Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 3: Общая характеристика рыночной экономики.3.1. Рыночная система Рынок- система отношений, в которой связи покупателей и продавцов настолько свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию быстро выравниваться. Рынок- место встречи продавцов и покупателей, где осуществляется обмен по цене, о которой удалось договориться. Рынок означает передачу прав собственности, так как происходит передача своей и принятие чужой собственности. Издержки, которые несут экономические агенты на рынке, связаны: - с поиском информации; - ведением переговоров; - определением качественных и количественных характеристик товара или услуги; - заключением контракта; - определением и защитой прав собственности и другие. Общественные потребности на рынке выявляются с помощью системы цен - они передают информацию для производителей, которая является стимулом для наиболее эффективного производства. Рынок- механизм, осуществляющий связь между покупателями и продавцами. Объектом купли продажи могут быть потребительские товары или ресурсы, услуги. В связи с этим различают: рынки потребительских товаров и услуг, рынки ресурсов, денежный рынок. Главной предпосылкой обменаслужит принадлежность благ агентам экономических отношений. Собственник определяет, как и на каких условиях экономическое благо передается другому лицу. Формы рынков: - личный контакт. При этой форме цены устанавливаются заранее, до процесса купли-продажи; - безличный контакт. При этой форме цены складываются непосредственно в процессе купли-продажи. Также рынки делятся на: - локальные; - национальные; - международные. Главной проблемой функционирования рынка является проблема трансакционных издержек- издержек в сфере обмена, связанных с передачей прав собственности. Удельный вер трансакционных издержек особенно велик в обществе, где права собственности слабо определены. Но и в развитых обществах проблема минимизации трансакционных издержек актуальна. 3.2. Современные экономические системы (рыночная, командная и смешанная экономика) Рыночная экономика- организация экономики, при которой координация действий осуществляется на основе взаимодействия на рынках свободных частных производителей и свободных потребителей. Основные черты:господство частной собственности; свободное предпринимательство; многообразие форм собственности на средства производства; рыночное ценообразование; договорные отношения между субъектами экономики; упор на личные интересы (главный мотив для экономической деятельности); вмешательство государства в экономику ограничено. Командная экономика- форма экономической организации, при которой материальные ресурсы находятся в государственной собственности и распределяются правительством в соответствии с жестким планом. Основные черты:господство государственной собственности; административные методы управления экономикой (преимущественно в форме приказов); отсутствие личного интереса (инициативы); централизованное экономическое планирование (государственный план, в соответствии с которым осуществляется производство и распределение продукции). Командная экономика - экономика дефицита, несмотря на полную занятость и полную загрузку производственных мощностей. Это связано с государственным регулированием цен, государственным планированием. Смешанная экономика- организация экономики, которая сочетает в себе рыночную эффективность сгосударственным регулированием, при которой частный сектор управляется рыночным механизмом, а общественные институты и правительство воздействуют на экономику через директивы и фискальные рычаги. При этой системе большое внимание уделяется социальной сфере. Государство обеспечивает экономическую и политическую стабильность общества, сглаживает циклические колебания, кризисные явления и др.
3.3. Товар и его свойства. Величина стоимости товара
Товарное производство - производство продукции не для собственного потребления, а для обмена и на продажу. Товар - благо (продукция, услуги), которое удовлетворяет потребности человека и предназначено для обмена и реализации на рынке. Товарный вид - особое свойство, значение которого - возможность товара быть проданным. Основные свойства товара: потребительная стоимость - полезность товара, способность удовлетворять ту или иную потребность человека; меновая стоимость - количественное соотношение, в которой обменивается один товар на другой; цена - денежное выражении меновой стоимости товара (та сумма денег, которую покупатель уплачивает); стоимость - издержки производства, те затраты, которые понес производитель при производстве и реализации товара. Выделяют рыночную и индивидуальную стоимость. Индивидуальная стоимость - это затраты общественного и живого труда производителя (меняется в зависимости от цен на ресурсы, от производительности труда). Рыночная стоимость - средняя величина, характеризующаяся затратами труда. Если индивидуальная стоимость меньше рыночной стоимости, то продавец на рынке получает доход, если напротив - то убыток. При взаимодействии на рынке продавцов и покупателей происходит обмен товарами и возрастание стоимости или возникновение капитала. Товарное обращение- непрерывный товарный поток. Товарное обращение состоит из: оптовой торговли - торговли крупными партиями товаров, продажи оптовым покупателям, потребляющим товары в значительном количестве или продающим их затем в розницу, осуществляется по оптовым ценам; и розничной торговли - торговли товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Осуществляется по розничным ценам (оптовая цена + прибыль реализаторов товаров). Спекуляция- купля-продажа товаров в расчете на получение спекулятивной прибыли от разницы между ценой, по которой купили товар, и продажной ценой. 3.4. Цена и ценообразование в рыночной экономике
Цена - сумма, которую необходимо уплатить при приобретении товара или услуги (в денежном выражении). Ценовая политика - совокупность мероприятий, которые использует предприятие при установлении и изменении цен на реализуемую продукцию. При выборе ценовой политики учитываются: издержки производства, цены конкурентов, конъюнктура рынка, затраты на рекламу, стимулирование сбыта и др. Ценообразование зависит, прежде всего, от тех целей, которые перед собой ставит фирма: если цель фирмы выживание, а не прибыль, то цены устанавливаются низкие; если фирма хочет максимизировать текущую прибыль - устанавливают такую цену, которая обеспечивает максимум текущей прибыли и максимальное возмещение затрат; если фирма хочет, чтобы товар, который она продает, был очень высококачественным, то устанавливает высокие цены на него, так как необходимо покрыть издержки высокого качества и др. Максимальная цена определяется спросом, а минимальная определяется издержками фирмы. На установление средних цен влияет поведение конкурентов. Если фирма имеет необходимые знания о ценах конкурентов, то эта информация может помочь выработать свою цену (например, если фирма продает аналогичный товар и т.д.). Поэтому максимальная цена определяется наличием у товара каких-то уникальных, особенных характеристик, а минимальная - себестоимостью продукции. Основные подходы к установлению цены: - установление единой цены для всех покупателей; - традиционный способ - метод ценообразования, при котором цена определяется на основе полной себестоимости продукции путем добавления к ней определенной доли прибыли (наценки); - метод установления цен на основе уровня текущих цен - фирма при установлении цен отталкивается от цен конкурентов, а не от собственных издержек или спроса; - установление цен на основе закрытых торгов - установление цен в ходе борьбы на торгах за подряды; - метод установления цен для стимулирования сбыта - фирмы устанавливают временно более низкие цены, чем в прейскуранте, для привлечения покупателей; - сдерживающее ценообразование – установление цены, которая ниже цены максимально-прибыльного равновесия для предотвращения вступления в отрасль конкурентов. Виды ценовой дискриминации: по группам покупателей (разные покупатели платят разные цены за одинаковый товар); по местонахождению товара; по времени продажи (например, ночью - дешевле); по качеству обслуживания. Снижение цен потребители могут расценить не как повод для покупки, а могут рассматривать как наличие в товаре брака. Повышение цены может не отвернуть покупателей, а привлечь, они могут решить, что повышение цены вызвано повышением качества товара.
3.5. Асимметрия информации
Доступность информации - избежание временного или постоянного сокрытия информации от пользователей, получивших права доступа. Информационная асимметрия - неравномерное распределение информации, которая необходима для осуществления рыночных сделок (при покупках и продажах). Отсутствие достаточной информации мешает взаимодействию на рынке, и результатом этого является неполнота рынка. Информационная асимметрия является одним из факторов провалов рынка. Провал рынка - экономическая ситуация, в которой рациональное поведение индивидов не обеспечивает оптимального использования ресурсов. Неполнота информации приводит к нерациональному распределению ресурсов. Асимметрия информации распространена весьма широко - присутствует почти на всех рынках, только в одних случаях ее действие почти незаметно, в других - весьма значительно. В основном информационная асимметрия характерна для рынка услуг. Ярким примером является сфера здравоохранения. Например, пациент, который пришел к врачу, в большинстве случаев не может сам поставить себе диагноз или подтвердить верность диагноза врача, поэтому он полностью полагается на квалификацию врача. Врач благодаря профессиональной подготовке владеет необходимой информацией. Подобные явления наблюдаются и на рынках труда. Человек, который пришел устраиваться на работу, имеет конкретное представление о своей профессиональной подготовленности, о своих умениях, и т.д. Работодатель имеет ограниченное представление о категории работников, к которой может быть отнесен данный человек: (ему известны пол, возраст, образование и, возможно, еще некоторые характеристики). Ставка заработной платы устанавливается работодателем на основе его представлений о статистической структуре предложения труда. Она может вполне устроить работников с низкими деловыми данными, но может показаться недостаточной для работника с высоким профессиональным уровнем. Из-за асимметрии информации изменится предложение на рынке. Методы преодоления информационной асимметрии: · лицензирование деятельности; · прямое участие государства в производстве продукции и услуг; · государственный контроль над производством и сбытом товаров и услуг и др.
Раздел 2 Микроэкономика. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |