рассмотрена и одобрена на заседании кафедры психологии
______________ протокол № _____
(дата)
Задачи учебной дисциплины
Программа дисциплины "Общая психология" разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Она рассчитана на общепрофессиональную подготовку студентов дневного и заочного отделения гуманитарного университета.
Курс «Общая психология» выполняет особые функции в структуре дисциплин психологического образования и подготовки студента. При его изучении большинство студентов впервые встречается с систематически изложенным психологическим знанием, ввиду того, что психология в школе не преподается. Поэтому основная задача курса «Общая психология» - ввести студента в мир психологии как области знания и раскрыть ее роль в системе наук о человеке. Учебная дисциплина преследует цель в систематическом виде изложить основные представления о психических процессах и состояниях человека, их специфике, структуре, феноменологии, условиях функционирования и развития и представить систему категорий и понятий, с помощью которых психология стремится выразить все многообразие проявлений внутреннего мира человека.
Содержание программы предполагает раскрыть сложности душевной и духовной жизни человека, развить у студентов интерес к познанию другого и самопознания на научной основе, исходя из достижений отечественной и зарубежной психологии.
Выписка дидактических единиц дисциплины из образовательного стандарта специальности
В разделе размещаются все дидактические единицы стандарта по данной дисциплине
№
Основные дидактические единицы дисциплины общая психология (выписка из ГОС ВПО)
Психология как наука. Предмет, задачи, методы и структура современной психологии.
Методология психологии.
Проблема человека в психологии. Психика человека как предмет системного исследования.
Деятельность. Деятельностный подход и общепсихологическая теория деятельности. Общение.
Познавательная сфера. Ощущения. Память. Мышление. Мышление и речь. Воображение. Внимание.
Эмоции. Чувство и воля.
Общее понятие о личности. Основные психологические теории личности.
Темперамент. Характер. Способности.
Содержание дисциплины, структурированное по видам учебных занятий с указанием их объема
№
Виды учебной работы
Объем в часах по формам обучения
ДО
ОЗО
Общая трудоемкость
Аудиторные занятия
Лекции
Семинары/практические занятия
Курсовые работы
Самостоятельная работа
Вид итоговой аттестации
Зачет, экзамен
Зачет, экзамен
Тематическое планирование дисциплины (ДО)
№
Наименование темы в соответствии с дидактической единицей стандарта
Всего часов
Лекции
Семинары
Практические
Самост. работа
Продукт самостоятельной работы
Психология как наука. Предмет, задачи, методы и структура современной психологии. Проблема человека в психологии.
Тест№ 1 или к\р
Методология психологии.
Тест№ 2
или к\р
Психика человека как предмет системного исследования.
индивидуальное тв. задание или к\р
Деятельность. Деятельностный подход и общепсихологическая теория деятельности. Общение.
Тест№ 4
или к\р
Познавательная сфера. Ощущения. Память. Мышление. Мышление и речь. Воображение. Внимание.
Тест№ 5
или к\р
Эмоции. Чувство и воля.
Тест№ 6
Общее понятие о личности. Основные психологические теории личности.
индивидуальное тв. задание или к\р
Темперамент. Характер. Способности.
Тест№ 7
или к\р
Итого:
индивидуальное тв. задание тест или к\р
Тематическое планирование дисциплины (ОЗО)
№
Наименование темы в соответствии с дидактической единицей стандарта
Всего часов
Лекции
Семинары
Практические
Самост. работа
Продукт самостоятельной работы
Психология как наука. Предмет, задачи, методы и структура современной психологии. Проблема человека в психологии.
Тест№ 1
или к\р 1
Методология психологии.
Тест№ 2
или к\р 2
Психика человека как предмет системного исследования.
Тест№ 3
или к\р 3
Деятельность. Деятельностный подход и общепсихологическая теория деятельности. Общение.
Тест№ 4
или к\р 4
Познавательная сфера. Ощущения. Память. Мышление. Мышление и речь. Воображение. Внимание.
Тест № 5, Тест № 6
или к\р 5
Эмоции. Чувство и воля.
Тест№ 7
Общее понятие о личности. Основные психологические теории личности.
к\р 6
Темперамент. Характер. Способности.
Тест№ 8
или к\р 7
Итого:
Тесты и к\р
Тема и содержание
Методология психологии.
Методология как учение о методе теоретической и практической деятельности человека. Методологическое различение естественнонаучного и гуманитарного подходов к познанию человека. Идеалы и нормы естественнонаучного познания. Объяснение как главная цель естествознания. Гуманитарная парадигма в науках о человеке и обществе. Понимание как цель и метод гуманитарной парадигмы в науке. Проекция сциентистской и гуманитарной парадигм в методах психологии. Психологическая практика как основа выделения методов психологии.
Методы естественнонаучной психологии. Возможности естественнонаучного познания субъективной реальности. Методы психологии, заимствованные из естествознания: внешнее наблюдение, лабораторный эксперимент, тесты, изучение продуктов деятельности, моделирование, математико-статистический, структурный и др.
Методы гуманитарной психологии. Назначение гуманитарных методов психологии. Методы описания и понимания психологии человека: включенное наблюдение, самоотчеты, интроспекция, биографический метод, эмпатия, активное слушание, беседа, клиническое обследование, интерпретация внутреннего мира другого человека, диалог, герменевтика и др.
Методы практической психологии. Работа с сознанием как предмет практической психологии. Методы психологической практики: консультация, психоанализ, психотерапия, психосинтез, психокоррекция, тренинг, клиент-центрированная терапия, логотерапия и др. Антропотехника и психотехники как средства совершенствования и саморазвития человека.
Память.
Память как психический процесс. Основные механизмы памяти: запечатление, сохранение, узнавание и воспроизведение.
Классификация отдельных видов памяти: по характеру психической активности, по характеру целей деятельности, по продолжительности закрепления и сохранения материала. Двигательная память. Эмоциональная память. Образная память. Словесно-логическая память. Произвольная и непроизвольная память. Кратковременная, долговременная и оперативная память.
Основные виды запоминания: произвольное и непроизвольное. Заучивание. Понятие о мнемической деятельности. Осмысленное и механическое запоминание. Динамическое и статическое сохранение информации. Воспроизведение как процесс воссоздания образа. Преднамеренное и непреднамеренное воспроизведение. Припоминание. Узнавание и его отличие от воспроизведения. Основные формы забывания.
Различия в продуктивности заучивания. Типы памяти. Зрительная память. Слуховая память. Двигательная память. Смешанные типы памяти. Зависимость типа памяти от особенностей восприятия. Основные периоды развития памяти.
Мышление и речь
Основные характеристики мышления. Взаимосвязь мышления и речи. Классификация мышления: теоретическое и практическое. Особенности основных типов мышления- понятийного, наглядно- образного, наглядно-действенного.
Суть операции сравнения. Непосредственное и опосредованное сравнение. Ошибки сравнения. Умозаключение по аналогии. Анализ и синтез как основные операции мышления. Взаимосвязь анализа и синтеза с другими мыслительными операциями. Абстракция как процесс отвлечения. Особенности усвоения абстрактных понятий. Конкретизация как процесс представления единичного. Суть индуктивного умозаключения. Понятие дедукции. Ошибки умозаключения.
Условия творческого мышления. Предположение. Практическое мышление. Концепция творческого мышления Дж.Гилфорда. Критическое и творческое мышление.
Основные этапы формирования мышления
Речь и язык. Слово и его значение. Речь как процесс словесного общения. Эмоционально-выразительная сторона речи. Смысловой подтекст. Развитие речи в филогенезе: комплексная кинетическая речь, ручная кинетическая речь, звуковая речь и полисемантизм, письменная речь.
Соотношение врожденных и сформированных структур речи. Проблемы взаимоотношения мышления и речи.
Устная и письменная речь. Разговорная и диалоговая речь. Монолог. Пассивная и активная речь. Кинетическая речь. Основные функции речи: выражение, воздействие, сообщение, обозначение.
Основные этапы формирования речи.
Воображение.
Воображение как процесс преобразования представлений. Механизмы процесса воображения. Роль воображения в жизни человека. Физиологические основы воображения. Связь воображения с регуляцией органических процессов и движений. Классификация воображения по степени преднамеренности: произвольное и непроизвольное. Воссоздающее воображение. Творческое воображение. Мечта. Пространственное воображение. Активное и пассивное воображение.
Основные этапы формирования воображаемых образов. Анализ, абстрагирование, синтез. Агглютинация как механизм формирования образов воображения. Схематизация и акцентировка.
Различия между людьми по степени развития воображения. Основные типы воображения. Этапы развития воображения. Индивидуальный характер развития воображения.
Общее представление о творчестве. Значение воображения для творчества.
Внимание.
Внимание как психологический феномен. Основные характеристики внимания. Внимание и сознание. Физиологические механизмы внимания и ориентировочный рефлекс. Классификация теорий внимания.
Непроизвольное внимание и побуждающие его факторы. Особенности произвольного внимания. Послепроизвольное внимание.
Основные свойства внимания. Психофизические характеристики устойчивости внимания и его основные условия. Методы изучения устойчивости внимания. Концентрация и распределение внимания. Методы изучения распределения внимания. Переключение и объем внимания. Методы изучения объема внимания. Отвлекаемость и ее физиологические основы. Мнимая и подлинная рассеянность. Основные этапы развития внимания ребенка. Основные факторы определяющие развитие внимания.
Эмоции.
Чувственный тон ощущения. Соотношение понятия «эмоции и «чувства». Основные характеристики эмоций. Связь эмоций и когнитивных процессов. Основные виды эмоций. Классификация эмоций. Амбивалентность эмоций. Понятие о базовых эмоциях по К. Изарду. Интерес-возбуждение. Удовольствие-радость. Удивление-изумление. Печаль, горе, депрессия. Гнев. Отвращение и презрение. Страх и тревога. Смущение. Стыд. Вина, совесть и нравственность. Высшие чувства. Основные характеристики настроений.
Роль второй сигнальной системы в формировании эмоций. Роль взрослых в формировании эмоциональных состояний у детей. Закономерности формирования высших чувств. Роль эмоций в регуляции поведения. Основные функции эмоций. Индивидуальные различия в эмоциональных проявлениях.
Чувство и воля.
Воля как процесс сознательного регулирования поведения. Произвольные и непроизвольные движения. Особенности произвольных движений и действий. Характеристики волевых действий. Связь воли и чувств.
Роль второй сигнальной системы в формировании волевых действий. Основные и побочные мотивы волевых действий. Роль потребностей, эмоций, интересов и мировоззрения в формировании волевых действий.
Компоненты волевых действий. Роль влечений и желаний в формировании мотивов и целей деятельности.
Основные качества воли. Самоконтроль и самооценка. Основные этапы и закономерности формирования волевых действий у ребенка.
Темперамент.
Темперамент как свойство личности. Определение темперамента по Б.М.Теплпову. Основные типы темперамента: холерический, сангвинический, меланхолический, флегматический. Соотношение темперамента и способностей.
Учение о темпераменте Гиппократа. Типология Э.Кречмера. Концепция типов телосложения и темперамента У.Шелдона. Исследования проблемы темперамента в трудах И.П.Павлова. Основные свойства темперамента и их проявления по Б.М. Теплову.
Свойства нервной системы как основа темперамента. Учение И.П.Павлова. Сила возбуждения и торможения, уравновешенность и подвижность нервных процессов. Типы нервной системы по И.П.Павлову. Исследования свойств нервной системы, проведенные Б.М. Тепловым и В.Д.Небылициным.
Принципы составления психологических характеристик типов темперамента. Психологические характеристики типов темперамента по Я.Стреляу. Особенности соотношения темперамента и успешности деятельности человека.
Характер.
Определение характера. Особенности характера как психического феномена. Характер как прижизненное образование. Закономерности формирования характера. Понятие о чертах характера. –Классификация черт характера. Проявление характера через деятельность, отношение к другим людям, интересы, эмоциональность и волю. Мотивационные и инструментальные черты личности.
Типология характера как центральная проблема исследований и теоретических поисков. Различные направления «характерологии». Концепции К.Леонгарда и А.Е.Личко. Взаимосвязь характера и темперамента.
Особенности формирования характера в детском возрасте. Сензитивный период для формирования характера. Особенности формирования характера в дошкольном и школьном возрастах. Трансформация характера в течение жизни. Самовоспитание. Роль труда в формировании характера.
Способности.
Понятие о способности. Определение способностей по Б.М.Теплову. Соотношение способностей и успешности обучения. Способности и развитие человека. Классификация способностей. Характеристика общих способностей. Структура общих способностей. Теоретические и практические способности. Учебные и творческие способности.
Основная классификация уровней развития способностей. Врожденные задатки и генотип. Развитие задатков как социально обусловленный процесс. Потенциальные и актуальные способности. Соотношение общих и специальных способностей. Одаренность. Компенсация способностей. Мастерство и талант. Гениальность.
Общие интеллектуальные способности. Диагностика интеллекта. Интеллект в структуре психики. Общие творческие способности, их диагностика и развитие. Основные этапы развития способностей.
Перечень учебной литературы
Автор
Название
Вид издания (учебник, учебное пособие)
Место издания, издательство, год издания, кол-во страниц
Основная литература
Большой психологический словарь. п/р. Б Мещерякова, В.П.Зинченко
Учебное пособие
-СПб.: Прайм- Еврознак; -М.: Олма-Пресс, 2003. -672 с.
Лукацкий, М.А., Остренкова, М.Е.
Психология
Учебник
-М.: ЭКСМО, 2007.-416 с.
Маклаков, А.Г.
Общая психология
Учебник
-СПб.: Питер, 2003. – 592 с.
Общая психология. п\р Р.Х. Тугушева, Е.И. Гарбера.
Учебник
-М.: ЭКСМО, 2007.-560 с.
Немов, Р.С.
Психология. В 3-х т. / Кн.1 Общие основы психологии.
Учебник
-М.: Просвещение: ВЛАДОС, В 3 кн. -кн.1., 2005.-688 с.
Немов, Р.С.
Психология. В 2-х ч. / Ч-1
Учебник
-М.: Просвещение: Владос- Пресс, 2003.-304 с.
Новейший психологический словарь. п/р В.Б. Шпаря
Учебное пособие
-Ростов н/Д.: Феникс. 2005. -808 с.
Психологическая энциклопедия. п/р Р. Корсини и А. Ауэрбаха 2-е изд.
Учебное пособие
-СПб.: Питер,
2003. – 1096 с.
Психология: Учебник для гуманитарных вузов. п/р В.Н. Дружинина
Учебник
-СПб.: Питер,
2003. – 656 с.
2002. -656 с.
Психология для студентов вузов. п/р Е.И. Рогова
Учебник
-М.: ИКЦ Март, 2005. -560 с.
Психология: учебник для студентов вузов. п/р Б.А.Сосновского
Учебник
-М.: Юрайт, 2005. -660 с.
Столяренко, Л.Д.
Основы психологии.
Учебное пособие
-Ростов н/Д.: Феникс. 2005. -672 с.
2003. -672 с.
Столяренко, Л.Д.
Психология: учебник для вузов
Учебник
СПб.: Питер, 2005. -592 с.
Дополнительная литература
Асмолов, А.Г.
Психология личности: принципы общепсихологического анализа
Учебное пособие
-М.: Смысл, 2001. -416 с.
Ананьев, Б.Г.
О проблемах современного человекознания
Учебное пособие
-СПб.: Питер, 2001. – 272 с.
Ананьев, Б.Г.
Человек как предмет познания
Учебное пособие
-СПб.: Питер, 2001. – 272 с.
Асмонтас, Б.Б.
Общая психология: Тесты.
Учебное пособие
-М.: Владос-Пресс, 2002. -192 с.
Батаршев, А.В.
Психология индивидуальных различий: От темперамента – к характеру и типологии личности.
Учебное пособие
-М.: Владос, 2001. -252 с.
Батаршев, А.В.
Темперамент и характер: психологическая диагностика
Учебное пособие
-М.: Владос, 2001. -331 с.
Бойко В.В.
Энергия эмоций
Учебное пособие
-СПб.: Питер, 2004. – 474 с.
Большаков, В.Ю.
Эволюционная теория поведения.
Учебное пособие
-СПб.: Изд-во С. –Петербургского университета, 2001, -496
Большой толковый психологический словарь: в 2–х т.
Учебное пособие
-М.: Вече: АСТ, 2001. Т.1. А-О. -592 с.
Т.2. П-Я. -558 с.
Бреслав, Г.М.
Психология эмоций.
Учебное пособие
-М.: Смысл; Академия, 2004. -544 с.
Вазина К.Я.
Природно-рефлексивная технология саморазвития человека.
Учебное пособие
-М.: Гос. Университет печати. 2002. -145.
Величковский, Б.М.
Когнитивная наука. Основы психологии познания. В 2-х т. Том 1
Учебное пособие
-М.: Смысл; академия, 2006. -447 с.
Величковский, Б.М.
Когнитивная наука. Основы психологии познания. В 2-х т. Том 2
Учебное пособие
-М.: Смысл; академия, 2006. -431 с.
Выготский, Л.С.
Мышление и речь.
Учебное пособие
-М.: Лабиринт. Изд 5. 1999. – 352 с.
Выготский, Л.С.
Психология
Учебное пособие
- М.: Изд-во Эксмо- Пресс, 2000. – 1008 с.
Гальперин, П.Я.
Введение в психологию
Учебное пособие
-М.: Кн. Дом «Университет», 2000. -336 с.
Гальперин, П.Я.
Лекции по психологии
Учебное пособие
-М.: Книжный дом «Университет»: Высшая школа, 2002. -400 с.