Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 6: Конкуренция и монополия в рыночной экономике.

 

6.1 Совершенная конкуренция

 

Характерные черты: наличие большого количества фирм, множество покупателей и продавцов, отсутствие ценовой дискриминации (производители и потребители выступают как ценополучатели и приспосабливаются к уже существующему уровню цен), полная информированность участников, возможность свободного доступа на рынок и свободного ухода с него. Доля, каждой фирмы на рынке незначительна. Продукция, производимая при совершенной конкуренции, стандартизированная.

Совершенная конкуренция обеспечивает в течение долгосрочного периода равенство рыночной цены (Р) средним (АС) и предельным издержкам (МС) производства, достижение производством экономически эффективного уровня, а также достижение максимального уровня благосостояния (* - оптимальный).

 

Совершенная конкуренция заставляет фирмы производить продукцию с минимальными средними издержками и продавать ее за цену, которая равна этим издержкам. Если издержки на единицу продукции выше цены, то любая продукция является убыточной, и фирмы уйдут из этой отрасли. Если издержки на единицу продукции ниже цены, то это означает, что существует некоторый объем производства, который приносит фирмам сверхприбыль. По этой причине другие фирмы захотели бы войти в этот рынок, и приток новых фирм в скором времени сведет эту прибыль на нет.

Недостатки совершенной конкуренцииСовершенная конкуренция отталкивается от распределения доходов, которое сложилось в предыдущем периоде, но не гарантирует равенство результатов. Учитывает лишь те издержки, которые окупаются. Но в реальных условиях, когда спецификация прав собственности недостаточная, существуют такие издержки и выгоды, которые не учитываются фирмами (их осуществляет общество). Это ведет к возникновению положительных и отрицательных внешних эффектов. И как следствие, может привести к недопроизводству (при положительном внешнем эффекте) и перепроизводству (при отрицательном внешнем эффекте). Совершенная конкуренция не предусматривает производство общественных благ. Из-за того, что продукция при совершенной конкуренции стандартизированная, не учитывается широта потребительского выбора.

 

6.2. Несовершенная конкуренция: ценовая дискриминация, монопсония, двусторонняя монополия

Несовершенная конкуренция - конкуренция в условиях, когда отдельные производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят.

При несовершенной конкуренции затруднено вступление в рынок и выход с рынка, ограничен доступ к информации.

Формы несовершенной конкуренции многообразны. Наихудшая для потребителя - ценовая дискриминация - монополистическая конкуренция, при которой в один и тот же момент один и тот же продукт продается разным покупателям по разным ценам, причем разница в ценах не оправдана различиями в издержках производства этого продукта. Обязательными условиями ценовой дискриминации являются:

· отсутствие у покупателей возможности перепродажи продукта;

· возможность сегментирования рынка (деление на разные группы, различающиеся степенью эластичности спроса по цене);

· продавец должен обладать достаточной степенью монопольной власти.

Различия в ценах могут быть: за счет качества товара или услуги, объема покупки (оптовый или розничный потребитель), дохода покупателя (скидки бедным слоям населения), времени покупки (ночное или дневное, сезон или не сезон). В результате применения ценовой дискриминации монополист получит прибыль, обычную для монополиста, но и дополнительную прибыль.

Монопсония - монополия, но со стороны покупателя; рынок, на котором выступает лишь один покупатель товара, услуги или ресурса, в том числе наниматель рабочей силы. Монопсонист использует свою рыночную силу, чтобы покупать меньшее количество ресурсов и уплачивать меньшую цену за единицу ресурса. Оптимальный выпуск в точке минимума средних издержек (АС).

Равновесие фирмы-монопсониста достигается при равенстве предельного дохода и предельных издержек (MR = МС).

Двусторонняя монополия- рыночная структура, при которой одному монопольному продавцу противостоит один монопольный покупатель (монопсонист).

6.3. Монополистическая конкуренция

 

Монополистическая конкуренция - тип отраслевого рынка, на котором имеется достаточно большое число фирм, продающих дифференцированную продукцию. Фирмы сами выбирают свою ценовую политику. Монополистическая конкуренция предполагает относительно свободный доступ на рынок - существуют такие ограничения, как патенты, лицензии, торговые марки. Но патенты не носят исключительный характер, так как существуют товары-заменители, и они тоже патентуются.

Важное значение приобретают неценовые факторы: реклама, наличие гарантийного ремонта, возможность покупки товара в кредит, система скидок и др.

Кривая спроса при монополистической конкуренции менее эластична, чем при совершенной конкуренции.

