Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Деятельность. Деятельностный подход и общепсихологическая теория деятельности. Общение.

Понятие о деятельности. Специфика человеческой деятельности и ее атрибуты. Деятельность как способ бытия человека, как творческое преобразование мира и самого себя. Основные определения деятельности человека: ее целесообразный, общественный, творчески преобразующий характер. Субъективность деятельности. Предметность и осознанность деятельности. Внешняя и внутренняя деятельность. Процессы интериоризации – экстериоризации в деятельности.

Основные виды деятельности и их роль в становлении психики человека. Психология освоения деятельности человека. Обучение как форма освоения деятельности. Знания, умения и навыки как продукты освоения деятельности. Деятельностные способности преобразования, организации, управления, регуляции субъекта.

Разработка и развитие теории деятельности в трудах российских ученых. Человек как субъект деятельности. Психологическое строение индивидуальной деятельности. Действие как центральный компонент деятельности. Основные характеристики действия. Основные принципы психологической теории деятельности. Условия деятельности. Понятия об операциях. Автоматические действия и навыки. Потребность как исходная форма активности живых организмов. Мотив деятельности. Ведущий мотив и мотивы-стимулы. Механизмы образования мотивов. Цели деятельности. Процессы деятельности, мотивирование, целеполагание, проектирование, программирование, планирование, реализация, контроль, коррекция, оценка.

Понятие общения в психологии. Человек как субъект общения.

 

  1. Познавательная сфера.

Разумная жизнь человека. Человек как субъект и объект познания. Общее место и роль познавательных психических процессов в жизни человека. Основные формы познания человека: восприятие, память, мышление, воображение, внимание. Общая структура психических процессов личности. Взаимосвязь психических процессов.

 

  1. Ощущение.

Общее представление о сенсорых процессах. Ощущение и восприятие.

Ощущение как чувственное отображение отдельных свойств предметов. Физиологические механизмы ощущения. Корковые зоны основных анализаторов. Два пути проведения сенсорной информации: специфический и неспецифический. Учение об ощущениях. Ощущение как продукт исторического развития человека.

Общее представление о классификациях ощущений. Систематическая классификация ощущений. Интерорецептивные, проприорецептивные и экстерорецептивные ощущения. Контактные и дистантные ощущения. Генетическая классификация ощущений: протопатические и эпикритические ощущения. Понятие о модальности ощущений.

Свойства ощущений: качество, интенсивность, длительность, пространственная локализация. Абсолютная чувствительность и чувствительность к различению. Абсолютный и относительный пороги ощущений.

Понятие о сенсорной адаптации. Взаимодействие ощущений. Понятие о сенсибилизации. Явление синестезии.

Кожные ощущения. Вкусовые и обонятельные ощущения. Слуховые ощущения. Зрительные ощущения. Проприорецептивные ощущения. Понятие об осязании.

 

Память.

Память как психический процесс. Основные механизмы памяти: запечатление, сохранение, узнавание и воспроизведение.

Классификация отдельных видов памяти: по характеру психической активности, по характеру целей деятельности, по продолжительности закрепления и сохранения материала. Двигательная память. Эмоциональная память. Образная память. Словесно-логическая память. Произвольная и непроизвольная память. Кратковременная, долговременная и оперативная память.

Основные виды запоминания: произвольное и непроизвольное. Заучивание. Понятие о мнемической деятельности. Осмысленное и механическое запоминание. Динамическое и статическое сохранение информации. Воспроизведение как процесс воссоздания образа. Преднамеренное и непреднамеренное воспроизведение. Припоминание. Узнавание и его отличие от воспроизведения. Основные формы забывания.

Различия в продуктивности заучивания. Типы памяти. Зрительная память. Слуховая память. Двигательная память. Смешанные типы памяти. Зависимость типа памяти от особенностей восприятия. Основные периоды развития памяти.

 

  1. Мышление и речь

Основные характеристики мышления. Взаимосвязь мышления и речи. Классификация мышления: теоретическое и практическое. Особенности основных типов мышления- понятийного, наглядно- образного, наглядно-действенного.

