Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 3. ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ВЫБОРА

Тема 3. ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ВЫБОРА

Цель лекции:определение понятия полезности, бюджетного ограничения, равновесия потребителя, сути эффекта дохода и эффекта замещения.

Ключевые слова:полезность, бюджетное ограничение, равновесие потребителя, эффект дохода, эффект замещения.

Вопросы лекции: /с. 64 - 84/4/

1. Полезность. Предельная полезность.

2. Предпочтения потребителя и кривые безразличия.

3. Бюджетное ограничение потребителя.

4. Равновесие потребителя.

5. Кривая «доход - потребление» и кривая Энгеля.

6. Кривая «цена - потребление» и получение кривой индивидуального спроса.

7. Эффект дохода и эффект замещения.

Исследование поведения потребителя строится на трех основных моментах: 1) анализе потребительских предпочтений; 2) анализе бюджетного ограничения потребителя и 3) анализе потребительского равновесия или оптимума потребителя.

Полезность. Предельная полезность

Измерение величины потребностей – очень сложная проблема, так как у каждого человека существует своя собственная иерархия вкусов, запросов и предпочтений, которая порождается его биологическими, социальными и духовными нуждами. Но в своем анализе мы попытаемся оценить потребности индивидов с точки зрения теории полезности.

Полезность – это способность блага удовлетворять потребность, то есть приносить пользу, удовольствие, наслаждение, ценность.

В современной микроэкономике упрощенно полагают, что поведение потребителя определяется его стремлением максимизировать полезность от потребления определенного набора товаров. Суммарное удовлетворение, получаемое человеком от потребления блага, называется совокупной (общей) полезностью и обозначается U (utility).

Использование дополнительного блага вызывает возрастание совокупного блага. Прирост совокупной полезности, полученный в этом случае, называется предельной или маржинальной полезностью MU (marginal utility).

Таким образом, предельной полезностью товара называется прирост полезности, вызванный потреблением дополнительной единицы этого товара. Для товара Х предельная полезность по определению равна

= = .

 

Аналогичным образом определяется предельная полезность товара Y.

Совокупная полезность потребляемого блага равна сумме предельных полезностей всех потребленных единиц этого блага. Для функции полезности U (x,y) считается справедливой гипотеза об уменьшающейся предельной полезности: каждая следующая единица товара увеличивает общую полезность, но на меньшую величину, чем предыдущая единица. Это значит, что предельная полезность блага уменьшается при увеличении его потребления (рис. 3.1).

При увеличении объема потребления блага общая полезность растет, но это происходит до некоторого уровня потребления, сверх которого благо может превратиться в «антиблаго». На графике при росте потребления блага кривая общей полезности возрастающая, а для «антиблага» – убывающая (пунктирная линия). Например, чрезмерное потребление пирожных принесет вред здоровью человека.

 

 


Рис. 3.1. Кривые общей и предельной полезности

Потребители всегда стараются максимизировать общую полезность от потребления набора товаров при ограниченном бюджете.

 

Бюджетное ограничение

Естественное желание индивида потребить набор благ, содержащий наибольшее количество выбранных товаров, ограничивается его доходом. Потребитель должен соизмерить свои потребности с рыночными ценами и располагаемым бюджетом.

Пусть х, у - количества, рх, рy цены товаров X, Y соответственно, а I - доход потребителя на некоторый период. Условие равенства расходов потребителя его доходу выражается уравнением

. (3.1)

 

 

Рис. 3.4. Бюджетная линия

 

Оно определяет на плоскости прямую, называемую бюджетной линией (рис. 3.4). Бюджетная линия показывает потенциальные возможности потребителя в приобретении различных комбинаций двух товаров с учетом ограниченного дохода и уровня цен на рынке.

Бюджетное линия пересекает ось ОХ в значении I/рх, а ось OY - в значении I/рy. Чтобы определить наклон бюджетной линии, достаточно уравнение (3.1) решить относительно у, т.е.

y = + .

