Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Употребление форм имени прилагательного

ЗАПОМНИТЕ:

♦ При полной форме имени прилагательного, употребленной в Именительном падеже в роли со­ставного сказуемого, не могут, как правило, быть управляемые слова, а при краткой форме - могут. , Ср.: он болен ангиной он больной ангиной. ; |

♦ Не употребляются формы слов более лучший, более худший и т.п., так как второе слово само по себе уже выражает значение сравнительной степени.

♦ В современном русском литературном языке употребляются такие формы сравнительной степени: бойче, звонче, ловче, слаще, хлестче.

♦ Не употребляются в качестве однородных членов полная и краткая формы имени прилагательного. Ср.: он богатый и умный он богатый и умен.

Задание 1

Образуйте краткие формы прилагательных/

Укажите возможные варианты.

Безнравственный — ..,, бессмысленный — ..., бесчислен­ный — ..., бесчувственный — ..., величественный — ..., воин­ственный — ..., естественный — ..., искусственный — ..., легко­мысленный — ..., медленный — .-.., откровенный — ...., подведом­ственный — ..., свойственный — ..., соответственный — ..., суще­ственный — ..., таинственный — ..., тождественный — ..., явст­венный - ...

Задание 2

Объясните употребление полной и краткой формы при­лагательного в приведенных ниже примерах.

1. Книга полезная. Книга полезна детям.

2. Эта задача трудная. Эта задача трудна для пя­тиклассника.

.3. Озеро глубокое. Озеро глубоко для детей,/

4. Девушка грустная. Девушка сегодня грустна.

5. Берег крутой. Этот берег крут для спуска.

Задание 3

Замените полные формы прилагательных краткими. Оп­ределите семантико-стилистические различия между ними. Ука­жите случаи синонимического употребления обеих форм.

Река спокойная, ребенок веселый, женщина больная, груз тяжелый, улица узкая, платье длинное, чай сладкий, человек справедливый, солдат смелый, лампочка яркая, заяц трусливый, медведь неуклюжий, лиса хитрая.

Задание 4

Составьте предложения с данными словосочетаниями.

Улица узкая — улица узка.

Мысль серьезная — мысль серьезна.

Малыш больной — малыш болен.

Потолок низкий — потолок низок.

Погода хорошая — погода хороша.

Задание 5

Установите, во всех ли случаях возможна без изменения значения замена полных форм прилагательных краткими; поясни­те, что препятствует этой замене.

Звонкий голос, звонкий согласный; белый снег, бе­лый свет; красный флаг, красное платье; круглый стол, круглая сирота; глубокая река, глубокая мысль; прямая дорога, прямая линия, прямой человек; скорый поезд; бедный человек; живой организм; глухой мальчик.

Задание 6

В каких из приведенных ниже сочетаний возможна за­мена краткой формой, в каких — нет? Объясните.

Белый снег — белый стих.

Глухой согласный — глухой человек.

Круглый шар — круглый сирота.

Короткие волны — короткие волосы.

Задание 7

Выберите нужную форму, дайте стилистическую харак­теристику возможных вариантов.

1. Актер был (естествен, естественен) в своем поведении.

2. Старый лес (величествен, величественен).

3. Директор школы (ответствен, ответственен) за каждогоученика.

4. Вид юноши был (легкомыслен, легкомысленен).

5. Момент был длявсех (торжествен, торжественен).

Задание 8

Выберите нужную форму, дайте стилистическую харак­теристику возможных вариантов.

1. Лектор (известен, известный) своими выступле­ниями.

2. Требования кученикам (своевременны, своевре­менные).

3. Учитель был (добр, добрый), но и (требователен, требовательный) ко всем ученикам.

4. Изменения в результатах работы (очевидны, оче­видные) для всех.

5. Пропуск занятий (нежелателен, нежелательный).

6. Место секретаря сейчас (свободно, свободное).

Задание 9

Объясните выбор полной или краткой формы прилагательных . в приводимых ниже предложениях. Возможна ли в них синонимическая замена краткой формы полной и наоборот?

1. Из шатра, толпой любимцев окруженный, выходит Петр. Его глаза сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекра­сен, он весь, как Божия гроза (Пушкин). 2. Он был слепой, совер­шен? 'о слепой от рождения ^(Лермонтов). 3. «Красота страшна», — вам скажут (Блок). 4. ...Мне обидно, что моя мать, всегда такая строгая и красивая, — теперь так некрасива и смешна (М. Горь­кий). 5. Жизнь коротка, но прекрасна (Чехов). 6. Вечер был тихий, розовый (Тэффи). 7. Тэффи не склонна людям льстить, не хочет их обманывать и не боится правды (Адамович). 8. Он на все согла­сен (Аверченко). 9. У него жизнь — прекрасная (Чехов).

Задание 10

Объясните, почему в данных предложениях использова­ны краткие формы имен прилагательных. Возможно ли их заме­нить полными? Мотивируйте свой ответ.

