Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






МЕТОДИЧКА «ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ»




МЕТОДИЧКА «ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ»

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Теория и история культуры»

РАЗДЕЛ 1. Теория культуры.

Тема 1.ВВЕДЕНИЕ. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА «ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ»

Предмет, задачи, структура курса, связь с другими гуманитарными дисциплинами. Культура как предмет научного изучения. Сущность и ценности культуры. Структура и состав современного культурологического знания.

Тема 2. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ, ФУНКЦИИ И ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ.

Основные категории и понятия теории культуры. Типы культуры, их классификация и взаимодействие.

Множественность культурных сфер. Формы и ценности культуры. Функции культуры. Нравственная культура. Эстетическая культура. Религия как доминанты культуры. Наука как доминанты культуры. Традиции и культурная преемственность. Понятие культуры материальной и духовной. Морфология культуры: религия, философия, наука, искусство, мораль. Единство и многообразие культур.

 

Тема 3. МЕТОДЫ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.

Методы культурологических исследований:диахронический, синхронический, сравнительно-исторический,структурно-функциональный. Системный подход к изучению культуры.

Тема 4. Социокультурная динамика.

Динамика культурыры, язык и символы культуры. Культурные коды. Социальные институты культуры. Культурная самоидентичность. Культурная модернизация. Культура и личность. Культура цивилизация: проблемы взаимосвязи.

РАЗДЕЛ 2. ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ

Тема 5. Предмет и методы изучения мировой культуры.

Предмет и методы изучения истории мировой культуры. Периодизация истории мировой культуры. Проблема культурогенеза в первобытном обществе.Архаические формы культуры.

Тема 6. Цивилизации и культуры Древнего Востока. Античная культура и ее всемирно-исторические достижения.

Традиционные культуры Древнего Востока. Становление антитчной культуры.Своеобразие культуры эллинизма.

Тема 7. Культура Средневековья. Ренессансный тип культуры.

Культура Средневековья. Типы средневековой культуры: западноевропейская, арабо-мусульманская, византийская, древнерусская. Идеи и образы культуры Возрождения. Ренессанс как всемирно-исторический поворот от теоцентризма к антропоцентризму.

 

Тема 8. Истоки новоевропейской культуры.

 

Барокко и классицизм в западноевропейской и русской культуре.

Культура Просвещения в Западной Европе и в России: сходство и различия.

Культура романтизма.

 

Тема 9. Мировая культура второй половины XIX –начала XX веков.

Самосознание новоевропейской культуры во второй половине XIX – начале XX вв. Модерн и модернизм, декадентство и символизм на переломе веков.



 

Тема 10. Тенденции развития культуры во второй половине ХХ – начале XXI веков.

Европейские и русская революции как феномены культуры. Возникновение тоталитарной культуры и ее влияние на развитие мировой культуры. Советская цивилизация и культура: национальное и мировое значение.

Трансформации мировой культуры во второй половине XX- начале XXI веков. Феномен глобализации.

Постиндустриальная и информационная культура.

Постмодернизм в мировой и русской культуре последней трети XX века.

 

2. Контрольные работы, задания и упражнения для самостоятельной работы.

Методические указания по выполнению контрольной работы.

Выбор темы.

Тема должна быть привлекательна для студента новизной, субъективной значимостью, желанием расширить свои представления о дисциплине. Необходима соответствующая база для выполнения контрольного задания по выбранной теме, что предполагает доступность специальной литературы требуемой тематики в библиотеках или Интернет-ресурсах.

Подбор литературы по теме.

При подборе литературы целесообразно руководствоваться следующими критериями:

- Полнота охвата материала по теме. Не следует ограничиваться одним или двумя источниками, поскольку полноценная контрольная работа должна отражать не только многочисленные факты, но и различные (порой противоположные) мнения по определенным вопросам, а также демонстрировать широкий кругозор, уровень подготовленности студента по теме, знание научной проблематики.

