Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Занятие 1. Естествознание как феномен культуры и комплекс наук о природеТЕМАТИКА И ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Занятие 1. Естествознание как феномен культуры и комплекс наук о природе Вопросы для обсуждения на семинаре: 1. Предмет и задачи курса «Концепции современного естествознания». Специфика концептуального подхода к изучению естествознания. 2. Естествознание как феномен культуры, его отличие от натурфилософии. 3. Понятие науки. Особенности научного познания. 4. Структура научного знания. Классификация наук. 5. Фундаментальная и прикладная науки. 6. Естествознание как комплекс наук о природе. 7. Понятие природы, образы природы в истории культуры. 8. Особенности современного естествознания и его социокультурный статус. 9. Естествознание в системе научного знания. 10. Специфика гуманитарного и естественнонаучного познаний. Темы рефератов и выступлений: 1. Исторические этапы становления естествознания как науки. 2. Картина мира и стиль мышления в восточной и западной культурной традициях. 3. Развитие естественнонаучных знаний в эпоху Средневековья. Научная революция ХVII века. Становление классического естествознания. 4. Научная революция конца ХIХ–начала ХХ веков. Становление неклассического современного естествознания. Литература: 1. Али-Заде А.А. Границы науки: о возможности альтернативных моделей познания. – М., 1991. 2. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII–XVIII вв.). – М., 1987. 3. Горелов А.А. Концепции современного естествознания: Уч. пособ. – М., 1997. 4. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. – М.: ЮКЭА, 2001. 5. Дынич В.И., Толкачёв Е.А., Томильчик Л.М. Формирование адекватного образа науки как необходимый элемент гуманитарного образования. – Мн.,1996. 6. Гачев Г.Д. Книга удивлений, или Естествознание глазами гуманитария, или Образы в науке. – М., 1991. 7. Кузнецов В.И., Идлис Г.М., Гутина В.Н. Естествознание. – М., 1996. 8. Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. – М., 1995. 9. Мамзин А.С., Носов В.П. Естественнонаучное и социогуманитарное знание, методологические аспекты взаимодействия. – Л., 1990. 10. Моисеев Н.Н. Современный рационализм. – М., 1995. 11. Наука в системе социальных ценностей. – М., 1995. 12. Наука и ее место в культуре. – Новосибирск, 1990. 13. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. 14. Сноу Ч. Две культуры. – Л., 1973. 15. Современное естествознание в системе науки и практики. – Мн., 1990. Занятие 2. Структура и динамика естественнонаучного знания Вопросы для обсуждения на семинаре: 1. Основные уровни и формы естественнонаучного познания. Специфика эмпирического и теоретического знаний. 2. Основные принципы и методы научного исследования в современном естествознании. 3. Научный эксперимент в структуре естественнонаучного исследования. 4. Математика как язык и метод современного естествознания. Суть математизации. 5. Системный подход – важнейшая парадигма современного естествознания. 6. Метатеоретические основания естественнонаучного знания. Темы рефератов и выступлений: 1. Универсальные принципы естественнонаучного познания. 2. Мысленный эксперимент и его роль в современном естествознании. 3. Проблемы реальности и наглядности теоретических конструктов и моделей. 4. Специфика методов и критериев истинности естественнонаучного знания. Литература: 1. Капица П.Л. Эксперимент, теория, практика. – М., 1981. 2. Клайн М. Математика. Поиск истины. – М., 1988. 3. Мотылёва Л.С., Скоробогатов В.А., Судариков А.М. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. – СПб., 2000. 4. Проблемы методологии системного исследования. – М., 1970. 5. Степин В.С. Теоретическое знание. М., 2000. 6. Степин В.С., Елсуков А.Н. Методы научного познания. Мн., 1974. 7. Структура и развитие науки. – М.. 1978. 8. Философия и методология науки: Учебник для вузов /Под ред. В.И. Купцова. – М., 1996. 9. Штофф В.А. Введение в методологию научного познания. – Л., 1972. 10. Эйнштейн А. Физика и реальность //Эйнштейн А. Собр. науч. трудов. Т.4. – М., 1967. Занятие 3. Научные революции в естествознании и исторические типы естественнонаучной картины мира Вопросы для обсуждения на семинаре: 1. Исторические этапы познания природы. 