Кривая спроса имеет отрицательный наклон, так как при монополистической конкуренции производится меньше продукта. В краткосрочном периоде фирмы могут получать прибыль (убытки), но так как отсутствуют высокие барьеры на вход в отрасль, то в отрасль, где фирмы получают устойчивую экономическую прибыль, устремятся другие фирмы, и в долгосрочном периоде ситуация будет как и на рынке совершенной конкуренции - с нулевой экономической прибылью.

Монополистическая конкуренция менее эффективна, чем совершенная, так как производится меньшее количество продукции, а цены более высокие. Уровень цен в монополистической конкуренции выше минимума средних издержек, это означает, что производственные мощности используются не полностью. Избыточная мощность - ситуация на рынке несовершенной конкуренции, когда фирма производит меньше, чем могла бы произвести при минимальных затратах. В результате этого цена на продукт становится выше той цены, какая могла бы быть установлена в условиях совершенной конкуренции.

Большую роль в дифференцировании продукта играет неценовая конкуренция - конкуренция, основанная на предложении товара более высокого качества, с большей надежностью, более длительными сроками службы и другими более совершенными потребительскими свойствами. Существенную роль в неценовой конкуренции играют оформление, упаковка, последующее техническое обслуживание, реклама.

 

6.4. Олигополия

 

Характерные черты: небольшое число фирм в отрасли (обычно их количество не превышает десяти); вход в отрасль ограничен высокими барьерами, которые связаны прежде всего с экономией на масштабе производства, различными патентами и лицензиями, монополией контроля над редкими ресурсами и другими причинами; всеобщая взаимосвязь фирм в отрасли - каждая фирма, при формировании своей политики, должна учитывать реакцию со стороны конкурентов и поведение конкурентов и быть готовой к различным ситуациям на рынке из-за поведения конкурентов; стандартизированные и дифференцированные продукты.

В действительности существует три варианта рыночного поведения: игнорирование конкурентов и действие в соответствии с правилами совершенной конкуренции; учет поведения конкурента и отслеживание всех его шагов, тайный сговор с фирмами-конкурентами.

Ценовая война - последовательное снижение цен с целью вытеснения конкурента с олигополистического рынка. Снижение цен имеет предел, в этом примере - до уровня, когда предельные издержки будут равны средним. Цены будут установлены почти на таком же уровне, как и при совершенной конкуренции, экономическая прибыль будет около нуля.

Если олигополист не участвует в тайном сговоре, то характер кривых спроса и предельного дохода будет зависеть от того, станут ли его конкуренты подстраивать цены под него (обычно при снижении цены - 2-й участок спроса) или станут игнорировать (обычно игнорируют увеличение цены - 1-й участок спроса). В связи с этим кривая спроса олигополиста является ломаной (выделенная линия), а кривая предельного дохода - имеет вертикальный разрыв.

Условия олигополии благоприятствуют образованию тайного сговора - достижение фирмами непосредственного или молчаливого соглашения о ценах, разделении рынков, объемах производства. Наиболее простой формой тайного сговора является картель. Обязательным условием соглашения является то, что каждый участник должен получить не меньше того, на что он мог бы рассчитывать при объединении против него всех других олигополистов. При тайном сговоре фирмы буду назначать такие же цену и объем выпуска, как и при чистой монополии (цену PQ и объем выпуска Q). При такой модели фирмы получают экономическую прибыль.

Лидерство в ценах - когда наиболее крупная или эффективная в отрасли фирма меняет цену, а все другие фирмы более или менее автоматически следуют этому изменению (молчаливая договоренность)

 

6.5. Чистая монополия

 

Характерные черты: полная противоположность совершенной конкуренции; в отрасли только одна фирма; возникает обычно в отрасли, где у выпускаемой продукции нет близких заменителей; барьеры для вступления в отрасль очень высокие - связано с экономией от масштаба, с естественной монополией (например, в сфере обслуживания населения), патентами и лицензиями, исключительным правом на какой-либо ресурс.

Но монопольная власть не безгранична, и фирме нужно учитывать потенциальных конкурентов (например, за счет прогресса других фирм могут появиться товары-заменители) и функционирование антимонопольного законодательства.

Монополист сам назначает цену и выбирает объем производства.

TR - совокупный доход, MR - предельный доход фирмы.

Монополист устанавливает цену больше предельного дохода (Р > MR). Для увеличения спроса необходимо снизить цену. Монополист снижает цену с Р1 до Р2. При этом спрос растет с Q1 до Q2. Убытки от снижения цены будут меньше, чем прибыль от увеличения спроса, следовательно, монополист имеет чистое увеличение прибыли. Значит, при эластичном спросе снижение цены приводит к увеличению совокупной выручки; при неэластичном спросе снижение цены приведет к снижению совокупной выручки. Следовательно, рациональный монополист старается избегать неэластичного участка спроса.

Монопольная цена выше конкурентной, а количество продукции меньше, чем на конкурентном рынке. Так как на конкурентном рынке цена равна предельным издержкам (Р = МС), то на монопольном - Р > МС.

Монополист стремится к увеличению совокупной прибыли, а не прибыли на единицу продукции, и рост цен не бесконечен, так как ограничен ценовой эластичностью спроса.

 

6.6. Естественная монополия и ее регулирование. Антимонопольное законодательство

Естественная монополия - монополия фирмы, связанная с ее уникальным положением на рынке. Естественная монополия возникает в ситуации, когда одна компания в состоянии удовлетворять весь рыночный спрос на определенные товары или услуги с более низкими средними издержками, чем это смогли бы сделать несколько более мелких компаний. В основном естественные монополии основываются на экономии от масштаба, и при преодолении таких монополий снижается эффективность производства. Во многих отраслях инфраструктуры образование монополий естественно, поэтому государство вынуждено осуществлять регулятивные функции: государство регулирует цены, корректирует условия доступа на рынок. Для регулирования естественных монополий государство устанавливает цену на уровне средних издержек. Эту цену называют ценой, обеспечивающей справедливую прибыль.

Существует плюсы и минусы существования монополий. Монополии нужны, так как развитие научно-технического прогресса эффективно только в крупных компаниях. Но монопольной фирме легче на рынке, чем конкурентной. Также деятельность монополий усиливает дифференциацию доходов, неэффективное распределение ресурсов, так как монопольные цены выше предельных издержек.

 

Антимонопольное регулирование - комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством и направленных на то, чтобы обеспечить условия для рыночной конкуренции и не допустить чрезмерной монополизации рынка, угрожающей нормальному функционированию рыночного механизма. Антимонопольное законодательство - комплекс правовых актов в странах с рыночной экономикой, направленных на поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции.

Первое антимонопольное законодательство - антитрестовое законодательство США. Первый акт - закон Шермана (1890 г.). Недостатки - нечеткость определений (не было четкого определения, какие структуры считать монополистическими, что ограничивать, какое поведение фирм считать недобросовестным и т.д.). Не был создан постоянно действующий контролирующий орган. Закон был направлен в основном против уже существующих монополий. В основном эти недостатки были устранены в 1914 г, законами Клейтона и законом о Федеральной торговой комиссии (функции контроля за исполнением законов).

В дальнейшем законодательство продолжало развиваться и совершенствоваться: появились законы о защите прав потребителей, о взаимодействии монополистов в сфере материальных активов и др. Антитрестовые законы США сыграли большую роль в формировании антимонопольного законодательства других стран.


Тема 7: Теория фирмы

 

7.1. Предпринимательская деятельность

 

Предпринимательство - процесс создания чего-то нового, что имеет стоимость. Предприниматель - человек, который тратит на это все необходимое время и силы, берет на себя весь риск, получая за это прибыль и удовлетворение. В основе предпринимательской деятельности - личный интерес. Условия для осуществления предпринимательской деятельности; полная экономическая свобода, самостоятельность выбора сфер, отсутствие централизованного планирования в области видов продукции и цен.

Предпринимательство- это особый вид экономической активности, которая основана на самостоятельной инициативе, личном интересе, ответственности и инновационной идее.

Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного момента. Предпринимательская деятельность создает конкуренцию. Появление разных секторов экономики ведет к развитию конкурентных отношений между предпринимателями. От развития конкуренции получает выгоду потребитель, так как большее количество товаров - больше выбор, и потребитель сам через предъявление спроса на какой-то определенный товар формирует структуру производства, воздействует на цены.

Любой предприниматель нуждается в эффективных партнерских связях: только в таком случае он может эффективно действовать в рамках того или иного участка производственного процесса.

Целью предпринимательской активности является производство и продажа такого товара, на который имеется спрос и который приносит предпринимателю прибыль. Прибыль - превышение доходов от производства и продажи товаров и услуг над затратами на производство и продажу этих товаров. Основные способы увеличения прибыли:

- рост выпуска продукции;

- повышение качества продукции (тем самым повышаются цены на эту продукцию);

- снижение издержек производства (экономия сырья, лучшее использование фондов, новые технологии и др.).

Рентабельность - показатель эффективности деятельности предприятия, характеризующий уровень отдачи от затрат и степень использования средств. Рентабельность - отношение прибыли к затратам.

Предпринимательский доход - прежде всего дополнительный доход, излишек, получаемый предпринимателем благодаря его природным качествам или особому умению анализировать и по-новому комбинировать факторы производства в зависимости от внешних условий.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...