Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цели и задачи при выполнении контрольной работы

Экономика»

 

Нижнекамск, 2013

 

УДК

ББК

 

 

Ларионова Г.Н. Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения по направлению 080100 «Экономика» / Г.Н. Ларионова. – Нижнекамск: НХТИ ФГБОУ ВПО «КНИТУ», 2013. – 26 с.

 

 

Указания составлены в соответствии с учебным планом дисциплины экономики отрасли для экономических специальностей.

В методических указаниях дается порядок написания контрольной работы по дисциплине «Теория отраслевых рынков», предназначенной для студентов, обучающихся по заочной форме обучения направления 080100 «Экономика».

Работа подготовлена на кафедре экономики и управления Нижнекамского химико-технологического института (филиала) ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технологический университет».

Печатается по решению методической комиссии факультета экономики и управления Нижнекамского химико-технологического института (филиала) ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технологический университет».

Рецензенты: зав. кафедрой экономики и управления,

к.э.н., доцент Дырдонова А.Н.

зав. кафедрой интегрированных систем

менеджмента НФ ИЭУП, к.э.н., доцент Джано Джомаа

Содержание

 

 

1. Цели и задачи при выполнении контрольной работы
2. Методические указания к выполнению контрольной работы
3. Требования к оформлению контрольной работы
4. Варианты заданий
5. Список литературы

 

Цели и задачи при выполнении контрольной работы

Контрольная работа по курсу «Теория отраслевых рынков» предусмотрена учебным планом направления 080100 «Экономика» заочной формы обучения. Данные методические указания определяют правила оформления и порядок выполнения контрольной работы.

Целью контрольной работы является формирование у студентов навыков:

- проводить классификацию, выбирать главное, сравнивать, устанавливать зависимости и причинно-следственные связи;

- анализировать, систематизировать и обобщать статистическую информацию;

- использовать основные формулы, уравнения и модели для проведения расчетов и решения задач;

- обосновывать выбор метода анализа и полученные результаты;

- изучать и прогнозировать воздействие экономических агентов на рыночную ситуацию

- разрабатывать рекомендации в сфере регулирования рынков;

- использовать полученные знания в различных видах своей профессиональной деятельности

Освоение теоретических основ экономической науки должно помочь студентам сориентироваться в практике хозяйствования. Кроме того, контрольная работа является одним из видов контроля кафедры за качеством знаний студентов, изучающих данную учебную дисциплину.

 

Варианты заданий

 

Вариант 1

Задание №1. Раскрыть теоретические вопросы.

Вопрос 1. Формирование экономики отраслевых рынков как науки. Подходы к анализу отраслевых рынков.

Вопрос 2. Стратегическое взаимодействие фирм на рынке олигополии. Классификация несогласованных моделей олигополии.

Задание №2. Решите задачу. Издержки единицы товара для продавца постоянны и составляют 2. На рынке продавец сталкивается с покупателями двух типов. Функция спроса покупателя первого типа ; функция спроса покупателя второго типа . Общее число покупателей составляет 1000, по 500 покупателей каждого типа. Определите объём продаж фирмы, сумму её прибыли, величину выигрыша потребителей и общественного благосостояния:

а) если фирма осуществляет ценовую дискриминацию первого типа;

б) если фирма осуществляет ценовую дискриминацию второго типа, используя разные схемы двухчастного тарифа;

в) если фирма осуществляет ценовую дискриминацию третьего типа;

г) если фирма вообще не проводит ценовую дискриминацию.

Вариант 2

Задание №1. Раскрыть теоретические вопросы.

Вопрос 1. Сущность Гарвардской парадигмы. Критика данного подхода к анализу рынка представителями других школ.

Вопрос 2. Количественные модели олигополистического взаимодействия. Модель Курно и модель Штакельберга.

Задание №2. Решите задачу. В таблице приведены данные о мощности крупнейших энергетических компаний России (данные упрощены).

Энергетическая компания Мощность, млн. КВт.
РАО «ЕЭС России» 57,439
Иркутскэнерго 12,914
Мосэнерго 1,136
Ленэнерго 5,351
Красноярскэнерго 8,113
Свердловскэнерго 1,827
Удмуртэнерго 0,16
Пермьэнерго 0,59

Рассчитайте показатели концентрации (индекс концентрации, индекс Херфиндаля-Хиршмана) на рынке, считая, что мощность компаний используется на 80%. Как изменится концентрация, если использование производственной мощности крупными производителями повысится, а мелких понизится?

