Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Семинар № 8. Психологические особенности формирования личности в подростковом возрасте

План:

1. Подростковый кризис. Амбивалентность и парадоксальность характера подростка.

2. Фор­мирование личности подростка. Роль ценностных ориентаций в форми­ровании личности.

3. Самосоз­нание подростков.

4. Понятие «чувство взрослости».

Литература:

· Выготский Л.С. Динамика и структура личности подростка / Собр. соч. Часть 1. «Педология подростка» М., 1984. Т. 4. С. 220.

· Мухина В.С. Возрастная психология. М., 2002. – С. 345 – 419. раздел 3, глава 8.

· Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии, 1996, № 1.

· Практическая психология образования. / Под ред. И.В. Дубровиной – СПб., 2004. – С. 371 – 380, 448 - 477.

· Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. М., 1994, с. 191-201, 165 – 168, 108-111, 168-172, 132-135, 146-149.

· Фельдштейн Д.И. Подростковый возраст как этап психического развития / В кн. Психология развивающейся личности - М., Воронеж, 1996.

· Фельдштейн Д.И. Особенности стадий развития личности на примере подросткового возраста / там же.

· Хухлаева О.В. Психология подростка. – М., 2005. – 160с.

Методические рекомендации:

При подготовке к семинарскому занятию необходимо изучить рекомендованную литературу и рассмотреть предлагаемые далее основные аспекты вопросов семинара. Статьи из журналов и хрестоматий рекомендуются к конспектированию.

 

По 1-му вопросу (Поливанова К.Н. «Психологическое содержание подросткового возраста»; Ремшмидт Х. «Подростковый и юношеский возраст»):

· типы протекания подросткового кризиса;

· черты подросткового кризиса;

· фаза негативизма в подростковом кризисе.

По 2-му вопросу (Выготский Л.С. «Динамика и структура личности подростка»; Фельдштейн Д.И. «Особенности стадий развития личности на примере подросткового возраста»):

· открытие собственного « Я» в подростковом возрасте;

· развитие рефлексии и самосознания в подростковом возрасте;

· стадии развития личности в подростковом возрасте.

По 3-му вопросу (Выготский Л.С. «Динамика и структура личности подростка»; Фельдштейн Д.И. «Подростковый возраст как этап психического развития»; Поливанова К.Н. «Психологическое содержание подросткового возраста»):

· механизм развития самосознания в подростковом возрасте;

· черты развития самосознания;

· «Я-концепция» подростка.

По 4-му вопросу (Хухлаева О.В. «Психология подростка»; Мухина В.С. «Возрастная психология»; И.В. Дубровина «Практическая психология образования»):

· понятие чувства взрослости;

· соотношение внешней и внутренней взрослости у подростков;

· проявления чувства взрослости в поведении, деятельности, общении.

Семинар № 9. Психологические особенности становления личности в юношеском возрасте

План:

1. Зависимость межличностных отношений старшеклассников от отношения к учёбе.

2. Самоопределение старшеклассников.

3. Общение старшеклассников с учителем.

4. Развитие самосознания старшеклассников.

Литература:

· Абрамова Г.С. Возрастная психология.- М., 2001. – С. 539 – 571. глава 16.

· Горбатенко Т.М. Межличностные отношения в старшем школьном возрасте // Вопросы психологии. № 2. 1988.

· Кирилова Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников // Вопросы психологии. №.4. 2000.

· Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1989 (разделы «Самосознание: открытие «Я»; «Учителя и учащиеся».

· Кон И. Психология старшеклассника. Хрестоматия по возрастной психологии. М., 1994.-с.237-244.

· Кричевский. Общение классного руководителя с коллективом старшеклассников // Вопросы психологии. 1984. № 6.

· Мудрик А.В. Современный старшеклассник //Хрестоматия по возрастной психологии. М., 1994.

· Снегирёва Т.В. Личностное самоопределение в старшем школьном возрасте // Вопросы психологии. 1989. № 2.

· Психология развивающейся личности / Под ред. Петровского А.В. М., 1987. Глава 6. «Отличник учёбы в системе межличностных отношений школьного класса».

· Практическая психология образования. / Под ред. И.В. Дубровиной – Спб., 2004. – С. 478 – 528.

Методические рекомендации:

При подготовке к семинарскому занятию необходимо изучить рекомендованную литературу и рассмотреть предлагаемые далее основные аспекты вопросов семинара. Статьи из журналов и хрестоматий рекомендуются к конспектированию.

По 1-му вопросу (И.В. Дубровина «Практическая психология образования»; Горбатенко Т.М. «Межличностные отношения в старшем школьном возрасте»; А.В.Петровский «Отличник учёбы в системе межличностных отношений школьного класса»):

· особенности социализации в ранней юности;

· проблема социальной адаптации к новому коллективу;

· отношение к учению в старшем школьном возрасте.

По 2-му вопросу (Кон И. «Психология ранней юности»; Кирилова Н.А. «Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников»; Снегирёва Т.В. «Личностное самоопределение в старшем школьном возрасте»):

· понятие самоопределения;

· направленность личности старшеклассника;

· проблемы личностного и профессионального самоопределения старшеклассников.

По 3-му вопросу (Абрамова Г.С. «Возрастная психология»; Кричевский. «Общение классного руководителя с коллективом старшеклассников»; И.В. Дубровина «Практическая психология образования»):

· особенности юношеской субкультуры;

· общение со сверстниками, юношеская дружба;

· отношение к учителю в старшем школьном возрасте.

По 4-му вопросу (И.В. Дубровина «Практическая психология образования»; Кон И. «Психология старшеклассника»; Мудрик А.В. «Современный старшеклассник»):

· психосоциальная идентичность в ранней юности, особенности ее формирования;

· кризис идентичности;

· общественно-исторические условия и их влияние на самосознание в ранней юности.

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...