1. Лиса - хищник, в пище не очень разборчива. 2. Поваренная соль совсем не ядовита. 3. В делах он [русский народ] смекалист. 4. Мал золотник, да дорог. 5. Всякому мила своя сторона. 6. Отец горд успехами сына. 7. Богата народными талантами наша земля. 8. Материя первична, а сознание вторично. 9. Молод го­дами, да стар умом. 10. Теория без практики мертва, практика без теории слепа. 11. Небо красно от пожара. 12. Лицо сине от холода. 13. Астероиды, или малые пла­неты, слишком невелики по размерам и далеки от Зем­ли, чтобы можно было детально разглядеть их в оптиче­ский телескоп.

Задание 11

Объясните употребление выделенных форм прилагатель­ных в следующих предложениях:

1. Всякое слово без дела ничтожнои пусто(Демос­фен). 2. Есть два средства не чувствовать материальной нужды: одно - умерить свои потребности, другое - уве­личивать доход. Первое само по себе всегда нравствен­но, второе само по себе безнравственно(Л. Толстой). 3. Богатымы, едва из колыбели, Ошибками отцов и поздним их умом (М Лермонтов). 4. Полдень раннего июня Был в лесу, и каждый лист, Полный,радостный и юный,Был горяч,но свежи чист{А. Твардовский). 5. Всему - неуловимое Свое дано в судьбе, И там наше любимое, Где вернымы себе (77. Лавров). 6. А теперь ты сильнаи едина,Велика и, как птица, вольна, Ук­раина моя, Украина, Золотая моя сторона! (В. Лебедев-Кумач). 7. Совестно сказать глупому, что он глуп! Что это надолго (Р. Рождественский). 8. Я узнал, что бес­смертенорел, ставший мертвою бронзой (Р. Рождест­венский). 9. Друзья мои, прекрасеннаш союз! (А. Пуш­кин). 10. Идти неудобно- улицы круты(Р. Рождес­твенский). 11. Гражданственность - талант нелегкий (Р. Рождественский). 12. Ибыли детские проказы Ей чужды.Пушкин). 13. Вдуше обида поражений Еще 1 свежа,еще остра(А. Сурков). 14. Ты зла, твое смер­тельно жало{И. Крылов). 15. Идите, идите! Вы сильныдушой, Высмелым терпеньем богаты(И. Некрасов).

Задание 12

Образуйте простые и сложные формы степеней срав­нения от имен прилагательных и употребите их в контексте.

Крупный, ловкий, здоровый, тонкий, сухой, злой, дорогой, бойкий, драматичный, искусный, хороший, плохой, горький, деловитый, широкий, мелкий.

Задание 13

Подчеркните в приведенном списке слов прилагательные, от которых можно образовать сравнительную степень. Образуйте от них простую и сложную формы сравнительной степени, если это возможно.

Большой, бойкий, звонкий, злющий, клетчатый, ловкий, пло­хой, полосатый, робкий, смелый, скверный, сверхмощный, ульт­раправый, фиолетовый.

Задание 14

Какие нарушения норм, связанные с употреблением форм ~ степеней сравнения прилагательных, допущены в данных примерах? Исправьте эти предложения.

1. Это еще более худший вариант решения проблемы. 2. Она сегодня еще красивйе. 3. Это самый добрейший человек из всех, кого я знаю.

Задание 15

Исправьте предложения. Объясните ошибки.

1. Он был горяч, полный жизни.

2. Не стремлюсь быть лучше, оригинальной, хочу ос­таваться сама собой.

3. Самый крупнейший город в мире — Мехико.

4. Разработка новой темы становится все более ин­тенсивнее.

5. Более быстрее развивается машиностроение.

6. Один брат— шумный, другой— тих.

7. Эта книга плохее, чем та.

Задание 16

Сравните конструкции. Отметьте, различаются ли они се­мантически или стилистически. Употребите их в контексте.

1. Серебряная статуэтка — статуэтка из серебра; дру­жеская помощь — помощь друга; материнское сердце — сердце матери; проездной билет — билет на проезд; му­зыкальные звуки — звуки музыки.

2. Библиотечная книга — книга из библиотеки; ко­мандирский приказ — приказ командира; отцовский ко­стюм — костюм отца; поэтический язык— язык поэ­зии; лесничий домик— домик лесника.

3. Городское озеро— озеро в городе; речная вода —-вода из реки; павлинье перо — перо павлина; отцов­ская любовь — любовь отца; кирпичная стена — стена из кирпича.

Задание 17

Определите характер ошибок в образовании и употреб­лении форм имен прилагательных. Исправьте, где нужно, пред­ложения.

1. Пишу тебе о том, что дети наши здоровы, бодры, спокойные и веселые. 2. Стихи бельгийского поэта Верхарна, близкие народу и созвучные эпохе, переиздава­лись в переводах Брюсова. 3. Образ Катерины в драме "Гроза" очень сложный для юношеского восприятия. 4. Задачи данной курсовой работы состоят в том, чтобы сделать фразеологический анализ романа Ю. Бондарева "Берег". 5. Участковый врач Николаев очень вниматель­ный к пациентам. 6. Сегодня наша команда показала бо­лее лучшую игру. 7. На этом вопросе следует остано­виться несколько поподробнее. 8. Выводы в работе ин­тересные, но не свободны от противоречий. 9. Мой брат намного молодее меня, но кажется моим ровесником. 10. Нам пришлось решать самые наисложнейшие вопросы. 11. Стихи начинающего поэта были удачные и по ' содержанию, и по форме. 12. В Пете Ростове мне нра­вится то, что он был предан Родине и беспощадный к врагу. 13. Он сумел победить самого сильнейшего про­тивника.

Перечислите наиболее распространенные отступления от литературных норм в образовании и употреблении форм имен прилагательных.

Задание 18

Выберите правильный вариант.

1.Ученик был способный к математике. 2. Подоб­ный ответ бессмыслен. 3. Мы были еще в более худ­ших условиях. 4. Стихи были удачные и по содержа­нию, и по форме. 5. Первый ученик отвечал бойчее, чем второй. 6. Комната низкая для такой мебели. 7. Комната низка для такой мебели. 8. Партия была отложена вболее лучшем положении для белых. 9. Ученик всегда подтянутый, всегда одет по форме, культурный в обращении. 10. Жизненный путь героя тяжел и трагичный. 11. Его вклад в работу был суще­ственен. 12. Самый способнейший студент. 13. Это произведение более худшее. 14. Это самое плохое его произведение. 15. Сюжет рассказа интересный во мно­гих отношениях. 16. Сюжет рассказа интересен во мно­гих отношениях.

Употребление форм глагола

ЗАПОМНИТЕ:

♦ В литературном языке не употребляются фор­мы 1-го лица ед.ч. настоящего или будущего просто­го времени от глаголов победить, убедить, очутить­ся, чудить, ощутить и некоторых других. Отсут­ствующие формы выражаются описательно: могу очутиться, сумею убедить.

♦ В современном русском языке нет форм ложит, ездиет, есть только кладёт, НО положит; ездит.

♦ Некоторые глаголы на -ся имеют двоякое зна­чение — страдательное и возвратное, что создаёт не­ясность смысла. Например, выпускники направля­ются в разные уголки нашей страны (сами или их направляют).

♦ Литературными считаются следующие формы повелительного наклонения: высунь, выставь, вы­правь, высыпь, почисть, не порть, не корчь, уведомь, лакомься, закупорь, откупорь, взгляни, выйди, не кради, положи.

♦ В парах видеть — видать, слышать слы­хать, мучить мучать, лазить лазать первые глаголы — книжные, а вторые — разговорные.

♦ Рекомендуются формы полощет, машет, колы­шет, кличет, кудахчет, мяукает, сыплет, щиплет (а не: полоскает, плескает, махает, колыхает, кликает, кудахтает, мурлыкает, мяучит, сыпет, щипет).

♦ Более распространенными в современном рус­ском языке считаются следующие формы глаголов: сох, кис, мок, глох, хрип, чах (а не: сохнул, киснул, мокнул, глохнул, чахнул).

♦ Причастный оборот не должен включать в себя определяемое существительное. Например: отредакти­рованная рукопись редактором — неверно, следует за­менить на: 1) отредактированная редактором рукопись или 2) рукопись, отредактированная редактором.

♦ Причастный оборот обычно примыкает к опре­деляемому существительному; переносить оборот не следует. Например: горная цепь тянется с востока на запад, состоящая из множества хребтов, — не­верно, следует заменить на: 1) горная цепь, состоя­щая из множества хребтов, тянется с востока на запад или 2) состоящая из множества хребтов гор­ная цепь тянется с востока на запад.

♦ Нельзя допускать разнобой в употреблении видов деепричастий. Например: читая статью и отметив нужный материал, я всегда делаю выписки, надо: чи­тая статью (прочитав статью) и отмечая (отме­тив) нужный материал, я делаю (сделал) выписки.

Задание 19

Выберите из скобок подходящую форму глагола. Моти­вируйте свой выбор. Укажите возможные варианты и различия между ними.

1. Из тюрьмы (бегал - бежал) опасный преступник. 2. Мы познакомились с ним в поезде, когда я (ехал - ез­дил) в Могилев. 3. Я купил эти книги, когда мы (шли-ходили) в кино. 4. Было очень тихо, только внизу под горой разговаривали женщины. Они (шли - ходили) на речку за водой. 5. Помните Крым в двадцать седьмом году? Осень. Старый Ливадийский парк. Я (шел - ходил) в Ореанду. 6. Павлов решил внимательно осмотреть дом, изучить все пути к нему. Он осмотрел второй этаж, тре­тий, четвертый... (идти - ходить) было трудно. 7. В сумке была найдена карта генерала с обозначением маршрута, по которому Сергей Иванович часто (шел - ходил) пеш­ком от штаба до своего дома. 8. Из дома, занятого вра­гом, в нашу сторону (летели - летали) зеленые ракеты. 9. Любопытную картину наблюдал я однажды в джунглях Центральной Африки, куда мы (ехали - ездили) для охоты на диких слонов. 10. Наша машина (ехала - езди­ла) по лесной дороге. Справа и слева непроходимой сте­ной стоял густой тропический лес. 11. Хорошо (бегать -бежать) по дорожкам нового стадиона. 12. (Лететь- ле­тать) самолетом в такую погоду опасно. 13. Хотелось (бродить - брести) по аллеям этого старого парка.

Задание 20

Образуйте форму 3-го лица ед. числа от данных ни­же глаголов. При наличии вариантов объясните их раз­личие.

Капать, махать, сыпать, двигать, мяукать, щипать, брызгать, полоскать.

Задание 21

Выберите форму, соответствующую литературной норме.

Машет — махает, пашет — пахает, полощет — поло­скает, рыщет— рыскает, хнычет— хныкает, щиплет — щипает, мурлычет — мурлыкает, мучит — мучает, кап­лет — капает.

Задание 22

Образуйте формы 1-го и 3-го лица ед. числа настоящего» (будущего) времени от приведенных ниже глаголов. Дайте нормативно-стилистическую оценку встречающихся в речи вариантов. Отметьте глаголы, не употребляющиеся в форме 1-го лица ед. ч., и укажите причины ее отсутствия.

Бороздить, бриться, брызгать, ваксить, выздороветь,' вынудить, гудеть, колесить, кудахтать, махать, мурлыкать, мяукать, опротиветь, очутиться, ощутить, плескать, полоскать, победить, пылесосить, рыскать, сыпать, тру­сить, тыкать, хныкать, щипать, ютиться.

Задание 23

Объясните, чем по смыслу или по стилистической окраске различаются выделенные глагольные формы.

1. Вино струится, брызжет пена (Пушкин). — Ветер бесшум­но брызгает в стекла водяной пылью (М. Горький). 2. Но пол­зут по кругу стрелки, — время движется вперед (Маршак). — Каждый раз казалось, что дело не двигается (Катаев). 3. С тру­дом двигаются усталые лошади (Короленко). — Им движет по­сторонняя ужасная сила (Достоевский). 4. Яд каплет сквозь его кору (Пушкин). — Из дедовых глаз капают <...> маленькие мутные слезы (М. Горький). 5. Лошадь махает хвостом (Салты­ков-Щедрин). — Она мне тихо машет (Огарев). 6. Струя бежит и плещет (Тютчев). Плескает на песок хрустальная струя (Бунин).

? Какие формы настоящего времени признаются нормативными для глаголов кудахтать, полоскать, мурлыкать, ма­хать, тыкать, метать, плескать!

Задание 24

Определите семантические и стилистические оттенки вы­деленных глагольных форм.

1. Яд каплет сквозь его кору, К полудню растопясь от зною (А. Пушкин). 2. И капают горькие слезы Из глаз на холодный песок (М. Лермонтов). 3. Как будто бро­дильный сок брызжет из некоторых книг, опьяняет нас, заражает и заставляет браться за перо (К. Паустовский). 4. Но ползут по кругу стрелки, - Время движется вперед (С. Маршак). 5. Является ли подобная тема каким-нибудь научным открытием? Движетли она вперед нашу науку? (Б. Лавренев). 6. Филинов попробовал отговорить его от рискованной ночной поездки по местам, где, воз­можно, рыщутразъезды противника (К. Седых). 7. Вот рыскаютпо свету, бьют баклуши, Воротятся, от них порядка жди (А. Грибоедов). 8. По сторонам дороги ко­лыхалась высокая тяжелая трава. Казалось, колыхает ееветер, разлетающийся от грузовика {В. Солоухин). 9. Ты знаешь край, где все обильем дышит, Где реки льются чище серебра, Где ветерок степной ковыль колышет(А.К. Толстой). 10. - Зачем кулаком махаешь? - все так же невозмутимо переспросил Шалимов (А. Гайдар). П.Илья останавливается, вынимает платок и машет матери (Ю. Каказов). 12. Чуть заметно колыхаясь под ногами, плоты плыли вперед (М. Горький). 13. Глубоко под почвой кипела борьба, глухо колыша поверхность (Б. Лавренев). 14. Снова солнце искры мечет Над вол­ной роскошно-алой (В. Брюсов). 15. На реке гукнул па­роход, и крик его весело прокатился по воде, мечась между гранитными берегами (Б. Полевой/). 16. - Я бреду по улице, а впереди меня... едет на подводе сонный во­довоз, за его спиной плескаетсяв бочке вода (С. Тхор-жевский). 17. Все кругом молчит; Лишь волны плещут­ся бушуя (А. Пушкин). 18. Плескаяшумною волной В края своей ограды стройной, Нева металась, как больной В своей постеле беспокойной (А. Пушкин). 19. Плещана стол, он наполнил свободный стакан (С. Сартаков). 20. - Что вы тут мурлычете,лейтенант? - спросил он неожиданно (В. Кочетов). 21. Когда я счастлив, я непре­менно мурлыкаючто-нибудь про себя (Ф. Достоевский). 22. Желтым и красных огнем полыхают вязы и клены в пойме, столетние вербы сыплютв реку желтые листья (Я. Лесков). 23. Подойдет праздник, ее берут и сыпятдесятка по два ягодок в графин с водкой (Г. Марков). 24. И вот показались березы. Так сладок Отчизны ды­мок, Он щиплетглаза, появляются слезы И в горле сча­стливый комок (Е. Долматовский). 25. Сорок первый год, войны еще нет, она где-то далеко, а здесь еще мяучаткошки, продают бочковое пиво (А. Арбузов).

Задание 25

Выберите из заключенных в скобки глаголов наиболее подходящий по смыслу. Мотивируйте свой выбор.

1. Стрелки часов (двигаются- движутся). 2. Револю­ции (двигают- движут) историю. 3. Им (двигает- дви­жет) чувство долга. 4. Последний звонок, поезд (двига­ется- движется). 5. Поезд трогается, вагоны медленно (двигаются - движутся) вдоль перрона. 6. С лица (ка­пает - каплет) пот. 7. Над нами не (капает - каплет). 8. Мать (мечется - метается) по комнате. 9. Рыба (ме­чет - метает) икру. 10. Девушка хорошо (мечет - метает) диск. 11. Кто-то (машет- махает) рукой. 12. Волки (рыщут- рыскают). 13. По деревне (рыщут- рыскают) полицейские.

Задание 26

Образуйте от данных глаголов формы 2-го лица единст­венного и множественного числа повелительного наклонения. Ука­жите возможные варианты и дайте их функционально-стилисти­ческую характеристику.

Ездить, ехать, поехать, уехать, вынуть, бежать, поло­жить, класть, лечь, захотеть, смочь; утаить, кроить, по­ить; почистить, испортить, морщить, корчить; вынести, выйти, выкупить; выкинуть, выбросить, выправить, вы­сыпать; кончить, нянчить; уведомить, лакомиться, заку­порить.

Задание 27

Вставьте пропущенные буквы; мотивируйте выбор формы.

1. В чем вы меня заподазриваете? 2. Профессор в своей статье осп...ривал мнение других исследователей и убедительно доказывал свою точку зрения. 3. Несколь­ко человек из семьи Дюпонов, стоящих во главе концер­на, решают судьбы людей, которые их на это не упол-. ном...чивали. 4. В конце рабочего дня Никифоров обычно звонил Кате, и они усл...вливались о встрече. 5. Права участвовать в конкурсе удостаивались лучшие воспи­танники детского дома. 6. Результаты своих впечатле­ний о поездке он начал подыт...живать уже в поезде.

7. Мать всегда старалась приур...чивать свой отпуск к школьным каникулам. 8. В Пушкине сосредотачиваются лучшие стороны великой нации. 9. Нарушение предметной точности в художественной речи обусл...вливается тем, что художественное произведение не является зеркальным отражением реально происходящих событий.

Задание 28

Образуйте формы прошедшего времени от глаголов.

Глохнуть, крепнуть, мокнуть, поникнуть, ослепнуть, засты­нуть, постигнуть, отвергнуть.

?Каковы нормы употребления этих форм в современном • русском литературном языке?

Задание 29

Образуйте от данных ниже глаголов формы прошедшего времени единственного числа. Отметьте глаголы, у которых фор­мы прошедшего времени в русском и белорусском языках не сов­падают.

Вянуть, завянуть, засохнуть, киснуть, крикнуть, лоп­нуть, мерзнуть, мокнуть, постигнуть, промокнуть, при­выкнуть, притихнуть, раскиснуть, сдохнуть, смолкнуть, сохнуть, стукнуть.

Задание 30

Дайте функционально-стилистическую характеристику приведенным глагольным формам.

1. Сох — сохнул, мок — мокнул, вис — виснул, пах — пахнул, сверг— свергнул, воздвиг— воздвигнул, гас— гаснул.

2. Исчез— исчезнул, иссяк— иссякнул, ослеп — ослепнул, закис— закиснул, засох— засохнул, намок — намокнул, зачах — зачахнул.

Задание 31

Пользуясь словарем-справочником "Трудности словоупот­ребления и варианты норм русского литературного языка", дайте нормативно-стилистическую характеристику приведенных форм глаголов. Сопоставьте их оценку в указанном словаре и в толковыx словарях современного русского языка.

Брезгаю - брезгую, вверг - ввергнул, виснул - вис, влечешь - влекешь, вник - вникнул, внимаю - внемлю, выгляни - выглянь, выдохся - выдохнулся, выложи - выложь, высыплешь - высыпешь, достигнул - достиг, машу - махаю, нормализую - нормализирую, обуслов­ливаю - обуславливаю, помаши - помахай, приурочи­вай - приурачивай, сосредоточивай - сосредотачивай, щиплю - щипаю.

Задание 32

Образуйте формы повелительного наклонения от следующих глаголов.

Отрезать, спрятать, взвесить, исправить, оставить, умножить, познакомиться, утешить, лечь, быть.

Образец: назначить — назначь, назначьте.

Задание 33

Сравните глагольные формы. Дайте их стилистическую характеристику.

Выброси — выбрось; выйди — выйдь, выдь; выгля­ни — выглянь; уведоми — уведомь; вылези — вылезь; поезжай — съезди, едь; ляг — ляжь.

Задание 34

Сравните глагольные формы. Дайте их стилистическую характеристику.

Вылезти — вылезть, нести — несть, цвести — цвесть, плести — плесть, грести — гресть, везти — везть, вес­ти — весть.

Задание 35

Дайте нормативно-стилистическую характеристику выде­ленных форм глаголов. Укажите формы, принятые в современном литературном употреблении.

1. Мир озарен Полярною звездою, За окнами упругий

Задание 45

Сравните глагольные формы. Дайте их стилистическую характеристику.

Дав — давши, написав — написавши, сказав — ска­завши, купив — купивши, пропев — пропевши, поду­мав — подумавши, напомнив— напомнивши.

Задание 46

Употребите приведенные ниже глагольные формы в кон­текстах соответствующей стилистической окраски.

Припевая— припеваючи, поджидая— поджидаючи, умея— умеючи, глядя— глядючи, зная— знаючи.

Задание 47

В отрывках из произведений С. Есенина найдите гла­гольные формы, находящиеся за пределами современ­ной литературной нормы.

1. Наклонивши лик свой кроткий,

Дремлет ряд плакучих ив...

2. Выше, выше, вихорь, тучи подыми!

3. Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льется с кленов листьев медь...

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

4. 26 их было, 26.

Их могилы пескам Не занесть.

5. Засучивши с рожью полы,

Пахаря трясут лузгу,

В честь угодника Миколы

Сеют рожью по снегу.

Задание 48 Выберите правильный вариант. Об­ращайте внимание на выделенные слова.

1. Он часто (а) ложит, б) кладёт) вещи на стол. 2. Он ложится в больницу. 3. Я (а) ощущу, б) смогу ощутить) это, когда сам испытаю нечто подобное.

4. Я (а) побежду, б) смогу победить, в) одержу победу).

5. Я (а) убежу, б) убеждю, в) смогу убедить, г) сумею убедить) его в правильности решения. 6. Результаты (а) подытоживовались, б) подытоживались). 7. После лек­ции слушатели нередко задерживаются в аудитории. 8. После лекции слушатели нередко остаются в аудито­рии. 9. После лекции слушателей нередко задерживают в аудитории. 10. Он (а) откликается, б) откликался) на события окружающей жизни и (в) отмечал, г) отме­чает) зарождающиеся в ней явления. 11. Чтобы пра­вильно (а) составить, б) составлять) документы, необ­ходимо тщательно (в) изучить, г) изучать) документо-ведение. 12. В центре повести представитель (а) нарож­дающего, б) нарождающегося) класса. 13. На собрании были представители всех отделов, за исключением двух сотрудников, {а) отсутствующих, б) отсутствовавших) по уважительным причинам.

Задание 49 Выберите правильный вариант.

1. Магазин закрывается продавцом ровно в восемь вечера. 2. Продавец закрывает магазин в восемь ча­сов вечера. 3. Семена подсолнуха дробятся, разми­наются и отмываются холодной водой от примеси. 4. Внук часто одевается бабушкой. 5. Бабушка часто одевает внука. 6. Надо помогать молодёжи расти и проявить свои способности. 7. Деталь бросается в ванну, а затем вымывается. 8. Деталь бросают в ван­ну и затем тщательно обсушивают. 9. Не порти ме­бель, ставя на стол горячий чайник. 10. Где вы слы­хали об этом? 11. По совету врача больной полоска­ет горло раствором соды. 12. Цветы сохнули в вазе. 13. Сохли на солнце. 14. Дверь открывается автома­тически. 15. Собранный урожай отправляется в раз­ные уголки по железной дороге, по воздуху и по воде. 16. Наш отдел неоднократно премировался.

Употребление местоимений

ЗАПОМНИТЕ:

♦ Формы для ней, от ней носят разговорный или устарелый характер.

