Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предмет, цели и задачи теории культуры




Культурология является многоплановой научной дисциплиной, изучающей сложные социокультурные процессы в человеческом обществе и использующей межпредметные подходы для исследования культуры как универсального, целостного явления.

Предметом культурологи является изучение сущности, структуры и основных функций культуры, общих закономерностей ее развития.

Целью культурологических исследований является понимание как собственной, так и иных культур. Задача культурологии состоит в том, чтобы не только объяснить закономерности культурно-исторического процесса, но и раскрыть особенности формирования культурно-творческих характеристик личности, место и роль человека как творца и творения культуры.

Структура культурологического знания

Философия культуры посвящена вопросам классификации, сравнительного анализа различных традиций в философском осмыслении культуры, выявлению наиболее общих принципов анализа универсальных явлений культуры. Она является методологической базой культурологи и обеспечивает выбор ее познавательных и мировоззренческих ориентиров. Морфология культуры изучает типичные формы и структурные единицы культуры, существующие относительно самостоятельно.

Она выявляет источники и факторы развития культуры, стадии ее существования на основе методов сравнения и аналогии. Социология культуры исследует реальные процессы функционирования культуры в том или ином конкретном обществе.

История культуры дает материал для описания и объяснения конкретных исторических особенностей развития культуры. Антропология культуры изучает ценности, формы связи, опредмеченные результаты культурной деятельности человека в их динамике, и взаимосвязанности, механизмы трансляции культурных навыков и умений от индивида к индивиду. Для антропологии культуры принципиально важно понять, что стоит за фактами культуры, какие потребности выражают ее конкретно-исторические, социальные и личностные формы.

Практическая культурология занимается преимущественно непосредственной разработкой технологий практической организации и регуляции культурных процессов в обществе. Она решает задачи изучения, обоснования разработки, принципов и технологий целенаправленного управления культурой на основе чего формируется культурная политика – совокупность идеологических принципов и практических мер, осуществляемых через образование, просветительские, досуговые, научные, религиозные, творческие, издательские, коммуникационные, социально-организационные и иные государственные и общественные институты и нацеленные на социализацию и культурацию населения.

К области прикладной культур оологии относится также подготовка профессиональных кадров для работы в сфере культуры.



Методы культурологических исследований

Поскольку культурология является интегративной дисциплиной, в ней применяются различные исследовательские методы. Культурология пользуется как общенаучными методами (например, системный подход, структурно-функциональный метод), так методами конкретных наук.

Различные методологические принципы реализуются в разных подходах к исследованию феномена культуры.

Наиболее важными для теории и истории культуры являются следующие методы: сравнительно-исторический, историко-типологический, структурно-функциональный, герменевтический, феноменологический.

Понятие культуры

«Культура» является одной из самых распространенных, но трудно определяемых категорий гуманитарного знания.

Современные исследователи насчитывают от трехсот до четырехсот определений культуры. С одной стороны, это многообразие обусловлено разными исследовательскими установками. Феноменологические и семиотические, исторические и философско-антропологические, социологические и психоаналитические принципы реализуются в различных подходах к анализу феномена культуры и соответственно в разнообразных дефинициях этого явления. С другой стороны, множественность трактовок есть естественное отражение многоликости и многослойности самого феномена. Культура, выражающая глубину и неизмеримость человеческого бытия, так же многогранна и неисчерпаема, как и сам человек.

Очевидно, что определить сущность культуры - значит установить пределы, границы интересующего нас феномена. Для этого необходимо сопоставить, а в некоторых случаях и противопоставить культуру и природу, культуру и жизнь, человека и культуру.

Понятие «культура» появляется в Древнем Риме как оппозиция понятию «натура», то есть природа. Оно обозначает «возделанное», «обработанное», «искусственное» в противоположность «первозданному», «естественному», «дикому». Первоначально связанное с теорией и практикой земледелия, слово «культура» со временем стало включать в себя все более широкий круг предметов, явлений и действий, общим свойством которых были их сверхприродный характер и преобразующая материальный мир человеческая деятельность. Особый мир культурных артефактов - искусственно созданных объектов не просто обособляется от естественного, природного мира, но и противопоставляется ему.

Оппозиция «природа – культура» является исходной - не только исторически, но и логически - в осознании культуры как специфической формы бытия. Неслучайно указанная антитеза лежит в основе большинства культурфилософских исследований XIX - начала XX века. Своеобразное резюме этого вопроса предлагает философия неокантианства, которая в качестве исходной точки тоже избирает демаркацию природы и культуры.

С точки зрения неокантианцев, мир природы - это мир, где господствует слепая необходимость, жесткая система причинно-следственных отношений. В этом мире властвуют независящие от человека законы, здесь не остается места человеческим целям и интересам. Культура же - это мир целенаправленно «возделанной» природы, преобразованной людьми в своих интересах; «вторая вселенная», созданная человеком. Источник культуры - сам человек, в культуре всегда остается след человеческой субъективности, человеческой воли.

Теоретическим основанием, которое позволяет отличить культурные процессы от феноменов природы, является, с точки зрения неокантианцев, «принцип ценности». Ценности, представляющие собой способность того или иного объекта удовлетворять потребности и желания социального субъекта (индивида, группы людей, общества), служить его интересам и целям, оказываются важ­нейшим, определяющим компонентом культуры. Природа индифферентна по отношению к ценностям. Любое явление культуры, напротив, есть воплощение какой-нибудь признанной человеком ценности. Если от объекта культуры отнять ценность, он станет частью природы. О ценностях можно сказать: «Они что-то значат, или не имеют значения». Сущность ценностей состоит в их значимости, а не в простом факте их бытия.

С точки зрения неокантианцев, различие наук о природе и наук о культуре есть различие не столько предмета, сколько метода исследования. Науки о природе ориентированы на генерализирующий метод, который, выявляя общее, повторяющееся, сходное, устанавливает объективные закономерные связи и игнори­рует человеческие ценности. Индивидуализирующий метод наук о культуре не просто стремится понять единичные факты, он всегда нацелен на специфическое, уникальное, имеющее неповторимое значение для человека, и в широком смысле может быть обозначен как метод отнесения к ценности.

Итак, мир культуры - это мир многообразных человеческих ценностей. Он включает в себя этические, эстетические, познавательные системы, каждая из которых складывается по принципу позитивно-негативной дополнительности, и тем самым, задает систему координат: добро - зло, красота - безобразие, истина - ложь. Ценности категориально абсолютны (культурный порядок не может быть построен вне указанной системы координат), но реально относительны (очевидное разнообразие ценностных ориентации обеспечивает многообразие культурных миров). Системы ценностей историчны: история мировой культуры позволяет проследить, как изменялись представления человечества о красоте, добре и истине, а вместе с ними менялись художественные стили, нравственные установки, научные теории. Наконец, ценности иерархичны. Статус форм культуры позволяет судить об иерархии ценностей в том или ином обществе.

Иерархия ценностей связана, в конечном счете, с идеалами культуры, которые определяют сознательные стимулы и доминирующие мотивы человеческой деятельности. Обладая эталонным статусом, идеал являет проекцию будущего, на основании которой выносится вердикт прошлому и настоящему. Идеал ориентирован на достижение высшей абсолютной ценности. Он консолидирует культуру как целостность, формирует ее смысловое ядро.

Потеря идеала, чем бы она ни была вызвана, с неизбежностью ведет к кризису культуры. Русский историк и культуролог Н.Я.Данилевский подчеркивал, что гибели цивилизации предшествует либо «апатия отчаяния», когда общество утрачивает веру в свою способность сколько-нибудь приблизиться к идеалу, либо «апатия самодовольства», когда кажется, что желанная цель уже достигнута. Утрачивая идеал, общество теряет цель существования.

Ценностное отношение, как правило, фиксируется в виде культурной нормы. Возникая из достаточно случайно утверждающихся в культуре образцов, ценности кодифицируются, ритуализируются и постепенно превращаются в норму, которая закрепляется в памяти, обычаях, традициях, законах. Таким образом, нормы - исторически обусловленные бытием требования к человеческой деятельности и социальным отношениям – становятся наряду с ценностями и идеалами существенным компонентом культуры.

Культура нормативна: она началась с древнейших табу и до сих пор невозможна без запретов, ограничений и заданных образцов.

Во все времена важнейшую роль в процессе нормотворчества играли религии, в особенности ортопраксические, в которых религиозная практика доминирует над доктринальным компонентом. Например, в иудаизме талмудическая традиция формулирует шестьсот тринадцать повелений и запретов, призванных регламентировать все стороны жизни иудея. Согласно мусульманской традиции любой человек, решившийся принять ислам, должен вступить на праведный путь, определенный Всевышним и закрепленный в Коране и Сунне. Каждый шаг на этом пути регламентирован шариатом - всеобъемлющей системой религиозно-культовых, социально-политических, экономико-правовых, морально-этических и утилитарно-бытовых установлений.

