Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Западные социологические теории личности.

 

Сложность и многомерность процесса формирования и развития личности обусловили появление самых различных теорий, пытающихся объяснить те или иные стороны данной проблемы. Можно выделить несколько основных концептуальных подходов к изучению личности.

1. В рамках междисциплинарных исследований социобиологический подход, сторонники которого (Э. Уилсон, Д. Фридман и др.) в объяснении процессов формирования и развития личности делают акцент на биологических факторах. По их мнению, некоторые типы поведения человека обусловлены генетически, т.е. наличием врожденных механизмов, являющихся результатом длительной эволюции. Эта теория под-1иергается критике со стороны многих ученых, отмечающих, что социобиологи не принимают во внимание способность лю­дей мыслить, использовать символы и тем самым игнорируют роль культуры и социальной среды в становлении и развитии личности.

2. Ряд концепций личности основывается на функциональном подходе, согласно которому единицей социального анализа является не столько сам действующий индивид, сколько выполняемая им в обществе функция. Наибольшую распространенность в социологии получила ролевая теория личности, разные варианты которой разработали Дж. Г. Мид, Р. Линтон, Р. Мертон, Т. Парсонс, Т. Шибутани и другие известные социологи, и социальные психологи. С точки зрения всех этих концепций, личность представляет собой совокупность социальных ролей, выполняемых ею в обществе. Но если в трактовке Дж. Г. Мида и других социальных психологов роль выступает как результат межличностного взаимодействия, то в интерпретации Р. Линтона, Р. Мертона, Т. Парсона и их последователей - как комплекс требований, предъявляемых обществом к индивиду, занимающему определенную позицию в социальной системе. Иными словами, представители структурного функционализма рассматривают личность как функцию от того множества социальных ролей, которые присущи индивиду в обществе. Ролевая теория личности позволяет раскрыть механизм взаимодействия человека и других членов общества. Ролевую теорию нельзя принять в качестве единственной, поскольку она оставляет в тени активное, творческое начало личности.

С психологической трактовкой ролевой теории личности тесно связана концепция «зеркального Я», разработанная американским исследователем Ч. Кули. В соответствии с этой концеп­цией личность формируется в процессе ее социального взаимо­действия и отражает представления человека о том, как его вос­принимают и оценивают другие люди. В ходе межличностного общения человек создает свое «зеркальное Я», которое состоит из трех элементов:

1) представления о том, как его воспринимают другие люди;

2) представления о том, как они его оценивают;

3) как человек отвечает на воспринятую им реакцию других
людей.

Таким образом, в теории «зеркального Я» личность выступа­ет как результат социального взаимодействия, в ходе которого индивид приобретает способность оценивать себя с точки зре­ния других членов данной социальной группы.

3. При марксистском подходе к изучению личности упор де­лается на социальную обусловленность ее природы и деятельно­сти. Исходным моментом здесь является теоретическое положение К. Маркса о том, что сущность человека есть «совокупное» всех общественных отношений». Сущность же «особой личности» составляет не ее физическая природа, а ее социальное качество, т.е. общественно значимое качество, присущее многим людям. Таким образом, личность, с точки зрения марксистского подхода, рассматривается как реализованная в индивиде интег­рация социально значимых черт и общественных отношений данного общества. Это, с одной стороны, продукт исторического развития, а с другой - результат включения индивида в социальную систему, его предметной деятельности, способной менять общественные отношения.

4. В русле психоаналитического подхода сформировалась
фрейдистская концепция личности, оказавшая заметное влияние на развитие представлений о природе человека. Таким образом, проблема личности породила немало теорий концепций. Ни одна из них не может быть абсолютизирована. Только синтез лучших достижений разных исследовательских походов позволит составить целостное представление о природе личности, о процессах ее формирования и развития. Модель личности, разработанная 3. Фрейдом, включает три компонента:

1) сферу подсознания (Id — Оно), где господствуют биологически обусловленные сексуальные (либидо) и агрессивные побуждения;

2) сферу самосознания (Еgо — Я), которая стремится реализовать бессознательные побуждения в приемлемой для общества форме;

3) сферу сверхсознания (Sирег Еgо — Сверх-Я), включающую моральные нормы, принятые в данном обществе (это своеобразный «моральный цензор»).

Взаимодействие этих сфер носит конфликтный характер и определяет динамику развития личности. Возникающие при этом конфликты между сознанием и подсознанием решаются, по Фрейду, с помощью ряда психологических механизмов, которые подавляют и вытесняют из сознания личности побуждения и импульсы, противоречащие требованиям «морального цензора».

Главная проблема, которую пытался разрешить Фрейд, - проблема противоречия между человеком и обществом. В своих выводах он склонялся то к пессимизму, полагая, что человеческая природа слишком консервативна, чтобы могли произойти серьезные социальные изменения и был разрешен драматический конфликт человека и общества, то к осторожно оптимисти­ческой позиции, согласно которой, в конечном счете, с помощью психоаналитической терапии и правильно организованной сис­темы воспитания может произойти эволюция в нужном направ­лении.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...