- Научный уровень издания. При выборе литературы следует отдавать предпочтение научным изданиям и избегать обращения к популярным и научно-популярным брошюрам (вид издания указывается в аннотации).

- Новизна материала. Как правило, при наличии выбора следует использовать более поздние по времени издания, поскольку они, с одной стороны, используют предшествующий опыт изучения проблемы, с другой - содержат оценку современного состояния изучаемой дисциплины.

3. Предварительное изучение литературы и составление плана.

На этом этапе можно ограничиться просмотром оглавления и, при необходимости, отдельных разделов для формирования основы плана контрольной работы.

Главные требования к плану: он должен быть выстроен логически правильно, названия разделов должны быть сформулированы в жанре научного сочинения, а не публицистической или популярной статьи, кратко и в то же время отражать основное содержание раздела.

Работа над текстом.

Во введении необходимо отразить актуальность темы и дать общую характеристику литературы по теме, сформулировать задачи, которые ставит автор.

В основной части (число разделов определяется самостоятельно) целесообразно выстроить материал таким образом, чтобы его анализ включал и раскрывал:

- цели и задачи изучаемой дисциплины;

- содержание изучаемой дисциплины;

- формы изучаемой дисциплины;

- объект изучаемой дисциплины;

- объективные результаты;

- авторское отношение к исследуемому объекту.

На использованные в тексте цитаты должны быть сделаны ссылки. В конце каждого раздела необходимо сформулировать выводы.

Взаключенииделаются выводы, отражающие значение изучаемой дисциплины, изложенные последовательно но степени значимости, то есть от общего к частному.

Список литературы.

Критерии оценки:

1) глубина и полнота раскрытия темы (избранного аспекта темы);

2) самостоятельность и оригинальность мысли: умение выделить проблему, связать теорию с практическими нуждами, историю с современностью;

3) умение работать с источниками (реферирование, а не списывание);

4) логичность, ясность, грамотность изложения;

5) соблюдение правил оформления.

Титульный лист.

После титульного листа на отдельной странице следует оглавление (план, содержание), в котором указаны названия всех разделов (пунктов плана) реферата и номера страниц, указывающие начало этих разделов в тексте реферата.

После оглавления следует введение. Объем введения составляет 1,5-2 страницы.

Основная часть реферата может иметь одну или несколько глав, состоящих из 2-3 параграфов (подпунктов, разделов) и предполагает осмысленное и логичное изложение главных положений и идей, содержащихся в изученной литературе. В тексте обязательны ссылки на первоисточники. В том случае если цитируется или используется чья-либо неординарная мысль, идея, вывод, приводится какой-либо цифрой материал, таблицу - обязательно сделайте ссылку на того автора у кого вы взяли данный материал.

Заключение содержит главные выводы, и итоги из текста основной части, в нем отмечается, как выполнены задачи и достигнуты ли цели, сформулированные во введении.

Библиография (список литературы) здесь указывается реально использованная для написания реферата литература. Список составляется согласно правилам библиографического описания .

Приложениеможет включать графики, таблицы, расчеты.

Этапы работы над рефератом.

Работу над рефератом можно условно подразделить на три этапа:

Подготовительный этап, включающий изучение предмета исследования;

Изложение результатов изучения в виде связного текста;

Устное сообщение по теме реферата.

Подготовительный этап работы.

Формулировка темы.

Подготовительная работа над рефератом начинается с формулировки темы. Тема в концентрированном виде выражает содержание будущего текста, фиксируя как предмет исследования, так и его ожидаемый результат. Для того чтобы работа над рефератом была успешной, необходимо, чтобы тема заключала в себе проблему, скрытый вопрос (даже если наука уже давно дала ответ на этот вопрос, студент, только знакомящийся с соответствующей областью знаний, будет вынужден искать ответ заново, что даст толчок к развитию проблемного, исследовательского мышления).

Поиск источников. Грамотно сформулированная тема зафиксировала предмет изучения; задача студента - найти информацию, относящуюся к данному предмету и разрешить поставленную проблему.