Говоря о нормативности культуры, следует помнить, что помимо созидательных стремлений, направленных на поддержание порядка и стабильности, культура всегда содержит в себе тенденции неправильного, анормального. Эти тенденции могут быть контркультурными (такова, например, была позиция хиппи относительно господствующей культуры общества потребления, сложившейся в шестидесятых годах XX века), или более свободными в своих основаниях и проявлениях. Русскому культурологу М.М.Бахтину удалось показать, что господствующая культура (он назвал ее «официальной») всегда содержит в себе «самоотрицающее» начало - «карнавальную культуру», которая пересматривает основные оппозиции традиционной культуры, переоценивает ценности, отменяет нормы. Но, даже отбрасывая, переоценивая и отменяя, культура не может существовать вне системы норм, ценностей и запретов.

Культура, таким образом, являет собой способ существования человека и общества, который базируется на определенной системе ценностей, идеалов и норм и воспроизводит эту систему.

Человеческая сущность, точнее говоря, ее неоднозначный характер заставляет исследователей рассматривать особый ракурс взаимоотношения естественного и культурного: столкновение и активное противоборство природы и культуры в самом человеке. Особая роль в данном вопросе принадлежит Зигмунду Фрейду, который ставит перед собой цель проанализировать роль культуры в душевной жизни человека, описать характер переживания человеком требований культуры.

Культура - это не только господство над природой вообще, в первую очередь - это господство над природой самого человека. Культура всегда и везде ограничивает человеческую свободу. Не имеющий возможности реализовать свои влечения человек все более «невротизируется».

Культуру нельзя отменить, она стала способом существования человека. В конце концов, культура не просто обеспечивает совместную жизнедеятельность людей путем ограничения их антисоциальных влечений, но и предоставляет «запасные выходы» для подавленных (вытесненных) желаний. Средством плодотворного разрешения конфликта между запретными, но неустранимыми побуждениями индивида и общепринятыми нормами становится сублимация - процесс подмены недопустимых влечений Бессознательного целями более «высокими», на достижение которых в итоге и расходуется энергия подавленных устремлений. Сублимация запретных импульсов есть, по Фрейду, источник и двигатель культурного творчества.

Структура и функции культуры

В современных культурологических исследованиях культура может рассматриваться по-разному: и как система, складывающаяся и функционирующая во взаимодействии своих элементов; и как историческое явление, меняющееся во времени и выступающее в конкретике исторических форм и типов; и как относительно неизменная целостность, имеющая четкую структуру и многофункциональную направленность

Структурно-функциональный анализ культуры позволяет всесторонне исследовать те устойчивые, универсальные элементы, из которых она состоит. Данные элементы присущи любой культуре независимо от ее исторических особенностей, а также специфики того или иного этапа развития, на котором она находится. Важнейшим элементом культуры являются ценности.

Ценности культуры обеспечивают сплоченность общества и его выживание, а также нормальное функционирование всех его институтов. Кроме того, к структурным элементам культуры относят нормы, образцы, ритуалы, обычаи, институты и т.п. Культурные нормы – это правила, точное предписание, образец в области каких либо действий или создания каких либо предметов, вещей. Нормы отражают законы и стандарты культурного бытия людей.

Культурные нормы условно можно разделить на институциональные нормы, зафиксированные в каких-либо официальных документах и поддерживаемые с помощью властных структур, и неинституциональные нормы, имеющие неофициальный характер и складывающиеся стихийно в виде обычая, традиции поступать так, а не иначе.

Большинство культурных норм оказывает значительное влияние на социокультурные процессы в связи с тем, что они приобрели силу привычки, стали определенным культурным стереотипом. Нормы теснейшим образом связаны с традициями, которые поддерживают их конвенциональный характер и обеспечивают успешное функционирование. Понятие «традиция» латинского происхождения и означает определенный порядок деятельности, обычай, передаваемый из поколения в поколение и сформированный на основе культурно-исторического опыта того или иного народа. Традиции – это «тексты» культуры, существующие в устной (фольклорной) форме и аккумулирующие в себе всю совокупность норм и образцов социально рекомендуемого поведения. Они определяют сложившиеся формы социальной организации, регуляции и коммуникации, нравы, обычаи, обряды и ритуалы.

