Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Занятие 1. Естествознание как феномен культуры и комплекс наук о природе

ТЕМАТИКА И ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Занятие 1. Естествознание как феномен культуры и комплекс наук о природе

Вопросы для обсуждения на семинаре:

1. Предмет и задачи курса «Концепции современного естествознания». Специфика концептуального подхода к изучению естествознания.

2. Естествознание как феномен культуры, его отличие от натурфилософии.

3. Понятие науки. Особенности научного познания.

4. Структура научного знания. Классификация наук.

5. Фундаментальная и прикладная науки.

6. Естествознание как комплекс наук о природе.

7. Понятие природы, образы природы в истории культуры.

8. Особенности современного естествознания и его социокультурный статус.

9. Естествознание в системе научного знания.

10. Специфика гуманитарного и естественнонаучного познаний.

Темы рефератов и выступлений:

1. Исторические этапы становления естествознания как науки.

2. Картина мира и стиль мышления в восточной и западной культурной традициях.

3. Развитие естественнонаучных знаний в эпоху Средневековья. Научная революция ХVII века. Становление классического естествознания.

4. Научная революция конца ХIХ–начала ХХ веков. Становление неклассического современного естествознания.

Литература:

1. Али-Заде А.А. Границы науки: о возможности альтернативных моделей познания. – М., 1991.

2. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII–XVIII вв.). – М., 1987.

3. Горелов А.А. Концепции современного естествознания: Уч. пособ. – М., 1997.

4. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. – М.: ЮКЭА, 2001.

5. Дынич В.И., Толкачёв Е.А., Томильчик Л.М. Формирование адекватного образа науки как необходимый элемент гуманитарного образования. – Мн.,1996.

6. Гачев Г.Д. Книга удивлений, или Естествознание глазами гуманитария, или Образы в науке. – М., 1991.

7. Кузнецов В.И., Идлис Г.М., Гутина В.Н. Естествознание. – М., 1996.

8. Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. – М., 1995.

9. Мамзин А.С., Носов В.П. Естественнонаучное и социогуманитарное знание, методологические аспекты взаимодействия. – Л., 1990.

10. Моисеев Н.Н. Современный рационализм. – М., 1995.

11. Наука в системе социальных ценностей. – М., 1995.

12. Наука и ее место в культуре. – Новосибирск, 1990.

13. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.

14. Сноу Ч. Две культуры. – Л., 1973.

15. Современное естествознание в системе науки и практики. – Мн., 1990.

Занятие 2. Структура и динамика естественнонаучного знания

Вопросы для обсуждения на семинаре:

1. Основные уровни и формы естественнонаучного познания. Специфика эмпирического и теоретического знаний.

2. Основные принципы и методы научного исследования в современном естествознании.

3. Научный эксперимент в структуре естественнонаучного исследования.

4. Математика как язык и метод современного естествознания. Суть математизации.

5. Системный подход – важнейшая парадигма современного естествознания.

6. Метатеоретические основания естественнонаучного знания.

Темы рефератов и выступлений:

1. Универсальные принципы естественнонаучного познания.

2. Мысленный эксперимент и его роль в современном естествознании.

3. Проблемы реальности и наглядности теоретических конструктов и моделей.

4. Специфика методов и критериев истинности естественнонаучного знания.

Литература:

1. Капица П.Л. Эксперимент, теория, практика. – М., 1981.

2. Клайн М. Математика. Поиск истины. – М., 1988.

3. Мотылёва Л.С., Скоробогатов В.А., Судариков А.М. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. – СПб., 2000.

4. Проблемы методологии системного исследования. – М., 1970.

5. Степин В.С. Теоретическое знание. М., 2000.

6. Степин В.С., Елсуков А.Н. Методы научного познания. Мн., 1974.

7. Структура и развитие науки. – М.. 1978.

8. Философия и методология науки: Учебник для вузов /Под ред. В.И. Купцова. – М., 1996.

9. Штофф В.А. Введение в методологию научного познания. – Л., 1972.

10. Эйнштейн А. Физика и реальность //Эйнштейн А. Собр. науч. трудов. Т.4. – М., 1967.

