Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 31. Особенности литературного процесса XX века: основные концепцииЛитературный процесс в ХХ в. Феномен художественного авангарда.Понятие исторического авангарда.Споры об авангарде: «труп красоты» (С.Н.Булгаков) или расширение возможностей искусства? Философская основа авангарда и основные художественные принципы искусства авангарда. Социалистический реализм: история и современное состояние категории. Теория социалистического реализма в советской науке. Споры о социалистическом реализме 1980-1990-х гг. Современная концепция соцреализма. Проблема поэтики и связи соцреализма с реализмом и классицизмом в теории А.Д.Синявского, связь авангарда и соцреализма в теории Б.Гройса, проблема истоков соцреализма в концепции А.Жолковского. постмодернизм как культурная ситуация конца ХХ в. Постмодернизм и постмодерн: различие и взаимосвязь понятий. постмодернизм каккартинамира(версия реальности). Поэтикапостмодернистской литературы. Русская и западная версии постмодернизма. Тема 32. История литературы как теоретическая проблема Принципы построения истории литературы: имманентные и внелитературные факторы историко-литературного процесса. Проблема изучения истории русской литературы в академических школах русского литературоведения. История литературы в трудах русских формалистов; социологические концепции истории литературы. Методологические вопросы истории русской литературы в современном литературоведении. ТЕМЫ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ (ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ) Лабораторное занятие № 1. Тема 2. Литературоведение как научная дисциплина Материал и вопросы для обсуждения 1. Проблема научности литературоведения. Литературоведение в системе естественных и гуманитарных наук. 1) Науки о духе (анализ работы В. Дильтея) 2) Статус литературоведения в системе научного знания (аналитический разбор статей М. М. Бахтина, Д. С. Лихачева). 2. Точность и структура литературоведения. 1) Соотношение понятий точности и глубины в трудах М. М. Бахтина, Д. С. Лихачева. 2) Литературоведение как система дисциплин (Д. С. Лихачев). Мера точности в литературоведении. 3. Методология и понятие метода научного познания литературы. Письменная работа Эссе «Может ли «глубина понимания» служить критерием научного знания?» Литература: 1. Дильтей В. Введение в науки о духе / пер. с нем. В. В. Бибихина // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX–XX вв.: Трактаты, статьи, эссе. М., 1987. С. 108–135. 2. Лихачев Д.С. Об общественной ответственности литературоведения. Еще о точности литературоведения. История – мать истины//Лихачев Д.С. Литература – реальность – литература. М., 1981. С. 189-214. Эти же тексты в кн.: Лихачев Д.С. О филологии. М., 1989. 3. Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук// Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 361-373. Этот же текст: Хрестоматия по "Введению в литературоведении". М., 1988. С.189-192. 4. Хализев В.Е. Теория литературы. М,. 1999. С.106-112, 285-294. Лабораторное занятие № 2–3. Тема 5-6. Категория автора в литературоведении Материал и вопросы для обсуждения 1. Концепция автора трудах В.В.Виноградова. 2. Концепция автора М.М.Бахтина. 3. Концепция автора Б.О.Кормана. 4. Концепции смерти автора. 5. Авторская позиция и средства ее выражения в эпическом, драматическом и лирическом произведении. Практическое задание Выявление авторской позиции в художественном тексте (на материале повести А. С. Пушкина «Гробовщик»). Применение инструментария анализа художественного текста одной из прочитанных теоретико-литературных работ. Контрольная работа Определение автора литературоведческого труда по фрагментам научного текста. Установление ключевых терминов и понятий. Литература: 1. Хрестоматия по «Введению в литературоведение» М., 1988. С.189-192. 2. Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. М., 1972. С.8-19 или: Корман Б.О. Литературоведческие термины по проблеме автора. Ижевск, 1982. 3. Барт Р. Смерть автора // Барт Р. Избранные работы: Семиотика и поэтика. М. 1994 (2-е изд.) С. 384-391. 4. ЛЭС. С. 13-14. 5. Хализев В.Е. Теория литературы. М., 1999. С.54-67. 6. Фуко М. Что такое автор? // М. Фуко. Воля к истине. С.7-47. Дополнительная литература: 1. Виноградов В.В. О теории художественной речи. М., 1971. 2. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. 3. Бонецкая Н.К. Проблемы методологии анализа образа автора // Методология анализа литературного произведения. М., 1988. Лабораторное занятие № 4. Тема 8. Понимание, интерпретация и анализ литературного произведения Материал и вопросы для обсуждения 1. История и задачи герменевтики по Г.-Г. Гадамеру. 2. «Что значит понимать произведение искусства» по Шлейермахеру, Гегелю, Гадамеру? Эссе (на материале одной работы). 3. Интерпретация и ее виды. 4. Взаимосвязь и различие понятий: понимание, интерпретация и анализ литературного произведения. На материале стихотворения А.С. Пушкина «Все мое, – сказало злато…» Литература: 1. Гадамер Г. Г. а) Истина и метод М., 1988. С. 215-220. б) О круге понимания // Г.-Г. Гадамер. Актуальность прекрасного. М., 1991. С. 72- 82. 2. Хализев В.Е. Теория литературы. М., 1999. С.106-112, 285-294. Дополнительная литература: 1. Бубер М. Я и Ты. Диалог// Бубер М. Два образа веры. М., 1995. (Бубер М. Я и Ты. М., 1993). 2. Библер В.С. М.М.Бахтин, или Поэтика культуры. М., 1991. 3. Шпет Г. Герменевтика и ее проблемы// Контекст – 1989; Контекст – 1990. 4. Мукаржовский Я. Преднамеренное и непреднамеренное в искусстве// Мукаржовский Я. Исследования по эстетике и теории искусства. М., 1994. 5. ФранкС.Л. Непостижимое // Сочинения. М., 1990. Гл.6. 6. Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М., 1995. Лабораторные занятия № 5-6. Тема 10-11: «Вверх» и «низ» художественной литературы: литература классическая, элитарная, массовая (паралитература), беллетристика Материал и вопросы для обсуждения 1. Взгляд на искусство с социологической точки зрения в «трактате- сенсации» Х. Ортеги-и-Гассета «Дегуманизация искусства»: а) «Спасительное разделение общества» (народ, масса, элита) и вопрос о предназначении искусства. б) Феномен «нового искусства», смена художественных эпох в европейском искусстве 19-20 в. (романтизм, реализм, натурализм, авангард) и понятие об элитарном и массовом искусстве. в) Характеристика художественного авангарда 20 в. 2. Сетевая литература: обзор. Задание Идентификация художественного текста (время, автор, цель, жанр). Литература: I. 1. Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991. С.218- 260. 2. То же: Самосознание европейской культуры 20в. М., 1991. С.230-261. (имеются ксероксы на кафедре) Дополнительно: Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991. С.309-350 (сокращенный вариант). (Полный текст: Вопросы философии. 1989. №3,4.) II. 1. Лотман Ю.М. Массовая литература как историко-культурная проблема// Лотман Ю.М. Избранные статьи в 3-х томах. Таллинн, 1993. Т.3 С.380-388. (имеются ксероксы на кафедре) 2. Маркович В.М. К вопросу о различении понятий «классика» и «беллетристика»// Классика и современность. М., 1991. С.53-66. (имеются ксероксы на кафедре). 3. Хализев В.Е. Теория литературы. М., 1999. С.122-142. Дополнительная литература: 1. НЛО № 22: статьи Дж.Г.Кавелти, Л.Д.Гудкова, Фр.Лакассена, Б.Дубина, О. Бочаровой, О. Вайнштейн; НЛО № 40, 41. 2. Берг М. Литературократия. М., 2000. 3. Гудков Л., Дубин Б. Литература как социальный институт. М., 1994. Лабораторное занятие № 7. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |