Определение и содержание понятия «личность». Уровни иерархии человеческой организации. Соотношение понятий «индивид», «субъект», «личность» и «индивидуальность». Структура личности.
Проблема взаимодействия биологического, социального и психического.
Классификация теорий личности. Психодинамическое направление в теории личности З.Фрейд, А.Адлер, К.Г.Юнг, К.Хорни, Г Салливан. Концепция развития личности Э.Эриксона. Диспозициональное направление в теории личности: Г.Олпорт, Р.Кеттел, Г.Айзенк. Бихевиоральное направление в теории личности Б.Ф.Скиннер. Социально-когнитивное направление в теории личности: А.Бандура и Д.Роттер. Когнитивное направление в теории личности: Д.Келли. Гуманистическое направление в теории личности А.Маслоу, К.Роджерс. Новые направления в психологии личности
Темперамент как свойство личности. Определение темперамента по Б.М.Теплпову. Основные типы темперамента: холерический, сангвинический, меланхолический, флегматический. Соотношение темперамента и способностей.
Учение о темпераменте Гиппократа. Типология Э.Кречмера. Концепция типов телосложения и темперамента У.Шелдона. Исследования проблемы темперамента в трудах И.П.Павлова. Основные свойства темперамента и их проявления по Б.М. Теплову.
Свойства нервной системы как основа темперамента. Учение И.П.Павлова. Сила возбуждения и торможения, уравновешенность и подвижность нервных процессов. Типы нервной системы по И.П.Павлову. Исследования свойств нервной системы, проведенные Б.М. Тепловым и В.Д.Небылициным.
Принципы составления психологических характеристик типов темперамента. Психологические характеристики типов темперамента по Я.Стреляу. Особенности соотношения темперамента и успешности деятельности человека.
Определение характера. Особенности характера как психического феномена. Характер как прижизненное образование. Закономерности формирования характера. Понятие о чертах характера. –Классификация черт характера. Проявление характера через деятельность, отношение к другим людям, интересы, эмоциональность и волю. Мотивационные и инструментальные черты личности.
Типология характера как центральная проблема исследований и теоретических поисков. Различные направления «характерологии». Концепции К.Леонгарда и А.Е.Личко. Взаимосвязь характера и темперамента.
Особенности формирования характера в детском возрасте. Сензитивный период для формирования характера. Особенности формирования характера в дошкольном и школьном возрастах. Трансформация характера в течение жизни. Самовоспитание. Роль труда в формировании характера.
Понятие о способности. Определение способностей по Б.М.Теплову. Соотношение способностей и успешности обучения. Способности и развитие человека. Классификация способностей. Характеристика общих способностей. Структура общих способностей. Теоретические и практические способности. Учебные и творческие способности.
Основная классификация уровней развития способностей. Врожденные задатки и генотип. Развитие задатков как социально обусловленный процесс. Потенциальные и актуальные способности. Соотношение общих и специальных способностей. Одаренность. Компенсация способностей. Мастерство и талант. Гениальность.
Общие интеллектуальные способности. Диагностика интеллекта. Интеллект в структуре психики. Общие творческие способности, их диагностика и развитие. Основные этапы развития способностей.
Автор
| Название
| Вид издания (учебник, учебное пособие)
| Место издания, издательство, год издания, кол-во страниц
|
Основная литература
|
| Большой психологический словарь. п/р. Б Мещерякова, В.П.Зинченко
| Учебное пособие
| -СПб.: Прайм- Еврознак; -М.: Олма-Пресс, 2003. -672 с.
|
Лукацкий, М.А., Остренкова, М.Е.
| Психология
| Учебник
| -М.: ЭКСМО, 2007.-416 с.
|
Маклаков, А.Г.
| Общая психология
| Учебник
| -СПб.: Питер, 2003. – 592 с.
|
| Общая психология. п\р Р.Х. Тугушева, Е.И. Гарбера.
| Учебник
| -М.: ЭКСМО, 2007.-560 с.