2. Научные революции в естествознании и механизмы их возникновения. 3. Понятие научной (естественнонаучной) картины мира и ее эволюция. 4. Исторические типы естественнонаучной картины мира. 5. Классическая, механистическая картина мира, ее основные черты и роль в развитии европейской культуры. 6. Глобальные научные революции и типы научной рациональности в истории естествознания. 7. Взаимосвязь понятий: научная картина мира, парадигма и научная революция. Темы рефератов и выступлений: 1. Общая характеристика исторических этапов становления естествознания как науки. 2. Картина мира и стиль мышления восточной и западной культурной традициях. 3. Научная революция ХVII века. Становление классического естествознания. 4. Научная революция конца ХIХ–начала ХХ веков. Становление неклассического современного естествознания. 5. Глобальные научные революции в естествознании и типы научной рациональности. Литература: 1. Басаков М.И. и др. Концепции современного естествознания. – Р-н-Д.: Феникс, 1997. 2. Глобальный эволюционизм. – М., 1994. 3. Горолевич Т. А. Философия естествознания. – Мн.: Право и экономика, 1996. 4. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. – Новосибирск, 1997, 2000. 5. Инфельд Л., Эйнштейн А. Эволюция физики. – М., 1965. 6. Исторические типы рациональности. В 2 т. – М., 1996. 7. Кузнецов В. И. и др. Естествознание. – М.: Агар, 1996. г. 8. Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. – М., 1995. 9. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. 10. Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. – М., 1994. ТЕМАТИКА И ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Занятие 1. Естествознание как феномен культуры и комплекс наук о природе Вопросы для обсуждения на семинаре: 1. Предмет и задачи курса «Концепции современного естествознания». Специфика концептуального подхода к изучению естествознания. 2. Естествознание как феномен культуры, его отличие от натурфилософии. 3. Понятие науки. Особенности научного познания. 4. Структура научного знания. Классификация наук. 5. Фундаментальная и прикладная науки. 6. Естествознание как комплекс наук о природе. 7. Понятие природы, образы природы в истории культуры. 8. Особенности современного естествознания и его социокультурный статус. 9. Естествознание в системе научного знания. 10. Специфика гуманитарного и естественнонаучного познаний. Темы рефератов и выступлений: 1. Исторические этапы становления естествознания как науки. 2. Картина мира и стиль мышления в восточной и западной культурной традициях. 3. Развитие естественнонаучных знаний в эпоху Средневековья. Научная революция ХVII века. Становление классического естествознания. 4. Научная революция конца ХIХ–начала ХХ веков. Становление неклассического современного естествознания. Литература: 1. Али-Заде А.А. Границы науки: о возможности альтернативных моделей познания. – М., 1991. 2. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII–XVIII вв.). – М., 1987. 3. Горелов А.А. Концепции современного естествознания: Уч. пособ. – М., 1997. 4. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. – М.: ЮКЭА, 2001. 5. Дынич В.И., Толкачёв Е.А., Томильчик Л.М. Формирование адекватного образа науки как необходимый элемент гуманитарного образования. – Мн.,1996. 6. Гачев Г.Д. Книга удивлений, или Естествознание глазами гуманитария, или Образы в науке. – М., 1991. 7. Кузнецов В.И., Идлис Г.М., Гутина В.Н. Естествознание. – М., 1996. 8. Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. – М., 1995. 9. Мамзин А.С., Носов В.П. Естественнонаучное и социогуманитарное знание, методологические аспекты взаимодействия. – Л., 1990. 10. Моисеев Н.Н. Современный рационализм. – М., 1995. 11. Наука в системе социальных ценностей. – М., 1995. 12. Наука и ее место в культуре. – Новосибирск, 1990. 13. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. 14. Сноу Ч. Две культуры. – Л., 1973. 15. Современное естествознание в системе науки и практики. – Мн., 1990. 12 |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |