Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальный статус. Девиация и социальный контроль.

Социальным статусом называется позиция человека в обществе с определёнными правами и обязанностями. Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Социальные статусы – структурные элементы социальной организации общества, обеспечивающие социальные связи между субъектами общественных отношений. Эти отношения, упорядоченные в рамках социальной организации, группируются в соответствии с социально – экономической структурой общества и образуют сложную координированную систему.

Социологи отличают предписанные и приобретенные статусы. Предписанный статус (навязанный) личности обществом, обусловливается этническим происхождением (местом рождения, семьей и т. д.) Приобретенный (достигнутый), статус определяется усилиями самого человека (писатель, ученый, директор и т. д.). Выделяются так же естественный и профессионально – должностной статусы.

Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчины и женщины, детство, юность, зрелость, старость и т. д.). Профессионально- должностной – это базисный статус личности для взрослого человека, чаще всего являющийся основой интегрального статуса, в нем фиксируется социальное, экономическое и производственно – техническое положение (банкир, инженер и т. д.).

Социальные связи между субъектами общественных отношений, устанавливаемые по поводу обеспечиваемых социальных функций, образуют определенные пункты пересечения в обширном поле социальных отношений. Этими пунктами пересечения связей в поле общественных отношений являются социальные статусы.

С этой точки зрения социологии социальная организация общества может быть представлена в виде сложной, взаимосвязанной системы социальных статусов, занимаемых индивидами, становящимися вследствие этого членами общества, гражданами государства.

Общество не только создает социальный статус, но и обеспечивает социальные механизмы распределения членов общества по этим позициям. Соотношение между социальными статусами, предписываемыми обществом индивиду вне зависимости от условий и заслуг (предписание позиции), и статусами, замещение которых зависит от самого человека (достигаемые позиции), - существенная характеристика социальной организации общества.

Предписанным социальным статусом является по преимуществу тот статус, который приобретает человек с момента рождения и обусловленный такими характеристиками, как пол, возраст, отношения родства, раса, каста.

Соотношение в социальной структуре предписанных и достигаемых социальных статусов есть, по существу, показатель характера экономической и политической власти, есть вопрос о характере общественной формации, навязывающей индивидам соответствующую структуру социального статуса. Личные качества индивидов, отдельные примеры социального выдвижения в целом не меняют этого кардинального положения.

«Социальный статус» наряду с «социальной ролью» личности является ключевым понятием в ролевой теории личности. Основные положения этой теории были сформулированы американскими социологами Дж. Мидом и Р.Минтоном.

Социальные нормы - требования, предписания, пожелания и ожидание соответствующего поведения. Возникновение и функционирование социальных норм, их место в социально политической организации общества определены объективной потребностью в упорядочении общественных отношений.

Социальные нормы исторически обусловлены общественным бытием, требованиями к деятельности и отношениям индивидов, социальных групп классов и общественных институтов, выражающие общественную необходимость организации деятельности и отношений в соответствии с объективными условиями.

В основе возникновения социальных норм лежат, прежде всего, потребности материального производства. Повторяемость актов производства, распределения и обмена требует наличие таких общих правил, которые позволили бы участникам соответствующих обществ регулярно и единообразным образом вступать в данные взаимодействия.

Социальные нормы воплощают в себе абстрактную модель указанных взаимодействий, дающие возможность индивидам предвидеть действия иных участников общественных отношений и соответствующим образом строить собственное поведение. В силу этого они становятся: для индивида - мерой его поведения, для общества - масштабом оценки этого поведения.

Содержание социальных норм выводится из реального поведения индивидов и социальных групп.

Социальные нормы регулируют самые разнообразные виды общественных отношений, они складываются в определённую иерархию норм, распределяясь по степени их социальной значимости. В обществе возможно нарушение социальных норм.

Нарушение социальных норм могут быть серьезными и не серьёзными, сознательными и не сознательными. Все серьёзные нарушения, попадающие под категорию противоправного действия, относятся к девиации. Социологи определяют девиацию как поведение, которое считается отклонением от норм группы и влечёт за собой изоляцию, лечение, исправление или другое наказание.

Девиация с трудом поддаётся определению, что связано с многообразием социальных ожиданий, которые часто пред­ставляются спорными. Эти ожидания могут быть неясными, меняющимися со временем, кроме того, на основе разных культур могут формироваться различные социальные ожида­ния. С учетом этих проблем, социологи определяют девиа­цию как поведение, которое считается отклонением от норм группы и влечет за собой изоляцию, лечение, исправление или другое наказание.

Девиация включает три основных компонента:

а) человека, которому свойственно определенное поведе­ние;

б) норму или ожидание, являющиеся критерием оценки поведения как девиантного;

в) другую группу или организацию, реагирующие на данное поведение.