Выполнение этой задачи начинается с поиска источников. На этом этапе необходимо вспомнить, как работать с энциклопедиями и энциклопедическими словарями (обращать особое внимание на список литературы, приведенный в конце тематической статьи); как работать с систематическими и алфавитными каталогами библиотек; как оформлять список литературы (выписывая выходные данные книги и отмечая библиотечный шифр).

Работа с источниками.

Работу с источниками надо начинать с ознакомительного чтения, т.е. просмотреть текст, выделяя его структурные единицы. При ознакомительном чтении закладками отмечаются те страницы, которые требуют более внимательного изучения.

В зависимости от результатов ознакомительного чтения выбирается дальнейший способ работы с источником. Если для разрешения поставленной задачи требуется изучение некоторых фрагментов текста, то используется метод выборочного чтения. Если в книге нет подробного оглавления, следует обратить внимание ученика на предметные и именные указатели.

Избранные фрагменты или весь текст (если он целиком имеет отношение к теме) требуют вдумчивого, неторопливого чтения с «мысленной проработкой» материала. Такое чтение предполагает выделение: 1) главного в тексте; 2) основных аргументов; 3) выводов. Особое внимание следует обратить на то, вытекает тезис из аргументов или нет.

Необходимо также проанализировать, какие из утверждений автора носят проблематичный, гипотетический характер и уловить скрытые вопросы.

Понятно, что умение таким образом работать с текстом приходит далеко не сразу.

Наилучший способ научиться выделять главное в тексте, улавливать проблематичный характер утверждений, давать оценку авторской позиции — это сравнительное чтение, в ходе которого студент знакомится с различными мнениями по одному и тому же вопросу, сравнивает весомость и доказательность аргументов сторон и делает вывод о наибольшей убедительности той или иной позиции.

Создание конспектов для написания реферата.

Подготовительный этап работы завершается созданием конспектов, фиксирующих основные тезисы и аргументы. Здесь важно вспомнить, что конспекты пишутся на одной стороне листа, с полями и достаточным для исправления и ремарок межстрочным расстоянием (эти правила соблюдаются для удобства редактирования). Если в конспектах приводятся цитаты, то непременно должно быть дано указание на источник (автор, название, выходные данные, № страницы).

По завершении предварительного этапа можно переходить непосредственно к созданию текста реферата.

Создание текста.

Общие требования к тексту.

Текст реферата должен подчиняться определенным требованиям: он должен раскрывать тему, обладать связностью и цельностью.

Раскрытие темы предполагает, что в тексте реферата излагается относящийся к теме материал и предлагаются пути решения содержащейся в теме проблемы; связность текста предполагает смысловую соотносительность отдельных компонентов, а цельность - смысловую законченность текста.

С точки зрения связности все тексты делятся на тексты - констатации и тексты - рассуждения. Тексты-констатации содержат результаты ознакомления с предметом и фиксируют устойчивые и несомненные суждения. В текстах-рассуждениях одни мысли извлекаются из других, некоторые ставятся под сомнение, дается им оценка, выдвигаются различные предположения.

План реферата.

Изложение материала в тексте должно подчиняться определенному плану - мыслительной схеме, позволяющей контролировать порядок расположения частей текста. Универсальный план научного текста, помимо формулировки темы, предполагает изложение вводного материала, основного текста и заключения. Все научные работы - от реферата до докторской диссертации - строятся по этому плану, поэтому важно с самого начала научиться придерживаться данной схемы.

Требования к введению.

Введение - начальная часть текста. Оно имеет своей целью сориентировать читателя в дальнейшем изложении.

Во введении аргументируется актуальность исследования, - т.е. выявляется практическое и теоретическое значение данного исследования. Далее констатируется, что сделано в данной области предшественниками; перечисляются положения, которые должны быть обоснованы. Введение может также содержать обзор источников или экспериментальных данных, уточнение исходных понятий и терминов, сведения о методах исследования. Во введении обязательно формулируются цель и задачи реферата.