|
Немов, Р.С.
| Психология. В 3-х т. / Кн.1 Общие основы психологии.
| Учебник
| -М.: Просвещение: ВЛАДОС, В 3 кн. -кн.1., 2005.-688 с.
|
Немов, Р.С.
| Психология. В 2-х ч. / Ч-1
| Учебник
| -М.: Просвещение: Владос- Пресс, 2003.-304 с.
|
| Новейший психологический словарь. п/р В.Б. Шпаря
| Учебное пособие
| -Ростов н/Д.: Феникс. 2005. -808 с.
|
| Психологическая энциклопедия. п/р Р. Корсини и А. Ауэрбаха 2-е изд.
| Учебное пособие
| -СПб.: Питер,
2003. – 1096 с.
|
| Психология: Учебник для гуманитарных вузов. п/р В.Н. Дружинина
| Учебник
| -СПб.: Питер,
2003. – 656 с.
2002. -656 с.
|
| Психология для студентов вузов. п/р Е.И. Рогова
| Учебник
| -М.: ИКЦ Март, 2005. -560 с.
|
| Психология: учебник для студентов вузов. п/р Б.А.Сосновского
| Учебник
| -М.: Юрайт, 2005. -660 с.
|
Столяренко, Л.Д.
| Основы психологии.
| Учебное пособие
| -Ростов н/Д.: Феникс. 2005. -672 с.
2003. -672 с.
|
Столяренко, Л.Д.
| Психология: учебник для вузов
| Учебник
| СПб.: Питер, 2005. -592 с.
|
Дополнительная литература
|
Асмолов, А.Г.
| Психология личности: принципы общепсихологического анализа
| Учебное пособие
| -М.: Смысл, 2001. -416 с.
|
Ананьев, Б.Г.
| О проблемах современного человекознания
| Учебное пособие
| -СПб.: Питер, 2001. – 272 с.
|
Ананьев, Б.Г.
| Человек как предмет познания
| Учебное пособие
| -СПб.: Питер, 2001. – 272 с.
|
Асмонтас, Б.Б.
| Общая психология: Тесты.
| Учебное пособие
| -М.: Владос-Пресс, 2002. -192 с.
|
Батаршев, А.В.
| Психология индивидуальных различий: От темперамента – к характеру и типологии личности.
| Учебное пособие
| -М.: Владос, 2001. -252 с.
|
Батаршев, А.В.
| Темперамент и характер: психологическая диагностика
| Учебное пособие
| -М.: Владос, 2001. -331 с.
|
Бойко В.В.
| Энергия эмоций
| Учебное пособие
| -СПб.: Питер, 2004. – 474 с.
|
Большаков, В.Ю.
| Эволюционная теория поведения.
| Учебное пособие
| -СПб.: Изд-во С. –Петербургского университета, 2001, -496
|
| Большой толковый психологический словарь: в 2–х т.
| Учебное пособие
| -М.: Вече: АСТ, 2001. Т.1. А-О. -592 с.
Т.2. П-Я. -558 с.
|
Бреслав, Г.М.
| Психология эмоций.
| Учебное пособие
| -М.: Смысл; Академия, 2004. -544 с.
|
Вазина К.Я.
| Природно-рефлексивная технология саморазвития человека.
| Учебное пособие
| -М.: Гос. Университет печати. 2002. -145.
|
Величковский, Б.М.
| Когнитивная наука. Основы психологии познания. В 2-х т. Том 1
| Учебное пособие
| -М.: Смысл; академия, 2006. -447 с.
|
Величковский, Б.М.
| Когнитивная наука. Основы психологии познания. В 2-х т. Том 2
| Учебное пособие
| -М.: Смысл; академия, 2006. -431 с.
|
Выготский, Л.С.
| Мышление и речь.
| Учебное пособие
| -М.: Лабиринт. Изд 5. 1999. – 352 с.
|
Выготский, Л.С.
| Психология
| Учебное пособие
| - М.: Изд-во Эксмо- Пресс, 2000. – 1008 с.
|
Гальперин, П.Я.
| Введение в психологию
| Учебное пособие
| -М.: Кн. Дом «Университет», 2000. -336 с.
|
Гальперин, П.Я.
| Лекции по психологии
| Учебное пособие
| -М.: Книжный дом «Университет»: Высшая школа, 2002. -400 с.
|
Гамильтон, С.
| Что такое психология
| Учебное пособие
| -СПб.: Питер, 2002. – 304 с.
|
Гарифуллин, Р.
| Опасные психологические ловушки
| Психологический практикум
| -Ростов н/Д.: Феникс. 2005. -281 с.
|
Глуханюк, Н.С.
| Общая психология. /Н.С.Глуханюк, С.Л. Семенова
| Учебное пособие
| -М.: Академический пр-т; - Екатеринбург: Деловая книга. 2005. – 363 с.
|
Годфрид, М.
| Психология и психиатрия: Терминологический словарь
| Учебное пособие
| -СПб: Питер, 2003. -160 с.
|
Годфруа, Ж.
| Что такое психология: в 2-х т. Том 1.
| Учебное пособие
| -М.: Мир, 1996. -496
|
Годфруа, Ж.
| Что такое психология: в 2-х т. Том 2.
| Учебное пособие
| -М.: Мир, 1996. -376
|
Горбатенко, А.С.
| Общая и прикладная психология.
| Учебник
| -Ростов н/Д.: Феникс, 2002. – 352 с.
|
Гордеева, Т.О.
| Психология мотивации достижения
| Учебное пособие
| -М.: Академия. 2006. -332 с.
|
Гудвин, Д.
| Исследование в психологии: методы и планирование
| Учебное пособие
| -СПб.: Питер, 2004. – 558 с.
|
Гэмон, Д.
| Аэробика для ума. Программные упражнения для повышения умственного потенциала./ Д. Гэмон, А. Брэгдон.
| Психологический практикум
| -М.: Эксмо, 2003. – 352 с.
|
Дормашев, Ю.Б.
| Психология внимания./ Ю.Б. Дормашев, В.Я. Романов
| Учебное пособие
| -М.: МПСИ, Изд. Флинта, 2002, -376 с.
|
Дорфман, Л.Я.
| Методологические основы эмпирической психологии: от понимания к технологии
| Учебное пособие
| -М: Смысл: Академия, 2005. -288 с.
|
Дружинин, В.Н.
| Психология общих способностей
| Учебное пособие
| -СПб.: Питер, 2007. – 264 с.
|
Дружинин, В.Н.
| Экспериментальная психология
| Учебник
| -СПб.: Питер, 2003. – 319 с.
|
Дьяченко, М.И.
| Психологический словарь-справочник./ М.И.Дьяченко, Л.А. Кандыбович
| Учебное пособие
| -Минск: Харвест; -М.: АСТ, 2001. -576 с.
|
Елисеев, О.П.
| Практикум по психологии личности
| Практикум по психологии
| -СПб.: Питер, 2005. -509 с.
2004. -509 с.
|
Загвязинский, В.И.
| Методология и методы психолого-педагогического исследования./ В.И. Загвязинский, Р. Атаханов
| Учебник
| -М.: Академия, 2006. -206 с.
|
Зинченко, Т.
| Память в экспериментальной и когнитивной психологии
| Учебное пособие
| -СПб.: Питер, 2002. -320 с.
|
Изард, К.
| Психология эмоций
| Учебное пособие
| -СПб.: Питер, 2007. -464 с.
|
Ильин, Е.П.
| Дифференциальная психофизиология
| Учебное пособие
| -СПб.: Питер, 2001. -464 с.
|
Ильин, Е.П.
| Мотивы и мотивация
| Учебное пособие
| -СПб.: Питер, 2003. -512 с.
|
Ильин, Е.П.
| Психология воли
| Учебное пособие
| -СПб.: Питер, 2000. -288 с.
