Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Часть I Основные положения и принципы социального государства

Социальное государство — это правовое демократичес­кое государство, которое провозглашает высшей ценностью социальную справедливость, политика которого направлена на обеспечение гражданам достойной жизни, социальной за­щиты, минимизацию социальных рисков, создание условий для самореализации творческого (трудового) потенциала лич­ности.

Социальное государство — самостоятельный тип право­вого государства, который обеспечивает установление опти­мальных взаимоотношений личности, коллектива и государ­ства, а также создает необходимые условия и возможности для наиболее полной реализации неотъемлемых прав и сво­бод человека, включая право каждого на достойную жизнь.

Вкачестве «права на достойную жизнь» в настоящей Концепции понимается предоставление каждому трудоспо­собному гражданину реальной возможности за счет напряженного, квалифицированного и инициативного труда обес­печить достойный, в меру сложившихся социальных стан­дартов, уровень жизни. Это достигается за счет обеспечения равных прав доступа граждан к орудиям и средствам труда, природным ресурсам, к образованию и рынку труда, к иному общественному достоянию, за счет чего формируется совме­стными усилиями высокопродуктивная среда обитания и жиз­недеятельности.

Социальное государство — наиболее целесообразный способ соединения начал свободы и власти в целях обеспече­ния благополучия личности иблагоденствия общества,обеспечения социальной справедливости в распределении продуктов труда. Социальная справедливость и социальная солидарность предусматривают реализацию на практике та­ких положений, как: солидарная ответственность поколений и сословий — богатые платят за бедных; здоровые платят за больных; трудоспособные платят за еще или уже нетрудос­пособных; обеспечение равных прав и равных возможностей мужчин и женщин. Эти положения должны быть законода­тельно закреплены в виде обязанностей государства перед гражданами, а также прав и обязанностей граждан социаль­ного государства.

Правовая и социальная государственность — категории однопорядковые и существуют в органическом единстве. Ста­новление социально-правового государства в России должно представлять собой единый, целостный, взаимосвязанный процесс.

Опыт многих европейских государств, являющихся по Конституции правовыми, социальными, показывает, что они строят свою социально-экономическую политику, опираясь на такие важнейшие принципы, как:

§ экономическая свобода человека и признание права предпринимателей, лиц наемного труда и их профсоюзов на тарифную автономию на основе принципа социального парт­нерства;

§ доверие к регулирующей роли рынка и, при необходи­мости, его регулирование (спрос, предложение, ценообразо­вание, конкуренция);

§ ответственность государства за «игру» рыночных сил, выработку законодательства и соблюдение правил этой «игры», создание соответствующих условий для упорядоче­ния течения экономической и социальной жизни;

§ социальная справедливость и социальная солидарность общества, в том числе путем налогового перераспределения доходов от богатых к бедным и большей загрузки наиболее трудоспособных членов общества для того, чтобы помочь ме­нее трудоспособным;

§ тендерное равенство мужчин и женщин;

§ участие работников в управлении производством, об­щественной и государственной жизнью.

 

Практическая деятельность субъектов социальной поли­тики должна быть направлена на реализацию гарантий и прав граждан, установленных Конституцией РФ, с учетом этих и других принципов социального государства.

Принцип тендерного равенства мужчин и женщин во всех областях обще­ственной жизнедеятельности неразрывно связан с формированием граж­данского общества, демократизацией общественной жизни, созданием пра­вового и социального государства.

Этот принцип должен стать своеобразным идеологическим критерием с точки зрения обеспечения всей совокупности прав человека как системы ценностей, поскольку именно его реализация делает право, в том числе и на достойную жизнь, конкретным и обоснованным, независимым от воз­можностей власти и усмотрения чиновников. Особенно важно выделить гендерное равенство при обосновании перспектив развития сферы занятости, рынка труда и политики доходов.

Критериями для оценки степени социальности государ­ства является также соблюдение:

§ права на свободу человека;

§ гарантии в проведении государством последовательной социальной политики, ориентированной на реально возмож­ные инвестиции «в человека»;

§ обеспечение стандартов достойной жизни для большин­ства граждан;

§ адресная поддержка наиболее уязвимых слоев и групп населения;

§ гарантии создания благоприятных условий для реаль­ного участия граждан в выработке и социальной экспертизе управленческих решений на всех уровнях власти;

§ соблюдение прав и гарантий, признающих и реализу­ющих систему социального партнерства в качестве основно­го механизма достижения общественного согласия, баланса интересов работника и работодателя, государства при регу­лировании социально-экономических и трудовых отношений;

§ гарантии, при которых любой хозяйствующий субъект, любой собственник должен нести определенную социальную ответственность;

§ права и гарантии, ориентированные на укрепление семьи, духовное, культурное, нравственное развитие граждан и, прежде всего, молодежи; на бережное отношение к наследию предков и преемственность поколений, сохранение самобытности национальных и исторических традиций.

 

На современном этапе в решении главных социальных задач социальное государство устанавливает следующие приоритеты:

1. В сфере занятости:структурная перестройка экономи­ки в интересах всех граждан России, современная кадровая политика; повышение экономической активности, направлен­ной на созидание и прогресс; обеспечение гражданам России возможности трудиться на условиях свободно избранной, полной и продуктивной занятости трудоспособного населе­ния; создание современных производств и рабочих мест, защита трудовых прав и интересов работников через социаль­ное партнерство; содействие общественно полезному и эф­фективному предпринимательству.

В сфере политики доходов:создание социально-спра­ведливой и эффективной системы распределения вновь со­зданной стоимости между государством, трудом и капита­лом; обеспечение роста реальной заработной платы и дохо­дов населения и на их основе — рост качества и уровня жиз­ни; установление государственных гарантий в сфере оплаты труда, обеспечивающих в полной мере воспроизводство ра­бочей силы; социальная направленность налоговой политики и принятие необходимых мер по контролю над инфляцией.

В сфере систем жизнеобеспечения населения:сохра­нение и приумножение жилого фонда и повышение его ком­фортабельности; развитие коммунального хозяйства, средств транспорта и связи за счет средств населения и бюджетного финансирования; создание нормальных условий жизни в на­селенных пунктах, не имеющих постоянно действующих ком­муникаций с основной территорией страны.

В сфере социальной защиты населения:разработка и осуществление государственной программы борьбы с беднос­тью; создание многопрофильной системы защиты населения от социальных рисков; реформирование системы социально­го страхования (пенсионного, социального и медицинского), социального обеспечения и социального вспомоществования; осуществление социальной защиты семьи, материнства, от­цовства и дететва, инвалидов, пожилых и других слабо за­щищенных категорий граждан; улучшение демографической ситуации в стране.

В сфере охраны окружающей среды:создание условий рационального природопользования с минимизацией ущерба среде обитания человека; обеспечение экологической безо­пасности.

В сфере формирования социокультурной среды:куль­тивирование в обществе созидательных ценностей; повыше­ние цивилизованности социального обустройства административно-территориальных мест проживания людей; повыше­ние роли и качества общего и профессионального образова­ния; сохранение национальной самобытности языка и куль­туры народов, населяющих Российскую Федерацию.

Проведение региональной социальной политики и ин­тегральная оценка ее эффективностина основе единства федеральной и региональной социальной политики при усло­вии упорядочения в разграничении их полномочий.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...