Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 4: Спрос и предложение на рынке.

4.1. Спрос и предложение в рыночной экономике. Функции спроса и предложения

Рассмотрим ситуацию, складывающуюся на рынке любого товара. Видим, что чем ниже цена товара, тем большее количество его хотят приобрести. Обратная связь между ценой и величиной спроса - закон спроса.

Кривая спроса- кривая, показывающая, какое количество экономического блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени.

Функция спроса- функция, определяющая спрос в зависимости от влияющих на него различных факторов. Факторы, влияющие на спрос:цена, увеличение (сокращение) доходов потребителя, изменения во вкусах и предпочтениях, ценовые и дефицитные ожидания, изменение цен товаров-субститутов и комплементарных товаров, рост или уменьшение количества покупателей, другие факторы.

Движение вдоль кривой спроса показывает изменение величины спроса: чем выше (ниже) цена, тем ниже (выше) спрос. Сдвиг кривой спроса влево или вправо отражает изменение спроса под влиянием различных факторов {например, увеличения денежных доходов, повышения цен на взаимозаменяемое благо, изменения вкусов и др.).

Зависимость величины предложения от цены прямая: чем выше цены, тем большее количество товара продавцы готовы предложить. Прямая связь между ценой и количеством предлагаемого товара - закон предложения.

Кривая предложения - кривая, которая показывает, какое количество экономического блага готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени.

Количество)

Факторы, влияющие на предложение:цена товара, цены ресурсов, технологии, ценовые и дефицитные ожидания, размер налогов и субсидий, количество продавцов, другие факторы.

Движение вдоль кривой предложения означает изменение величины предложения: чем выше (ниже) цена, тем больше (меньше) величина предложения. Сдвиг кривой предложения вправо или влево показывает изменение предложения, которое происходит под влиянием различных факторов (например, повышения цен на ресурсы, снижения субсидий и др.).

 

4.2. Взаимодополняемость и взаимозаменяемость товаров и услуг

 

Свойство товаров или услуг удовлетворять потребности (личные или производственные) лишь в комплексе друг с другом называется взаимодополняемостью благ. Взаимодополняемые блага называют комлементарными товарами, например: ручка и бумага, компьютер и программное обеспечение.

Взаимодополняемость может быть:

- абсолютной - когда определенному количеству одного блага соответствует определенное количество другого блага (например, лыжи и крепления для них). Выбор потребителя является вынужденным и единственно возможным, независимо от цен на блага;

- относительной - когда количество соответствующего блага может быть различным (например, чай и сахар). При относительной взаимодополняемости снижение цен на один из товаров приводит к увеличению спроса на него, с ростом спроса на него растет спрос и на взаимодополняемый товар, что при прочих равных условиях повышает его цену. Следовательно, если два продукта взаимодополняемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь.

Свойство благ удовлетворять потребности за счет друг друга называют взаимозаменяемостью благ. К взаимозаменяемым благам относят такие, как розы и фиалки, театр и кино и др. Взаимозаменяемые блага называют товарами-субститутами и подразделяют на:

- абсолютные - когда одно благо можно полностью заменить на другое (например, красный и черный карандаши);

- относительные - когда одно благо может частично заменить другое, при этом удовлетворение от потребления может быть различным (например, чай и кофе).

В жизни чаще встречается относительная взаимозаменяемость. Рост цен на один из взаимозаменяемых товаров приведет к снижению спроса на него и увеличению спроса на другой, следовательно, к увеличению цен на него.

Таким образом, если два товара взаимозаменяемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь.

 

4.3. Эластичность спроса и предложения. Коэффициент эластичности

Эластичность (Е) спроса по цене показывает относительное изменение объема спроса под воздействием изменения цены на 1%.

Если Е >1 - спрос эластичный (спрос увеличивается и уменьшается быстрее, чем цены). Спрос считают неэластичным (спрос увеличивается и уменьшается медленнее, чем цены), если Е < 1. Крайние случаи эластичности: если Е = 0, то это означает, что изменение цены не вызывает никакого изменения спроса; если бесконечно малое изменение цены вызывает бесконечное увеличение спроса, то Е = ¥.

При небольших изменениях исходных величин обычно используют формулу точечной эластичности, при значительных (более 5% от исходной величины) - дуговой эластичности.

Факторы, влияющие на эластичность: степень необходимости этого товара для потребителя, наличие близких заменителей, удельный вес расходов на этот товар вбюджете потребителя, ожидания потребителя и др.

Перекрестная эластичность спроса по цене - относительное изменение спроса на один товар, деленное на относительное изменение цены другого товара, если коэффициент перекрестной эластичности = 0 - в потреблении этих товаров нет связи, если коэффициент перекрестной эластичности > 0 - товары взаимозаменяемые, если < 0 - взаимодополняемые.

Эластичность спроса по доходу - отношение относительного изменения объема спроса к относительному изменению дохода. Если эластичность по доходу > 0, то это означает, что потребитель считает товар нормальным и увеличивает его потребление при возрастании своего дохода. Если эластичность по доходу < 0, то этот товар для потребителя является товаром низшей категории, и при росте дохода потребитель будет сокращать его потребление. Если эластичность спроса по доходу близка к нулю, то этот товар нейтральный для потребителя и потребитель не изменяет количество закупок его при изменении дохода,

Эластичность предложения- относительное изменение величины предложения под влиянием изменения цены на один процент. Эластичность предложения положительна, так как цена и величина предложения изменяются в одном направлении.

4.4. Равновесие на рынке. Дефицит и излишки

Равновесная цена- цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил.

 

Но равновесие может быть нарушено под влиянием определенных факторов. В этих случаях реальная цена будет отличаться от равновесной цены. Различают устойчивое и неустойчивое равновесие.

Равновесие называется устойчивым,если отклонение от него сопровождается возвращением к первоначальному состоянию. В противоположном случае имеет место неустойчивое равновесие

В результате установления равновесия выигрывают и потребители, и производители.

Но потребители не всегда считают установившиеся цены оптимальными. Если потребители не удовлетворенны равновесными ценами, то создается благоприятная почва для государственного вмешательства в рыночное ценообразование. Это ведет к образованию максимальных и минимальных цен. Если государство устанавливает максимальную цену, которая находится ниже равновесной, то образуется дефицит,если государство устанавливает минимальную цену выше равновесного уровня, то образуется, излишек.Фиксирование цен означает отключение механизма рыночной координации.

Если существует дефицит,то к денежным затратам потребителя добавляются неденежные, связанные с поиском товара, стоянием в очередях и др. Это бесполезные затраты, так как они не служат расширению производства дефицитного товара.

Если существует излишек,то возникает необходимость дополнительных мер, стимулирующих ограничение предложения и увеличение спроса, чтобы сократить разрыв между субсидируемой и равновесной ценами.

И при излишке, и при дефиците экономика начинает функционировать менее эффективно.


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...