Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и временные факторы готовности к обучению

Понятие и временные факторы готовности к обучению

В общем смысле понятие «готовность к обучению» определяется как степень соответствия текущего состояния спортсмена запросу на эффективное выполнение упражнения в условиях учебно-тренировочной деятельности. Готовность спортсмена к обучению интегративна и представляет собой сумму компонентов, являющихся результатом как всех предшествующих видов подготовки гимнаста (техническая подготовка, общая и специальная физическая подготовка, функциональная подготовка, психологическая подготовка, теоретическая подготовка, соревновательный опыт), так и текущего функционального состояния. Необходимая готовность спортсмена к восприятию нового материала обусловливается многоуровневыми естественными процессами, временная локализация и протяженность которых может измеряться совершенно разными единицами - от периодов жизни активно действующего спортсмена до долей секунды при исполнении двигательного действия. В связи с этим выделяется ряд факторов, определяющих уровень готовности спортсмена к восприятию нового материала. Это фактор возраста — двигательные, сенсомоторные, нервно-психические качества спортсмена, меняющиеся в зависимости от сенситивных возрастных периодов развития человека. Фактор формы - уровень оптимальной работоспособности, периодически приобретаемый или утрачиваемый при циклической сезонной работе. Фактор самочувствия - функциональное состояние в начале сеанса обучения, тренировки или спортивного соревнования, зависящее от недельного и суточного режимов жизнедеятельности и от текущего состояния здоровья спортсмена. Фактор ресурсов т сохранность мышечно-двигательного и нервно-психического потенциалов, расходуемых в процессе тренировочного занятия или соревнований. Фактор мобилизации — наличие необходимой мобилизационной готовности, определяющейся позитивной мотивацией в работе, сформированностью установки на исполнение задания, способностями гимнаста к концентрации внимания и усилий и др.

Методы и средства формирования двигательных представлений

разделены на три основные группы: словесный метод, аудиовизуальные методы, моторные методы. Каждая из этих групп методов предполагает использование приемов и средств, применяющих как естественные способы передачи информации, так и способы адекватной регистрации, воспроизведения, моделирования и кодирования сигналов.

Словесный метод. Использование слова, как в его научно-рациональном, так и образном значении является незаменимым педагогическим инструментом, активизирующим сознательное отношение ученика к работе, его память и воображение.

Аудиовизуальный метод предполагает использование представлений, связанных со слуховым и зрительным восприятием. Аудиосредства могут применяться для акцентуации двигательных действий и усилий, моделирования темпоритмических свойств движения.

Идеомоторный метод. Идеомоторика - одна из основных форм двигательного представления, процесс образного воспроизведения в сознании, воображении спортсмена двигательных действий и движений, «мысленный тренинг». Идеомоторика может включать в себя все формы чувственного восприятия спортсменом упражнения, ранее исполнявшегося им самим или воображаемого по описанию, показам.

Квазимоторный и собственно моторный метод предполагает формирование и совершенствование двигательного представления с помощью специализированных упражнений. Это могут быть их имитационные, квазимоторные формы, представляющие собой «метафору» движения (воспроизведение обобщенного движения, его замедленные исполнения и др.).

Метод планомерно-поэтапного формирования действий (по П. Я. Гальперину, 1965) имеет в своей основе психолого-педагогическую концепцию, согласно которой всякий процесс усвоения нового материала в форме умственных или двигательных действий строится поэтапно и включает в себя ориентировочную, исполнительную и контрольно-корректировочную деятельность. Центральными терминами являются основные опорные точки (о.о.т.) и ориентировочная основа действия.

Технические средства обучения

Это неотъемлемая часть современного учебно-тренировочного процесса в спорте. Существует значительное число категорий технических средств обучения.

Стандартные снаряды как неотъемлемый атрибут занятий данным видом спорта представляют собой нормативное средство обучения, которое, в отсутствие специальных технических средств обучения, соответствует нормативным условиям формирования двигательного навыка, при которых спортсмен и тренер работают над движением без дополнительного методического вспомоществования.

Модифицированные и модифицируемые снаряды. Эта категория технических средств обучения отличается повышенными адаптивными свойствами, позволяющими учитывать возрастные и индивидуальные особенности занимающихся.

Средства информации. В современном спорте важна объективная информация, получаемая методами инструментальной регистрации различных характеристик действия-движения. В контексте обучения наиболее характерны такие средства регистрации, как кино- и, в особенности, видеосъемка, стереофотограмметрия движения, динамометрия и динамография опорных взаимодействий, стабилография, миография, измерение времени двигательной реакции, хронометраж и спидография движений, гониометрия и проч.

Имитационные тренажеры — категория симуляционных устройств, позволяющих воспроизводить движения, характерные для данного вида спорта, подменяя тем самым учебно-тренировочную и соревновательную деятельность в стандартных условиях. Помимо широко известных устройств типа велотренажеров, известны самые разнообразные тренажеры такого рода - для обучения движениям рук при локомоциях, действиям пловца при повороте, при стартовом прыжке в воду и т. п.

Императивные тренажеры - категория технических средств обучения, реализующая возможность «насильственного» управления движениями спортсмена. Идея таких тренажеров восходит к замыслам создания «экзоскелетонов» - автоматизированных жестко управляющих устройств, действующих согласно определенной программе. Простейшими императивными тренажерами могут считаться, например, устройства, предназначавшиеся для выполнения оборотовых движений на перекладине и действующие на элементарных механических принципах «проводки по движению». Позднее выполнялись другие модификации таких приборов, позволяющих контролировать вариативное движение спортсмена, осуществлять его ситуационную страховку и др.

Адаптивные тренажеры, по замыслу - наиболее совершенные технические средства обучения, обладающие возможностями оперативной коррекции обучающего воздействия на спортсмена в зависимости от индивидуальных особенностей процесса работы и, прежде всего - в форме реакции на ошибки с учетом их частотности, значимости, стереотипности и др. признаков. Устройства такого типа широко используются в компьютерных программах, предназначенных для вербального обучения или формирования мануальных навыков типа работы на клавиатуре. Создание аналогичных технических средств обучения для обучения спортивным упражнениям составляет одну из перспектив технологии обучения в этой области.

Энергорегулирующие устройства - снаряды, приспособления, вспомогательные устройства, позволяющие использовать энергетический фактор для обучения упражнениям. Главенствующая категория таких технических средств обучения — дотационные устройства, перенимающие на себя функцию энергообеспечения движения. Простейшие приспособления этого рода - наклонные дорожки для скоростного бега, упругие снаряды, опоры, покрытия, которые могут при взаимодействии с ними во время отталкиваний накапливать потенциальную энергию упругой деформации и передавать ее телу спортсмена. Самые мощные технические средства обучения этого рода - кумулятивные снаряды типа батута, серийные прыжки на котором позволяют существенно наращивать энергетику движения. Особую категорию энергорегулирующих технических средств обучения представляют собой устройства демпферного типа, в том числе обычные маты для приземления, мягкие обкладки снарядов, поролоновые ямы и др.

Страховочные устройства, взятые в простейших формах, представляют собой описанные выше средства демпферного типа. Вместе с тем существуют устройства, позволяющие осуществлять ситуационные действия в форме экстренной страховки, - лонжи, экстренно поднимающиеся сетки, «ловящие» неудачно падающего спортсмена, и др.

Тренажеры для специальной физической подготовки также важны в контексте обучения, поскольку физическая база определяет успех освоения упражнения. В настоящее время существует большое количество тренажерных устройств, предназначенных для развития различных двигательных качеств, в том числе силовых, скоростно-силовых, качеств гибкости и подвижности в суставах.

Понятие и временные факторы готовности к обучению

В общем смысле понятие «готовность к обучению» определяется как степень соответствия текущего состояния спортсмена запросу на эффективное выполнение упражнения в условиях учебно-тренировочной деятельности. Готовность спортсмена к обучению интегративна и представляет собой сумму компонентов, являющихся результатом как всех предшествующих видов подготовки гимнаста (техническая подготовка, общая и специальная физическая подготовка, функциональная подготовка, психологическая подготовка, теоретическая подготовка, соревновательный опыт), так и текущего функционального состояния. Необходимая готовность спортсмена к восприятию нового материала обусловливается многоуровневыми естественными процессами, временная локализация и протяженность которых может измеряться совершенно разными единицами - от периодов жизни активно действующего спортсмена до долей секунды при исполнении двигательного действия. В связи с этим выделяется ряд факторов, определяющих уровень готовности спортсмена к восприятию нового материала. Это фактор возраста — двигательные, сенсомоторные, нервно-психические качества спортсмена, меняющиеся в зависимости от сенситивных возрастных периодов развития человека. Фактор формы - уровень оптимальной работоспособности, периодически приобретаемый или утрачиваемый при циклической сезонной работе. Фактор самочувствия - функциональное состояние в начале сеанса обучения, тренировки или спортивного соревнования, зависящее от недельного и суточного режимов жизнедеятельности и от текущего состояния здоровья спортсмена. Фактор ресурсов т сохранность мышечно-двигательного и нервно-психического потенциалов, расходуемых в процессе тренировочного занятия или соревнований. Фактор мобилизации — наличие необходимой мобилизационной готовности, определяющейся позитивной мотивацией в работе, сформированностью установки на исполнение задания, способностями гимнаста к концентрации внимания и усилий и др.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...