Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 17. Освобождение от наказания

Вопросы освобождения от наказания регламентированы ст.79-86 УК. Ос­вобождение от наказания следует отличать от освобождения от уголовной ответственности. Освобождение от наказания возможно только после приго­вора суда. Виновный может быть освобожден от отбывания наказания вооб­ще или от дальнейшего отбывания наказания. Целевым назначением инсти­тута освобождения от наказания является освобождение тех лиц, которые могут быть исправлены без отбывания наказания или без его дальнейшего отбывания. Это одно из проявлений гуманизма государства к лицам, совер­шившим преступления.

Закон устанавливает виды освобождения от наказания: условно-досрочное освобождение от отбывания наказания; замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания; освобождение от наказания в связи с болезнью; в связи с изменением обстановки; отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и жен­щинам, имеющим малолетних детей; освобождение от отбывания наказа­ния в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда; амнистия; помилование.

Все эти виды освобождения от наказания студент должен изучить, уяс­нив содержание каждого из них, основания и порядок их применения.

Особо целесообразно остановиться на изучении вопроса об условно-досрочном освобождении. Это обусловлено тем, что этот институт наибо­лее широко применяется на практике и под его действие подпадает значи­тельное число осужденных.

Студент должен усвоить понятие данного института, основания его при­менения, порядок, сроки, по истечении которых возможно условно-досроч­ное освобождение. При этом целесообразно обратить внимание на обязанности, которые суд может возложить на освобождаемого. Эти условия при­званы обеспечить контроль за поведением освобожденного. Их неисполне­ние влечет за собой негативные последствия для нарушителя вплоть до от­мены условно-досрочного освобождения.

При изучении вопроса об условно-досрочном освобождении следует оз­накомиться с постановлением Пленума Верховного Суда СССР № 9 от 19 октября 1971 г. «О судебной практике условно-досрочного освобождения осужденных от наказания и замены неотбытой части наказания более мяг­ким» с изменениями, внесенными постановлениями Пленума № 6 от 25 июня 1976 г., № 12 от 21 сентября 1977 г., № 7 от 26 апреля 1984 г. и № 11 от 21 июня 1985 г. (См.: Сборник действующих постановлений Пленумов Вер­ховных Судов СССР, РСФСР и Российской Федерации по уголовным де­лам. С комментариями и пояснениями. М., 2000).

Применительно к отсрочке отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей, студент должен усвоить условия применения отсрочки, обязанности женщины, к которой применена отсроч­ка отбывания наказания, последствия неисполнения этих обязанностей.

Давность исполнения обвинительного приговора поставлена законом в зависимость от категории преступления, за совершение которого был осужден виновный. Сроки давности применительно к каждой категории следует изучить.

Особое место среди институтов освобождения от наказания занимают амнистия и помилование. Дело заключается в том, что эти институты име­ют свою специфику, они применяются не судами.

Так, амнистия объявляется Государственной Думой Федерального Со­брания Российской Федерации (ч. 1 ст. 103 Конституции РФ) в отношении индивидуально неопределенного круга лиц. Помилование осуществляется Президентом Российской Федерации в отношении индивидуально опреде­ленного лица (ст.89 Конституции РФ). Студент должен уметь раскрыть со­держание амнистии и помилования, знать порядок их принятия.

Изучая вопрос о судимости, следует, прежде всего, уяснить содержание этого понятия. Судимость представляет собой особое правовое положение лица, вызванное обвинительным приговором суда. Судимость является од­ним из уголовно-правовых последствий совершения преступления. Нали­чие судимости ухудшает правовое положение лица. Так, судимость может являться квалифицирующим признаком, что отражается на наказании, су­димость имеет значение при определении вида исправительного учрежде­ния, где отбывается лишение свободы, судимость может быть препятстви­ем к условно-досрочному освобождению и т.д. Погашение или снятие су­димости означает исключение ее негативных последствий.

Студенту следует знать сроки погашения судимости, порядок ее снятия. При этом целесообразно изучить постановление Пленума Верховного Суда СССР № 4 от 18 марта 1970 г. «Об исчислении срока погашения судимости» с изменениями, внесенными постановлениями Пленума Верховного Суда СССР от 21 сентяб­ря 1977 г. и от 26 апреля 1984 г. (См.: Сборник действующих постанов­лений Пленумов Верховных Судов СССР, РСФСР и Российской Федерации по уголовным делам. С комментариями и пояснениями. М, 2000).

 

Тема 18. Особенности уголовной ответственности

И наказания несовершеннолетних

Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолет­них отражены в ст. 87-96 УК, Нормы, регулирующие указанные особеннос­ти, впервые выделены в самостоятельный раздел и объединены в одной главе. Ранее нормы об особенностях ответственности несовершеннолетних находились в различных главах УК.

Необходимость самостоятельного регулирования вопросов ответ­ственности и наказания несовершеннолетних обусловлена особенностя­ми их социально-психологического развития, мировоззрения, неустой­чивостью психики и другими обстоятельствами, оказывающими влия­ние на их поведение.

Несовершеннолетними являются лица, не достигшие восемнадцатилет­него возраста. При этом лицо считается достигшим определенного возрас­та (например, 14, 16, 18 лет) не в день рождения, а начиная со следующих суток. По отношению к несовершеннолетним закон предусматривает осо­бый подход. Во-первых, не все виды наказания могут быть им назначены вне зависимости от тяжести совершенного преступления. Во-вторых, сро­ки или размеры наказаний более низкие. В-третьих, закон обязывает суд учитывать ряд дополнительных обстоятельств при назначении наказания несовершеннолетним. В-четвертых, вместо уголовного наказания несовер­шеннолетние могут быть подвергнуты применению принудительных мер воспитательного воздействия.

Студенту необходимо усвоить вопрос о том, какие виды наказания при­меняются или не применяются к несовершеннолетним, каковы сроки или размеры этих наказаний. Особое внимание следует обратить на проблему применения принудительных мер воспитательного воздействия: основания их применения, виды, последствия неисполнения.

Следует учесть и то обстоятельство, что в исключительных случаях суд может применить положения главы об особенностях ответственности и наказания несовершеннолетних к лицам, совершившим преступления в возрасте от восемнадцати до двадцати лет, кроме помещения их в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение для не­совершеннолетних.

При изучении темы целесообразно ознакомиться с постановлением Пле­нума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. № 7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» (Бюллетень Верховного Суда РФ. 2000. № 4).

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...