Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Инженерно-геологические, гидрогеологические и климатические данные.

Инженерно-геологические данные – это сведения об условиях залегания, распространении и строительных свойствах грунтов.

Вы знаете, что грунты подразделяются на скальные, песчаные и глинистые. Свойства грунтов в большей степени влияют на расчёт грунтовых оснований. Это выходит за пределы данной дисциплины. Но на свойства грунтов, особенно глинистые, пылеватые, просадочные, пучинистые, набухающие, карстовые и т.д. определяющую роль оказывает вода. Отвод воды, предотвращение попадания её под искусственные покрытия решается при проектировании вертикальной планировки аэродрома. В зависимости от того, какие грунты залегают на данном участке, зависят нормативные уклоны грунтовой части лётной полосы и ДВС.

Для получения инженерно-геологических данных заказывают сертифицированные лаборатории, которые производят бурение по определённым методикам, отбирают пробы грунта и исследуют их в лабораториях. Результатом является картограмма грунтов, с указанием мощности, глубины залегания и свойств грунтов. Одновременно изучают толщину и свойства, в том числе агротехнические, растительного слоя.

Гидрогеологические данные – это сведения об уровне залегания и режиме грунтовых вод, а также их химический состав. Данные получают от лабораторий и в результате наблюдений местных гидрогеологических станций.

Подземные воды – это вода, уровень которой ниже уровня почвы. Подразделяются на верховодку, грунтовые и напорные (артезианские) воды. Верховодка – это вода, которая появляется в грунтах эпизодически, на определённой площади в период избыточного увлажнения. В засушливую погоду исчезает. Грунтовые воды – это первый от поверхности слой воды. Распространены регионально, уровень их может колебаться в течении года, но присутствуют в грунте стабильно. Характеризуются более или менее стабильным дебитом. Может находиться в порах, трещинах или залегать пластами. На напорных водах аэродромы не строят.

Климатические данные –первоначально принимают по СНиП 2.05.08-85. В основу принятого климатического районирования положен водно-тепловой режим местности.

Общее представление о водном режиме можно получить с помощью коэффициента водного баланса, который был предложен академиком Костяковым А.Н.

где:

Н – годовое количество осадков;

λ – коэффициент, учитывающий долю осадков, которые впитываются в грунт;

Е – годовое испарение осадков.

Вся территория Украины разделена на районы (зоны) с более или менее однородными климатическими условиями для целей проектирования и строительства дорог и аэродромов. Следует отметить что, в первую очередь деление было произведено именно для дорог. Поэтому они называются «Дорожно-климатические зоны», можно принимать по СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги». В зависимости от степени увлажнения, глубины залегания грунтовых вод, глубины промерзания грунтов и среднегодового количества осадков территория Украины разделена на 3 дорожно-климатических зоны (II – IV).

ІІ зона – районы избыточного увлажнения. Коэффициента водного баланса от 1,5 до 2. Данная зона расположена на северо-запад от линии, проходящей по городам Львов – Житомир – Чернигов.

ІІІ зона – районы переменного увлажнения. Характеризуется избыточным увлажнением весной и осенью. Коэффициента водного баланса от 0,8 до 1,5. Данная зона расположена на северо-запад от линии, проходящей по городам Кишинев – Кировоград – Белгород, но юго-восточнее границы ІІ зоны.

IV зона – районы недостаточного увлажнения. Это степные и лесостепные районы Украины. Коэффициента водного баланса 0,5 – 0,6. Данная зона расположена юго-восточнее границы ІІІ зоны. Большая часть Харьковской области относятся именно к этой зоне.

Но кроме дорожно-климатической зоны, при проектировании необходимо учитывать Тип гидрогеологических условий. Они также изложены в СНиП 2.05.08-85.

 

Тип гидрогеологических условий Глубина горизонта подземных вод к началу промерзания грунта
      Больше глубины промерзания на: 2,0 м – в глинах, суглинках пылеватых; 1,5 м – в суглинках, супесях пылеватых; 1,0 м – в супесях, песках, песках пылеватых   Больше глубины промерзания, но меньше, чем для 1-го типа   Меньше глубины промерзания
П р и м е ч а н и я: 1. Глубина промерзания определяется расчетом для открытой очищенной от снега поверхности покрытия и исчисляется от его верха с учетом вертикальной планировки поверхности аэродрома и теплотехнических характеристик материалов оснований и покрытия. 2. Глубина горизонта подземных вод к началу промерзания грунта исчисляется от верха покрытия до уровня подземных вод, установленного изысканиями, а при наличии глубинного дренажа или других водопонижающих устройств — до верха депрессионной кривой.

