Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 1 Введение в экономическую теорию.

Раздел 1 Введение в экономическую теорию.

Тема 1: Экономическая теория как наука

 

1.1. Предмет и метод экономической теории

 

Экономическая теория - наука, изучающая хозяйственную, производственную жизнь общества, поведение людей в процессе производства и распределения благ.

Люди занимаются производством для удовлетворения своих потребностей. Потребности постоянно растут и расширяются. Ресурсы для производства благ, которые удовлетворяют потребности, ограничены. Таким образом, необходимо достигнуть максимально эффективного использования ресурсов и производства благ, т.е. необходимо максимально удовлетворить потребности при минимально возможных издержках (ресурсных затратах, социальных издержках и др.).

Следовательно, предмет экономической теории - хозяйственная жизнь общества и способы производства, обмена и распределения благ при условии ограниченности ресурсов.

Метод - способ изучения явлений и процессов общественной жизни для создания и обоснования системы знаний.

Методы экономических исследований:

- наблюдение и сбор информации;

- эксперимент - проведение искусственного опыта, когда объект, который подвергается изучению, специально ставится в заданные условия;

- анализ - метод раскладывания единого целого на отдельные части;

- синтез - метод, состоящий всоединении отдельных частей в единое целое;

- индукция - метод получения общего знания о целом на основании исследования отдельных частей: от частного - к общему;

- дедукция - метод, основанный на получении знания от общего к частному и единичному;

- сравнение - метод, который определяет сходства или различия явлений и происходящих процессов;

- аналогия - метод изучения, основанный на переносе знания, полученного при изучении объекта X на менее изученный объект Y, который похож на объект X по существенным свойствам;

- гипотеза - метод изучения, основанный на выдвижении научного предположения для объяснения некоторых явлений или процесса;

- моделирование - исследование объектов изучения на их моделях. Моделирование предполагает построение и изучение моделей реально существующих предметов, явлений и конструируемых объектов;

- графический метод - метод отображения различных явлений и процессов с помощью графиков, диаграмм, схем, тем самым обеспечивая ясность и наглядность явления и процесса;

- соединение исторического и логического методов - метод изучения процессов и явлений в их исторической последовательности сопровождается логическими обобщениями (рассматривание процессов в целом и общими понятиями);

-движение от абстрактного к конкретному - метод перехода от абстрактных понятий и суждений к кон­кретным.

 

1.2. Предмет микроэкономики и макроэкономики

Микроэкономика- часть экономической теории, которая изучает поведение отдельных экономических единиц (домашних хозяйств и фирм) и функционирование отдельных рынков товаров и ресурсов. Предмет микроэкономики: принятие решений отдельных экономических агентов о распределении ограниченных ресурсов при условии, что они действуют абсолютно рационально, независимо от других людей и вне каких-либо правил поведения (институтов).

Макроэкономика - это часть экономической теории, изучающая функции экономики в целом. Макроэкономика изучает взаимосвязь между агрегированными экономическими величинами (ВНП, средним уровнем цен, национальным доходом, уровнем занятости, объемом денежной массы), а также усредненными величинами - средним уровнем процентной ставки, средним уровнем инфляции.

Принципиальное различие между микроэкономикой и макроэкономикой: микроэкономика анализирует поведение отдельных потребителей и фирм, строит теоретические модели их поведения, принимает как заданное такие переменные, динамику которых исследует макроэкономика.

Макроэкономические факторы, такие как уровень безработицы, уровень инфляции и т.д., оказывают сильное воздействие на поведение домашних хозяйств и фирм, на принятие ими решений (например, о том, какую часть дохода сберегать, какую расходовать и др.), что в свою очередь определяет динамику совокупного спроса. Следовательно, микроэкономика и макроэкономика тесно взаимосвязаны.

Макроэкономический анализ предполагает абстрагирование от различий между отдельными рынками, рассматривает их во взаимодействии друг с другом национальных экономик в целом. Цель - установление и поддержание краткосрочного и долгосрочного общего макроэкономического равновесия.

 

Раздел 2 Микроэкономика.

Количество)

Факторы, влияющие на предложение:цена товара, цены ресурсов, технологии, ценовые и дефицитные ожидания, размер налогов и субсидий, количество продавцов, другие факторы.

Движение вдоль кривой предложения означает изменение величины предложения: чем выше (ниже) цена, тем больше (меньше) величина предложения. Сдвиг кривой предложения вправо или влево показывает изменение предложения, которое происходит под влиянием различных факторов (например, повышения цен на ресурсы, снижения субсидий и др.).

 

4.2. Взаимодополняемость и взаимозаменяемость товаров и услуг

 

Свойство товаров или услуг удовлетворять потребности (личные или производственные) лишь в комплексе друг с другом называется взаимодополняемостью благ. Взаимодополняемые блага называют комлементарными товарами, например: ручка и бумага, компьютер и программное обеспечение.

Взаимодополняемость может быть:

- абсолютной - когда определенному количеству одного блага соответствует определенное количество другого блага (например, лыжи и крепления для них). Выбор потребителя является вынужденным и единственно возможным, независимо от цен на блага;

- относительной - когда количество соответствующего блага может быть различным (например, чай и сахар). При относительной взаимодополняемости снижение цен на один из товаров приводит к увеличению спроса на него, с ростом спроса на него растет спрос и на взаимодополняемый товар, что при прочих равных условиях повышает его цену. Следовательно, если два продукта взаимодополняемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь.