Тогда k = - её угловой коэффициент, т.е. наклон бюджетной линии.

Выделим следующие свойства бюджетной линии:

1. Точка пересечения бюджетной линии с осью Х (точка А на рис. 3.4) показывает максимально возможный объем потребления продукта Х. Точка пересечения бюджетной линии с осью Y (точка В на рис. 3.4) показывает максимально возможный объем потребления продукта Y.

2. Наклон бюджетной линии к горизонтальной оси определяется отношением цен продуктов.

3. При увеличении дохода потребителя бюджетная линия сдвигается параллельно самой себе от начала координат (вправо), при уменьшении дохода – к началу координат (влево).

4. При увеличении цены товара Х бюджетная линия повернется по часовой стрелке вокруг точки ее пересечения с осью Y (точки В). При этом товара Х будет приобретаться меньше. Аналогично при повышении цены товара Y.

5. При уменьшении цены товара Х бюджетная линия повернется против часовой стрелке вокруг точки В. При этом товара Х будет приобретаться больше. Аналогично при понижении цены товара Y.

Равновесие потребителя

Предыдущий анализ показал, что индивид стремится потребить такой набор товаров Х и Y, который доставит ему наибольшее удовлетворение. Но он не может купить любое количество товаров Х и Y,так как его покупательская способность ограничена доходом. Попробуем найти точку оптимума потребителя, в которой его желания совпадают с его доходом.

На одной диаграмме изобразим бюджетную линию потребителя и его карту кривых безразличия (рис. 3.5).

 

 

Рис. 3.5. Равновесие потребителя

Равновесный (оптимальный) набор продуктов – есть набор на бюджетной линии, обеспечивающий потребителю максимальную полезность.

Сформулируем несколько эквивалентных условий равновесия потребителя:

1. MRS = .

2. = .

3. В точке равновесия бюджетная линия касается некоторой кривой безразличия.

 

3.5. Кривая "доход-потребление" и кривая Энгеля

Проанализируем изменение равновесных состояний потребителя при изменении уровня его дохода. Допустим, доход индивида увеличивается. Каждому новому значению дохода соответствует более удаленное от начала координат положение бюджетной линии.

 

 


Рис. 3.6. Кривая "доход - потребление"

Соединив точки равновесия е1, е2, е3, е4 плавной линией, получим кривую «доход-потребление». Как видно, большему значению дохода соответствует больший объем потребления товара Х: х1< х2< х3< х4.

На кривой «доход-потребление» располагаются все точки равновесия на карте кривых безразличия потребителя, соответствующие различным уровням его дохода.

Используя кривую «доход-потребление» можно легко построить кривую Энгеля, показывающую зависимость между доходом потребителя и количеством приобретаемого товара Х.

Если с ростом дохода объем приобретения товара уменьшается, то такой товар называется низкокачественным. Это вовсе не означает, что товар испорченный, непригодный. Просто с увеличением дохода потребители предпочитают покупать более качественные и дорогие товары.

 

Рис. 3.7. Вывод кривой индивидуального спроса

Тема 3. ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ВЫБОРА

Цель лекции:определение понятия полезности, бюджетного ограничения, равновесия потребителя, сути эффекта дохода и эффекта замещения.

Ключевые слова:полезность, бюджетное ограничение, равновесие потребителя, эффект дохода, эффект замещения.

Вопросы лекции: /с. 64 - 84/4/

1. Полезность. Предельная полезность.

2. Предпочтения потребителя и кривые безразличия.

3. Бюджетное ограничение потребителя.

4. Равновесие потребителя.

5. Кривая «доход - потребление» и кривая Энгеля.

6. Кривая «цена - потребление» и получение кривой индивидуального спроса.

7. Эффект дохода и эффект замещения.

Исследование поведения потребителя строится на трех основных моментах: 1) анализе потребительских предпочтений; 2) анализе бюджетного ограничения потребителя и 3) анализе потребительского равновесия или оптимума потребителя.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...