Тип гирогеологичекских условий влияет на расчётные и фактические коэффициент постели и модуль упругости грунтового основания при расчёте (проектировании) несущей способности искусственного покрытия.

Возвышение поверхности покрытия над расчётным уровнем подземных вод должно быть не менее:

Грунт насыпи (основания) Минимальное возвышение поверхности над уровнем подземных вод в дорожно-климатических зонах
II III IV
Песок средней крупности 1,1 0,9 0,8
Мелкий песок, супесь. 1,6 1,2 1,1
Глина, суглинок, супесь пылеватая 2,3 1,8 1,5

В случае, когда выполнение настоящих требований технико-экономически нецелесообразно, в грунтовом основании следует устраивать капиляропрерывающие или гидроизолирующие прослойки.

При реконструкции (усилении) покрытий в случаях, когда фактическое возвышение эксплуатируемого покрытия над уровнем подземных вод меньше установленного, допустимость сохранения такого положения после реконструкции должна решаться с учётом опыта эксплуатации существующего покрытия.

 

Охрана окружающей среды.

В последние годы всё больше внимания уделяют охране окружающей среды. Созданы службы экологического контроля, которые имеют значительные полномочия и часто ими пользуются.

Это хорошо – может быть будет чище природа, с другой – накладывает определённые обязанности и ограничения при проектировании, строительстве и эксплуатации аэродрома.

В соответствии с Постановлением КМ Украины от 27.07 1995 года №554 строительство аэропортов и аэродромов являются источниками повышенной экологической опасности.

Основными задачами по охране окружающей среды при эксплуатации аэродрома являются:

1. сохранение почвенного покрова (растительного слоя) земли;

2. предупреждение загрязнения поверхностных и грунтовых вод стоками дождевых и талых вод с искусственных покрытий;

3. предупреждение загрязнения окружающей среды (земля, грунтовые воды и атмосфера) результатами техногенной деятельности аэропорта;

4. бережное и рациональное использование отведённого земельного участка.

Для сохранения почвенного покрова, на стадии проектирования, необходимо неукоснительно соблюдать требования по максимальным и минимальным уклонам грунтовой поверхности для предотвращения вымывания и замокания грунта. В дальнейшем, во время эксплуатации, необходимо сохранять и подсеивать травяной покров на лётном поле, содержать в исправном состоянии ДВС. Нарушение дернового покрова приводит к значительной эрозии грунта и представляет угрозу для эксплуатации ВС.

Для предупреждения загрязнения поверхностных и грунтовых вод ГСМ и реагентами для борьбы с гололёдом на каждом аэродроме должны функционировать очистные сооружения. Согласно требованиям законодательства Украины запрещается принимать в эксплуатацию аэродромы без очистных сооружений. До введения в действие Постановления КМ 95 г. №554, наличие очистных сооружений было необязательным. В аэропорту Харьков их до настоящего времени не было и нет. Запрещается сбрасывать воду с аэродрома в водные бассейны без очистки. Степень очистки и условия спуска сточных вод с аэродрома в водоёмы должны удовлетворять требованиям Правил охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами. Рекомендовано для противообледенительной обработки ВС использовать специальные стоянки оборудованные улавливателями остатков противобледенительной жидкости.

В составе системы очистных сооружений необходимо предусматривать устройство аккумулирующих емкостей рабочим объёмом, расчитаныым на накопление поверхностных сточных вод при дождях после выпадения осадков до 10 – 15 мм. Их очистку от основной массы нефтепродуктов, а также биологические пруды с естественной или искусственной аэрацией.

Для предотвращения загрязнения окружающей среды в результате деятельности аэропорта необходимо следить за правильной эксплуатацией канализационной системы в зданиях и на территории аэропорта, поддерживать в исправном состоянии двигатели обслуживающей техники. Складские помещения, в первую очередь ГСМ должны соответствовать предъявляемым требованиям. На территории аэропорта запрещено устраивать свалки мусора, даже временные. Необходимо проводить борьбу и не давать разрастаться бурьянам, особенно амброзии.

Проверяющие инстанции, чаще всего, не очень хорошо ознакомлены с особенностями охраны окружающей среды на аэродроме, поэтому в первую очередь проверяют вопросы, относящиеся к общим требованиям.

 

Подведение итогов:

Повторить все изученные вопросы, напомнить нормативные документы, ответить на вопросы слушателей. Довести тему практического занятия. Дать задание на самостоятельную подготовку.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...