Суть операции сравнения. Непосредственное и опосредованное сравнение. Ошибки сравнения. Умозаключение по аналогии. Анализ и синтез как основные операции мышления. Взаимосвязь анализа и синтеза с другими мыслительными операциями. Абстракция как процесс отвлечения. Особенности усвоения абстрактных понятий. Конкретизация как процесс представления единичного. Суть индуктивного умозаключения. Понятие дедукции. Ошибки умозаключения.

Условия творческого мышления. Предположение. Практическое мышление. Концепция творческого мышления Дж.Гилфорда. Критическое и творческое мышление.

Основные этапы формирования мышления

Речь и язык. Слово и его значение. Речь как процесс словесного общения. Эмоционально-выразительная сторона речи. Смысловой подтекст. Развитие речи в филогенезе: комплексная кинетическая речь, ручная кинетическая речь, звуковая речь и полисемантизм, письменная речь.

Соотношение врожденных и сформированных структур речи. Проблемы взаимоотношения мышления и речи.

Устная и письменная речь. Разговорная и диалоговая речь. Монолог. Пассивная и активная речь. Кинетическая речь. Основные функции речи: выражение, воздействие, сообщение, обозначение.

Основные этапы формирования речи.

 

  1. Воображение.

 

Воображение как процесс преобразования представлений. Механизмы процесса воображения. Роль воображения в жизни человека. Физиологические основы воображения. Связь воображения с регуляцией органических процессов и движений. Классификация воображения по степени преднамеренности: произвольное и непроизвольное. Воссоздающее воображение. Творческое воображение. Мечта. Пространственное воображение. Активное и пассивное воображение.

Основные этапы формирования воображаемых образов. Анализ, абстрагирование, синтез. Агглютинация как механизм формирования образов воображения. Схематизация и акцентировка.

Различия между людьми по степени развития воображения. Основные типы воображения. Этапы развития воображения. Индивидуальный характер развития воображения.

Общее представление о творчестве. Значение воображения для творчества.

 

Внимание.

Внимание как психологический феномен. Основные характеристики внимания. Внимание и сознание. Физиологические механизмы внимания и ориентировочный рефлекс. Классификация теорий внимания.

Непроизвольное внимание и побуждающие его факторы. Особенности произвольного внимания. Послепроизвольное внимание.

Основные свойства внимания. Психофизические характеристики устойчивости внимания и его основные условия. Методы изучения устойчивости внимания. Концентрация и распределение внимания. Методы изучения распределения внимания. Переключение и объем внимания. Методы изучения объема внимания. Отвлекаемость и ее физиологические основы. Мнимая и подлинная рассеянность. Основные этапы развития внимания ребенка. Основные факторы определяющие развитие внимания.

 

Эмоции.

Чувственный тон ощущения. Соотношение понятия «эмоции и «чувства». Основные характеристики эмоций. Связь эмоций и когнитивных процессов. Основные виды эмоций. Классификация эмоций. Амбивалентность эмоций. Понятие о базовых эмоциях по К. Изарду. Интерес-возбуждение. Удовольствие-радость. Удивление-изумление. Печаль, горе, депрессия. Гнев. Отвращение и презрение. Страх и тревога. Смущение. Стыд. Вина, совесть и нравственность. Высшие чувства. Основные характеристики настроений.

Роль второй сигнальной системы в формировании эмоций. Роль взрослых в формировании эмоциональных состояний у детей. Закономерности формирования высших чувств. Роль эмоций в регуляции поведения. Основные функции эмоций. Индивидуальные различия в эмоциональных проявлениях.

 

  1. Чувство и воля.

Воля как процесс сознательного регулирования поведения. Произвольные и непроизвольные движения. Особенности произвольных движений и действий. Характеристики волевых действий. Связь воли и чувств.

Роль второй сигнальной системы в формировании волевых действий. Основные и побочные мотивы волевых действий. Роль потребностей, эмоций, интересов и мировоззрения в формировании волевых действий.

Компоненты волевых действий. Роль влечений и желаний в формировании мотивов и целей деятельности.

Основные качества воли. Самоконтроль и самооценка. Основные этапы и закономерности формирования волевых действий у ребенка.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...