Объем введения - в среднем около 10% от общего объема реферата.

Основная часть реферата.

Основная часть реферата раскрывает содержание темы. Она наиболее значительна по объему, наиболее значима и ответственна. В ней обосновываются основные тезисы реферата, приводятся развернутые аргументы, предполагаются гипотезы, касающиеся существа обсуждаемого вопроса.

Важно проследить, чтобы основная часть не имела форму монолога. Аргументируя собственную позицию, можно и должно анализировать и оценивать позиции различных исследователей, с чем-то соглашаться, чему-то возражать, кого-то опровергать. Установка на диалог позволит избежать некритического заимствования материала из чужих трудов - компиляции.

Изложение материала основной части подчиняется собственному плану, что отражается в разделении текста на главы, параграфы, пункты. План основной части может быть составлен с использованием различных методов группировки материала: классификации (эмпирические исследования), типологии (теоретические исследования), периодизации (исторические исследования).

Заключение.

Заключение — последняя часть научного текста. В ней краткой и сжатой форме излагаются полученные результаты, представляющие собой ответ на главный вопрос исследования. Здесь же могут намечаться и дальнейшие перспективы развития темы. Небольшое по объему сообщение также не может обойтись без заключительной части - пусть это будут две-три фразы. Но в них должен подводиться итог проделанной работы.

Список использованной литературы.

Реферат любого уровня сложности обязательно сопровождается списком используемой литературы. Названия книг в списке располагают по алфавиту с указанием выходных данных использованных книг.

Требования, предъявляемые к оформлению реферата.

Объемы рефератов колеблются от 10-18 печатных страниц. Работа выполняется на одной стороне листа формата А4. По обеим сторонам листа оставляются поля размером 35 мм. слева и 15 мм. справа, рекомендуется шрифт 12-14, интервал - 1,5. Все листы реферата должны быть пронумерованы. Каждый вопрос в тексте должен иметь заголовок в точном соответствии с наименованием в плане-оглавлении.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ И КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

 

ТЕМА 1. «ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ» КАК ГУМАНИТАРНАЯ ДИСЦИПЛИНА. ПОНЯТИЕ О КУЛЬТУРЕ.

1. История формирования теории культуры как научной и учебной дисциплины. Место теории культуры среди других гуманитарных дисциплин.

2. Существующие подходы и направления анализа понятия «культура». Этимология слова "культура".

3. Анализ определения культуры: "культура как способ и способность общения". Предметный и субъектный аспекты определения.

ТЕМА 2. Морфология культуры

1. Понятие культуры.

2. Строение и функционирование культуры. Основные функции культуры.

3. Возможности и пределы применения данной парадигмы при теоретическом моделировании морфологии культуры.

Тема 7 КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ

1. Соотношение понятий и реальностей - культура и религия.

2. Вызов логике культуры в религиозном типе общения.

3. Будущее религиозной культуры.

4. Заключительный анализ рабочего определения культуры.

Тема 8. ПЕРВООСНОВЫ КУЛЬТУРЫ.

1. Антропогенез культуры.

2. Становление основных элементов человеческой культуры: языка, различных стереотипов поведения, этнической и социальной дифференциации, музыкального и образного искусства.

3. Магия и религия как два различных типа общения (сходство и различия, роль в истории культуры).

Тема 10. Античность как тип культуры.

1. Социокультурные парадигмы греческой цивилизации, этапы ее развития.

2. Боги, герои, люди в античном мире.

3. Становление мифологического сознания.

ИСТОЧНИКИ

1. Антология исследований культуры Т.1. Интерпретации культуры – СПб.: Университетская книга, 1997 – 726 с.

2. Аристотель Афинская полития // Аристотель Политика. Афинская полития – М.: Мысль, 1997, С.217 – 348.

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ

Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур – М.: РГГУ, 2008. – 241 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Ионин Л.Г. Социология культуры – М.: “Логос”,1998. – 278 с

Культуральная антропология / Под ред. Ю.Н.Емельянова и Н.Г.Скворцова – СПб.,1996

История теоретической социологии в 4-х т. Т.1-3. – М.: “Канон+”,1997-1998

Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию – М., “Ключ-С”,1999. – 224 с.

Философия культуры. Становление и развитие / Под ред. М.С.Кагана и др.- СПб.: “Лань”,1998. – 444 с.

Шкуратов В.А. Историческая психология – М.: Просвещение,1996

СПРАВОЧНЫЕ ИЗДАНИЯ И СЛОВАРИ

Культурология. XX век. Энциклопедия. Т.1-2. – СПб.: Университетская книга, 1998.

Культурология XX век. Словарь /Под ред. С.Я.Левит – СПб.: Университетская книга, 1997

Современная западная философия. Словарь – М.: Издательство политической литературы, 1991

Современная западная социология. Словарь – М.: Издательство политической литературы, 1990

Хюбшер А. Мыслители нашего времени. Справочник по философии Запада XX века – М.: ,1994

Русская философия: Словарь / Под общей редакцией М.Маслина – М.: Терра, 1999 – 656 с.

ПРОГРАМНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Рекомендуется использование электронных библиотек (ФЭБ, РВБ, Gallica и др.), а также баз данных JSTOR, EBSCO и др. специализированных информационно-справочных систем по предмету данной дисциплины.

 

ЛЕКЦИИ

Раздел I. Теория культуры

Теория культуры как наука

Культура – сложное, многообразное и постоянно меняющееся явление. Формы существования культуры бесконечны. Можно говорить о культуре человечества в целом. Можно выделять культуры различных эпох, характеризуемых определенными пространственно-временными параметрами (античная культура, культура эпохи Средневековья, Возрождения и другие); сравнивать культуры разных стран или выделять специфические жизненные формы отдельных народов – этнические культуры; говорить о религиозных типах культур (буддистская культура, культура мусульманского мира, христианская культура); выделять культуры социальных или профессиональных групп. Иногда говорят о культуре определенной сферы жизни: культуре труда или культуре отдыха. Термин «культура» употребляется и как характеристика определенного уровня развития духовной культуры и как свидетельство степени образованности и воспитанности человека. Но задача культурологи не сводится к описанию многообразия культурных проявлений. Ее цель – проникновение в сущность культуры. Одна из первейших задач культурологи как можно более полно и целостно исследовать бытие культуры и одновременно осмыслить место культуры в системе бытия. Таким образом, онтология культуры становится фундаментом современной культурологической науки.

Понятие культуры

«Культура» является одной из самых распространенных, но трудно определяемых категорий гуманитарного знания.

Современные исследователи насчитывают от трехсот до четырехсот определений культуры. С одной стороны, это многообразие обусловлено разными исследовательскими установками. Феноменологические и семиотические, исторические и философско-антропологические, социологические и психоаналитические принципы реализуются в различных подходах к анализу феномена культуры и соответственно в разнообразных дефинициях этого явления. С другой стороны, множественность трактовок есть естественное отражение многоликости и многослойности самого феномена. Культура, выражающая глубину и неизмеримость человеческого бытия, так же многогранна и неисчерпаема, как и сам человек.

Очевидно, что определить сущность культуры - значит установить пределы, границы интересующего нас феномена. Для этого необходимо сопоставить, а в некоторых случаях и противопоставить культуру и природу, культуру и жизнь, человека и культуру.

Понятие «культура» появляется в Древнем Риме как оппозиция понятию «натура», то есть природа. Оно обозначает «возделанное», «обработанное», «искусственное» в противоположность «первозданному», «естественному», «дикому». Первоначально связанное с теорией и практикой земледелия, слово «культура» со временем стало включать в себя все более широкий круг предметов, явлений и действий, общим свойством которых были их сверхприродный характер и преобразующая материальный мир человеческая деятельность. Особый мир культурных артефактов - искусственно созданных объектов не просто обособляется от естественного, природного мира, но и противопоставляется ему.