|
Ильин, Е.П.
| Психология индивидуальных различий
| Учебное пособие
| -СПб.: Питер, 2004. -701 с.
|
Ильин, Е.П.
| Эмоции и чувства. 2-е изд.
| Учебное пособие
| -СПб.: Питер, 2007. -782 с.
|
Кирюшин, И.А.
| Роль тревожности в типах личности.
| Учебное пособие
| -Хабаровск.: Изд-во ДВГГУ, 2005. -248 с.
|
Клоннингер, С.
| Теории личности: познание человека.
| Учебное пособие
| -СПб.: Питер, 2003. -718 с.
|
Колесов, Д.В.
| Введение в общую психологию.
| Учебное пособие
| -М.-Воронеж, 2002. -736 с.
|
Коняжин, А.В.
| Тренинг интеллектуальных способностей: задачи и упражнения
| Практикум по психологии
| -СПб.: Питер, 2007. -127 с.
|
Корнилова, Т.В.
| Экспериментальная психология: Теория и методы
| Учебник
| -М.: Аспект Пресс, 2002. -381 с.
|
Кравченко, А.Н.
| Общая психология
| Учебное пособие
| -М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008. -430 с.
|
Крысько, В.Г.
| Общая психология в схемах и комментариях
| Учебное пособие
| -СПб.: Питер, 2007. -254 с.
|
Крысько, В.Г.
| Психология и педагогика. Курс лекций
| Учебное пособие
| -М.: Омега–Л, 2006. -386 с.
|
Купер, К.
| Индивидуальные различия
| Учебное пособие
| -М. Аспект – Пресс, 2000. – 527 с.
|
Лапп, Д.
| Искусство помнить и забывать
| Учебное пособие
| -СПб.: Питер, 2003. -224 с.
|
Лапп, Д.
| Улучшаем память в любом возрасте
| Учебное пособие
| -СПб.: Питер, 2003. -224 с.
|
Леви, В.Л.
| Куда жить. Человек в цепях свободы (с рисунками авт.)
| Учебное пособие
| -М. Торобоан, 2005. 445 с.
|
Леви, В.Л.
| Ошибки здоровья. Книга о вкусной и здоровой жизни с авт. иллюстрациями
| Учебное пособие
| -М. Торобоан, 2006. 416 с.
|
Леонтьев, А.Н.
| Деятельность, сознание, личность.
| Учебное пособие
| -М.: Смысл; Академия, 2005. -352 с.
|
Леонтьев, А.Н.
| Лекции по общей психологии
| Учебное пособие
| -М.: Смысл; Академия, 2001. -511 с.
|
Либин, А.
| Дифференциальная психология
| Учебное пособие
| -М.: Эксмо, 2006. -544 с.
|
Литвак, М.Е.
| Как узнать свою судьбу: способности, темперамент, характер
| Учебное пособие
| -Ростов н\Д., 2005. -448 с.
|
Лурия, А.Р.
| Лекции по общей психологии
| Учебное пособие
| -СПб.: Питер, 2004. -320 с.
|
Майерс, Д.
| Психология
| Учебное пособие
| -Минск.: ООО Поппурри. 2001. -848 с.
|
Маклаков, А.Г.
| Общая психология: ответы на экзаменационные билеты.
| Учебное пособие
| -СПб.: Питер, 2007. -224 с.
|
Марютина, Т.М.
| Естественнонаучный аспект психологии: Краткий терминологический словарь. п/р Т.М. Марютиной, О.Ю. Ермолаев
| Учебное пособие
| -М. МПСИ; -Воронеж: НПО Модэк, 2002. 96 с.
|
Маслоу А.
| Мотивация и личность.
| Учебное пособие
| -СПб.: Питер, 2003. -352 с.
|
Нартова-Бочавер, С.К.
| Дифференциальная психология
| Учебное пособие
| -М.: Флинта, 2003. -280 с.
|
Небылицын, В.Д.
| Проблемы психологии индивидуальности
| Учебное пособие
| -М.: МПСИ; -Воронеж: Изд-во НПО Модэк. 2000. -688 с.
|
| Общая психология. Курс лекций. /сост. Е.И. Рогов
| Учебное пособие
| -М.: Владос, 2001. 448 с.
|
Овчинников, Б.В.
| Типы темперамента в практической психологии.
| Учебное пособие
| -СПб.: Речь, 2003. -288 с.
|
Олпорт, Г.
| Становление личности: Избр. труды.
| Учебное пособие
| -М.: Смысл, 2002. -462 с.
|
Орлов, А.Б.
| Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики.
| Учебное пособие
| -М.: Академия, 2002. -272 с.
|
| Основы психологии: Практикум/ ред.-сост. Л.Д. Столяренко
| Практикум по психологии
| -Ростов н/Д: «Феникс, 2002. -704 с.
|
Панферов, В.И.
| Психология человека
| Учебное пособие
| -СПб. 2000. -160 с.
|
Петровский, А.В., Ярошевский, М.Г.
| Психология
| Учебник
| -М.: Изд-во Академия, 2000. -512 с.
|
Пиз, А. Гарпер, А.
| Язык разговора.
| Практикум по психологии
| -М.:Изд-во Эксмо-Пресс, 2002. -224 с.
|
| Познавательные психические процессы / сост. И общ. Ред. А.Г. Маклакова
| Хрестоматия по психологии
| -СПб.: Питер, 2001. -480 с.
|
Попов, А.Л.
| Психология: Учебное пособие для физкультурных вузов и факультетов физ. Воспитания
| Учебное пособие
| -М.: Флинта- Наука, 2002. -336 с.
|
| Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. П/р А.А. Крылова, С.А. Маничева.
| Практикум по психологии
| -СПб.: Питер, 2000. -560 с.
|
| Проблемы психологии личности. Возрастной, социальный и культурно-исторический аспект.
| Учебное пособие
| -Петропавловск – Камчатский. КГПУ, 2004. -135 с.
|
Прохоров, А.О.
| Саморегуляция психических состояний: феноменология, механизмы, аконномерности
| Учебное пособие
| -М.: Per Se, 2005. -350 с.
|
| Психические состояния.
| Хрестоматия по психологии
| -СПб.: Питер, 2000. -512 с.
|
| Психологический словарь. п/р Ю.Л. Неймера
| Учебное пособие
| -Ростов н/Д.: Феникс. 2003. -640 с.
|
| Психология. п/р А.А. Крылова
| Учебник
| -М.: Проспект. 2001. -584 с.
|
| Психология и педагогика.
| Учебное пособие
| -М.: Изд. инст-та психотерапии, 2002.- 585 с.
|
| Психология индивидуальных различий. п/р Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова
| Хрестоматия по психологии
| -М.: «ЧеРо», 2002. -776 с.
|
| Психология личности. Т-1.
| Хрестоматия
| -Самара. Изд. дом «Бахрах-М», 2000. -448 с.
|
| Психология личности. Т-2.
| Хрестоматия
| -Самара. Изд. дом «Бахрах-М», 2000. -544 с.
|
| Психология личности в трудах зарубежных психологов. п\р А.А.Реана
| Хрестоматия по психологии
| -СПб.: Питер, 2000. -320 с.
|
| Психология личности в трудах отечественных психологов /сост. Л.В. Куликов
| Хрестоматия по психологии
| -СПб.: Питер, 2000. -480 с.
|
| Психология мотивации и эмоций. п\р Ю.Б. Гипенрейтер
| Хрестоматия по психологии
| -М.: Че Ро: Омега: МПСИ, 2006. -750 с.
|
| Психология ощущений и восприятия. п/р Ю.Б. Гиппенрейтер
| Хрестоматия по психологии
| -М.: Че Ро:, 2002. -610 с.
|
| Психология памяти. п/р Ю.Б. Гиппенрейтер
| Хрестоматия по психологии
| -М.: Че Ро:, 2000. -816 с.
|
| Психофизиология: учебник для студентов вузов. п/р Ю.И.Александрова.
| Учебник
| -Спб.: Питер, 2006. -464 с.
|
Рогов, Е.И.
| Психология человека
| Учебное пособие
| -М.: Владос. 2001. -318 с.
|
Родионов, А.
| Интеллект-трениг для всех возрастов: тренировка памяти, скорочтения, изучения иностранных языков, математические способности
| Учебное пособие
| -СПб.: Питер, 2004. -170 с.
|
Розин, В.М.
| Психология: Наука и практика.
| Учебное пособие
| -М.: Омега-Л., 2005. -544 с.
|
Романов, К.М., Гаранина, Ж.Г.
| Практикум по общей психологии
| Учебное пособие
| Москва-Воронеж. –М.: Московский социально-психологический институт, Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2002. -320 с.
|
Рубинштейн, С.Л.
| Бытие и сознание. Человек и мир.
| Учебное пособие
| -СПб.: Питер, 2003. – 512с.
|
Рубинштейн, С.Л.
| Основы общей психологии
| Учебник
| -СПб.: Питер, 2007. – 720 с.
|
Слободчиков, В.И., Исаев Е.И.
| Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъективности.
| Учебное пособие
| -М.: Школа – Пресс, 1995. -384 с.
|
Смирнов, А.Г.
| Практикум по общей психологии.
| Практикум по психологии
| -М.: Изд-во ин-та психотерапии, 2002. -224 с.
|
| Современная психология: Справочное руководство.
| Учебное пособие
| -М.: Инфа-М. 1999. – 688 с.
|
Станкин, М.И.
| Общая психология: функциональные явления человеческой психики.
| Учебное пособие
| -М.: МПСИ; -Воронеж: НПО Модэк, 2001. -352 с.
|
Столяренко, А.М.
| Психология и педагогика
| Учебное пособие
| -М.: Юнити- Дана, 2001. -423 с.
|
Столяренко, Л.Д.
| Психология./ Л.Д.Столяренко, С.И. Самыгин
| Учебное пособие
| -Ростов н/Д.: Феникс, 2000. -448 с.
|
Столяренко, Л.Д.
| Психология: 100 экзаменационных ответов_ Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин
| Учебное пособие
| -М.: -Ростов н/Д.: Март, 2003. -256 с.
|
Тихомиров О.К.
| Психология мышления.
| Учебное пособие
| -М.: Academia,2002. -288 с.
|
Халперн, Д.
| Психология критического мышления
| Учебное пособие
| -СПб.: Питер, 2000. – 512 с.
|
Хеджес, П.
| Тайны характера./ П. Хеджес, Д. Коэн
| Учебное пособие
| -М.: Изд-во Эксмо, 2004. -512 с.
|
Хекхаузен, Х.
| Мотивация и деятельность
| Учебное пособие
| -СПб.: Питер, -М.: Смысл. 2003. – 860 с.
|
Херманн, Д.
| Язык памяти. Эффективные приемы развития памяти./ Д. Херманн, М. Грюнберг
| Учебное пособие
| -М.: Эксмо-Пресс, 2002. -255 с.
|
Хозиев В.Б.
| Сборник задач по психологии.
| Учебное пособие
| -М.: МПСИ; -Воронеж. Изд-во НПО Модэк, 2000. -224 с.
|
Холодная, М.А.
| Психология интеллекта. Парадоксы исследования.
| Учебное пособие
| -СПб.: Питер, 2002. – 272 с.
|
Хэйес, Н., Оррелл, С.
| Введение в психологию
| Учебное пособие
| -М.: Эксмо, 2003. -688 с.
|
Шиффман, Х.
| Ощущение и восприятие
| Учебное пособие
| -СПб.: Питер, 2003. – 928 с.
|
Штерн, А.С.
| Введение в психологию: курс лекций.
| Учебное пособие
| -М.: Флинта, 2003. -312 с.
|