Как правило, соблюдение традиций не требует понимания того, почему это надо делать именно так, а не иначе. Большинство традиций рождается прецедентным путем (на основании частного случая), а затем закрепляется многовековым опытом на основе повторения эффективных способов разрешения типовых жизненных ситуаций.

Традиции очень устойчивы, на их изменение практически нельзя повлиять «сверху». Они определяют лицо культуры, ее уникальную неповторимость.

С понятием «традиция» тесно связано понятие «обычай». Обычай определяется как устойчивая система поведения человека в разных сферах жизни, ставшая нормой и передающаяся из поколения в поколение. Обычай в отличие от традиции, проявляется на бытовом уровне поведения людей и часто не осознается ими как жестокая нормативность. Он более динамичен, чем традиция, может возникать и умирать в течение жизни одного поколения. К обычаям чаще всего относятся поведенческие стереотипы, касающиеся жизненного уклада (распределение ролей и функций в семье, нормы отношения к старшему поколению в семье и т.п.), норм взаимоотношений и коммуникаций внешнего характера (бытовой этикет, нормы взаимообязательств), правил обрядово-ритуального поведения (посещение могил родственников, встречи и проводы близких людей).

Нравы общества – понятие, близкое к обычаям. Нравы регулируют не столько поведенческую сторону обыденной культуры людей, сколько их ценностные ориентации в рамках повседневности.

Совокупность обычаев, нравов, культурных традиций составляют образ жизни. В образе жизни раскрываются содержательные характеристики устойчивых, типичных форм жизнедеятельности больших групп людей и даже целых сообществ. Образ жизни зависит от природных условий существования общества, от его материально-технической базы, системы социальных институтов. Это собирательное, синтетическое понятие. Однако с его помощью можно охарактеризовать специфические способы функционирования людей в различных институтах культуры, выяснить типичные формы их самовыражения, понять их поступки, а значит, и прогнозировать тенденции изменения конкретной культуры в целом. В параметрах образа жизни реализуется существенная часть ценностных ориентаций людей, опредмечиваются нормы их морали базовые принципы миропонимания, социальные стандарты.

В структуре культуры выделяются также формы культуры – специфические образования, для которых характерна сложная система ценностей и основанная на ней система деятельности. К формам культуры относятся миф, религию, науку, искусство.

Миф представляет собой первый донаучный способ осознания и освоения человеком мира и своего места в нем. Мифологическое сознание синкретично, образно и метафорично.

Миф как форма культуры проявляется в очеловечивании окружающей среды, в одушевлении космоса, в стремлении гармонизировать отношения человека с миром. На ранних стадиях общественного развития миф был единственной формой культуры, - включающей в себя и стремление к познанию мира, и преклонение перед сверхъестественным, и зачатки искусства. В последующие периоды из мифа выделились все другие институты и формы культуры. Миф не утратил своего значения и в современном мире: его функции несколько изменились, но до сих пор он помогает человеку решать сложные смысложизненные вопросы и гармонизировать его отношения с реальностью.

Религия выделилась из сферы мифа достаточно рано. Она выражает потребность человека в сверхъестественном, в высшем, в абсолютном.

Наука как форма культуры имеет своей целью рациональное постижение мира на основе открытия законов его существования. Наука всегда развивается, исходя из принципов прогресса. В качестве всеобщей методологии научного познания выступает философия как та часть науки, из которой выросли все другие ее отрасли. Поэтому некоторые исследователи культуры представляют философию отдельным, самостоятельным институтом или формой духовной культуры. Философия возникла как «духовное преодоление» мифа. Если в мифе мудрость была выражена в формах, не допускающих критического осмысления, то философия (буквально – «любовь к мудрости») основывалась на рациональном объяснении бытия, общества, культуры, человека.

Искусство как форма культуры есть отражение потребности человека в образном выражении и эмоциональном переживании значимых моментов своей жизни. Искусство также выделилось из мифа и является единственной формой культуры, где вдохновение и фантазия человека не имеют ограничений.

При более подробном анализе структуры культуры можно выделить систему образования, мораль, политику, право как особые формы культуры.

Все формы культуры, став в процессе ее развития самостоятельными, сохраняют между собой связь и являются взаимообусловленными. Так, религия способствовала распространению письменности, формированию образования и воспитания как самостоятельных культурных процессов. Религия непосредственно и опосредованно влияет на искусство; мораль, право, науку.

Искусство и наука также связаны. Многие современные виды искусства: кинематография, художественная фотография, кибература, электронная музыка - возникли благодаря развитию науки. В то же время потребности искусства сами могут стимулировать развитие науки. В структуре культуры выделяются и такие важные элементы, как виды культуры.

Культуру условно можно разделить на два основных вида – материальную и духовную (однако, надо отдавать себе отчет, что такое деление условно и отвечает в основном потребностям познавательного процесса).

Материальная культура связана с практически-преобразовательской деятельностью людей, производством и воспроизводством их социальной жизни, а также с производством и воспроизводством материальных благ, технологических комплексов, всей производственной сферы.

Духовная культура как система познавательных, интеллектуальных, эстетических, этических и иных духовных ценностей позволяет человеку ориентироваться в мире и в том обществе, в котором он живет. Она является тем базисом, с помощью которого человек строит отношения с другими людьми, со всем обществом и с самим собой.

Процесс формирования личности как субъекта культуры также относится к сфере духовной культуры. Здесь речь идет о развитии человека, который умеет не только поддерживать существующие в обществе культурные нормы и традиции, но и развивает инновационный процесс, создает новые идеалы и ценности.

В практической жизни материальная и духовная культура диалектически взаимосвязаны, тесно взаимодействуют друг с другом и не могут существовать в отрыве одна от другой. Любой факт культуры всегда представляет собой единство материального и идеального. Духовная культура может существовать только будучи овеществленной, получившей то или иное материальное воплощение в предмете, знаке, символе, образе. Материальная же культура всегда является воплощением определенных духовных ценностей, духовных идеалов и представлений.

К видам культуры также относят мировую и национальную культуры.

Мировую культуру можно понимать как синтез лучших достижений культур различных народов и этносов, населяющих нашу планету (хотя некоторые исследователи не признают существования единой общечеловеческой культуры).

Национальная культура, в свою очередь, выступает синтезом культур различных социальных слоев и групп соответствующего этноса. Национальная культура всегда своеобразна и оригинальна. По отношению к мировой культуре выступает как локальная. Относительно общечеловеческой мировой культуры локальными являются культуры каждого государства, каждого народа и этноса.

Локальные культуры могут быть доминирующими и периферийными. Локальные культуры необязательно являются национальными: как локальные могут выступать культуры края, культуры землячества, культуры региона. Еще одним структурным элементом культуры является субкультура. Субкультурой называется культура определенной части общества, имеющая специфические черты и особенности, но не противоречащая развитию культуры в целом. Субкультура сохраняет ведущие характеристики основной, базовой культуры, но при этом имеет локальные отличия, придающие ей характерные особенности. Отличия могут быть этническими, лингвистическими, специфически хозяйственными, конфессиональными, возрастными. К субкультурам, например, могут быть отнесены культура русской интеллигенции XIX века, культуры старообрядцев, архангельских поморов, культура молодежи в современном мире. Так, молодежи присущи свои особенности: общность поведенческих стереотипов (нетерпимость, дерзость, повышенная эмоциональная неустойчивость), амбивалентность социального статуса (установка «Я — взрослый» при сохранении детских реакций и возможностей), свои моральные ценности, свой стиль одежды и причесок, свои особенности языкового общения (так называемый молодежный сленг). Культура определенной части общества, явно противостоящая культуре общества в целом, называется контркультурой. Например, контркультурой было движение «хиппи» в шестидесятые годы прошлого века.

Важным понятием, формирующим представление о структуре культуры, является понятие официальной культуры. Под официальной понимается такая культура, которая признается большинством общества в качестве эталонной, отражающей базовые смыслы, идеалы и ценности правящих элит, защищающей государственные приоритеты и цели.

Официальной культуре противостоят маргинальные культурные образования. Маргиналы - это та часть общества, которая утратила свои социальные связи, оторвалась от культурных корней, однако не освоила культуру другого слоя общества, не вписалась в новую социокультурную ситуацию.

Объективным условием формирования маргинальных культурных образований являются процессы трансформации общества, интенсификация миграционных потоков, развитие межкультурных взаимодействий.

Материальная и духовная, мировая и национальная, локальная, доминирующая и периферийная культура, субкультура, контркультура, официальная, маргинальная культура как особые виды культуры выполняют в обществе определенные функции.

Адаптационная функция (функция приспособления) культуры помогает человеку приспосабливаться к природным и социальным обстоятельствам.

Регулятивная (или нормативная) функция проявляется в поддержании социального равновесия в том или ином обществе, а также между отдельными группами людей в интересах выживания человеческого рода.

Познавательная (гносеологическая) функция. С помощью культуры человек осуществляет научный поиск: он познает окружающий мир и самого себя. Культура накапливает богатейшие знания о мире и тем самым создает благоприятные возможности для его познания и освоения. В то же время уровень развития культуры во многом определяется мерой освоения накопленных знаний.

Информационную функцию еще называют функцией исторической преемственности, общественной памяти или функцией трансляции (передачи) социального опыта. Эта функция тесно связана с познавательной. Ведь накопить знания можно только путем передачи социального опыта от поколения к поколению, от одного народа к другому. Культура является механизмом трансляции всего исторического опыта, полученного человечеством. Благодаря этой функции культуры становится возможным формирование глубинных, подсознательно действующих алгоритмов культурного поведения человека – т.н. архетипов.

Знаково-символическая (или семиотическая) функция. Передача социального опыта в контексте культуры осуществляется с помощью знаков и знаковых систем. Культура, по сути, представляет собой сложную знаковую систему, благодаря которой человек кодирует всю информацию, которой он располагает, и передает ее в пространстве и времени своего исторического бытия.

Коммуникативная функция схожа с информационной и знаково-символической. Она позволяет сохранять, передавать и тиражировать культурные ценности, осуществляя т.о. коммуникацию между людьми в синхронном и диахронном аспекте.

Эта функция приводит к частичному стиранию национальных культурных различий, так как увеличиваются возможности культурной коммуникации между народами. Функция разграничения (дифференциации) и интеграции социальных групп. Культура определяет и психологические особенности каждого народа, социальной группы. Она разграничивает людей по языковому, религиозному, национальному и другим признакам, являясь выразителем «национального духа» и не позволяя различным социальным группам, большим и малым, утратить специфические черты, свою самобытность. Эта функция культуры способствует сохранению самобытности этносов и народов. Вместе с тем, действие данной функции может разобщить людей, вызвать серьезные конфликты и глубинную конфронтацию.

В то же время культура стимулирует процесс интеграции человеческих групп по определенным культурным признакам. Например, религия способна объединить людей разных национальностей, проживающих в разных государствах. Эмигранты из одной страны поддерживают связь друг с другом благодаря родному языку, сохранению народных традиций, несмотря на разницу в социальном положении.

Ценностная (оценочная, или аксиологическая) функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. С ее помощью классифицируются предметы и явления окружающего мира, в том числе и произведенные человеком, с точки зрения их «полезности» для грядущих поколений. Культура подразделяет действия человека на положительные и отрицательные, прогрессивные и консервативные, гуманные или бесчеловечные, создает методы и критерии их оценки. Она формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По уровню и качеству ценностных иерархий чаще всего судят о степени культурности того или иного общества.

Рекреативная (компенсаторная) функция проявляется в создании способов и учреждений, где человек получает возможность восстанавливать свои духовные и физические силы. Одни предпочитают это делать в храме, другие в театре или на карнавале, кто-то у экрана телевизора, а некоторые в спортивном зале. В основном эта функция направлена на организацию досуга, достижение психологической разрядки.

Функция социализации - это функция синтетическая. Все другие функции объединяются в ней и даже вытекают из нее. Процесс социализации заключается в усвоении индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему действовать в качестве полноправного члена общества. С самого рождения ребенок испытывает действие культуры, начиная с усвоения словесного языка, приобщения к обрядам и традициям, посвящения в религиозную веру данного общества и до получения определенного образования, усвоения правовых норм и научных знаний. Именно культура приобщает каждого человека к социуму, позволяет ему стать самим собой – очеловечиться. Таким образом, с помощью культуры человек осуществляет самоидентификацию в обществе. Культурная идентичность реализуется через функцию социализации. Хотя, строго говоря, на культурную идентичность могут работать и все остальные функции. Механизм осуществления культурной самоидентификации реализуется через освоение человеком специфических языков и кодов культуры.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22; просмотров: 3688

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...