Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 3. Методологические принципы, логика и организация социально-педагогического исследования

Понятие о принципах исследования. Общенаучный характер гносеологических принципов. Объективность как принцип исследования. Способы повышения объективности социальных и социально-педагогических исследований. Принцип научности.

Принцип единства логического и исторического. Логическое и историческое в социально-педагогическом исследовании. Принцип концептуального единства исследования. Понятие о концепции. Концептуальность в НИР.

Принцип системного подхода. Понятие о системе. Структура системы. Особенности социальных и социально-педагогических систем. Аксиомы системного подхода и их реализация в социально-педагогическом исследовании. Комплексный системный подход к изучению взаимодействия человека и среды.

Принцип изучения социально-педагогический явлений в их развитии. Понятие о диалектике. Диалектика социально-педагогических явлений. Значение диалектического подхода в социально-педагогическом исследовании.

Принцип деятельностного подхода. Понятие о деятельности человека. Виды деятельности. Особенности деятельности детей и подростков и их учёт в процессе исследования.

Принцип аналитико-синтетического изучения социально-педагогических объектов, процессов, явлений. Общее, особенное и единичное в социально-педагогических явлениях.

Принцип социального детерминизма.

Принципы надёжности, достоверности и валидности.

Принцип единства исследовательской и практической деятельности.

Исследовательский подход как исходный принцип профессиональной деятельности социальной педагогики и социальной работы. Компоненты исследовательского подхода: системный, комплексный, целостный, личностно-деятельностный, содержательный, качественный, количественный, феноменологический, сущностный, формальный, логический, исторический.

Структура и логика научного исследования. Общее ознакомление с проблемой исследования и научное обоснование исследования. Выбор методологии исследования. Построение гипотезы исследования. Выбор методов исследования. Принципы выбора методов исследования. Выбор формы организации исследования.

Пилотажное исследование. Повторные исследования. Панельное исследование и лонгитюдное исследование. Поколенные, когортные, трендовые исследования. Сравнительное исследование. Социально-педагогическое обследование. Понятие о полевом исследовании.

Основные понятия:

Принцип исследования; гносеологические принципы; объективность; научность; единство логического и исторического; концепция, концептуальность, принцип концептуального единства; системность, принципы системного подхода; диалектика, принцип изучения социально-педагогических явлений в их развитии; деятельный подход; аналитико-синтетическое изучение социальных и социально-педагогических объектов и процессов; социальный детерминизм, надёжность и достоверность, валидность виды валидности, исследовательский подход, этапы исследования ,логика исследования, формы организации исследования, лонгитюдное исследование, сравнительное исследование; трендовые, когортные, социально- педагогическое обследование, полевое исследование.

 

 

РАЗДЕЛ 2

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

 

Тема 4. Понятие о методах исследования в социальной педагогике Общая характеристика и классификация.

Понятие о методе. Научный метод исследования как способ познания объективной реальности. Структура метода исследования: приёмы, средства, правила, процедуры и операции.

Методология как учение о методах. Методика исследования как конкретная реализация методов на предметно-чувственном уровне.

Многообразие подходов к классификации методов исследования.

Оптимальная классификация методов исследования

Всеобщие методы исследования как способ познания объективной реальности.

Общенаучные методы исследования. Теоретическое исследование и его методы. Технология теоретического исследования. Анализ и синтез. Формы теоретического анализа Индукция и дедукция. Абстрагирование. Идеализация. Конкретизация. Метод моделирования. Генетический и сравнительно-исторический метод. Изучение и анализ литературных источников. Информационный поиск как метод исследования. Технология работы с научной литературой. Правила библиографического описания литературных источников. Реферат как элементарное теоретическое исследование. Понятие об аннотации и резензии.

Конкретно - научные методы исследования в социальной педагогике: социологические, социально-психологические, педагогические, математические.

Специальные методы исследования в социальной педагогике: эмпирические, диагностические, экспериментальные. Комплексные социально-педагогические методики.

Основные понятия:

Метод, научный метод, метод исследования, структура метода исследования, классификация методов исследования, всеобщие методы исследования, идеалистический метод, метафизический метод, диалектический метод, диалектико-математический метод, общенаучные методы, анализ и синтез, формы анализа, индукция и дедукция, абстрагирование, идеализация, конкретизация, моделирование, информационный поиск, конкретно-научные методы исследования, специальные методы исследования.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...