Вариант 3

Задание №1. Раскрыть теоретические вопросы.

Вопрос 1. Определение рынка и отрасли. Границы рынка. Виды рынков.

Вопрос 2. Виды вертикальных ограничений и их последствия.

Задание №2. Решите задачу. Спрос на товар на внутреннем рынке описывается формулой , а предложение отечественных производителей формулой . На отечественный рынок проникает зарубежная фирма, обладающая преимуществом в издержках (средние издержки производства постоянны и равны 3, транспортные издержки считаем равными нулю) и начинает играть доминирующую роль. Определите объем продаж фирмы-импортера, отечественных производителей и уровень благосостояния на внутреннем рынке, если:

а) государство проводит либеральную внешнеторговую политику;

б) государство вводит импортный тариф в размере 2 единиц

в) государство вводит импортный тариф в размере 4 единиц.

 

Вариант 4

Задание №1. Раскрыть теоретические вопросы.

Вопрос 1. Понятие структуры рынка. Факторы, определяющие рыночную структуру.

Вопрос 2. Модель Бертрана с однородным продуктом.

Задание №2. Решите задачу. Пусть фирма, действующая в совершенно конкурентной отрасли стала обладателем патента на новую технологию производства, которая дает ей снижение кривой средних издержек. Это позволяет фирме, несмотря на то, что цена на товар определяется рынком, зарабатывать экономическую прибыль в долгосрочном периоде.

а) Рыночная цена на товар равна 20, а кривая предельных издержек фирмы описывается уравнением МС=0,4q. Сколько единиц товара будет произведено фирмой?

б) Пусть органы власти обнаружили, что новая технология загрязняет атмосферу, и установили, что предельные издержки общества от производства фирмы описываются уравнением МС=0,5q. Если цена товара по-прежнему равна 20, то каков будет общественно оптимальный уровень производства фирмы? Каким налогом должны обложить органы власти производство товара фирмой, чтобы достичь этого оптимального уровня производства?

в) Предоставьте ваши ответы и в графическом виде.

 

Вариант 5

Задание №1. Раскрыть теоретические вопросы.

Вопрос 1. Концентрация продавцов на рынке. Показатели концентрации. Кривые концентрации.

Вопрос 2. Модель Эджворта.

Задание №2.Решите задачу. Общие издержки зависят от выпуска как TC = 10Q, где Q – 6 тыс. шт. При этом постоянные издержки составляют 25 тыс. руб. Предельная выручка монополиста зависит от объема продаж как MR = 50 – Q. По какой цене монополия продаст товар? Определите показатель монопольной власти фирмы.

 

Вариант 6

Задание №1. Раскрыть теоретические вопросы.

Вопрос 1. Характеристика основных рыночных структур.

Вопрос 2. Модель Бертрана с дифференцированным продуктом.

Задание №2. Решите задачу. В олигополии Штакельберга производитель 1 является последователем, а производитель 2 – лидером. Обратная функция рыночного спроса имеет вид: . Функции общих издержек последователя и лидера, соответственно, равны: ; . Определите равновесный уровень производства и полученную прибыль в равновесии каждого производителя, а также рыночную цену.

 

Вариант 7

Задание №1. Раскрыть теоретические вопросы.

Вопрос 1. Рыночная власть фирмы на отраслевом рынке и ее источники. Показатели рыночной власти.

Вопрос 2. Мотивы слияний и поглощений. Современные тенденции в практике слияний и поглощений фирм.

Задание №2. Решите задачу. N идентичных продавцов продают товар информированным и неинформированным (о ценах в других магазинах) покупателям. Общее число покупателей - 8000 человек в день, из них 20% - не информированы о ценах. Каждый покупатель приобретает только одну штуку товара. Максимальная цена, которую готовы заплатить информированные покупатели, равна средним издержкам фирм. Зависимость средних издержек фирмы от объема продаж товара (руб.). Неинформированные покупатели равномерно распределяются между N магазинами, они готовы платить цену, равную 11 руб.

а) определите возможные ценовые стратегии продавцы в долгосрочном периоде и соответствующую величину прибыли.

б) определите ограничение на количество фирм, при котором возможно получение ненулевой экономической прибыли.

в) сделайте вывод о влиянии асимметрии информации о ценах на поведение и прибыль участников рынка.

Вариант 8

Задание №1. Раскрыть теоретические вопросы.

Вопрос 1. Последствия реализации монопольной власти на отраслевом рынке. Оценка «мертвого груза» монополии.

Вопрос 2. Картель как форма согласованного взаимодействия фирм на отраслевом рынке. Механизм формирования картеля.

Задание №2. Монополист-производитель, производящий товар с нулевыми затратами, предлагает дистрибьютору-монополисту, крайне отрицательно относящемуся к риску, схему оплаты поставок по модели двухставочного тарифа.

а) определите параметры оптимального двухставочного тарифа, если рыночный спрос составляет , а затраты дистрибьютора на реализацию – 0,1.

б) ответьте на вопрос (а) при условии, что рыночный спрос с вероятностью 0,5 составляет , и с вероятностью 0,5 - ;

в) ответьте на вопрос (а) при условии, что затраты дистрибьютора на реализацию с вероятностью 0,5 составляют 0,15, и с вероятностью 0,5 - 0,05.

г) сделайте вывод о влиянии отношения дистрибьюторов к риску и неопределенности на результативность альтернативных типов вертикальных контрактов.

Вариант 9

Задание №1. Раскрыть теоретические вопросы.

Вопрос 1. Барьеры входа и выхода и структура отраслевого рынка.

Вопрос 2. Причины нестабильности картельных соглашений. Факторы, обеспечивающие устойчивость картельных соглашений.

Задание №2. Две фирмы производят однородный продукт с нулевыми предельными издержками. Рыночный спрос составляет . Фирмы выбирают по Штакельбергу (количество фирмы-лидера мы будем обозначать , а количество фирмы последователя – ). Обе фирмы несут постоянные издержки входа .

а) Какое количество должна выбрать фирма-лидер, чтобы предотвратить вход последователя на рынок? Является ли предотвращение входа прибыльным для лидера по сравнению с выбором выпуска, равновесного по Штакельбергу, - при котором вход последователя произойдет?

б) Является ли выпуск (мощности), предотвращающий вход новичка, компонентом равновесия по Нэшу? Сделайте выводы о стратегическом расширении мощностей как способе предотвращения входа.

в) Продемонстрируйте различия между моделями Спенса и Диксита стратегического предотвращения входа.

 

Вариант 10

Задание №1. Раскрыть теоретические вопросы.

Вопрос 1. Стратегические барьеры входа фирм на отраслевой рынок.

Вопрос 2. Картель. Модель неполного картеля.

Задание №2. Решите задачу. Фирма продает товар на двух изолированных рынках. На одном рынке она действует как абсолютный монополист, на другом – в окружении фирм – аутсайдеров. На первом рынке рыночный спрос описывается формулой Qd = 60 – 12P, на втором – Qd = 100 – 2P. На втором число аутсайдеров постоянно и составляет 10. Долгосрочные предельные издержки аутсайдера описываются формулой MCi = 2 + gi, где gi – объем продаж аутсайдера. Долгосрочные предельные издержки фирмы – монополиста описываются формулой MC = 0,1 g. Определите объем продаж, сумму прибыли фирмы – монополиста и аутсайдеров:

а) если фирма осуществляет ценовую дискриминацию третьего типа;

б) если фирма не осуществляет ценовой дискриминации.

 

Вариант 11

Задание №1. Раскрыть теоретические вопросы.

Вопрос 1. Модели ценообразования, ограничивающего вход на отраслевой рынок: модель Бэйна и модель Модильяни.

Вопрос 2. Методы предотвращения нарушения картельного соглашения. Стратегия «курка».

Задание №2. Решите задачу. Фирма управляется работниками, максимизирующими чистую выручку на одного занятого. Производственная функция фирмы в краткосрочном периоде описывается уравнением Q(L) = 40L - L², где L – число работников фирмы (объем используемого труда). Постоянные затраты фирмы составляют 10. Постройте функцию предложения фирмы при условии, что она действует на рынке совершенной конкуренции.

 

Вариант 12

Задание №1. Раскрыть теоретические вопросы.

Вопрос 1. Нестратегические барьеры входа на отраслевой рынок.

Вопрос 2. Экономическая природа естественной монополии.

Задание №2. Решите задачу. Антимонопольный комитет страны установил, что фирма, являющаяся монополистом на данном рынке, производит 25 тыс. шт. товара в неделю. При этом его цена завышена на 10% по сравнению с ценой, которая сложилась бы на конкурентном рынке, а объем выпуска занижен на 29%. Каковы чистые потери благосостояния от монополии на данном рынке, если предельные издержки составляют 100 тыс. руб.?

 

Вариант 13

Задание №1. Раскрыть теоретические вопросы.

Вопрос 1. Показатели оценки барьеров входа-выхода фирм.

Вопрос 2. Естественная монополия при растущем эффекте масштаба производства и при ограниченном спросе.

Задание №2. Решите задачу. Фирма управляется работниками, максимизирующими чистую выручку на одного занятого. Производственная функция фирмы в краткосрочном периоде описывается уравнением Q(L) = 40L - L², где L – число работников фирмы (объем используемого труда). Постоянные затраты фирмы составляют 10. Постройте функцию предложения фирмы при условии, что она действует на рынке совершенной конкуренции.

Вариант 14

Задание №1. Раскрыть теоретические вопросы.

Вопрос 1. Понятие продуктовой дифференциации, ее виды. Экономическая природа брендов.

Вопрос 2. Методы государственного регулирования естественной монополии.

Задание №2. Решите задачу. Спрос на рынке, контролируемом монополистом, описывается уравнением Pd = 1200 – Qd, где Pd – цена, Qd – объем спроса. Общие издержки фирмы – монополиста описываются уравнением TC(Q) = Q². Какой потолок цен должно установить государство, чтобы максимизировать благосостояние общества?

 

Вариант 15

Задание №1. Раскрыть теоретические вопросы.

Вопрос 1. Модель вертикальной продуктовой дифференциации Саттона.

Вопрос 2. Последствия применения ценовой дискриминации для общественного благосостояния.

Задание №2. Решите задачу. Общие издержки зависят от выпуска как TC = 10Q, где Q – 6 тыс. шт. При этом постоянные издержки составляют 25 тыс. руб. Предельная выручка монополиста зависит от объема продаж как MR = 50 – Q. По какой цене монополия продаст товар? Определите показатель монопольной власти фирмы.

Вариант 16

Задание №1. Раскрыть теоретические вопросы.

Вопрос 1. Измерение продуктовой дифференциации, показатели дифференциации.

Вопрос 2. Проблемы реформирования отраслей естественной монополии в России и странах с рыночной экономикой.

Задание №2. Решите задачу. Фирма производит специфический продукт. Издержки его производства зависят от выпуска продукции как TC = 2g + 0,2g². В момент производства фирма не знает, найдет ли ее товар сбыт. С вероятностью p она может продать любое его количество по цене, равной 5, с вероятностью (1-p) – не сможет продать ничего. Произведенный продукт не подлежит хранению. Крупная фирма предлагает заключить долгосрочный договор на поставку 8 единиц продукта на условиях оплаты по цене «средние издержки + 5%». В каком случае долгосрочный контракт предпочтительнее производства на свободный рынок?

Вариант 17

Задание №1. Раскрыть теоретические вопросы.

Вопрос 1. Модель монополистической конкуренции Чемберлена.

Вопрос 2. Природа, цели и условия осуществления ценовой дискриминации.

Задание №2. Решите задачу. Рыночный спрос на конечную продукцию описывается уравнением Qd= 100 – P. Технология производства конечной продукции предполагает фиксированные пропорции использования двух типов промежуточной продукции (A и C): для выпуска единицы конечной продукции необходима одна единица промежуточного продукта А и одна единица промежуточного продукта С. Рынок промежуточного продукта С конкурентный, средние издержки производства продукта составляют 2. Средние и предельные издержки производства промежуточной продукции А также равны 2. Определите, как повлияет вертикальная интеграция на прибыль фирм на рынке и выигрыш потребителя на рынке конечной продукции, при условии:

а) и на рынке промежуточной продукции А, и на рынке конечной продукции действует по одному производителю – монополисту;

б) и на рынке промежуточной продукции А, и на рынке конечной продукции действуют по пять фирм – олигополистов, взаимодействующих по Курно. Сделайте выводы относительно предпочтительности вертикальной интеграции:

- с точки зрения фирм;

- с точки зрения потребителей;

- с точки зрения максимизации общественного благосостояния.

Вариант 18

Задание №1. Раскрыть теоретические вопросы.

Вопрос 1. Модели горизонтальной (пространственной) дифференциации продукта.

Вопрос 2. Ценовая дискриминация первой, второй и третьей степени.

Задание №2. Решите задачу. На рынке действуют две одинаковые фирмы, средние издержки которых постоянны и равны 4. Рыночный спрос на товар равен Qd = 40 – P. Фирмы выбирают объем мощностей. После выбора на рынке фирмы конкурируют ценами (цены являются стратегическими переменными). Пусть фирмам доступны два варианта мощностей: 10 и 20. Найти равновесные ценовые стратегии фирм для каждого уровня мощности. Какую роль играет выбор мощности в качестве фактора предварительного соглашения фирм на рынке? Что может служить здесь фактором соглашения?

Вариант 19

Задание №1. Раскрыть теоретические вопросы.

Вопрос 1. Модель «линейного города» Г. Хотеллинга. Модель «города на окружности» С. Салопа.

Вопрос 2. Новые тенденции в развитии интеграционных процессов. Деятельность сетевых структур и кластеров.

Задание №2. Решите задачу. Издержки единицы товара для продавца постоянны и составляют 2. На рынке продавец сталкивается с покупателями двух типов. Функция спроса покупателя первого типа Q1 = 20 – P; функция спроса покупателя второго типа Q2 = 20 – 2P. Общее число покупателей составляет 1000, по 500 покупателей каждого типа. Определите объем продаж фирмы, сумму ее прибыли, величину выигрыша потребителей и общественного благосостояния:

а) если фирма осуществляет ценовую дискриминацию первого типа;

б) если фирма осуществляет ценовую дискриминацию второго типа, используя разные схемы двухчастного тарифа;

в) если фирма вообще не проводит ценовой дискриминации.

Вариант 20

Задание №1. Раскрыть теоретические вопросы.

Вопрос 1. Оптимальный уровень расходов на рекламу. Модель Дорфмана-Штайнера.

Вопрос 2. Стратегия диверсификации производства. Измерение уровня диверсификации.

Задание №2. Решите задачу. Товар Х производит фирма – естественная монополия, имеющая функцию издержек TC(g) = 50 + 10g, где g – выпуск продукции фирмой. Спрос на продукцию фирмы описывается уравнением Qd = 100 – P. Государство рассматривает три варианта политики по отношению к естественной монополии:

а) не регулировать деятельность естественной монополии;

б) установить «социально справедливую цену». Известно, что государственное регулирование цены естественной монополии повысит переменные издержки производства товара на 30%;

в) сформировать на основе одной фирмы пять самостоятельных производителей. Известно, что каждый из пяти производителей будет обладать функцией издержек, аналогичной функции издержек первоначального варианта компании. Однако конкуренция между ними понизит цену на товар Х до уровня средних издержек.

Сравните результаты выбора того или иного варианта и определите оптимальную политику государства, ставящего целью максимизировать общественное благосостояние.

Вариант 21

Задание №1. Раскрыть теоретические вопросы.

Вопрос 1. Модель горизонтальной дифференциации товара Ланкастера.

Вопрос 2. Стратегия расширения масштабов бизнеса: поглощения, слияния фирм.

Задание №2. Решите задачу. Спрос на товар на внутреннем рынке описывается формулой Qd = 120 – 12P, а предложение отечественных производителей формулой Qs = 4P – 8. На отечественный рынок проникает зарубежная фирма, обладающая преимуществом в издержках (средние издержки производства товара постоянны и равны 3, транспортные издержки считаем равными нулю), и начинает играть доминирующую роль. Определите объем продаж фирмы – импортера, отечественных производителей и уровень благосостояния на внутреннем рынке, если:

а) государство проводит либеральную внешнеторговую политику;

б) государство вводит импортный тариф в размере 2 единиц;

в) государство вводит импортный тариф в размере 4 единиц.

 

Вариант 22

Задание №1. Раскрыть теоретические вопросы.

Вопрос 1. Характеристика олигополистического и монополистического рынка.

Вопрос 2. Интеграционные процессы на отраслевом рынке и формы их проявления.

Задание №2. Решите задачу. На рынке действует несколько фирм. Объем их продаж представлен следующим образом

Выпуск шин по заводам РФ
ОАО «Нижнекамскшина» 12414,9
ОАО «Ярославский ШЗ» 4584,3
ОАО «Омскшина» с СП
ОАО ШК «Амтел-Поволжье» 6786,3
ОАО «Волтайр-Пром» 2038,3
ООО ПТП «Амтел-Черноземье»
ОАО «Московский ШЗ» 1316,5
АО «Уралшина» 1478,9
ОАО «Красноярский ШЗ» 13,9 31,3
ОАО «Алтайская ШК» 1554,6
ЗАО «Петрошина»
ИТОГО        

Рассчитайте индекс Херфиндаля-Хиршмана, показатель концентрации, показатель дисперсии рыночных долей, индекс Линда. Определите рыночную структуру отрасли.

 

Вариант 23

Задание №1. Раскрыть теоретические вопросы.

Вопрос 1.Модель рынка доминирующей фирмы с закрытым и открытым входом на примере модели Форхаймера.

Вопрос 2. Мотивы к формированию вертикально интегрированных структур.

Задание №2. Решите задачу. На рынке действует доминирующая большая фирма, которая определяет общий уровень цены товара для всех продавцов. Рыночный спрос описывается уравнением:

D(p)=500-p.

Число прочих, мелких фирм, строго фиксировано и равно n=10.

Функция издержек мелкой фирмы: Cм(qм)=100qм+5qм

Функция издержек доминирующей фирмы: Cд(Qд)=50Qд+3Qд

а) выведите кривую предложения для мелкой фирмы: Sм(p);

б) определите, какова будет установлена цена товара на рынке доминирующей фирмой, какой объем товара продаст она, а какой каждая мелкая фирма в равновесии.

 

Вариант 24

Задание №1. Раскрыть теоретические вопросы.

Вопрос 1. Характеристика рынка доминирующей фирмы.

Вопрос 2. Вертикальная интеграция, ее последствия. Эффект «двойной маржинализации».

Задание №2. Решите задачу.

а) Пусть долгосрочные средние издержки имеют вид: LATC(Q) = 100Q – Q2 + 1000.

Определите минимально эффективный выпуск.

б) Модель Акерлоффа. Пусть цена, по которой покупатели готовы купить качественный товар, составляет 100, а некачественный – 50. Продавцы же готовы продать качественный товар не менее чем за 60, а некачественный – 40. Определите долю качественных товаров, при которой будут проданы только некачественные товары.

 

Вариант 25

Задание №1. Раскрыть теоретические вопросы.

Вопрос 1. Ценовые модели олигополистического взаимодействия.

Вопрос 2. Процессы дезинтеграции. Аутсортинг.

Задание №2. Решите задачу.

а) Пусть в отрасли функционирует 10 компаний со следующими рыночными долями (Si):

S1 = 5%, S2 = 15%, S3 = 2%, S4 = 12%, S5 = 10%, S6 = 7%, S7 = 5%, S8 = 5%, S9 = 20%, S10 =19%.

Рассчитайте индекс концентрации C4, C8.

б) Пусть в отрасли функционируют фирмы с идентичными кривыми общих издержек:

TC(q) = 0.05. q2 + 2 . q +1000. Если цена, установившаяся на продукцию в данной отрасли, составляет 10, а оптимальный объем выпуска – 50, то коэффициент Лернера равен (привести расчеты и его значение).

в) Пусть в отрасли присутствует 10 фирм, а показатель дисперсии рыночной доли составляет 0.01. Индекс Херфиндаля-Хиршмана составит (привести расчеты и его значение).

 

Список литературы

 

Основная литература

  1. Горюнова Т.Н., Фролова Е.В. Экономика отраслевых рынков: учебное пособие – СПб.: СПбГИЭУ, 2009 г.

2. Пахомова Н.В., Рихтер К.К. Экономика отраслевых рынков и политика государства. Учебник экономического факультета СПбГУ. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2009.

3. Рой Л.В., Третьяк В.П. Анализ отраслевых рынков: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2009 г.

  1. Розанова Н.М. Экономика отраслевых рынков: учебник – М., Издательство Юрайт, 2011.

Дополнительная литература

  1. Вехи экономической мысли / Под ред. Слуцкого А.Г. – СПб.: Экон. школа (Библиотека «Экономической школы». Выпуск 27) т. 5 – Теория отраслевых рынков, 2003.
  2. Кабраль Луис М.Б. Организация отраслевых рынков: вводный курс. – Минск: «Новое знание», 2003.
  3. Князева И.В. Антимонопольная политика в России. 4-издание, исправленное. Омега-Л. 2009 г.
  4. Коуз Р. Фирма, рынок, право – М., 1993
  5. Портер М.Е. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов. 2-е изд. М.: Альпина. 2006.
  6. Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции – М., 1986.
  7. Пигу А. Экономическая теория благосостояния – М., 1985.
  8.  
    Уильямсон О. Экономические институты капитализма – СПб, 1996.
  9. Цветков В.А. Корпоративный бизнес: теория и практика. – СПб.: Нестор-История, 2011.
  10. Шумпетер И. Теория экономического развития – М., 1989.
  11. Авдашева С.Б., Шаститко А.Е. Экономический анализ в делах о нарушении закона «О защите конкуренции» / Вопросы экономики. – 2011. - № 2. С. 122 – 139.
  12. Авдашева С.Б., Дзагурова Н.Б. Вертикальные ограничивающие контракты и их интерпретация в антимонопольном законодательстве. / Вопросы экономики. – 2010 - № 5. С.110 – 122.
  13. Акаев А. О стратегии интегрированной модернизации экономики России до 2025 года. / Вопросы экономики. – 2012. - № 4.
  14. Балякин А., Жулего В. Модернизация России и высокотехнологичные кластеры в сфере нанотехнологий. / Вопросы экономики. – 2012. - № 7.
  15. Башмаков И., Мышак А. Факторный анализ эволюции российской энергоэффективности: методология и результаты. / Вопросы экономики. – 2012. - № 10.
  16. Валдайцев С.В. Инновации: асимметрия интересов владельцев и менеджмента фирмы. / Вестник С - Петербургского университета. Сер.5: «Экономика». Вып.1. 2012.
  17. Калинин А. Построение сбалансированной промышленной политики: вопросы структурирования целей, задач, инструментов. / Вопросы экономики. – 2012. - № 4.
  18. Калинина М.М., Авдашева С.Б. Предписания участникам слияний (сравнительный анализ практики Федеральной антимонопольной службы России и Европейской комиссии по конкуренции). / Экономическая политика. – 2012. - № 1. С.141 – 158.
  19. Куценко Е., Тюменцева Д. Кластеры и инновации в субъектах РФ: результаты эмпирического исследования. / Вопросы экономики. – 2011. - № 9.
  20. Левин Дж., Эйнав Л. Эмпирические исследования отраслевых рынков: основные достижения. / Вопросы экономики. – 2012. - № 1.
  21. Лапидус Б., Мачерет Д. Макроэкономический аспект эволюции железнодорожного транспорта. / Вопросы экономики. – 2011. - № 3.
  22. Нестеренко Н.Ю., Цуканов Д.Г. Инновационная политика России: региональный аспект. / Вестник С - Петербургского университета. Сер.5: «Экономика». Вып. 2. 2012. С.79 – 90.
  23. Пахомова Н.В., Смирнов С. А. Инновационная экономика: структурные приоритеты и индикаторы. / Вестник С - Петербургского университета. Сер.5: «Экономика». Вып. 4. 2011.
  24. Рыжова Н. Последствия реформ внешнеэкономической деятельности для приграничных регионов России: политэкономический анализ. / Вопросы экономики. – 2011. - № 12.
  25. Сторчевой М. Экономическая теория фирмы: систематизация. / Вопросы экономики. – 2012. - № 9.
  26. Узун В. Российская политика поддержки сельского хозяйства и необходимость ее корректировки после вступления в ВТО. / Вопросы экономики. – 2012. - № 10.
  27. Шавшуков В.М. Развивающиеся рынки стран БРИКС в системе глобальных финансов. / Вестник С - Петербургского университета. Сер.5: «Экономика». Вып. 1. 2012.
  28. Эдер Л., Филимонова И. Экономика нефтегазового сектора России / Вопросы экономики. – 2012. - № 10.

Интернет-ресурсы

1. http://economics.boom.ru/.

2. http://www.iet.ru/publication.php?jel-code=L&folder-id=44.

3. www.beafnd.org.

4. http://gallery.economicus.ru

5. http://www.ecsocman.edu.ru

6. http://www.hse.ru

7. http://www.iet.ru.

8. http://www.libertarium.ru.

 

 

Приложение 1

Перечень контрольных вопросов

для проверки знаний по дисциплине

  1. Существующие подходы к предмету теории отраслевых рынков. Место ТОР в системе экономических наук.
  2. Методология исследования рыночных структур. Концепция «структура– поведение – результат» и ее критический разбор.
  3. Основные этапы развития теории отраслевых рынков.
  4. Технологическая концепция фирмы. Эффект масштаба и разнообразия в объяснении размеров фирмы и структуры рынка.
  5. Контрактная концепция фирмы. Важнейшие детерминанты размеров фирмы в рамках контрактного подхода.
  6. Концепция фирмы и ее размеры в рамках стратегического подхода.
  7. Соотношение «рынка» и «отрасли». Границы отраслевого рынка и способы их установления.
  8. Базовые классификаторы отраслей.
  9. Рыночные структуры: основные детерминанты и интенсивность конкуренции.
  10. Рыночная концентрация и ее влияние на структуру рынка.
  11. Показатели уровня концентрации и проблемы их применения.
  12. Факторы, определяющие уровень концентрации и его динамику.
  13. Стимулы и специфическое содержание процессов экономической концентрации в России.
  14. Существующие подходы к определению барьеров входа-выхода. Классификация отраслевых рынков по уровню (характеру) входных барьеров.
  15. Стратегические барьеры входа для потенциальных конкурентов и их эффективность.
  16. Нестратегические барьеры входа на рынок.
  17. Монопольная власть и ее показатели.
  18. Модель Курно: принятие решений по объему производства. Графический и аналитический подходы.
  19. Модель Бертрана: принятие решений по цене.
  20. Модель ценовой дуополии Эджуорта с ограничением на величину производственной мощности.
  21. Теоретико-игровой подход и стратегическое поведение.
  22. Соглашения между олигополиями: разновидности и институциональные формы.
  23. Модель максимизации совместной прибыли членов картеля.
  24. Картельные соглашения: переговорные модели.
  25. Условия, способствующие координации олигополии и ограничивающие ее.
  26. Модель доминирующей фирмы и конкурентного окружения Форхаймера.
  27. Модель ассиметричной дуополии Штакельберга (аналитический подход).
  28. Естественная монополия и государственное регулирование ее деятельности.
  29. Методы ценообразования на продукцию естественных монополий.
  30. Ценовая дискриминация и условия ее осуществления. Совершенная ценовая дискриминация.
  31. Ценовая дискриминация второй степени.

32. Ценовая дискриминация третьей степени. Максимизация прибыли на двухсегментном рынке.

33. Система двухчастного тарифа как инструмент ценовой дискримина­ции.

34. Вариативный подход, пакетирование и учет фактора времени как инструменты нелинейного ценообразования.

  1. Вертикальная интеграция: типология и мотивация.
  2. Вертикальные ограничения и их типы.
  3. Эффект «двойной маржинализации».
  4. Особенности вертикальных отношений в России.
  5. Горизонтальная и вертикальная дифференциация продукта.
  6. Моделирование дифференциации.
  7. Дифференциация продукта и рыночная власть.
  8. Роль рекламы в дифференциации продукта.
  9. Структура рынка и инновации.
  10. Логика патентной защиты.
  11. Развитие сетевых структур и роль стандартизации.
  12. Проблемы формирования инновационной среды.
  13. Слияния и поглощения как операции на рынке фирм. Классификации групп сделок.
  14. Волны слияний и поглощений в XX и XXI столетиях. Мотивы и выгоды от слияний фирм.
  15. Аллокативные и управленческие поглощения.
  16. Политика в области слияний и поглощений: опыт США, стран ЕС, России.
  17. Потери благосостояния вследствие неэффективного распределения ресурсов.
  18. Методика оценки чистых потерь, предложенная А.Харбергером и ее критический разбор.
  19. X-неэффективность в условиях рыночной власти и ее измерение.
  20. Неэффективность, вызванная поиском ренты.
  21. Основные направления выигрыша от монополизации.
  22. Промышленная политика: определение, основное назначение, связь с технологической и инновационной политикой.

57. Типологизация промышленной политики с учетом степени и форм государственного вмешательства.

58. Промышленная и антитрестовская политика в США.

59. Промышленная политика в рамках ЕС.

60. Структура и основные направления конкурентной политики. Политика поддержки конкуренции в России.

 

Ларионова Галина Николаевна

 

 

ТЕОРИЯ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ

 

Экономика»

 

Нижнекамск, 2013

 

УДК

ББК

 

 

Ларионова Г.Н. Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения по направлению 080100 «Экономика» / Г.Н. Ларионова. – Нижнекамск: НХТИ ФГБОУ ВПО «КНИТУ», 2013. – 26 с.

 

 

Указания составлены в соответствии с учебным планом дисциплины экономики отрасли для экономических специальностей.

В методических указаниях дается порядок написания контрольной работы по дисциплине «Теория отраслевых рынков», предназначенной для студентов, обучающихс

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...