Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 31. Особенности литературного процесса XX века: основные концепции

Литературный процесс в ХХ в.

Феномен художественного авангарда.Понятие исторического авангарда.Споры об авангарде: «труп красоты» (С.Н.Булгаков) или расширение возможностей искусства? Философская основа авангарда и основные художественные принципы искусства авангарда.

Социалистический реализм: история и современное состояние категории.

Теория социалистического реализма в советской науке.

Споры о социалистическом реализме 1980-1990-х гг.

Современная концепция соцреализма. Проблема поэтики и связи соцреализма с реализмом и классицизмом в теории А.Д.Синявского, связь авангарда и соцреализма в теории Б.Гройса, проблема истоков соцреализма в концепции А.Жолковского.

постмодернизм как культурная ситуация конца ХХ в. Постмодернизм и постмодерн: различие и взаимосвязь понятий.

постмодернизм каккартинамира(версия реальности). Поэтикапостмодернистской литературы. Русская и западная версии постмодернизма.

Тема 32. История литературы как теоретическая проблема

Принципы построения истории литературы: имманентные и внелитературные факторы историко-литературного процесса. Проблема изучения истории русской литературы в академических школах русского литературоведения. История литературы в трудах русских формалистов; социологические концепции истории литературы. Методологические вопросы истории русской литературы в современном литературоведении.

ТЕМЫ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ (ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ)

Лабораторное занятие № 1.

Тема 2. Литературоведение как научная дисциплина

Материал и вопросы для обсуждения

1. Проблема научности литературоведения. Литературоведение в системе естественных и гуманитарных наук.

1) Науки о духе (анализ работы В. Дильтея)

2) Статус литературоведения в системе научного знания (аналитический разбор статей М. М. Бахтина, Д. С. Лихачева).

2. Точность и структура литературоведения.

1) Соотношение понятий точности и глубины в трудах М. М. Бахтина, Д. С. Лихачева.

2) Литературоведение как система дисциплин (Д. С. Лихачев). Мера точности в литературоведении.

3. Методология и понятие метода научного познания литературы.

Письменная работа

Эссе «Может ли «глубина понимания» служить критерием научного знания?»

Литература:

1. Дильтей В. Введение в науки о духе / пер. с нем. В. В. Бибихина // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX–XX вв.: Трактаты, статьи, эссе. М., 1987. С. 108–135.

2. Лихачев Д.С. Об общественной ответственности литературоведения. Еще о точности литературоведения. История – мать истины//Лихачев Д.С. Литература – реальность – литература. М., 1981. С. 189-214. Эти же тексты в кн.: Лихачев Д.С. О филологии. М., 1989.

3. Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук// Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 361-373. Этот же текст: Хрестоматия по "Введению в литературоведении". М., 1988. С.189-192.

4. Хализев В.Е. Теория литературы. М,. 1999. С.106-112, 285-294.

Лабораторное занятие № 2–3.

Тема 5-6. Категория автора в литературоведении

Материал и вопросы для обсуждения

1. Концепция автора трудах В.В.Виноградова.

2. Концепция автора М.М.Бахтина.

3. Концепция автора Б.О.Кормана.

4. Концепции смерти автора.

5. Авторская позиция и средства ее выражения в эпическом, драматическом и лирическом произведении.

Практическое задание

Выявление авторской позиции в художественном тексте (на материале повести А. С. Пушкина «Гробовщик»). Применение инструментария анализа художественного текста одной из прочитанных теоретико-литературных работ.

Контрольная работа

Определение автора литературоведческого труда по фрагментам научного текста. Установление ключевых терминов и понятий.

Литература:

1. Хрестоматия по «Введению в литературоведение» М., 1988. С.189-192.

2. Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. М., 1972. С.8-19 или: Корман Б.О. Литературоведческие термины по проблеме автора. Ижевск, 1982.

3. Барт Р. Смерть автора // Барт Р. Избранные работы: Семиотика и поэтика. М. 1994 (2-е изд.) С. 384-391.

4. ЛЭС. С. 13-14.

5. Хализев В.Е. Теория литературы. М., 1999. С.54-67.

6. Фуко М. Что такое автор? // М. Фуко. Воля к истине. С.7-47.

Дополнительная литература:

1. Виноградов В.В. О теории художественной речи. М., 1971.

2. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

3. Бонецкая Н.К. Проблемы методологии анализа образа автора // Методология анализа литературного произведения. М., 1988.

Лабораторное занятие № 4.

Тема 8. Понимание, интерпретация и анализ литературного произведения

Материал и вопросы для обсуждения

1. История и задачи герменевтики по Г.-Г. Гадамеру.

2. «Что значит понимать произведение искусства» по Шлейермахеру, Гегелю, Гадамеру? Эссе (на материале одной работы).

3. Интерпретация и ее виды.

4. Взаимосвязь и различие понятий: понимание, интерпретация и анализ литературного произведения. На материале стихотворения А.С. Пушкина «Все мое, – сказало злато…»

Литература:

1. Гадамер Г. Г.

а) Истина и метод М., 1988. С. 215-220.

б) О круге понимания // Г.-Г. Гадамер. Актуальность прекрасного. М., 1991. С. 72- 82.

2. Хализев В.Е. Теория литературы. М., 1999. С.106-112, 285-294.

Дополнительная литература:

1. Бубер М. Я и Ты. Диалог// Бубер М. Два образа веры. М., 1995. (Бубер М. Я и Ты. М., 1993).

2. Библер В.С. М.М.Бахтин, или Поэтика культуры. М., 1991.

3. Шпет Г. Герменевтика и ее проблемы// Контекст – 1989; Контекст – 1990.

4. Мукаржовский Я. Преднамеренное и непреднамеренное в искусстве// Мукаржовский Я. Исследования по эстетике и теории искусства. М., 1994.

5. ФранкС.Л. Непостижимое // Сочинения. М., 1990. Гл.6.

6. Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М., 1995.

Лабораторные занятия № 5-6.

Тема 10-11: «Вверх» и «низ» художественной литературы: литература классическая, элитарная, массовая (паралитература), беллетристика

Материал и вопросы для обсуждения

1. Взгляд на искусство с социологической точки зрения в «трактате- сенсации» Х. Ортеги-и-Гассета «Дегуманизация искусства»:

а) «Спасительное разделение общества» (народ, масса, элита) и вопрос о предназначении искусства.

б) Феномен «нового искусства», смена художественных эпох в европейском искусстве 19-20 в. (романтизм, реализм, натурализм, авангард) и понятие об элитарном и массовом искусстве.

в) Характеристика художественного авангарда 20 в.

2. Сетевая литература: обзор.

Задание

Идентификация художественного текста (время, автор, цель, жанр).

Литература:

I. 1. Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991. С.218- 260.

2. То же: Самосознание европейской культуры 20в. М., 1991. С.230-261. (имеются ксероксы на кафедре)

Дополнительно: Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991. С.309-350 (сокращенный вариант). (Полный текст: Вопросы философии. 1989. №3,4.)

II. 1. Лотман Ю.М. Массовая литература как историко-культурная проблема// Лотман Ю.М. Избранные статьи в 3-х томах. Таллинн, 1993. Т.3 С.380-388. (имеются ксероксы на кафедре)

2. Маркович В.М. К вопросу о различении понятий «классика» и «беллетристика»// Классика и современность. М., 1991. С.53-66. (имеются ксероксы на кафедре).

3. Хализев В.Е. Теория литературы. М., 1999. С.122-142.

Дополнительная литература:

1. НЛО № 22: статьи Дж.Г.Кавелти, Л.Д.Гудкова, Фр.Лакассена, Б.Дубина,

О. Бочаровой, О. Вайнштейн; НЛО № 40, 41.

2. Берг М. Литературократия. М., 2000.

3. Гудков Л., Дубин Б. Литература как социальный институт. М., 1994.

Лабораторное занятие № 7.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...