, так и картинок, изображающих эти действия. Так же предлагаются вопросы (без опоры на наглядность) типа "Врач что делает?". Другой вариант задания - показ картинки. Ребенок должен назвать предмет и характерное для него действие: лягушка (прыгает), змея (ползает). Подбор определения к слову используется для того, чтобы выяснить, как дети используют прилагательные. Например: "Какое бывает солнышко? Яркое, ясное, золотое, жгучее и т.д." Употребление относительных и притяжательных прилагательных, например: "Стол сделан из дерева. Стол какой? - "Деревянный". А эта ваза? - Стеклянная. Чей хвост? - Лисий. * Т.П. Бессонова, О.Е. Грибова, Дидактический материал по обследованию речи детей, ч.1, М. 1994. Подбор синонимов Инструкция: "Подобрать к этому слову другое, которым можно данное слово заменить". Например: печаль - грусть - тоска. Подбор антонимов (по картинкам или без опоры на наглядность). Инструкция: "Подбери к слову другое слово, противоположное по значению". Например: грязный - чистый. Подбор родственный однокоренных слов. Например: земля, земной, земляной, подземный и т.д.) В зависимости от развития ребенка, его возраста указанные приемы можно усложнять или упрощать. Записываются все выявленные недостатки словаря и соответствующие примеры. В случаях, если ребенок не называет или называет неправильно нужные слова, необходимо проверить их понимание (см. соответствующий раздел). Такую проверку нельзя делать сразу же. Лучше все случаи ошибочного выполнения заданий ввести в раздел "Понимание речи". Наряду с номинативной функцией слова необходимо проверить у ребенка понимание значения употребляемых слов. Он может знать и называть слово, но неправильно его употреблять, заменять другим менее точным, приблизительным или не представлять себе связи слов между собой. Это выявляется при наблюдении над речью ребенка в процессе всего обследования. Обследование грамматического строя речи Составление предложений или небольших рассказов. По специально подобранным сюжетным картинкам или сериям картинок ребенок составляет предложения или рассказ. Фиксируется, как ребенок выполняет задание: перечисляет отдельные предметы без описания действий, качеств и т.д., называет отдельные действия, составляет отдельные предложения. Пользуется простыми или распространенными предложениями, какие части речи и предлоги употребляет. Фиксируются все случаи аграмматизмов. Другой вариант этого задания - составление предложения или рассказа по опорным словам. Инструкция: Составь предложение (рассказ) из слов... (даются опорные слова) и дополни их другими добавочными словами. Более сложный вариант: составление предложений по отдельным словам, расположенным в беспорядке. Инструкция: Составь предложение из слов в нужном порядке. Например: в, на, дети, площадке, футбол, играют. (Дети на площадке играют в футбол). Слова могут быть даны не только устно, но и написаны на отдельных карточках. Этиже задания в большей мере, чем задания других разделов, помогут обследовать и оценить развитие связной речи. Использование предлогов Обследуется умение правильно употреблять предлоги по выполняемому действию, по картинке, вставляя недостающий предлог в готовое предложение (Мяч перелетел...забор. Мяч упал...забор). Нужный предлог ребенок должен подобрать самостоятельно или (в более мягком виде) - выбрать из нескольких имеющихся. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |