Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Перечень основной и дополнительной литературы

Основная литература

1. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов./ Л.А. Введенская, Л.Г.Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Изд. 21.-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 539 с. (в библиотеке РПА)

2. Гойхман, О. Я. Русский язык и культура речи: Учебное пособие/О.Я. Гойхман и др. – М.: ИНФРА-М, 2003.- 192 с. (в библиотеке РПА)

3. Кузнецова, Н.В. Русский язык и культура речи : учебник. – 2-е изд., испр. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. – 368 с. (в библиотеке РПА)

4. Русский язык и культура речи : учебник / под ред. проф. В. И. Максимова. — М. : Гардарики, 2008. — 408 с.

5. Культура русской речи : учебник для вузов / отв. ред. Л. К. Граудина и Е. Н. Ширяев. — М. : Норма, 2008. — 549 с.

 

Дополнительная литература

1. Розенталь, Д. Э. Практическое пособие по русскому языку / Д. Э. Розенталь. — М., 2005 (или любое другое стереотипное издание). — 415 с.

2. Русский язык и культура речи : учебник /под ред. В. И. Максимова, А. В. Голубевой. — М. : Юрайт, 2009. — 356 с.

3. Киянова, О. Н. Работа над текстом официально-делового стиля : учеб.-метод. пособие / О. Н. Киянова. — М. : РПА МЮ РФ, 2007. — 141 с.

4. Киянова, О. Н. Текст официально-делового стиля: содержание и языковые нормы: учеб. пособие / О. Н. Киянова. – М., 2009. (в библиотеке РПА)

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.

ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ

 

По окончании изучения курсастудентыдолжны:

знать:

- что такое русский литературный язык и каковы его основные признаки (чем он отличается от диалекта и просторечия);

- что такое норма литературного языка (и какова система вариантов нормы на разных уровнях литературного языка);

- какие существуют функциональные стили литературного языка (и какова совокупность признаков каждого из них);

- что такое текст, каковы его типы и в каких формах он существует;уметь:

- использовать грамотно и по назначению разные речевые стили;

- применять полученные знания в профессиональной деятельности;

- отбирать и использовать необходимые языковые средства в определенной ситуации общения с целью достижения поставленных коммуникативных задач;

владеть:

- нормами русского литературного языка;

- навыками композиционного построения речи;

- выразительными и художественными средствами речи;

- навыками построения юридических текстов разных жанров.

Промежуточный контрольпо дисциплине «Русский язык и культура речи» осуществляется в виде текущего контроля успеваемости студентов и промежуточной аттестации согласно Положению о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, утвержденному приказом Академии.

В соответствии с учебным планом Академии промежуточная аттестация по данной дисциплине проводится в форме зачета.

МАТЕРИАЛЫ, УСТАНАВЛИВАЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

 

Вопросы для подготовки к зачету

1. Русский язык и культура речи как учебная и научная дисциплина; ее основные задачи.

2. Понятие о литературном языке, основные признаки литературного языка. Литературный язык и диалект (территориальный и социальный).

3. Понятие нормы литературного языка. Система вариантов нормы. Ненормированная речь. Просторечие.

4. Основные типы словарей современного русского языка.

5. Функциональные стили литературного языка. Основные признаки, по совокупности которых определяется стиль.

6. Текст. Его формы: устная и письменная; диалог и монолог. Смысловые типы текстов: описание, рассуждение и повествование.

7. Обязательная правильность речи – соблюдение языковых норм современного русского литературного языка.

8. Фонетические нормы. Произношение звуков и их комбинаций, произношение заимствованных слов, колебания в ударении, стили произношения.

9. Нормы словоупотребления.

10. Морфологические нормы.

11. Синтаксические нормы.

12. Правописание (орфографические нормы).

13. Стилистические нормы.

14. Разговорная речь и ее особенности. Условия успешного общения.

15. Причины коммуникативных неудач.

16. Жанры речевого общения (беседа, разговор, спор, рассказ, история, письмо, записка, дневник).

17. Этика речевого общения и этикетные формулы речи.

18. Выступление как разновидность ораторской прозы.

19. Подготовка речи и выступление.

20. Спор – форма организации человеческого общения. Дискуссия. Полемика.

21. Пути отстаивания позиции в споре.

22. Виды споров: научные и политические.

23. Понятие «специальный язык», его основные черты.

24. Многожанровость языка для специальных целей.

25. Профессиональный вариант нормы.

26. Общая характеристика официально-делового стиля. Текстовые нормы делового стиля. Жанры документации.

27. Организация текстов юридической направленности.

28. Композиционные особенности и языковые нормы служебных документов.

29. Деловой этикет: личное и письменное общение.

30. Устная деловая речь: деловой телефонный разговор, телефонный этикет.

Зачетная работа

(примерные задания)

1. Поставьте ударение в словах:

1) договоренность

2) созыв

3) каталог

4) бронированный (от бронировать – покрывать броней)

5) бармен

6) перезвонит

7) отключат

8) переняла

9) обеспечение

10) эксперт

2. Отметьте цифрой, как следует произносить согласный в выделенных сочетаниях букв: 1 – мягко, 2 – твердо:

1) консистенция

2) крем

3) прессинг

4) нонсенс

5) демография

6) декодировать

7) декорация

8) реквием

9) гетерогенный

 

3. Вставьте на месте пропусков буквы е или ё:

1) соврем_нный

2) ист_кший (период)

3) длиннош_рстный

4) двоеж_нец – двоеж_нство

5) гренад_р

6) подп_рла (чем-л. забор)

7) отп_р (дверь)

8) подп_кший

 

4. Из двух предложенных слов подчеркните то, которое образует словосочетание:

1) славу: сыскать или снискать

2) по лестнице: взбежать или вбежать

3) решение: удачливое или удачное

4) честность: кристальная или кристаллическая

5) занятие: практичное или практическое

 

5. Укажите над словом род существительного (женский, мужской, средний или общий):

Пепелище, домишко, ножище, фальшь, протеже, растяпа, табло, кутюрье, секьюрити, евро, Сухуми, Мирей Матье, тюль, мозоль, АТС, «Росэнергоатом», НЛО, портье, пони, голосище.

 

6. Поставьте ударение в падежных формах множественного числа:

1) деревня – деревни – деревням

2) герб – гербы – гербов

3) кран – краны – кранов

4) торт – торты – тортам

5) стопа (часть ноги) – стопы – стопам

6) скатерть – скатерти – скатертей.

7) грабли – грабель (граблей) – граблям

 

7. Запишите форму множественного числа существительных:

1) шофер –

2) колено (поколение) –

3) учитель (идейный) –

4) адрес (поздравительный) –

5) лагерь (общественное течение) –

6) тон (оттенок цвета) – тон (музыкальный) –

7) зуб (у граблей) –

 

8. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания:

Чичиков _делался совершен_о (не) (в) духе и швырнул на пол саблю которая езд_ла с ним в дороге для внушения надлежащего страха кому следу_т около четверт_ часа (с) лишком провозился он с кузн_цами покамест сладил (по) тому что кузн_цы как водит_ся были от_явлен_ые подлецы и смекнув что работа нужна (к) спеху заломили ровно (в) шестеро как он (н_) г_рячился называл их мошен_иками разбойн_ками грабителями проезжающих намекнул даже на (С/с)трашный суд но кузн_ц_в (н_) чем (н_) пронял они совершен_о выдерж_ли характер (н_) только (н_) отступились от цены но даже пр_возились за работой вместо двух часов целых пять (с) половиною (в) продолжении_ этого врем_ни он имел удовольтвие и_пытать пр_ятные минуты извес_ные всякому путешествен_ику когда в чемодане все уложен_о и в комнате валяют_ся только веревоч_ки бума_ки да разный сор когда человек (н_) принадлежит (н_) к дороге (н_) к сидению на месте видит из окна проходящ_х плетущ_хся людей толкующ_х об своих гривнах и с каким (то) глупым люб_пытством поднимающ_х глаза что (бы) взглянув на него опять прод_лжать свою дорогу что еще более растравля_т (не) распол_жение духа бедного (не) едущего путешествен_ика все что (н_) есть все что (н_) видит он и лавч_нка против его окон и голова старухи живущ_й в супротивном доме подходящ_й к окну с коротенькими занавесками все ему гадко однако (же) он (не) отходит от окна стоит то позабываясь то обращая вновь какое (то) пр_туплен_ое внимание на все что перед ним движ_т_ся и (н_) движ_т_ся и душ_т (с) досады какую (нибудь) муху которая в это время жуж_ит и б_ется об стекло под его пальц_м но всему бывает конец и желан_ая минута настала все было готово перед у брички как следует был налажен колесо было обтянуто новою шиною кони приведен_ы с вод_поя и (разбойн_ки) кузн_цы отправились пере_считав получен_ые целковые и пожелав благ_получия наконец бричка была зал_жен_а и два горячие калача только что куплен_ые пол_жен_ы туда и Селифан уже засунул (кое) что для себя в карман бывший у кучерских козел и сам герой наконец при взмахивании_ картузом полового стоявшего в том (же) демикотоновом сюртуке при трактирных и чужих лакеях и кучерах собравшихся поз_вать как вые_жает чужой барин и при всяких других обстоятельствах сопр_вождающих выезд сел в экипаж и бричка в которой ездят холост_ки которая так долго застоялась в городе и так может быть надоела читателю наконец выехала из ворот гостин_цы.

Приложения:

Материалы для практических занятий и самостоятельной работы

 

Приложение 1. Контрольные задания

№ 1. Задания для входного контроля:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...