Биологическое объяснение девиации представлено в тео­рии Шелтона, согласно которой характер поведения людей обусловлен особенностями их телосложения, а мезоморфы (отличающиеся силой и стройностью) наиболее предрасполо­жены к такому поведению. В соответствии с другой биологи­ческой концепцией мужчины, обладающие дополнительными хромосомами типа Y, в большей мере склонны к проявлению девиации, чем другое, однако не выявлена четкая причинно-следственная связь между наличием аберрантных хромосом и девиацией.

На основе психологического объяснения до сих пор не удалось выявить ни одной черты, свойственной всем преступникам, и обычно психологические факторы рассматриваются в сочетании с другими. Социологическое объяснение сосредоточено на анализе социальных и культурных факторов, являющихся причиной девиации. Теория аномии, сформулиро­ванная Дюркгеймом, подчеркивает роль нормативной неоп­ределенности и дезориентации, вследствие чего жизненный опыт людей перестает соответствовать социальным нормам общества. Другое объяснение придает основное значение со­циальной дезорганизации, когда культурные ценности, нор­мы и социальные связи разрушаются, ослабевают или проти­воречат друг другу. При этих условиях возникает конфликт между разными стандартами оценки поведения. Одновремен­но ослабевает контроль за их осуществлением, что в значи­тельной мере способствует развитию подростковой преступ­ности. Мертон считает, что девиация происходит в результате разрыва между целями культуры и социально одобряемых средствами их осуществления. Когда люди ставят перед собой цель, которую нельзя достичь с помощью социально одобряе­мых средств, они прибегают к незаконным средствам.

Культурологическое объяснение девиации сосредоточе­но на анализе культурных ценностей в той же мере, как и ре­альных возможностей возникновения девиации. Селлин Миллер считают, что девиация возникает тогда, когда человек усваивает нормы субкультуры, которые противоречат правилам культуры господствующей.

Теория стигматизации или наклеивания ярлыков объясняет девиантное поведение тем, что влиятельные группы обладают возможностью наклеивать ярлыки «девиантов» на представителей менее влиятельных групп. Первичная девиация наблюдается тогда, когда индивид лишь время от времени нарушает правило, но окружающие смотрят на это сквозь пальцы, а он сам вовсе не считает себя девиантом. Вторичная девиация характеризуется тем, что на человека наклеивают ярлык, ставят клеймо девианта, окружающие обращаются с ним не так, как с обычными людьми, и постепенно он сам начинает считать себя девиантом. Радикальная криминология придает основное значение сущности самой законодательной системы. Сторонники данной концепции считают девиантов бунтовщиками, выступающими против капиталистического общества, которое стремится изолировать некоторых своих членов, якобы нуждающихся в контроле. Эта теория является примером современ­ной тенденции акцентировать внимание на природе общества и попытаться выяснить, почему оно заинтересовано в созда­нии девиации и "клеймении" девиантов.

Девиация представляет собой процесс развития, в ходе которого можно выделить несколько стадий: а) формирование норм; б) сущность норм; в) совершение девиантного поступ­ка; г) признание поступка девиантным; д) признание челове­ка девиантом; е) стигматизация; ж) следствия стигматиза­ции; з) коллективные формы девиантного поведения.

Социальный контроль выражается в стремлении других (обычно большинства) воспрепятствовать девиантному пове­дению, наказать девиантов или «вернуть их в строй». Методы социального контроля включают изоляцию (или полное отстранение девианта от других людей); обособление (или огра­ничение контактов девианта с другими); реабилитацию (или подготовку девианта к возвращению к нормальной жизни). Можно выделить четыре типа неформального социального контроля: социальное поощрение, наказание, убеждение и переоценку норм. Формальный контроль осуществляется ор­ганизациями, призванными регулировать соблюдение правил и укреплять конформизм.

Среди формальных организаций, контролирующих де­виацию, основную роль играют полиция, суды и тюрьмы.

 

 

Вопросы для самоподготовки

 

1.Что такое личность? Благодаря каким критериям мы сознаем себя как личность? Как вы понимаете выражения «тождество личности», «самоидентификация личности»?

2.В чем, на ваш взгляд, разница между понятиями «личность», «индивидуальность», «индивид»?

3.Что такое социальная роль? Социальный статус? Как они связаны между собой, и чем объяснить такую связь?

4.Как социологи определяют девиацию, и какие компоненты она включает?

5.Объясните явление девиации в современном обществе, опираясь на известные Вам подходы к этому явлению.

6.В чём выражается социальный контроль? Какие методы социального контроля Вы знаете?

 

 

 

 

Материалы

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...