Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Технологии социальной работы на предприятии

Социальное консультирование работников.

Консультирование - это процедура, часто используемая в социальной работе, в медицинской, юридической практике специалистами разных направлений с целью ориентации граж­дан, отдельных лиц, семей, групп, общин путем советов, ука­зания на альтернативные формы оказания помощи, в опреде­лении целей и обеспечении необходимой информацией.

Консультация представляет собой взаимодействие между 2-мя или несколькими людьми в ходе, которого определенные специальные знания консультанта используются для оказания помощи клиенту в решении текущих проблем или при подготовке перспективных программ.

Социальное консультирование – особая форма оказания социальной помощи путем целенаправленного психологического воздействия на человека или малую группу с целью их социализации, восстановления и оптимизации их социальной функции, ориентиров и выработки социальных норм общения.

На предприятии консультирование может происходить по следующим направлениям:

- консультирование и другие виды помощи по разрешению личных проблем и достижению, или сохранению высокого уровня квалификации;

- консультирование по вопросам использования систем обслуживания по месту жительства для удовлетворения потребностей клиента и установления его связей с необходимыми программами;

- консультирование лиц, принимающих решения по кадровой политике;

Социальное обеспечение и обслуживание граждан.

Социальное обеспечение – это гарантированная система материального обеспечения граждан (в денежной и (или) в натуральной форме) по достижении определенного возраста, в случае инвалидности, потери кормильца, временной нетрудоспособности, воспитания детей, утраты трудового заработка и дохода и в других случаях, специально оговоренных законом, а также охраны их здоровья и осуществляемую за счет специально созданных внебюджетных фондов обязательного социального страхования, формируемых за счет страховых взносов и ассигнований из государственного бюджета РФ управомоченными органами в порядке, установленном законодательством.

Социальное обеспечение осуществляется в определенных организационно-правовых формах, одной из которых является государственное социальное страхование. Согласно статье 1 Федерального закона РФ «Об основах обязательного социального страхования» (№ 165-фз от 16.07.99) обязательное социальное страхование - «часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам».

3.Социальное партнерство и регулирование трудовых конфликтов.

Социальное партнерство –это цивилизованная система общественных отношений в социально-трудовой сфере, строящаяся на согласовании и защите интересов работников, работодателей, органов государственной власти и местного самоуправления на основе договора, соглашения, достижения компромисса, консенсуса по актуальным проблемам экономической и социально-политической жизни общества.

В соответствии с Трудовым Кодексом РФ, предусматриваются примирительные процедуры по разрешению конфликтов между работодателями и работниками. В кодексе предусматривается рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника, который должен быть профессионалом по проблеме спора, пользоваться доверием обеих сторон. Эта работа возлагается на специальные территориальные службы по урегулированию коллективных трудовых споров. Порядок рассмотрения коллективного трудового спора определяется социальным посредником по соглашению с конфликтующими сторонами. Посредник имеет право запрашивать и получать необходимые документы и сведения. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника осуществляется в срок до 7 календарных дней с момента его приглашения и завершается принятием согласованного решения.

Службы по урегулированию коллективных трудовых споров функционируют при Министерстве здравоохранения и социального развития РФ и соответствующих министерствах субъектов РФ.

Таким образом, необходимо создание на российских промышленных предприятиях специального управленческого подразделения (или социальной службы), способного обеспечить как максимальное использование трудового потенциала работников предприятия, т. е. создать условия для работы с полной отдачей сил, так и высокий уровень социальной защищенности, благоприятные условия труда, быта, отдыха трудящихся, которые позволили бы повысить качество их трудовой жизни и удовлетворенность трудом.

 

 

Технологии социальной работы на предприятии

Важным социально-нормативным институтом в системе социальной защиты наемных работников стали в настоящее время тарифные соглашения, контракты, коллективные договоры и т. д.

Основная производственная деятельность сама по себе не предусматривает осуществление социальной защиты прав и интересов занятых на этих предприятиях работников. Стремление к достижению основных целей – повышению эффективности производства, снижению себестоимости, повышению качества производимой продукции и т. д. – может даже приводить к нарушению прав и интересов работников. Поэтому необходимы специальные институты социальной защиты работников на предприятии.

В настоящее время развивается новая наука – социальный менеджмент, предусматривающий создание благоприятных условий труда и отдыха работников организации, вознаграждение и социальную защиту персонала, поддержание оптимальной морально-психологической атмосферы в коллективе, обеспечение социального партнерства и делового сотрудничества.

Объективная необходимость смягчения негативных последствий экономических реформ, создание эффективной и развивающейся системы социального партнерства на крупных промышленных предприятиях требуют новаторского подхода к трансформации их социальной инфраструктуры:

1) разветвленная социальная инфраструктура является неотъемлемой чертой отечественной модели управления;

2) социальная сфера предприятия способствует созданию и укреплению корпоративного духа фирмы;

3) наличие социальной сферы помогает привлекать и удерживать работников на предприятии;

4) развитый соцкультбыт способствует повышению производительности труда;

5) социальная инфраструктура повышает престиж предприятия;

6) объекты соцкультбыта необходимы для удовлетворения потребностей в социальных услугах у местного сообщества;

7) социальная сфера играет роль социальных амортизаторов российских реформ;

8) предприятия с солидной социальной сферой вряд ли могут подвергнуться процедуре банкротства.

В связи с этим назрела необходимость определить место социальной работы в социальной сфере и создать концепцию социальной работы на предприятии.

С точки зрения В.С. Торохтия, в методологическом смысле социальная работа на российских предприятиях включает минимум три основных вида: социальную защиту, социальное обслуживание, социальную поддержку. Каждый из названных видов социального обеспечения отличается от другого прежде всего своим предназначением и ролью в социальной политике предприятия.

Социальная работа на предприятии - это деятельность администрации, структурных подразделений и общественных организаций трудового коллектива, направ­ленная на оказание социальной помощи работникам, членам их семей, пенсионерам пред­приятия, оказавшимся в сложной жизненной ситуации.

Существенное противоречие процесса управления промышленным предприятием заключается в том, что, с одной стороны, для получения прибыли необходимо максимальное использование трудового потенциала работников предприятия, а это, как уже говорилось, может даже приводить к нарушению прав и интересов работников, а с другой стороны, требуются значительные затраты для обеспечения их социальной защищенности, условий повышения качества трудовой жизни. Данное противоречие порождает необходимость создания социальной службы промышленного предприятия, способной в определенной степени его разрешать.

Социологический анализ проблемы функционирования социальной службы промышленного предприятия показал необходимость создания на российских промышленных предприятиях специального управленческого подразделения (или социальной службы), способного обеспечить как максимальное использование трудового потенциала работников предприятия, т. е. создать условия для работы с полной отдачей сил, так и высокий уровень социальной защищенности, благоприятные условия труда, быта, отдыха трудящихся, которые позволили бы повысить качество их трудовой жизни и удовлетворенность трудом.

Основными показателями, характеризующими потенциал предприятия по реализации социальной функции, являются:

- развития самого производства, его техническая оснащенность;

- объем и назначение средств, выделяемых на предприятии на социальную сферу;

- наличие и активная деятельность общественных организаций на предприятии, их авторитет;

- уровень образования, характер трудовой деятельности членов коллектива промышленного предприятия;

- зрелость трудового коллектива, проявляющаяся в сложившихся отношениях между людьми, характеризующихся взаимопомощью и взаимоподдержкой, умением видеть не только свои, но и чужие социальные проблемы;

- наличие на предприятии положительных традиций в области оказания нуждающимся социальной помощи и поддержки.

Цель социальной работы на предприятии – улучшение взаимодействия между отдельными работниками и предприятием в целом, направленного на улучшение качества жизни работников.

Объектом социальной работы являются все работники предприятия, и в первую очередь работники, находящиеся в затруднительных ситуациях и прилагающие собственные активные усилия по их преодолению.

К задачам социальной работы на предприятии можно отнести:

♦ создание условий, в которых работник может в полной мере проявить свои возможности и способности (в том числе работа с максимальной отдачей сил и способностей, т. е. трудовая самореализация, реализация личностного потенциала);

♦ активная адаптация и реадаптация работника на предприятии;

♦ профилактика и предупреждение социально нежелательных явлений;

♦ организация научных исследований, конференций, семинаров, учебно-просветительской деятельности по проблемам социальной работы на предприятии;

♦ разработка и реализация социальных программ;

♦ социальное обслуживание, оказание услуг работникам предприятия;

♦ социальная поддержка работников, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

♦ осуществление социального мониторинга.

Социальная работа на предприятии призвана осуществлять следующие основные функции: информационную, диагностическую, прогностическую, организационную, психолого-педагогическую, практическую (оказание практической помощи людям), управленческую.

Социальную работу на промышленном предприятии следует основывать на следующих принципах:

1) опоры на собственные силы – предполагает активную позицию работника в разрешении своих проблем;

2) гарантированности – обязательное оказание социальной помощи лицам, стремящимся максимально использовать собственные внутренние резервы;

3) адресности – оказание помощи конкретному человеку с учетом его конкретной ситуации;

4) социального реагирования – выявление социальных проблем работников и принятие мер по их решению;

5) профилактической направленности – необходимость принимать усилия по предупреждению возникновения социальных проблем и жизненных затруднений человека;

6) выделения социальных ресурсов – выделение для оказания помощи своим работникам средств, реальная величина которых зависит от социально-экономических возможностей предприятия;

7) включения механизмов социальной помощи в ситуациях, когда исчерпаны другие способы поддержки (психологические, моральные, договорные, законодательные).

Социальная работа на предприятии пронизывает все структурные подразделения трудового коллектива. Как известно, трудовой коллектив предприятия организационно оформлен и обладает определенной, закрепленной в правовых нормах структурой, которая включает:

- собственно коллектив (его членов),

- администрацию,

- общественные организации и формирования.

Особую роль на предприятии играет проводимая социальная политика.

Социальная политика - это определенным образом разра­ботанный и реализуемый целевой комплекс принципиальных направлений и задач улучшения жизнедеятельности людей в данных пределах (страна, регион, предприятие).

В данном определении заключены следующие важные про­блемы:

1. Имеются определенные технологии разработки социальной политики, основой которых является сбор, обработка, систематизация, накопление и использование информации. На достоверной информационной базе определяются и формулируются цели, направления и задачи социальной политики.

2. В процессе разработки социальной политики важное значение (при прочих равных условиях) имеет ее ресурсное обоснование и определение механизма практической реализации (кто, что и когда выполняет и, соответственно, отвечает).

3. Социальная политика - это разновидность управленческого решения, поэтому могут разрабатываться проекты-варианты, которые оцениваются по определенным критериям. Далее принимается окончательный вариант, оформляемый в виде соответствующего документа.

4. Для реализации выработанной и принятой социальной политики важен соответствующий механизм со «встроенной» системой контроля, т.е. постоянным получением обратной связи или информации.

Первые попытки разработки и выполнения планов социаль­ного социального развития были предприняты во второй половине 60-х годов в производственной сфере.

Типичный план социального развития на предприятии включал следующие разделы.

I раздел - изменения в социальной и профессионально-квалификационной структуре коллектива.

II раздел - улучшение условий труда, повышение культу­ры и эстетики производства.

Ш раздел - повышение профессионально-технического и культурного уровня работников.

IV раздел - повышение материального уровня и улучшение жилищно-бытовых условий работников.

V раздел - удовлетворение потребностей духовного и физи­ческого развития членов коллектива.

VI раздел - совершенствование социальных отношений в коллективе.

В связи с быстрым становлением и повсеместным распрост­ранением системы социальной защиты населения в Российской Федерации в начале 90-х годов появился новый для отечествен­ной практики термин — «планирование социальной работы».

Эффективность социальной политики современного предприятия зависит от:

- государственной социальной политики;

- финансовой обстановки на предприятии, наличия средств на реализацию социальной политики;

- заинтересованности руководства предприятия в организации социальной службы и совершенствовании системы социальной работы на предприятии;

- изучения и знания администрацией и общественными организациями трудового коллектива предприятия нужд и потребностей работников, членов их семей, ветеранов и на этой основе определения направлений социальной политики;

- грамотного осуществления социальной политики, компетентности людей, занимающихся социальной работой на предприятии;

- дифференцированного подхода к организации социальной работы на предприятии в зависимости от категорий людей, нуждающихся всоциальной помощи.

Социальной работой на предприятии могут сегодня заниматься специали­сты, с одной стороны, знающие производство, а с другой, - компетентные в вопросах органи­зации социальной социальных работы и оказания социаль­ной помощи работникам.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...