♦ Местоимения ихний в русском языке нет.

♦ Местоимение обычно заменяет ближайшее к нему предшествующее существительное.

♦ Существительные с собирательным значением {студенчество, беднота, группа, народ) нельзя за­менять личным местоимением 3-го л. мн.ч.

♦ Местоимения свой, себя указывают на лиц, ко­торые производят действие.

Задание 50

Определите прямое, переносное и нейтрализованное упот­ребление местоимений в данных ниже предложениях.

1. Ты не бойся его, он добрый, ты гляди прямо в глаза ему (М. Горький). 2. Точность и краткость - вот пер­вые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей -без них блестящие выражения ни к чему не служат (А. Пушкин). 3. Вижу, вижу: ну так как же мы теперь се­бя чувствуем, а? (Ф. Достоевский). 4. Ну хоть подними же, что уронил; а он еще стоит и любуется (И. Гонча­ров). 5. Вы едете по зеленой, испещренной тенями до­рожке, вы проходите мимо дерева- оно не шелохнется (И. Тургенев). 6. Охотно мы дарим, что нам не надобно самим (И. Крылов)'. 7. Пусть мы в борьбе сжигаем наши дни (А. Безыменский). 8. ...И вы не смоете всей вашей черной кровью Поэта праведную кровь (М. Лермонтов). 9. Эй, вы! Где была ваша твердость, Где была ваша гор­дость? (В. Высоцкий). 10. В суету городов и в потоки ма­шин Возвращаемся мы - просто некуда деться! (В. Высоц­кий). 11. Вот бортпроводница -- она и домохозяйка на борту, и медик, и дипломат, и мама для пассажиров.

Задание 51

Объясните наличие или отсутствие личных местоимений данных ниже поэтических отрывках.

1.0н, ангел утра, скорбный и немой, С огромными падения глазами. О чем как будто плачешь надо мной, Склонясь дождеподобно волосами? Потом куда уходишь навсегда, Глазами зыбко стены озаряя? {Вл. Державин). 2. Мне, как видите, надо так много, потому умирать не спешу, и чем больше я верую в Бога, тем все меньше у Бога прошу (Е. Евтушенко). 3. Я врагам своим весь не достанусь, почитателям тоже не весь. Бубенцом-невидим­кой останусь в нашем здесь и далеком нездесь (Е. Ев­тушенко). 4. Не марайте Отечество кровью. Христиан­ству нам надо учиться (Е. Евтушенко). 5. Если ж он не скулил, не ныл, Пусть он хмур был и зол, но шел, А ко­гда ты упал со скал, Он стонал, но держал, - Если шел он с тобой как в бой, на вершине стоял, хмельной, - Зна­чит, как на себя самого, Положись на него (В. Высоц­кий). 6. Если друг оказался вдруг И не друг, и не враг, а так, Если сразу не разберешь, Плох он или хорош, -Парня в горы тяни, рискни, - Не бросай одного егоПусть он в связке в одной с тобой - Там поймешь, кш такой (В. Высоцкий). 1. Но спускаемся мы - кто на пщ кто совсем, Потому что всегда мы должны возвращать (В. Высоцкий).

Задание 52

Проанализируйте использование личных местоимений в комической миниатюре А.П. Чехова «Ты и вы». Что делает речь рассказчика неясной и невразумительной?

— А какая нам надобность вступаться? Его жена, он и учит... Двое дерутся, третий не мешайся... Абрамка стал было его уни­мать, чтоб в кабаке не безобразил, а он Абрамку по уху, Абрам-кин работник его... А он схватил его, поднял и оземь... Тогда тчл^ сел на него верхом и давай в спину барабанить... Мы его из-под' нею за ноги вытащили.

— Кого его?

— Известно кого... На ком верхом сидел...

— Кто?

— Да этот самый, про кого сказываю.

Задание 53

Раскройте скобки, выберите нужную форму местоиме­ния. Объясните свой выбор. Отметьте вариантные и оши­бочные употребления местоимений.

1. У (ее, нее) не было той книги, которую я про­сила.

2. Благодаря (ей, ней) мы прослушали интересную лекцию.

3. Вокруг (их, них) всегда было много народу.

4. Одноклассник пригласил нас к (себе, нему) в гости.

5. Поезд останавливался на (каждой, всякой, любой) станции.

6. Я пошла в библиотеку взять хоть (какую-либо, ка­кую-то, какую-нибудь, кое-какую) книгу.

7. Все (ихние, их) конспекты лежали на столе.

Задание 54

Раскройте скобки, поставьте местоимения в нужной форме.

У (он, я, они, она).

Навстречу (я, он, она, они).

Выше (он, она, я).

Благодаря (он, она, они, мы, вы).

За (он, она, ты, я).

К (он, она, они, мы).

Из-за (он, она, они, вы, мы).

Вслед за (он, она, они, вы).

Задание 55

Перепишите, вставляя, где нужно, начальное н в личных местоимениях.

1. «Нельзя, нельзя!» — закричала вслед ...ему служанка {Пуш­кин). 2. Захар воротился и, косясь на Тарантъева, проворно шмыг­нул мимо ...его (Гончаров). 3. Гости были уже посредине залы, когда навстречу ...им вышел сам хозяин (Гранин). 4. Не одну слезу пролили по поводу ...его (Салтыков-Щедрин). 5. Все идет мимо ,..ее воли (Боборыкин). 6. Относительно ...ее я не имел никаких оп­ределенных намерений (Чехов). 7. Видишь разницу между нами и ...ими (М. Горький). 8. Мать, дама полная и добродушная, смотре­ла на всех ...их (Чириков). 9. Несмотря на свои мысли или, может быть, благодаря ...им, он глядел на сержанта враждебно (Казаке­вич). 10. А он шел впереди ...их — и был бодр и ясен (М. Горький).

Задание 56

Найдите ошибки, связанные с употреблением местоиме­ний, объясните их. Исправьте предложения.

1. Он появился со своим секундантом. У него был прекрасный вид. 2. Витя и Саша завели разговор, и он обещал еще прийти. З.Мне очень нравится своя под-рута. 4. Мальчик с его собакой возвратился домой. 5. Ли­цо у ней круглое. 5. Она вежливая, добрая, все, что ее попросишь, она дает. 6. Нога проваливалась в снег почти до колена. Их трудно было вытаскивать. 7. Собака на­ходилась около него.

Задание 57

Укажите стилистические и семантические различия меж­ду синонимическими вариантами выделенных местоимений.

1.Он любит сам себя — он любит самого себя.

2.Увидел кое-что — увидел что-то.

3.В доме поселился некто — в доме поселился кто-то.

4.Я люблю свою работу — я люблю мою работу.

Задание 58

Запишите предложения, раскрыв скобки и выбрав нужную форму местоимения. В каких конструкциях допустимо употребление обоих притяжательных местоимений? С чем это связано?

1. Аспирант попросил научного руководителя прочитать (свой, его) доклад. 2. Пушкин был сослан в (свое, его) имение. 3. Согласно (своему, его) завещанию, он был похоронен на дере­венском кладбище. 4. Я поблагодарил ее за отправку (своей, ее) книги. 5. В основе трагической катастрофы у Достоевского всег­да лежит замкнутость героя в (своем, его) собственном мире. 6. Он не приукрашивает (своей, его) жизни. 7. Я был тогда вдали от (моих, своих) друзей. 8. Он был тогда вдали от (своих, его) друзей. 9. Ты отвечаешь за (твои, свои) слова? 10. Я хочу пред­ставить вас (моей, своей) жене. 11. Она слыщит за стеной голос учителя (своего, его) сына. 12. Он заметил,-как какой-то человек уронил (свой, его) кошелек. 13. У него (своя, его) дорога.

Задание 59

Прочитайте предложения и определите, чем различаются по смыслу неопределенные местоимения с кое-, -то и -нибудь.

1. Из философии и риторики кое-что еще помню (Чехов).

2. Еду кой с кем повидаться чрез Николаевский мост {Некрасов).

3. Ну хоть наугад, кого-нибудь назовите (Куприн). 4. Мы все учи­лись понемногу чему-нибудь и как-нибудь (Пушкин). 5. Что-то вдруг мелькнуло... шорох... тише (Пушкин). 6. Толпа окружала кого-то и кричала, волновалась, спорила (Бунин). 7. Солнце са­дилось, и на одном плоту что-то нестерпимо блестело (Паустов­ский).

Задание 60

Чем объясняется невозможность в русском языке конструкций типа

* Я хочу спеть какую-то песню.

* Возьми какую-то книгу.

* Куда ты положил какую-то книгу?

* Вы принесли мне кое-какие материалы?

* Мне кажется, что кто-нибудь ходит на чердаке.

* Он сказал, что кто-нибудь взял его вещи.

Задание 61

Отметьте недочеты в употреблении местоимений. Исправьте, где необходимо, текст.

1. Таковы разговорно-языковые средства, используемые Шукшиным в своих рассказах. 2. Это в первую очередь обусловлено тем, что этот предмет читается на первом-втором курсах, когда студент-заочник еще сравнительно слабо ориентируется в общеславянских языковых явлениях, не приобрел навыка анализа этих явление в их историческом развитии. 3. Хотя мы, пограничники находились на особом положении, но мысли, высказанные Куприным в своей книге, так или иначе задели каждого офицера. 4. Любой в ответе за народное добро! 5. Нину Ивановну невозможно представить без какого! то занятия. 6. Донское казачество разъехалось по своим хуторам, они больше не хотели воевать.

Задание 62

Определите семантико-стилистические оттенки выдел<

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...