Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 3: Общая характеристика рыночной экономики.

3.1. Рыночная система

Рынок- система отношений, в которой связи покупателей и продавцов настолько свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию быстро выравниваться.

Рынок- место встречи продавцов и покупателей, где осуществляется обмен по цене, о которой удалось договориться. Рынок означает передачу прав собственности, так как происходит передача своей и принятие чужой собственности.

Издержки, которые несут экономические агенты на рынке, связаны:

- с поиском информации;

- ведением переговоров;

- определением качественных и количественных характеристик товара или услуги;

- заключением контракта;

- определением и защитой прав собственности и другие.

Общественные потребности на рынке выявляются с помощью системы цен - они передают информацию для производителей, которая является стимулом для наиболее эффективного производства.

Рынок- механизм, осуществляющий связь между покупателями и продавцами.

Объектом купли продажи могут быть потребительские товары или ресурсы, услуги. В связи с этим различают: рынки потребительских товаров и услуг, рынки ресурсов, денежный рынок.

Главной предпосылкой обменаслужит принадлежность благ агентам экономических отношений. Собственник определяет, как и на каких условиях экономическое благо передается другому лицу.

Формы рынков:

- личный контакт. При этой форме цены устанавливаются заранее, до процесса купли-продажи;

- безличный контакт. При этой форме цены складываются непосредственно в процессе купли-продажи.

Также рынки делятся на:

- локальные;

- национальные;

- международные.

Главной проблемой функционирования рынка является проблема трансакционных издержек- издержек в сфере обмена, связанных с передачей прав собственности. Удельный вер трансакционных издержек особенно велик в обществе, где права собственности слабо определены. Но и в развитых обществах проблема минимизации трансакционных издержек актуальна.

3.2. Современные экономические системы (рыночная, командная и смешанная экономика)

Рыночная экономика- организация экономики, при которой координация действий осуществляется на основе взаимодействия на рынках свободных частных производителей и свободных потребителей.

Основные черты:господство частной собственности; свободное предпринимательство; многообразие форм собственности на средства производства; рыночное ценообразование; договорные отношения между субъектами экономики; упор на личные интересы (главный мотив для экономической деятельности); вмешательство государства в экономику ограничено.

Командная экономика- форма экономической организации, при которой материальные ресурсы находятся в государственной собственности и распределяются правительством в соответствии с жестким планом.

Основные черты:господство государственной собственности; административные методы управления экономикой (преимущественно в форме приказов); отсутствие личного интереса (инициативы); централизованное экономическое планирование (государственный план, в соответствии с которым осуществляется производство и распределение продукции).

Командная экономика - экономика дефицита, несмотря на полную занятость и полную загрузку производственных мощностей. Это связано с государственным регулированием цен, государственным планированием.

Смешанная экономика- организация экономики, которая сочетает в себе рыночную эффективность сгосударственным регулированием, при которой частный сектор управляется рыночным механизмом, а общественные институты и правительство воздействуют на экономику через директивы и фискальные рычаги. При этой системе большое внимание уделяется социальной сфере. Государство обеспечивает экономическую и политическую стабильность общества, сглаживает циклические колебания, кризисные явления и др.

 

3.3. Товар и его свойства. Величина стоимости товара

 

Товарное производство - производство продукции не для собственного потребления, а для обмена и на продажу. Товар - благо (продукция, услуги), которое удовлетворяет потребности человека и предназначено для обмена и реализации на рынке. Товарный вид - особое свойство, значение которого - возможность товара быть проданным.

Основные свойства товара:

потребительная стоимость - полезность товара, способность удовлетворять ту или иную потребность человека;

меновая стоимость - количественное соотношение, в которой обменивается один товар на другой;

цена - денежное выражении меновой стоимости товара (та сумма денег, которую покупатель уплачивает);

стоимость - издержки производства, те затраты, которые понес производитель при производстве и реализации товара.

Выделяют рыночную и индивидуальную стоимость. Индивидуальная стоимость - это затраты общественного и живого труда производителя (меняется в зависимости от цен на ресурсы, от производительности труда). Рыночная стоимость - средняя величина, характеризующаяся затратами труда. Если индивидуальная стоимость меньше рыночной стоимости, то продавец на рынке получает доход, если напротив - то убыток.

При взаимодействии на рынке продавцов и покупателей происходит обмен товарами и возрастание стоимости или возникновение капитала.

Товарное обращение- непрерывный товарный поток. Товарное обращение состоит из: оптовой торговли - торговли крупными партиями товаров, продажи оптовым покупателям, потребляющим товары в значительном количестве или продающим их затем в розницу, осуществляется по оптовым ценам; и розничной торговли - торговли товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Осуществляется по розничным ценам (оптовая цена + прибыль реализаторов товаров).