Свойство благ удовлетворять потребности за счет друг друга называют взаимозаменяемостью благ. К взаимозаменяемым благам относят такие, как розы и фиалки, театр и кино и др. Взаимозаменяемые блага называют товарами-субститутами и подразделяют на:

- абсолютные - когда одно благо можно полностью заменить на другое (например, красный и черный карандаши);

- относительные - когда одно благо может частично заменить другое, при этом удовлетворение от потребления может быть различным (например, чай и кофе).

В жизни чаще встречается относительная взаимозаменяемость. Рост цен на один из взаимозаменяемых товаров приведет к снижению спроса на него и увеличению спроса на другой, следовательно, к увеличению цен на него.

Таким образом, если два товара взаимозаменяемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь.

 

4.3. Эластичность спроса и предложения. Коэффициент эластичности

Эластичность (Е) спроса по цене показывает относительное изменение объема спроса под воздействием изменения цены на 1%.

Если Е >1 - спрос эластичный (спрос увеличивается и уменьшается быстрее, чем цены). Спрос считают неэластичным (спрос увеличивается и уменьшается медленнее, чем цены), если Е < 1. Крайние случаи эластичности: если Е = 0, то это означает, что изменение цены не вызывает никакого изменения спроса; если бесконечно малое изменение цены вызывает бесконечное увеличение спроса, то Е = ¥.

При небольших изменениях исходных величин обычно используют формулу точечной эластичности, при значительных (более 5% от исходной величины) - дуговой эластичности.

Факторы, влияющие на эластичность: степень необходимости этого товара для потребителя, наличие близких заменителей, удельный вес расходов на этот товар вбюджете потребителя, ожидания потребителя и др.

Перекрестная эластичность спроса по цене - относительное изменение спроса на один товар, деленное на относительное изменение цены другого товара, если коэффициент перекрестной эластичности = 0 - в потреблении этих товаров нет связи, если коэффициент перекрестной эластичности > 0 - товары взаимозаменяемые, если < 0 - взаимодополняемые.

Эластичность спроса по доходу - отношение относительного изменения объема спроса к относительному изменению дохода. Если эластичность по доходу > 0, то это означает, что потребитель считает товар нормальным и увеличивает его потребление при возрастании своего дохода. Если эластичность по доходу < 0, то этот товар для потребителя является товаром низшей категории, и при росте дохода потребитель будет сокращать его потребление. Если эластичность спроса по доходу близка к нулю, то этот товар нейтральный для потребителя и потребитель не изменяет количество закупок его при изменении дохода,

Эластичность предложения- относительное изменение величины предложения под влиянием изменения цены на один процент. Эластичность предложения положительна, так как цена и величина предложения изменяются в одном направлении.

4.4. Равновесие на рынке. Дефицит и излишки

Равновесная цена- цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил.

 

Но равновесие может быть нарушено под влиянием определенных факторов. В этих случаях реальная цена будет отличаться от равновесной цены. Различают устойчивое и неустойчивое равновесие.

Равновесие называется устойчивым,если отклонение от него сопровождается возвращением к первоначальному состоянию. В противоположном случае имеет место неустойчивое равновесие

В результате установления равновесия выигрывают и потребители, и производители.

Но потребители не всегда считают установившиеся цены оптимальными. Если потребители не удовлетворенны равновесными ценами, то создается благоприятная почва для государственного вмешательства в рыночное ценообразование. Это ведет к образованию максимальных и минимальных цен. Если государство устанавливает максимальную цену, которая находится ниже равновесной, то образуется дефицит,если государство устанавливает минимальную цену выше равновесного уровня, то образуется, излишек.Фиксирование цен означает отключение механизма рыночной координации.

Если существует дефицит,то к денежным затратам потребителя добавляются неденежные, связанные с поиском товара, стоянием в очередях и др. Это бесполезные затраты, так как они не служат расширению производства дефицитного товара.

Если существует излишек,то возникает необходимость дополнительных мер, стимулирующих ограничение предложения и увеличение спроса, чтобы сократить разрыв между субсидируемой и равновесной ценами.

И при излишке, и при дефиците экономика начинает функционировать менее эффективно.


Раздел 3 Макроэкономика

Другие показатели.

Чистый национальный продукт (ЧНП) - ВНП минус расходы на амортизационные отчисления. ЧНП не считается достаточно точным показателем из-за невозможности точно рассчитать амортизацию.

Национальный доход - обобщающий показатель экономического развития страны - суммарный доход всех граждан страны. Отличается от ВНП на сумму амортизационных отчислений и косвенных налогов на предпринимателей (налог на добавленную стоимость, акцизы, импортные пошлины и др.).

Личный доход - национальный доход минус взносы на социальное страхование, нераспределенная прибыль корпораций, налог на прибыль корпораций плюс сумма трансфертов.

Располагаемый личный доход -личный доход минус подоходный налог.

Потребление - самая большая составляющая ВНП Сбережения = Доход - Потребление.


Список рекомендуемой литературы.

1. Борисов Е.Ф. основы экономической теории. - М.: Высшая школа, 2002.

2. Вводный курс по экономической теории./Под ред. Журавлевой Г.П. - М.: ИНФРА * М, 2001.

3. Корнейчук Б.В. Микроэкономика. СПб.: Питер, 2002г

4. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: в 2 т.: М., 2001.

5. Нуреев P.M. Курс микроэкономики. - М.: Норма - Инфра * М, 2002.

6. Основы экономической теории./Под ред. Николаевой И.П. - М.: ЮНИТИ, 2001.

7. Экономика./ Под ред. Булатова А.С. - М.: Юрист, 2002.

8. Экономическая теория / Под ред. Камаева В.Д. М.: ВЛАДОС, 2002

9. Экономическая теория./ Под ред. Чепурина М.Н. - М.: ВЛАДОС, 2002.

 

Раздел 1 Введение в экономическую теорию.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...