Оппозиция «природа – культура» является исходной - не только исторически, но и логически - в осознании культуры как специфической формы бытия. Неслучайно указанная антитеза лежит в основе большинства культурфилософских исследований XIX - начала XX века. Своеобразное резюме этого вопроса предлагает философия неокантианства, которая в качестве исходной точки тоже избирает демаркацию природы и культуры.

С точки зрения неокантианцев, мир природы - это мир, где господствует слепая необходимость, жесткая система причинно-следственных отношений. В этом мире властвуют независящие от человека законы, здесь не остается места человеческим целям и интересам. Культура же - это мир целенаправленно «возделанной» природы, преобразованной людьми в своих интересах; «вторая вселенная», созданная человеком. Источник культуры - сам человек, в культуре всегда остается след человеческой субъективности, человеческой воли.

Теоретическим основанием, которое позволяет отличить культурные процессы от феноменов природы, является, с точки зрения неокантианцев, «принцип ценности». Ценности, представляющие собой способность того или иного объекта удовлетворять потребности и желания социального субъекта (индивида, группы людей, общества), служить его интересам и целям, оказываются важ­нейшим, определяющим компонентом культуры. Природа индифферентна по отношению к ценностям. Любое явление культуры, напротив, есть воплощение какой-нибудь признанной человеком ценности. Если от объекта культуры отнять ценность, он станет частью природы. О ценностях можно сказать: «Они что-то значат, или не имеют значения». Сущность ценностей состоит в их значимости, а не в простом факте их бытия.

С точки зрения неокантианцев, различие наук о природе и наук о культуре есть различие не столько предмета, сколько метода исследования. Науки о природе ориентированы на генерализирующий метод, который, выявляя общее, повторяющееся, сходное, устанавливает объективные закономерные связи и игнори­рует человеческие ценности. Индивидуализирующий метод наук о культуре не просто стремится понять единичные факты, он всегда нацелен на специфическое, уникальное, имеющее неповторимое значение для человека, и в широком смысле может быть обозначен как метод отнесения к ценности.

Итак, мир культуры - это мир многообразных человеческих ценностей. Он включает в себя этические, эстетические, познавательные системы, каждая из которых складывается по принципу позитивно-негативной дополнительности, и тем самым, задает систему координат: добро - зло, красота - безобразие, истина - ложь. Ценности категориально абсолютны (культурный порядок не может быть построен вне указанной системы координат), но реально относительны (очевидное разнообразие ценностных ориентации обеспечивает многообразие культурных миров). Системы ценностей историчны: история мировой культуры позволяет проследить, как изменялись представления человечества о красоте, добре и истине, а вместе с ними менялись художественные стили, нравственные установки, научные теории. Наконец, ценности иерархичны. Статус форм культуры позволяет судить об иерархии ценностей в том или ином обществе.

Иерархия ценностей связана, в конечном счете, с идеалами культуры, которые определяют сознательные стимулы и доминирующие мотивы человеческой деятельности. Обладая эталонным статусом, идеал являет проекцию будущего, на основании которой выносится вердикт прошлому и настоящему. Идеал ориентирован на достижение высшей абсолютной ценности. Он консолидирует культуру как целостность, формирует ее смысловое ядро.

Потеря идеала, чем бы она ни была вызвана, с неизбежностью ведет к кризису культуры. Русский историк и культуролог Н.Я.Данилевский подчеркивал, что гибели цивилизации предшествует либо «апатия отчаяния», когда общество утрачивает веру в свою способность сколько-нибудь приблизиться к идеалу, либо «апатия самодовольства», когда кажется, что желанная цель уже достигнута. Утрачивая идеал, общество теряет цель существования.

Ценностное отношение, как правило, фиксируется в виде культурной нормы. Возникая из достаточно случайно утверждающихся в культуре образцов, ценности кодифицируются, ритуализируются и постепенно превращаются в норму, которая закрепляется в памяти, обычаях, традициях, законах. Таким образом, нормы - исторически обусловленные бытием требования к человеческой деятельности и социальным отношениям – становятся наряду с ценностями и идеалами существенным компонентом культуры.

Культура нормативна: она началась с древнейших табу и до сих пор невозможна без запретов, ограничений и заданных образцов.

Во все времена важнейшую роль в процессе нормотворчества играли религии, в особенности ортопраксические, в которых религиозная практика доминирует над доктринальным компонентом. Например, в иудаизме талмудическая традиция формулирует шестьсот тринадцать повелений и запретов, призванных регламентировать все стороны жизни иудея. Согласно мусульманской традиции любой человек, решившийся принять ислам, должен вступить на праведный путь, определенный Всевышним и закрепленный в Коране и Сунне. Каждый шаг на этом пути регламентирован шариатом - всеобъемлющей системой религиозно-культовых, социально-политических, экономико-правовых, морально-этических и утилитарно-бытовых установлений.

Говоря о нормативности культуры, следует помнить, что помимо созидательных стремлений, направленных на поддержание порядка и стабильности, культура всегда содержит в себе тенденции неправильного, анормального. Эти тенденции могут быть контркультурными (такова, например, была позиция хиппи относительно господствующей культуры общества потребления, сложившейся в шестидесятых годах XX века), или более свободными в своих основаниях и проявлениях. Русскому культурологу М.М.Бахтину удалось показать, что господствующая культура (он назвал ее «официальной») всегда содержит в себе «самоотрицающее» начало - «карнавальную культуру», которая пересматривает основные оппозиции традиционной культуры, переоценивает ценности, отменяет нормы. Но, даже отбрасывая, переоценивая и отменяя, культура не может существовать вне системы норм, ценностей и запретов.

Культура, таким образом, являет собой способ существования человека и общества, который базируется на определенной системе ценностей, идеалов и норм и воспроизводит эту систему.

Человеческая сущность, точнее говоря, ее неоднозначный характер заставляет исследователей рассматривать особый ракурс взаимоотношения естественного и культурного: столкновение и активное противоборство природы и культуры в самом человеке. Особая роль в данном вопросе принадлежит Зигмунду Фрейду, который ставит перед собой цель проанализировать роль культуры в душевной жизни человека, описать характер переживания человеком требований культуры.

Культура - это не только господство над природой вообще, в первую очередь - это господство над природой самого человека. Культура всегда и везде ограничивает человеческую свободу. Не имеющий возможности реализовать свои влечения человек все более «невротизируется».

Культуру нельзя отменить, она стала способом существования человека. В конце концов, культура не просто обеспечивает совместную жизнедеятельность людей путем ограничения их антисоциальных влечений, но и предоставляет «запасные выходы» для подавленных (вытесненных) желаний. Средством плодотворного разрешения конфликта между запретными, но неустранимыми побуждениями индивида и общепринятыми нормами становится сублимация - процесс подмены недопустимых влечений Бессознательного целями более «высокими», на достижение которых в итоге и расходуется энергия подавленных устремлений. Сублимация запретных импульсов есть, по Фрейду, источник и двигатель культурного творчества.

Структура и функции культуры

В современных культурологических исследованиях культура может рассматриваться по-разному: и как система, складывающаяся и функционирующая во взаимодействии своих элементов; и как историческое явление, меняющееся во времени и выступающее в конкретике исторических форм и типов; и как относительно неизменная целостность, имеющая четкую структуру и многофункциональную направленность

Структурно-функциональный анализ культуры позволяет всесторонне исследовать те устойчивые, универсальные элементы, из которых она состоит. Данные элементы присущи любой культуре независимо от ее исторических особенностей, а также специфики того или иного этапа развития, на котором она находится. Важнейшим элементом культуры являются ценности.

Ценности культуры обеспечивают сплоченность общества и его выживание, а также нормальное функционирование всех его институтов. Кроме того, к структурным элементам культуры относят нормы, образцы, ритуалы, обычаи, институты и т.п. Культурные нормы – это правила, точное предписание, образец в области каких либо действий или создания каких либо предметов, вещей. Нормы отражают законы и стандарты культурного бытия людей.

Культурные нормы условно можно разделить на институциональные нормы, зафиксированные в каких-либо официальных документах и поддерживаемые с помощью властных структур, и неинституциональные нормы, имеющие неофициальный характер и складывающиеся стихийно в виде обычая, традиции поступать так, а не иначе.

Большинство культурных норм оказывает значительное влияние на социокультурные процессы в связи с тем, что они приобрели силу привычки, стали определенным культурным стереотипом. Нормы теснейшим образом связаны с традициями, которые поддерживают их конвенциональный характер и обеспечивают успешное функционирование. Понятие «традиция» латинского происхождения и означает определенный порядок деятельности, обычай, передаваемый из поколения в поколение и сформированный на основе культурно-исторического опыта того или иного народа. Традиции – это «тексты» культуры, существующие в устной (фольклорной) форме и аккумулирующие в себе всю совокупность норм и образцов социально рекомендуемого поведения. Они определяют сложившиеся формы социальной организации, регуляции и коммуникации, нравы, обычаи, обряды и ритуалы.

Как правило, соблюдение традиций не требует понимания того, почему это надо делать именно так, а не иначе. Большинство традиций рождается прецедентным путем (на основании частного случая), а затем закрепляется многовековым опытом на основе повторения эффективных способов разрешения типовых жизненных ситуаций.

Традиции очень устойчивы, на их изменение практически нельзя повлиять «сверху». Они определяют лицо культуры, ее уникальную неповторимость.

С понятием «традиция» тесно связано понятие «обычай». Обычай определяется как устойчивая система поведения человека в разных сферах жизни, ставшая нормой и передающаяся из поколения в поколение. Обычай в отличие от традиции, проявляется на бытовом уровне поведения людей и часто не осознается ими как жестокая нормативность. Он более динамичен, чем традиция, может возникать и умирать в течение жизни одного поколения. К обычаям чаще всего относятся поведенческие стереотипы, касающиеся жизненного уклада (распределение ролей и функций в семье, нормы отношения к старшему поколению в семье и т.п.), норм взаимоотношений и коммуникаций внешнего характера (бытовой этикет, нормы взаимообязательств), правил обрядово-ритуального поведения (посещение могил родственников, встречи и проводы близких людей).

Нравы общества – понятие, близкое к обычаям. Нравы регулируют не столько поведенческую сторону обыденной культуры людей, сколько их ценностные ориентации в рамках повседневности.

Совокупность обычаев, нравов, культурных традиций составляют образ жизни. В образе жизни раскрываются содержательные характеристики устойчивых, типичных форм жизнедеятельности больших групп людей и даже целых сообществ. Образ жизни зависит от природных условий существования общества, от его материально-технической базы, системы социальных институтов. Это собирательное, синтетическое понятие. Однако с его помощью можно охарактеризовать специфические способы функционирования людей в различных институтах культуры, выяснить типичные формы их самовыражения, понять их поступки, а значит, и прогнозировать тенденции изменения конкретной культуры в целом. В параметрах образа жизни реализуется существенная часть ценностных ориентаций людей, опредмечиваются нормы их морали базовые принципы миропонимания, социальные стандарты.

В структуре культуры выделяются также формы культуры – специфические образования, для которых характерна сложная система ценностей и основанная на ней система деятельности. К формам культуры относятся миф, религию, науку, искусство.

Миф представляет собой первый донаучный способ осознания и освоения человеком мира и своего места в нем. Мифологическое сознание синкретично, образно и метафорично.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22; просмотров: 3016

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...