Занятие 3. Научные революции в естествознании и исторические типы естественнонаучной картины мира

Вопросы для обсуждения на семинаре:

1. Исторические этапы познания природы.

2. Научные революции в естествознании и механизмы их возникновения.

3. Понятие научной (естественнонаучной) картины мира и ее эволюция.

4. Исторические типы естественнонаучной картины мира.

5. Классическая, механистическая картина мира, ее основные черты и роль в развитии европейской культуры.

6. Глобальные научные революции и типы научной рациональности в истории естествознания.

7. Взаимосвязь понятий: научная картина мира, парадигма и научная революция.

Темы рефератов и выступлений:

1. Общая характеристика исторических этапов становления естествознания как науки.

2. Картина мира и стиль мышления восточной и западной культурной традициях.

3. Научная революция ХVII века. Становление классического естествознания.

4. Научная революция конца ХIХ–начала ХХ веков. Становление неклассического современного естествознания.

5. Глобальные научные революции в естествознании и типы научной рациональности.

Литература:

1. Басаков М.И. и др. Концепции современного естествознания. – Р-н-Д.: Феникс, 1997.

2. Глобальный эволюционизм. – М., 1994.

3. Горолевич Т. А. Философия естествознания. – Мн.: Право и экономика, 1996.

4. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. – Новосибирск, 1997, 2000.

5. Инфельд Л., Эйнштейн А. Эволюция физики. – М., 1965.

6. Исторические типы рациональности. В 2 т. – М., 1996.

7. Кузнецов В. И. и др. Естествознание. – М.: Агар, 1996. г.

8. Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. – М., 1995.

9. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.

10. Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. – М., 1994.

ТЕМАТИКА И ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Занятие 1. Естествознание как феномен культуры и комплекс наук о природе

Вопросы для обсуждения на семинаре:

1. Предмет и задачи курса «Концепции современного естествознания». Специфика концептуального подхода к изучению естествознания.

2. Естествознание как феномен культуры, его отличие от натурфилософии.

3. Понятие науки. Особенности научного познания.

4. Структура научного знания. Классификация наук.

5. Фундаментальная и прикладная науки.

6. Естествознание как комплекс наук о природе.

7. Понятие природы, образы природы в истории культуры.

8. Особенности современного естествознания и его социокультурный статус.

9. Естествознание в системе научного знания.

10. Специфика гуманитарного и естественнонаучного познаний.

Темы рефератов и выступлений:

1. Исторические этапы становления естествознания как науки.

2. Картина мира и стиль мышления в восточной и западной культурной традициях.

3. Развитие естественнонаучных знаний в эпоху Средневековья. Научная революция ХVII века. Становление классического естествознания.

4. Научная революция конца ХIХ–начала ХХ веков. Становление неклассического современного естествознания.

Литература:

1. Али-Заде А.А. Границы науки: о возможности альтернативных моделей познания. – М., 1991.

2. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII–XVIII вв.). – М., 1987.

3. Горелов А.А. Концепции современного естествознания: Уч. пособ. – М., 1997.

4. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. – М.: ЮКЭА, 2001.

5. Дынич В.И., Толкачёв Е.А., Томильчик Л.М. Формирование адекватного образа науки как необходимый элемент гуманитарного образования. – Мн.,1996.

6. Гачев Г.Д. Книга удивлений, или Естествознание глазами гуманитария, или Образы в науке. – М., 1991.

7. Кузнецов В.И., Идлис Г.М., Гутина В.Н. Естествознание. – М., 1996.

8. Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. – М., 1995.

9. Мамзин А.С., Носов В.П. Естественнонаучное и социогуманитарное знание, методологические аспекты взаимодействия. – Л., 1990.

10. Моисеев Н.Н. Современный рационализм. – М., 1995.

11. Наука в системе социальных ценностей. – М., 1995.

12. Наука и ее место в культуре. – Новосибирск, 1990.

13. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.

14. Сноу Ч. Две культуры. – Л., 1973.

15. Современное естествознание в системе науки и практики. – Мн., 1990.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...