Спекуляция- купля-продажа товаров в расчете на получение спекулятивной прибыли от разницы между ценой, по которой купили товар, и продажной ценой.

3.4. Цена и ценообразование в рыночной экономике

 

Цена - сумма, которую необходимо уплатить при приобретении товара или услуги (в денежном выражении).

Ценовая политика - совокупность мероприятий, которые использует предприятие при установлении и изменении цен на реализуемую продукцию. При выборе ценовой политики учитываются: издержки производства, цены конкурентов, конъюнктура рынка, затраты на рекламу, стимулирование сбыта и др.

Ценообразование зависит, прежде всего, от тех целей, которые перед собой ставит фирма: если цель фирмы выживание, а не прибыль, то цены устанавливаются низкие; если фирма хочет максимизировать текущую прибыль - устанавливают такую цену, которая обеспечивает максимум текущей прибыли и максимальное возмещение затрат; если фирма хочет, чтобы товар, который она продает, был очень высококачественным, то устанавливает высокие цены на него, так как необходимо покрыть издержки высокого качества и др. Максимальная цена определяется спросом, а минимальная определяется издержками фирмы. На установление средних цен влияет поведение конкурентов. Если фирма имеет необходимые знания о ценах конкурентов, то эта информация может помочь выработать свою цену (например, если фирма продает аналогичный товар и т.д.). Поэтому максимальная цена определяется наличием у товара каких-то уникальных, особенных характеристик, а минимальная - себестоимостью продукции.

Основные подходы к установлению цены:

- установление единой цены для всех покупателей;

- традиционный способ - метод ценообразования, при котором цена определяется на основе полной себестоимости продукции путем добавления к ней определенной доли прибыли (наценки);

- метод установления цен на основе уровня текущих цен - фирма при установлении цен отталкивается от цен конкурентов, а не от собственных издержек или спроса;

- установление цен на основе закрытых торгов - установление цен в ходе борьбы на торгах за подряды;

- метод установления цен для стимулирования сбыта - фирмы устанавливают временно более низкие цены, чем в прейскуранте, для привлечения покупателей;

- сдерживающее ценообразование – установление цены, которая ниже цены максимально-прибыльного равновесия для предотвращения вступления в отрасль конкурентов.

Виды ценовой дискриминации: по группам покупателей (разные покупатели платят разные цены за одинаковый товар); по местонахождению товара; по времени продажи (например, ночью - дешевле); по качеству обслуживания.

Снижение цен потребители могут расценить не как повод для покупки, а могут рассматривать как наличие в товаре брака. Повышение цены может не отвернуть покупателей, а привлечь, они могут решить, что повышение цены вызвано повышением качества товара.

 

3.5. Асимметрия информации

 

Доступность информации - избежание временного или постоянного сокрытия информации от пользователей, получивших права доступа.

Информационная асимметрия - неравномерное распределение информации, которая необходима для осуществления рыночных сделок (при покупках и продажах). Отсутствие достаточной информации мешает взаимодействию на рынке, и результатом этого является неполнота рынка.

Информационная асимметрия является одним из факторов провалов рынка.

Провал рынка - экономическая ситуация, в которой рациональное поведение индивидов не обеспечивает оптимального использования ресурсов. Неполнота информации приводит к нерациональному распределению ресурсов.

Асимметрия информации распространена весьма широко - присутствует почти на всех рынках, только в одних случаях ее действие почти незаметно, в других - весьма значительно.

В основном информационная асимметрия характерна для рынка услуг. Ярким примером является сфера здравоохранения. Например, пациент, который пришел к врачу, в большинстве случаев не может сам поставить себе диагноз или подтвердить верность диагноза врача, поэтому он полностью полагается на квалификацию врача. Врач благодаря профессиональной подготовке владеет необходимой информацией.

Подобные явления наблюдаются и на рынках труда. Человек, который пришел устраиваться на работу, имеет конкретное представление о своей профессиональной подготовленности, о своих умениях, и т.д. Работодатель имеет ограниченное представление о категории работников, к которой может быть отнесен данный человек: (ему известны пол, возраст, образование и, возможно, еще некоторые характеристики). Ставка заработной платы устанавливается работодателем на основе его представлений о статистической структуре предложения труда. Она может вполне устроить работников с низкими деловыми данными, но может показаться недостаточной для работника с высоким профессиональным уровнем. Из-за асимметрии информации изменится предложение на рынке.

Методы преодоления информационной асимметрии:

· лицензирование деятельности;

· прямое участие государства в производстве продукции и услуг;

· государственный контроль над производством и сбытом товаров и услуг и др.

 


Раздел 2 Микроэкономика.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...