Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Крещение Руси и его влияние на развитие благотворительности

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ 3

Гл. 1 ИЗ ИСТОРИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 6

Гл. 2 ОБЩЕСТВЕННЫЕ И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАК СУБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33


ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы: Современные преобразования в социальной жизни затрагивают сущностные основы бытия и функционирования российского общества. В результате длительных и сложных политических, экономических и социальных трансформаций институтов, в России складывается новый тип государства, изменяется его сущность. Процессы, происходящие в современном российском обществе, оказывают существенное влияние на формирование социальной политики. Изменяются ее социальные функции и содержание. Идет поиск современных эффективных средств социальной защиты населения. Стало актуальным внедрение новых моделей социальной работы, формирование механизмов ее реализации, направленной на активизацию потенциала человека.

В современном российском обществе происходит переход от однополюсности в осуществлении социальной политики по схеме "государство-личность" к многополюсности. Общественные организации совместно с государством берут на себя функции по осуществлению социальной политики. В связи с этим актуально определение их места и роли в становлении и развитии социальной работы в современной России. Особо важное теоретическое и практическое значение приобретает изучение партнерства между социальными субъектами - государственными, коммерческими и общественными организациями.

Объектом социальной работы может выступать все население: конкретный человек, семья, микрорайон, производственный кол­лектив, специализированные службы, профсоюзы, общества, благотворительные организации, сферы образования и здраво­охранения, армия, правоохранительные учреждения. Связано это с тем, что у людей возникают различные пробле­мы, с которыми они самостоятельно не справляются, и им необ­ходима квалифицированная помощь специалиста. Люди — объек­ты деятельности социальных работников — находятся в особо труд­ных условиях ввиду врожденных или приобретенных нарушений в развитии, преклонного возраста. К ним относятся состояние здо­ровья, не позволяющее самостоятельно решать жизненные проблемы (психическое заболевание, инвалидность и т.д.), конфликт­ные ситуации в семье, старость, бродяжничество, бездомность, вынужденная миграция, бедность, беспризорность и безнадзор­ность и т. п.

Все функции по оказанию социальной помощи и поддержки людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, выполняют субъекты социальной деятельности: социальные работники, специ­алисты по социальной работе, социальные педагоги, т.е. люди, за­нимающиеся практической социальной работой профессиональ­но или на общественных началах. Субъектами социальной работы являются также люди, которые обучают этой профессии. Они вырабатывают у обучающихся про­фессиональные знания и навыки, а также формируют гуманисти­ческую установку, закрепляют альтруистическую направленность личности. Следующий субъект социальной работы — ее исследова­тели. Субъектами социальной работы выступают также государ­ство со своими структурами в виде законодательной, исполни­тельной и судебной властей разного уровня, административные структуры социального управления, различные учреждения со­циального обслуживания населения.

Клиенты социальной деятельности могут одновременно быть субъектами, так как они рассматриваются как деятели, способ­ные на определенном этапе с помощью социальных работников или самостоятельно решать свои проблемы.

Социальный работник — профессионально образованный специ­алист в области социальной деятельности, соответствующий тре­бованиям и характеру выполняемой работы по социальному обслу­живанию и склонный по своим личным качествам к оказанию со­циальных услуг. Понятие «социальный работник» используется также для обозначения профессии, специальности или совокупности спе­циализаций в области социальной работы. Должностная единица «социальный работник» появилась впервые в 1991 г. в связи с со­зданием новой системы социальной защиты. Работник социальной службы оказывает консультативные, реабилитационные, педагогические и социально-бытовые услуги клиентам. [19, с. 215]

Социальная работа ведется в трех направлениях:

- социальная терапия на индивидуально-личностном и семейном уровнях. Цель такой работы — социальная адаптация и реабилита­ция индивида, разрешение конфликтных ситуаций в среде обита­ния (семье, семейном и ближайшем окружении);

- социальная работа с группой. Группы классифицируются по возрасту (дети, молодежь, престарелые), по полу (женщины), по интересам или по схожим проблемам (конфессиональные, оди­нокие родители, матери-одиночки, инвалиды, бывшие алкого­лики, наркоманы и т.д.). Приходится работать также и с группи­ровками асоциальной или криминальной направленности;

- социальная работа по месту жительства, в общине. Она ориен­тирована на создание социально-психологического климата в ме­стах компактного проживания людей, создание сети социальных услуг и др.

Отсюда вытекают два уровня социальной работы:

- социальная профилактика по месту жительства;

- специализированная социальная помощь (служба семьи, служ­ба занятости населения, «телефон доверия» и т.п.).

Социальная работа — один из видов социальной деятельно­сти, направленной на оказание помощи людям, содействия им в их затруднениях.

Люди всегда соединялись в общности, чтобы выжить, выраба­тывали при этом различные формы поддержки. В основе этой де­ятельности лежали морально-религиозные воззрения, и осуще­ствлялась она доступными людям способами. [5, с. 58]

В первобытном обществе это были «раздаточно-денежные от­ношения». С развитием общества появляются милостыня, благо­творительность (конфессиональная, государственная, индивиду­альная), общинно-традиционное и государственно-регламенти­рованное призрение слабых, увечных и нищих. К видам социаль­ной деятельности относятся также благотворительность, филан­тропия. Принципы этого вида помощи заключались в том, что со­действие оказывалось только «своим» (по религиозным сообра­жениям, национальным, сословным и т.д.). Отношения между дающим и берущим строились не на букве закона, а по обы­чаю, традиции. Люди, получающие помощь, находились в по­зиции слабых, ущербных, зависимых, благодарящих за оказан­ную помощь. При этом благотворители оказывали поддержку людям исходя из собственного выбора без учета истинной нуж­даемости. [7, с. 35]

В основе классификации различных видов и форм со­циальной работы могут лежать различные принципы, но все они, в конечном счете, сводятся к двум формам.

- Работа с проблемой клиента. В этом случае можно говорить, с одной стороны, о характере проблемы клиента (развод, смерть близкого человека, инвалидность, потеря работы и т.п.), с дру­гой — об особенностях клиента, в качестве клиента могут высту­пать индивид, группа, общество.

- Работа с другими службами, учреждениями, организациями. С од­ной стороны, речь идет о сфере деятельности, в процессе кото­рой возникают проблемы взаимодействия с другими службами, учреждениями, ассоциациями (например, сфера образования, здравоохранения, быта и т.д.), с другой — о статусе этих органи­заций (государственные, коллективные, общественные, благотво­рительные, частные и т.д.).

В современном обществе социальная защита человека занимает особое место и связана с такими важными моментами как государственная необходимость в профессиональной деятельности при защите нуждающихся и общественная потребность в благотворительной помощи.
Предмет: генезис благотворительности и ее место в социальной работе в России.
Объект: развитие благотворительности в России как один из элементов технологий помощи нуждающимся.

Цель: определить значение и место благотворительности в социальной работе.
Задачи:
- изучить благотворительность как социальное явление в историческом аспекте.
- рассмотреть основные направления благотворительной деятельности
общественных организаций, учреждений.

- проанализировать законодательную базу благотворительности.
- выявить проблемы благотворительной деятельности в современной России.
Методологическая основа: Федеральный закон и работы выдающихся социологов России.

Практическая значимость – данная работа может быть использована работниками социальной сферы, коммерческими организациями, общественными и благотворительными организациями.

 


Гл. 1 ИЗ ИСТОРИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

 

Поначалу благотворительная и общественная деятельность в нашей стране проходила в условиях правового вакуума. Разработка законопроекта началась в 1991 году. И только в 1995 году закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» был принят Государственной Думой. Значение закона – в признании государством этих организаций как особо социально значимого сектора, способствующего решению важных для общества проблем. Наиболее многочисленны среди российских общественных организаций объединения, созданные инвалидами, ветеранами, многодетными семьями, родителями детей-инвалидов, то есть теми людьми, которые лично озабочены какой-то проблемой и пытаются решить ее совместно. Кроме того, эти организации очень помогают социальным службам в выявлении нуждающихся граждан. Переход от исключительно государственной системы социальной защиты к смешанной, включающей общественную и частную благотворительность, может и должен гарантировать подлинную защиту граждан. [8, с. 93]
Благотворительность. Что это такое?

Обращаясь к какому-либо объекту, логично начать с определения его границ. Авторы статей о благотворительности используют весьма различные трактовки и определения этого явления. Их сравнение позволяет сделать первый шаг к осмыслению границ благотворительности феномена, такого понятного интуитивно и такого неоднозначного при попытке ближайшего анализа.
1. Благотворительность - оказание материальной помощи нуждающимся как отдельными лицами, так и организациями. Благотворительность может быть направлена также на поощрение и развитие каких-либо общественно значимых форм деятельности (например, защита окружающей среды, охрана памятников культуры и т. д.)

2. Благотворительность - проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущего спешить на помощь неимущему.
3. Благотворительность - действия и поступки безвозмездного характера, направленные на общественную пользу или на оказание материальной помощи неимущим.

4. Благотворительность - добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной помощи.

5. Благотворительность - негосударственная добровольная безвозмездная деятельность в социальной сфере, направленная на поддержку отдельных лиц или организаций, у которых по тем или иным причинам не хватает ресурсов для полноценного функционирования. При этом поддержка, оказываемая на основе родственных, соседских, дружеских и иных личных связей, не рассматривается как социальный феномен благотворительности.
6. Благотворительность - безвозмездная деятельность общества, направленная на защиту того или иного круга объектов или тех или иных сфер бытия человека, осуществляемая им во имя поддержания своего равновесия и совершенствования, субъективно мотивируемая чувствами страха смерти, милосердия, справедливости, социальной ответственности и желаниями "прощения грехов", гармонии, социальной стабильности, личной значимости, известности.

Благотворительность — оказание безвозмездной (или на льготных условиях) помощи тем, кто в этом нуждается. Может быть, как в коллективных формах (фонды, организации), так и в виде индивидуального меценатства. Следует отметить, что основной чертой благотворительности и меценатства является свободный и непринужденный выбор формы, времени и места, а также содержания помощи. [13, 116]

Формы выражения благотворительной деятельности:


- передача имущества, в том числе денег;


- бескорыстное выполнение работ, оказание услуг;


- иная поддержка;


- работа с незащищенными слоями населения, детьми, престарелыми и инвалидами.
Благотворительной организацией является неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации благотворительных целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц. Например, по данным некоммерческого партнерства «Форума доноров» каждая вторая российская компания имеет специально выделенный благотворительный бюджет, общий объем средств, которые компании ежегодно жертвуют на благотворительность порядка 1,5 млрд. долларов в год.


Общественная организация - неправительственное/негосударственное добровольное объединение граждан на основе совместных интересов и целей. Благотворительный фонд «Алфавит» - Образовательные и культурные программы для воспитанников детских домов. [21, с. 61]

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ 3

Гл. 1 ИЗ ИСТОРИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 6

Гл. 2 ОБЩЕСТВЕННЫЕ И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАК СУБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33


ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы: Современные преобразования в социальной жизни затрагивают сущностные основы бытия и функционирования российского общества. В результате длительных и сложных политических, экономических и социальных трансформаций институтов, в России складывается новый тип государства, изменяется его сущность. Процессы, происходящие в современном российском обществе, оказывают существенное влияние на формирование социальной политики. Изменяются ее социальные функции и содержание. Идет поиск современных эффективных средств социальной защиты населения. Стало актуальным внедрение новых моделей социальной работы, формирование механизмов ее реализации, направленной на активизацию потенциала человека.

В современном российском обществе происходит переход от однополюсности в осуществлении социальной политики по схеме "государство-личность" к многополюсности. Общественные организации совместно с государством берут на себя функции по осуществлению социальной политики. В связи с этим актуально определение их места и роли в становлении и развитии социальной работы в современной России. Особо важное теоретическое и практическое значение приобретает изучение партнерства между социальными субъектами - государственными, коммерческими и общественными организациями.

Объектом социальной работы может выступать все население: конкретный человек, семья, микрорайон, производственный кол­лектив, специализированные службы, профсоюзы, общества, благотворительные организации, сферы образования и здраво­охранения, армия, правоохранительные учреждения. Связано это с тем, что у людей возникают различные пробле­мы, с которыми они самостоятельно не справляются, и им необ­ходима квалифицированная помощь специалиста. Люди — объек­ты деятельности социальных работников — находятся в особо труд­ных условиях ввиду врожденных или приобретенных нарушений в развитии, преклонного возраста. К ним относятся состояние здо­ровья, не позволяющее самостоятельно решать жизненные проблемы (психическое заболевание, инвалидность и т.д.), конфликт­ные ситуации в семье, старость, бродяжничество, бездомность, вынужденная миграция, бедность, беспризорность и безнадзор­ность и т. п.

Все функции по оказанию социальной помощи и поддержки людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, выполняют субъекты социальной деятельности: социальные работники, специ­алисты по социальной работе, социальные педагоги, т.е. люди, за­нимающиеся практической социальной работой профессиональ­но или на общественных началах. Субъектами социальной работы являются также люди, которые обучают этой профессии. Они вырабатывают у обучающихся про­фессиональные знания и навыки, а также формируют гуманисти­ческую установку, закрепляют альтруистическую направленность личности. Следующий субъект социальной работы — ее исследова­тели. Субъектами социальной работы выступают также государ­ство со своими структурами в виде законодательной, исполни­тельной и судебной властей разного уровня, административные структуры социального управления, различные учреждения со­циального обслуживания населения.

Клиенты социальной деятельности могут одновременно быть субъектами, так как они рассматриваются как деятели, способ­ные на определенном этапе с помощью социальных работников или самостоятельно решать свои проблемы.

Социальный работник — профессионально образованный специ­алист в области социальной деятельности, соответствующий тре­бованиям и характеру выполняемой работы по социальному обслу­живанию и склонный по своим личным качествам к оказанию со­циальных услуг. Понятие «социальный работник» используется также для обозначения профессии, специальности или совокупности спе­циализаций в области социальной работы. Должностная единица «социальный работник» появилась впервые в 1991 г. в связи с со­зданием новой системы социальной защиты. Работник социальной службы оказывает консультативные, реабилитационные, педагогические и социально-бытовые услуги клиентам. [19, с. 215]

Социальная работа ведется в трех направлениях:

- социальная терапия на индивидуально-личностном и семейном уровнях. Цель такой работы — социальная адаптация и реабилита­ция индивида, разрешение конфликтных ситуаций в среде обита­ния (семье, семейном и ближайшем окружении);

- социальная работа с группой. Группы классифицируются по возрасту (дети, молодежь, престарелые), по полу (женщины), по интересам или по схожим проблемам (конфессиональные, оди­нокие родители, матери-одиночки, инвалиды, бывшие алкого­лики, наркоманы и т.д.). Приходится работать также и с группи­ровками асоциальной или криминальной направленности;

- социальная работа по месту жительства, в общине. Она ориен­тирована на создание социально-психологического климата в ме­стах компактного проживания людей, создание сети социальных услуг и др.

Отсюда вытекают два уровня социальной работы:

- социальная профилактика по месту жительства;

- специализированная социальная помощь (служба семьи, служ­ба занятости населения, «телефон доверия» и т.п.).

Социальная работа — один из видов социальной деятельно­сти, направленной на оказание помощи людям, содействия им в их затруднениях.

Люди всегда соединялись в общности, чтобы выжить, выраба­тывали при этом различные формы поддержки. В основе этой де­ятельности лежали морально-религиозные воззрения, и осуще­ствлялась она доступными людям способами. [5, с. 58]

В первобытном обществе это были «раздаточно-денежные от­ношения». С развитием общества появляются милостыня, благо­творительность (конфессиональная, государственная, индивиду­альная), общинно-традиционное и государственно-регламенти­рованное призрение слабых, увечных и нищих. К видам социаль­ной деятельности относятся также благотворительность, филан­тропия. Принципы этого вида помощи заключались в том, что со­действие оказывалось только «своим» (по религиозным сообра­жениям, национальным, сословным и т.д.). Отношения между дающим и берущим строились не на букве закона, а по обы­чаю, традиции. Люди, получающие помощь, находились в по­зиции слабых, ущербных, зависимых, благодарящих за оказан­ную помощь. При этом благотворители оказывали поддержку людям исходя из собственного выбора без учета истинной нуж­даемости. [7, с. 35]

В основе классификации различных видов и форм со­циальной работы могут лежать различные принципы, но все они, в конечном счете, сводятся к двум формам.

- Работа с проблемой клиента. В этом случае можно говорить, с одной стороны, о характере проблемы клиента (развод, смерть близкого человека, инвалидность, потеря работы и т.п.), с дру­гой — об особенностях клиента, в качестве клиента могут высту­пать индивид, группа, общество.

- Работа с другими службами, учреждениями, организациями. С од­ной стороны, речь идет о сфере деятельности, в процессе кото­рой возникают проблемы взаимодействия с другими службами, учреждениями, ассоциациями (например, сфера образования, здравоохранения, быта и т.д.), с другой — о статусе этих органи­заций (государственные, коллективные, общественные, благотво­рительные, частные и т.д.).

В современном обществе социальная защита человека занимает особое место и связана с такими важными моментами как государственная необходимость в профессиональной деятельности при защите нуждающихся и общественная потребность в благотворительной помощи.
Предмет: генезис благотворительности и ее место в социальной работе в России.
Объект: развитие благотворительности в России как один из элементов технологий помощи нуждающимся.

Цель: определить значение и место благотворительности в социальной работе.
Задачи:
- изучить благотворительность как социальное явление в историческом аспекте.
- рассмотреть основные направления благотворительной деятельности
общественных организаций, учреждений.

- проанализировать законодательную базу благотворительности.
- выявить проблемы благотворительной деятельности в современной России.
Методологическая основа: Федеральный закон и работы выдающихся социологов России.

Практическая значимость – данная работа может быть использована работниками социальной сферы, коммерческими организациями, общественными и благотворительными организациями.

 


Гл. 1 ИЗ ИСТОРИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

 

Поначалу благотворительная и общественная деятельность в нашей стране проходила в условиях правового вакуума. Разработка законопроекта началась в 1991 году. И только в 1995 году закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» был принят Государственной Думой. Значение закона – в признании государством этих организаций как особо социально значимого сектора, способствующего решению важных для общества проблем. Наиболее многочисленны среди российских общественных организаций объединения, созданные инвалидами, ветеранами, многодетными семьями, родителями детей-инвалидов, то есть теми людьми, которые лично озабочены какой-то проблемой и пытаются решить ее совместно. Кроме того, эти организации очень помогают социальным службам в выявлении нуждающихся граждан. Переход от исключительно государственной системы социальной защиты к смешанной, включающей общественную и частную благотворительность, может и должен гарантировать подлинную защиту граждан. [8, с. 93]
Благотворительность. Что это такое?

Обращаясь к какому-либо объекту, логично начать с определения его границ. Авторы статей о благотворительности используют весьма различные трактовки и определения этого явления. Их сравнение позволяет сделать первый шаг к осмыслению границ благотворительности феномена, такого понятного интуитивно и такого неоднозначного при попытке ближайшего анализа.
1. Благотворительность - оказание материальной помощи нуждающимся как отдельными лицами, так и организациями. Благотворительность может быть направлена также на поощрение и развитие каких-либо общественно значимых форм деятельности (например, защита окружающей среды, охрана памятников культуры и т. д.)

2. Благотворительность - проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущего спешить на помощь неимущему.
3. Благотворительность - действия и поступки безвозмездного характера, направленные на общественную пользу или на оказание материальной помощи неимущим.

4. Благотворительность - добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной помощи.

5. Благотворительность - негосударственная добровольная безвозмездная деятельность в социальной сфере, направленная на поддержку отдельных лиц или организаций, у которых по тем или иным причинам не хватает ресурсов для полноценного функционирования. При этом поддержка, оказываемая на основе родственных, соседских, дружеских и иных личных связей, не рассматривается как социальный феномен благотворительности.
6. Благотворительность - безвозмездная деятельность общества, направленная на защиту того или иного круга объектов или тех или иных сфер бытия человека, осуществляемая им во имя поддержания своего равновесия и совершенствования, субъективно мотивируемая чувствами страха смерти, милосердия, справедливости, социальной ответственности и желаниями "прощения грехов", гармонии, социальной стабильности, личной значимости, известности.

Благотворительность — оказание безвозмездной (или на льготных условиях) помощи тем, кто в этом нуждается. Может быть, как в коллективных формах (фонды, организации), так и в виде индивидуального меценатства. Следует отметить, что основной чертой благотворительности и меценатства является свободный и непринужденный выбор формы, времени и места, а также содержания помощи. [13, 116]

Формы выражения благотворительной деятельности:


- передача имущества, в том числе денег;


- бескорыстное выполнение работ, оказание услуг;


- иная поддержка;


- работа с незащищенными слоями населения, детьми, престарелыми и инвалидами.
Благотворительной организацией является неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации благотворительных целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц. Например, по данным некоммерческого партнерства «Форума доноров» каждая вторая российская компания имеет специально выделенный благотворительный бюджет, общий объем средств, которые компании ежегодно жертвуют на благотворительность порядка 1,5 млрд. долларов в год.


Общественная организация - неправительственное/негосударственное добровольное объединение граждан на основе совместных интересов и целей. Благотворительный фонд «Алфавит» - Образовательные и культурные программы для воспитанников детских домов. [21, с. 61]

Крещение Руси и его влияние на развитие благотворительности


К началу IX в. у восточных славян завершилось разложение первобытнообщинного строя, разрушились родоплеменные связи. На смену родоплеменным отношениям пришли территориальные, политические и военные, возникли племенные союзы. Создаются условия для появления государства, объединяющего все племена и союзы племен. Развитие феодальных отношений, интересы единства страны потребовали реформирования языческих представлений Древней Руси, принятия общей религии. В 988 г. христианство в православном варианте признается официальной государственной религией. В 988 князь Владимир принял христианство из Византии (православный вариант). С принятием христианства появилась и особая организация — церковь. Христианизация славянского мира оказала решающее влияние на все сферы жизни общества, на трансформацию общественных отношений, что не могло не отразиться на характере, формах помощи и поддержки человека. Именно с этого времени начинает формироваться христианская концепция помощи, в основе которой лежит философия деятельной любви к ближнему. «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Данная формула становится нравственным императивом, определяющим сущность поступка индивида. С другой стороны, она выражает сущность единения субъектов, становясь тем самым указателем принадлежности к определенной общности. Любовь и деятельность — неразрывное единство — понимаются не в своей самодостаточности, а только во взаимной связи. В этом смысловом единстве понимается и сущность таких понятий, как «призрение», «милование». С крещением Руси благотворительность стала определяться религиозными заповедями: «…просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся», «…благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздает ему за благодеяние его». Это привело к тому, что благотворительность полностью свелась к подаче милостыни. Есть известия, что великая княгиня Ольга, уже подавала бедным милостыню. Любить ближнего значило накормить голодного, напоить жаждущего, посетить заключенного в темнице. [6, с. 201]

Человеколюбие на практике значило нищелюбие. Причем это нищелюбие было более важным для самого подающего, это их своеобразный пропуск в рай. Подаяние считалось показателем нравственности человека. Соответственно, нищие не воспринимались славянами как экономическая и социальная угроза обществу, они исполняли роль своеобразного религиозного орудия, способа нравственного воспитания.
Основными объектами помощи становятся больные, нищие, вдовы, сироты. Появляются документы, регулирующие отношения в области поддержки и помощи различных категорий населения России. К числу древнейших источников права относятся церковные уставы князей Владимира и Ярослава, содержащие нормы брачно-семейных отношений. Возникают и новые субъекты помощи: князь, церковь, приходы, монастыри.

Обозначились основные направления помощи и поддержки: княжеская, церковно-монастырская, приходская благотворительность, милостыня.
Практическая благотворительная деятельность по христиански берет свое начало в деятельности Святого Владимира Крестителя – первого христианского князя, чья забота о бедных и мягкость, по словам летописца Нестора: «выходила даже из пределов государственной пользы». В своем милосердии, вытекавшем из христианских учений, Владимир дошел до того, что отменил смертную казнь, существовавшую ранее. И только под давлением своего окружения, обеспокоенного ростом преступности, он вновь стал казнить убийц, а не взимать с них денежный штраф.
Таким образом, можно выделить три основных формы княжеской благотворительности:

- Раздача милостыни;

- Кормление на княжеском дворе;

- Развоз продовольствия по городу для убогих. [8, с. 116]

 

Складывающаяся система помощи и поддержки в этот период испытывает на себе влияние таких факторов, как принятие христианства, изменение геополитического пространства славянских племен, разрушение родового общества, изменение положений в княжьем праве, оформление новой общественной стратификации, создание и укрепление таких институтов, как церковь, монастырь, приход и др.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...