Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Инженерно-геологические, гидрогеологические и климатические данные.Инженерно-геологические данные – это сведения об условиях залегания, распространении и строительных свойствах грунтов. Вы знаете, что грунты подразделяются на скальные, песчаные и глинистые. Свойства грунтов в большей степени влияют на расчёт грунтовых оснований. Это выходит за пределы данной дисциплины. Но на свойства грунтов, особенно глинистые, пылеватые, просадочные, пучинистые, набухающие, карстовые и т.д. определяющую роль оказывает вода. Отвод воды, предотвращение попадания её под искусственные покрытия решается при проектировании вертикальной планировки аэродрома. В зависимости от того, какие грунты залегают на данном участке, зависят нормативные уклоны грунтовой части лётной полосы и ДВС. Для получения инженерно-геологических данных заказывают сертифицированные лаборатории, которые производят бурение по определённым методикам, отбирают пробы грунта и исследуют их в лабораториях. Результатом является картограмма грунтов, с указанием мощности, глубины залегания и свойств грунтов. Одновременно изучают толщину и свойства, в том числе агротехнические, растительного слоя. Гидрогеологические данные – это сведения об уровне залегания и режиме грунтовых вод, а также их химический состав. Данные получают от лабораторий и в результате наблюдений местных гидрогеологических станций. Подземные воды – это вода, уровень которой ниже уровня почвы. Подразделяются на верховодку, грунтовые и напорные (артезианские) воды. Верховодка – это вода, которая появляется в грунтах эпизодически, на определённой площади в период избыточного увлажнения. В засушливую погоду исчезает. Грунтовые воды – это первый от поверхности слой воды. Распространены регионально, уровень их может колебаться в течении года, но присутствуют в грунте стабильно. Характеризуются более или менее стабильным дебитом. Может находиться в порах, трещинах или залегать пластами. На напорных водах аэродромы не строят. Климатические данные –первоначально принимают по СНиП 2.05.08-85. В основу принятого климатического районирования положен водно-тепловой режим местности. Общее представление о водном режиме можно получить с помощью коэффициента водного баланса, который был предложен академиком Костяковым А.Н. где: Н – годовое количество осадков; λ – коэффициент, учитывающий долю осадков, которые впитываются в грунт; Е – годовое испарение осадков. Вся территория Украины разделена на районы (зоны) с более или менее однородными климатическими условиями для целей проектирования и строительства дорог и аэродромов. Следует отметить что, в первую очередь деление было произведено именно для дорог. Поэтому они называются «Дорожно-климатические зоны», можно принимать по СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги». В зависимости от степени увлажнения, глубины залегания грунтовых вод, глубины промерзания грунтов и среднегодового количества осадков территория Украины разделена на 3 дорожно-климатических зоны (II – IV). ІІ зона – районы избыточного увлажнения. Коэффициента водного баланса от 1,5 до 2. Данная зона расположена на северо-запад от линии, проходящей по городам Львов – Житомир – Чернигов. ІІІ зона – районы переменного увлажнения. Характеризуется избыточным увлажнением весной и осенью. Коэффициента водного баланса от 0,8 до 1,5. Данная зона расположена на северо-запад от линии, проходящей по городам Кишинев – Кировоград – Белгород, но юго-восточнее границы ІІ зоны. IV зона – районы недостаточного увлажнения. Это степные и лесостепные районы Украины. Коэффициента водного баланса 0,5 – 0,6. Данная зона расположена юго-восточнее границы ІІІ зоны. Большая часть Харьковской области относятся именно к этой зоне. Но кроме дорожно-климатической зоны, при проектировании необходимо учитывать Тип гидрогеологических условий. Они также изложены в СНиП 2.05.08-85.
Тип гирогеологичекских условий влияет на расчётные и фактические коэффициент постели и модуль упругости грунтового основания при расчёте (проектировании) несущей способности искусственного покрытия. Возвышение поверхности покрытия над расчётным уровнем подземных вод должно быть не менее:
В случае, когда выполнение настоящих требований технико-экономически нецелесообразно, в грунтовом основании следует устраивать капиляропрерывающие или гидроизолирующие прослойки. При реконструкции (усилении) покрытий в случаях, когда фактическое возвышение эксплуатируемого покрытия над уровнем подземных вод меньше установленного, допустимость сохранения такого положения после реконструкции должна решаться с учётом опыта эксплуатации существующего покрытия.
Охрана окружающей среды. В последние годы всё больше внимания уделяют охране окружающей среды. Созданы службы экологического контроля, которые имеют значительные полномочия и часто ими пользуются. Это хорошо – может быть будет чище природа, с другой – накладывает определённые обязанности и ограничения при проектировании, строительстве и эксплуатации аэродрома. В соответствии с Постановлением КМ Украины от 27.07 1995 года №554 строительство аэропортов и аэродромов являются источниками повышенной экологической опасности. Основными задачами по охране окружающей среды при эксплуатации аэродрома являются: 1. сохранение почвенного покрова (растительного слоя) земли; 2. предупреждение загрязнения поверхностных и грунтовых вод стоками дождевых и талых вод с искусственных покрытий; 3. предупреждение загрязнения окружающей среды (земля, грунтовые воды и атмосфера) результатами техногенной деятельности аэропорта; 4. бережное и рациональное использование отведённого земельного участка. Для сохранения почвенного покрова, на стадии проектирования, необходимо неукоснительно соблюдать требования по максимальным и минимальным уклонам грунтовой поверхности для предотвращения вымывания и замокания грунта. В дальнейшем, во время эксплуатации, необходимо сохранять и подсеивать травяной покров на лётном поле, содержать в исправном состоянии ДВС. Нарушение дернового покрова приводит к значительной эрозии грунта и представляет угрозу для эксплуатации ВС. Для предупреждения загрязнения поверхностных и грунтовых вод ГСМ и реагентами для борьбы с гололёдом на каждом аэродроме должны функционировать очистные сооружения. Согласно требованиям законодательства Украины запрещается принимать в эксплуатацию аэродромы без очистных сооружений. До введения в действие Постановления КМ 95 г. №554, наличие очистных сооружений было необязательным. В аэропорту Харьков их до настоящего времени не было и нет. Запрещается сбрасывать воду с аэродрома в водные бассейны без очистки. Степень очистки и условия спуска сточных вод с аэродрома в водоёмы должны удовлетворять требованиям Правил охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами. Рекомендовано для противообледенительной обработки ВС использовать специальные стоянки оборудованные улавливателями остатков противобледенительной жидкости. В составе системы очистных сооружений необходимо предусматривать устройство аккумулирующих емкостей рабочим объёмом, расчитаныым на накопление поверхностных сточных вод при дождях после выпадения осадков до 10 – 15 мм. Их очистку от основной массы нефтепродуктов, а также биологические пруды с естественной или искусственной аэрацией. Для предотвращения загрязнения окружающей среды в результате деятельности аэропорта необходимо следить за правильной эксплуатацией канализационной системы в зданиях и на территории аэропорта, поддерживать в исправном состоянии двигатели обслуживающей техники. Складские помещения, в первую очередь ГСМ должны соответствовать предъявляемым требованиям. На территории аэропорта запрещено устраивать свалки мусора, даже временные. Необходимо проводить борьбу и не давать разрастаться бурьянам, особенно амброзии. Проверяющие инстанции, чаще всего, не очень хорошо ознакомлены с особенностями охраны окружающей среды на аэродроме, поэтому в первую очередь проверяют вопросы, относящиеся к общим требованиям.
Подведение итогов: Повторить все изученные вопросы, напомнить нормативные документы, ответить на вопросы слушателей. Довести тему практического занятия. Дать задание на самостоятельную подготовку. 12 |
|||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |