Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 5: Основы потребительского поведения.

5.1. Трудовая теория стоимости. Теория предельной полезности

Трудовая теория стоимости(А. Смит). Суть: в основе стоимости любого товара лежит труд. Существует большое многообразие товаров, все они обладают одинаковым свойством - в их основе лежит труд. Следовательно, стоимость товара определяется количеством затраченного на его производство труда. Но цена и стоимость не одинаковы, так как цены формируются под воздействием спроса и предложения на рынке.

Теория предельной полезности(Л. Вальрас, У. Джевонс, К. Менгер и др.) Суть: ценность товара для покупателя определяет его полезность (конкретную и предельную). Предельная полезность - удовлетворение, которое получает потребитель, получая каждую дополнительную единицу товара

Закон убывающей предельной полезности заключается в том, что при росте количества товара, его полезность снижается. Это происходит потому, что у потребителя увеличивается запас товара, следовательно, со временем уменьшается его редкость, новизна, приносимое им удовлетворение и необходимость в дополнительных единицах сокращается.

Два взгляда на определение полезности. Кардинализм- количественное измерение полезности в условных единицах, Ординализм- относительная оценка полезности через оценку предпочтений потребителя при выборе разных товаров.

Правило максимизации полезности -правило заключается в том, что, если потребитель хочет получить наибольшую полезность, он должен так распределить свой денежный доход, чтобы последний доллар, израсходованный на каждый товар, приносил равную предельную полезность. По этому правилу предельная полезность каждого товара, деленная на его цену, должна быть одинаковой для всех товаров и услуг.

 

5.2. Теория потребительского выбора. Кривая безразличия. Бюджетное ограничение

Полезность блага- способность блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей.

Основные предпосылки теории потребительского выбора:денежный доход потребителя ограничен, покупатели знают предельную полезность всех товаров, потребители стремятся максимизировать общую полезность, потребитель имеет индивидуальные вкусы и предпочтения.

Аксиомы теории потребительского выбора:

- множественность видов потребления.Каждый потребитель хочет получать много разнообразных благ;

- ненасыщаемость.Большее количество любого блага будет всегда предпочтительнее, чем меньшее количество того же блага, исключая антиблага - блага, обладающие отрицательной полезностью (например, загрязнение воздуха);

- транзитивность.Для принятия определенного решения и его осуществления потребитель должен последовательно переносить предпочтения с одних благ на другие, (например, если А лучше Б, а Б лучше В, то всегда А лучше В);

- рефлективность.Каждый набор благ должен быть не хуже и не лучше себя самого.

Потребительский выбор- выбор, максимизирующий функцию полезности рационального поведения потребителя при ограниченности ресурсов.

Кривая безразличия- совокупность всех точек на графике потребительского множества, показывающая все возможные комбинации товаров, обеспечивающие потребителю одинаковый уровень полезности.

 

Наклон кривой безразличия показывает величину предельной нормы замещения блага А благом Б. Чаще всего кривая безразличия вогнута, так как предельная норма замещения обычно уменьшается с увеличением потребления одного товара вместо другого (принцип убывания предельной нормы замещения). У совершенно взаимозаменяемых благ кривые безразличия имеют форму прямых линий, у взаимодополняемых благ кривые безразличия в виде прямых углов.

Бюджетное ограничениепоказывает все комбинации товаров, которые потребитель может приобрести за данную сумму денег и при данных ценах.

Точки кривой бюджетного ограничения показывают наборы благ, при покупке которых выделенный доход расходуется полностью.

 

Точка касания кривой безразличия с бюджетным ограничением (Е) является равновесием потребителя. Она характеризует ситуацию наиболее выгодного набора двух товаров при данном ограниченном бюджете.

Установление точек, подобных точке (Е), по всем наборам приобретаемых товаров будет характеризовать общее потребительское равновесие. Оно отражает равенство отношений предельной полезности всех приобретаемых товаров к их ценам.

В заключение отметим, что теория потребительского выбора имеет практическое значение не только для людей как потребителей, но и органов, осуществляющих поддержку малоимущих. Она помогает выбрать наиболее эффективный вариант такой поддержки. Например, там, где люди способны вести себя как рациональные покупатели, им могут быть предоставлены денежные пособия. В ином случае целесообразно предоставление товарных талонов, по которым выдаются определенные товары в соответствующем количестве. В отношении особо нужных товаров может проводиться политика стабильных цен.


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...