Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2. Эластичность спроса и предложения на товар

Взаимосвязь между изменением цены и тем количеством товара, на которое люди увеличивают или уменьшают свои покупки называется ценовой эластичностью спроса.

Эластичность означает интенсивность реакции покупателей. Если даже небольшое изменение цены сильно изменяет объем покупок , то спрос эластичен.

Если же слишком большое изменение цены лишь ненамного изменяет объем покупок- неэластичен.

р) изменение покупок в %

Ценовая эластичность =

изменение цены, %

 

Варианты эластичности спроса:

1. Неэластичный спрос когда приобретаемое количество товара увеличивается меньше, чем на 1 % на каждый 1% снижения цены этого товара ( слабая реакция).

2. Эластичный спрос- когда спрос возрастает больше, чем на 1 % на каждый 1% снижения цены ( сильная реакция)

3. Единичная эластичность – когда покупаемое количество вырастает на 1% при снижении цены на 1%.

Спрос на товар зависит не только от цены на этот же самый товар. Он зависит и от цен на другие товары. Данная зависимость характеризуется перекрестной эластичностью спроса по цене

прирост покупок в %

Перекрестная эластичность =

прирост цены в %

 

Причем, объем спроса относится к одному товару, а цена Р- к другому. Спрос на данный товар при увеличении цены на другой товар может и возрастать , и убывать.

Например, рост цены на бензин должен снижать спрос на автомобили и наоборот. Перекрестная эластичность бывает и отрицательной и положительной.

Эластичность спроса – чрезвычайно важный показатель для продавцов, которые хотят выявить последствия влияния изменения цен на полученную ими выручку. В случае, когда эластичность спроса 1, то небольшое снижение цены увеличивает стоимость продаж и совокупную выручку, если же эластичность спроса 1, то небольшое снижение сокращает стоимость продаж данного товара и снижает совокупную выручку. Наоборот, повышение цены имеет смысл при неэластичном спросе ( эластичность спроса 1). В этом случае возрастает стоимость продаж. При эластичном спросе ( эластичность 1) нет смысла повышать цену, так как снизится объем продаж.

Рост доходов увеличивает возможность совершения покупок. Спрос на большинство товаров с увеличением дохода возрастает. Эластичность спроса на товары первой необходимости весьма мала ( 1), а на предметы роскоши – велика (1). Кроме того, существуют товары, которые при достаточно высоком уровне доходов вытесняются лучшими товарами заменителями, спрос на них падает ( товары низкого качества). Таким образом, эластичность по доходу для некоторых товаров отрицательная.

 

прирост покупок в %

Эластичность спроса по доходам =

прирост дохода в %

 

Процентное изменение

Предложенного товара

Эластичность предложения по доходам =

Процентное изменение цены

Эластичность предложения характеризует чувствительность , реакцию предложения на изменение цены товара.

Эластичность предложения зависит от ряда факторов

1. Способность к длительному хранению и стоимость хранения. Для товаров , которые не могут долго храниться Эп будут низкой

2. Особенности производственного процесса . Если производитель товара может расширить его производство при повышении цены, либо при понижении цены переключиться на выпуск другой продукции, то предложение этого товара является эластичным.

3. Временный фактор. Производитель не в состоянии мгновенно реагировать на изменение цены, так как требуется определенное время, чтобы нанять дополнительных рабочих, закупить оборудование, сырье , либо уволить рабочих , рассчитаться с банковским кредитом.

Могут быть ситуации, когда предложение неэластично, тогда

увеличение спроса ведет не к росту предложения, а к

инфляционному росту цен.

Эластичность спроса по цене

 

(Q2 -Q1)х( Р 1 + Р 2 )

Ер = ;

( Р 2 - Р 1 ) х(Q 2 + Q 1 )

 

Там, где эластичность спроса по цене больше 1 следует рекомендовать снижение цены для увеличения валовой выручки и при эластичности спроса меньше 1 , не следует снижать цену. Это приведет к уменьшению выручки от продаж.

Задание 2.1. По данным, приведенным в таблице:

 

а) начертите кривую спроса, обозначив цену на вертикальной оси, а количество молока- на горизонтальной.

б) предположим, что цена молока равняется 1,20 руб за 1 л. Как изменится объем спроса, если эта цена снизится на 25 процентов? Будет ли ответ иным, если на 25 процентов снизится цена любого другого товара?

в) определите выручку от продажи молока при каждом из значений цены; полученные данные занесите в таблицу.

г) рассчитайте коэффициенты ценовой эластичности спроса для всех указанных интервалов цены; полученные данные занесите в таблицу.

д) начертите кривую вырученных средств за продажу молока, обозначив сумму выручки на вертикальной оси, а величину спроса- на горизонтальной.

е) при какой цене выручка окажется максимальной?

ж) при каких значениях цены спрос является эластичным? Неэластичным?

Условия задания.

Объем спроса на молоко при различных уровнях цены представлен в таблице:

 

Цена за 1 л., р Объем спроса, тыс.л Выручка, тыс.р Коэффициенты ценовой эластичности спроса
2,10 1,80 1,50 1,20 0,90 0,60 0,30 - - - - - - - - - - - - - -

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...