Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-этническая структура населения России и проблемы государственности

 

В настоящее время в России проживают не более 30 наций, около 60 народностей и более 40 этнических и этнографиче­ских групп. Некоторые из этнических групп являются частью наций, имеющих государственность за пределами России.

По данным всероссийской переписи 2002 г., население РФ составляют 140 национальностей и 40 входящих в них этниче­ских групп.

В 2002 г. насчитывалось 23 наиболее многочисленные на­циональности с численностью населения, превышающей 400 тыс. человек, в 1989 г. таких национальностей было 17. В связи с ростом численности населения в эту группу вошли азербайджанцы, кабардинцы, даргинцы, кумыки, ингуши, лез­гины и якуты, выбыли из-за уменьшения численности населе­ния евреи. Как и в 1989 г., численность семи народов превыша­ет 1 млн. человек, однако в составе этой группы произошли из­менении: в межпереписной период в группу вошли чеченцы и армяне, вышли белорусы и мордва.

Русское население по-прежнему является наиболее много­численным (около 116 млн. человек) и составляет почти 80% обшей численности населения страны. По сравнению с 1989 г. его доля во всем населении уменьшилась на 1,7 процентного пункта. Это произошло, главным образом, за счет естественной убыли, составившей почти 8 млн. человек, которую не смог компенсировать более чем трехмиллионный миграционный прирост русских.

Второе место по численности населения в стране, как и при прошлой переписи, занимают татары, численность которых со­ставляет 5,55 млн. человек (почти 4% населения страны).

За счет эмиграции и естественной убыли снизилась за меж­переписной период численность евреев (с 537 тыс. до 230 тыс. человек) и немцев (с 842 тыс. до 597 тыс. человек).

Главным образом за счет миграционного прироста значи­тельно увеличилась численность армян (с 532 тыс. до 1130 тыс. человек), азербайджанцев (с 336 тыс. до 622 тыс. человек), тад­жиков (с 38 тыс. до 120 тыс. человек), китайцев (с 5 тыс. до 35 тыс. человек).

Впервые после переписи населения 1926 г. была получена численность лиц, отнесших себя к кряшенам (около 25 тыс. че­ловек). Также впервые после переписи 1897 г. была получена численность лиц, назвавших себя казаками (около 140 тыс. че­ловек), и ряда малочисленных народов Дагестана.

Из примерно 1,5 млн. человек, у которых не заполнена графа ответа на вопрос переписного листа о национальной принад­лежности, почти две трети - это проживающие в Москве, Санкт-Петербурге и Московской области.

При переписи населения 2002 г. впервые была получена ин­формация от всего населения о владении государственным язы­ком страны - русским языком. Из общей численности населе­ния владеют русским языком 142,6 млн. человек (98%).

Среди других языков наиболее распространенными являют­ся английский язык (7,0 млн. человек, или 4,8%), татарский (5,3 млн. человек, или 3.7%), немецкий (2.9 млн. человек, или 2%), украинский (1,8 млн. человек, или 1.3%), башкирский (1,4 млн. человек, или 1%), и почти одинаковое число людей назвало владение чеченским и чувашским языками (по 1,3 млн. человек, или по 0,9%).

Впервые при переписи населения получены сведения о гра­жданстве населения России. Численность граждан Российской Федерации составила 142,4 млн. человек (9896 всех жителей страны), 1,0 млн. человек имеют гражданство других государств и 0,4 млн. человек — лица без гражданства. Из обшей числен­ности граждан Российской Федерации 44 тыс. человек имеют двойное гражданство.

Среди иностранных граждан, постоянно проживающих в России, подавляющая часть — это граждане государств-участ­ников СНГ (906 тыс. человек, или 88% всех иностранцев), из них наиболее многочисленны граждане Украины (230 тыс. че­ловек), Азербайджана (155 тыс. человек) и Армении 037 тыс. человек).

Эти данные показывают, что Россия — многонациональное государство со сложной социально-этнической структурой на­селения.

По форме государственного устройства она является феде­ративным государством. В основу государственного устройства Российской Федерации изначально были заложены два прин­ципа: национально-территориальный и административно-тер­риториальный. Наличие этих принципов порождает определен­ные противоречия и проблемы в сфере межнациональных от­ношений. Прежде всего, права национально-государственных образований (республик) и административно-территориальных (краев и областей) существенно различаются в пользу первых. Кроме этого, в самих республиках население делится на пред­ставителей «коренных» и «некоренных» национальностей. «Ко­ренные» чувствуют себя хозяевами в «своей» республике и пользуются преимуществами и привилегиями.

Между тем в 15 из 21 республики «коренное» население со­ставляет менее половины жителей. В республиках Российской Федерации, вместе взятых, «коренное население» составляет 32%, а автономных округах и того меньше — 10,5%. Все же «коренное» население российских республик, автономной об­ласти и автономных округов в совокупности составляет 7,6%

населения страны.

Термины «коренное» и «некоренное» население являются весьма условными, нечеткими, а потому спорными. Согласно такому разграничению, в Татарии и Якутии, к примеру, татары и якуты являются «коренными», а русские «некоренными», хо­тя живут там почти полвека. Более того, по логике доктрины национальной государственности русские в республиках (как и другое нетитульное население) отнесены к национальным меньшинствам, хотя по численности в некоторых из них могут составлять большинство или самую многочисленную этниче­скую группу (например, в Башкирии, Бурятии, Карелии). Ко­нечно, такая терминологическая путаница не способствует объ­ективному пониманию этнополитической ситуации в респуб­ликах.

Административные границы национальных республик в России лишь условно соотносятся с этническими ареалами на­родов. В свое время эти границы устанавливались с приорите­том интересов национальных меньшинств и задач экономиче­ского развития создаваемых республик. В современных услови­ях межнациональное согласие может достигаться на основе соблюдения принципов национального равноправия. Должно неукоснительно обеспечиваться предусмотренное Конституци­ей России равенство прав и свобод всех граждан независимо от их национальности. Источником и носителем власти в респуб­лике является все ее население независимо от национальности. Ни одна этническая группа не может обладать исключитель­ным правом контроля над территорией, институтами власти и ресурсами. Неконституционно, а потому недопустимо разделе­ние жителей на представителей «коренных» и «некоренных» национальностей и наделение в зависимости от этого разными правами.

Весьма актуальными являются вопросы справедливого этни­ческого представительства в органах власти и управления рес­публик (национальных образований). Узурпация власти пред­ставителями одной из этнических групп, а тем более какое-либо

законодательное оформление преимуществ или дискриминации по этническому признаку неминуемо вызывают обострение межэтнических отношений и служат одним из основных факто­ров этнических конфликтов.

Межнациональные отношения сопряжены с демографиче­скими и миграционными процессами. Резкие различия в этно-демографических процессах могут существенно изменить этни­ческий баланс административной территории и национально-государственного образования. Во многих случаях население болезненно и негативно реагирует на резкие изменения этниче­ских групп. Так произошло в Латвии, Литве, Эстонии, когда в результате этнографических и миграционных факторов соотно­шение «коренного» и «некоренного» населения изменилось за десятилетия в пользу последнего.

По этим же причинам снижается прирост «коренных» наро­дов Севера. Следует также заметить, что с начала 1990-х гг. рез­ко уменьшился приток населения на Север, а обратный поток с Севера, напротив, усилился.

Этнополитическая ситуация может ухудшиться в связи с массовым перемещением граждан, огромными потоками бе­женцев и переселенцев в многонациональные регионы. Такие притоки населения повышают межгрупповую конкуренцию в распределении ресурсов и социальных благ, создают дополни­тельные культурно-психологические барьеры, резко меняя об­щественно-политическую ситуацию и провоцируя межнацио­нальную напряженность и конфликты. Фактов подобного рода немало в России, куда приехало более 2 млн. беженцев и выну­жденных переселенцев. Межэтнические конфликты по этой причине возникают в Краснодарском и Ставропольском краях, Москве, Санкт-Петербурге и других регионах и городах.

Этносоциологи делят этнические структуры многонацио­нальных государств на две системы: дисперсную и централизо­ванную. К дисперсной этнической системе относится государ­ство, население которого состоит из нескольких малочисленных этнических групп. При централизованной системе некоторые из этнических групп, составляющих население государства, столь велики, что их взаимоотношения постоянно пребывают в цен­тре общественно-политической жизни. Россия относится к цен­трализованным системам с явно доминирующей (численно и по статусу) русской нацией. Поэтому состояние межнациональных отношений в России в решающей мере зависит от националь­ного самочувствия русских.

Вместе с тем в России сложилась своеобразная этнонацио-нальная обстановка. Русские, составляя 80% всего населения страны, сталкиваются со многими проблемами, не свойствен­ными большим по численности народам. В России демографи­ческая ситуация для русских складывается явно неблагоприят­ная. В последние десятилетия традиционные центры русской культуры (Нечерноземье, европейский север) стали зоной депо­пуляции, деградации природной и социальной среды обитания. Прирост русского населения шел почти исключительно за счет юга России и Сибири. Но и этот прирост по своим темпам за­метно отставал от темпов роста нерусского населения России.

В результате распада СССР и возникновения 15 суверенных государств за рубежами Российской Федерации образовалась значительная российская диаспора. Она складывается из этни­ческих русских, татар, башкир, чувашей, мордвы и других, на­считывая примерно 37—38 млн человек.

В целом этнополитическая ситуация в России характеризу­ется как сложная, противоречивая, и надеяться на скорое ее улучшение рано. Усиливается неравномерность развития регио­нов РФ по уровню жизни, по условиям развития. Это неминуе­мо будет обострить противоречия между ними, стимулировать центробежные тенденции у регионов, оказавшихся в более вы­годном положении с точки зрения социально-экономического и внешнеторгового развития.

Среди многообразных конфликтов этнонациональные (меж­этнические, межнациональные) конфликты выделяются в осо­бую группу. Они относятся к числу наиболее сложных, запу­танных, затяжных и трудно разрешимых. Как показывает исто­рия, этнополитические коллизии во многих полиэтнических странах по своим масштабам, продолжительности и интенсив­ности значительно превосходят иные формы социальных кон­фликтов.

Э т но национальный конфликт — форма конфликта, в кото­ром группы с противоположными интересами различаются по этническому признаку- Для такого конфликта характерны оп­ределенный уровень организованного политического действия со стороны этнонациональпых сил и общественных движений, наличие массовых беспорядков, сепаратистских выступлений и даже гражданской войны. Противостояние в такого рода кон­фликтах проходит по линии этнической общности.

Определение этпонациональных конфликтов затрудняется тем, что они в чистом виде бывают редко. Возникнув на эко­номической, социально-политической и иной внеэтнической основе, конфликт на последующих фазах может приобрести этнический (национальный) характер, если в обществе созрели достаточные основания для противостояния различных нацио­нальных, в том числе и государственных, образований или столкновения внутри государства различных этнических групп. Поскольку территория бывшего СССР была полиэтни­ческой по составу населения (это характерно и для государств, возникших на этой территории), то внутренний социально-экономический или политический конфликт но своему содер­жанию нередко обретает этнический оттенок. Вместе с тем здесь имеется достаточно оснований для межэтнических про­тиворечий на личностном и на групповом уровнях. Поэтому этнический фактор генерирует многие из тех кризисных ситуа­ций, которые возникают в сфере политики, межобщинных от­ношений, отношений между государствами и внутригосударст­венными образованиями.

Существует несколько теорий, объясняющих причины этнонациональных конфликтов. Различаясь по масштабам, соци­альному значению, происхождению, «возрасту», напряженно­сти этнонациональные конфликты имеют одну «конечную природу», способствующую этнической мобилизации. Их глу­бинные корни — нарушение прав человека той или иной на­ции или этнической группы, справедливости и равноправия в межнациональных отношениях.

Концепция неравномерного развития, неравномерной мо­дернизации «ядра» и этн о национально и «периферии» в много­национальном государстве исходит из того, что этнонациональный конфликт детерминирован социально-экономическими факторами, а социально-экономические кризисы провоцируют межэтническую напряженность.

Однако связи между социально-экономическим положени­ем и этнонациональным конфликтом носят более сложный ха­рактер, нежели представляется па первый взгляд. Они могут быть прямыми и случайными, однонаправленными и взаимо­переплетающимися. Бывает и так, что этнонациональный кон­фликт возникает там, где нет выраженных различий в экономическом развитии между доминирующим центром и его нацио­нальными окраинами, и отсутствует там, где такие различия имеют место. В многонациональном государстве неравномер­ное развитие становится межэтнической проблемой тогда, ко­гда люди отказываются мириться со своим неблагополучием. Их протест часто приобретает форму этнонационализма.

Социологический подход к объяснению причин конфликтов основывается на анализе этнических параметров основных со­циальных группировок (классов, социально-профессиональных групп и др.}. Здесь речь идет о такой этносоциальной страти­фикации, когда представители одной этнической группы зани­мают верхние ярусы социально-классовой пирамиды, создав себе привилегированное положение в ущерб интересам других групп, подвергающихся дискриминации по этническому или расовому признаку. Этот феномен вполне правомерно рассмат­ривается как источник и побудительный мотив для межэтниче­ской напряженности и открытых конфликтов.

Значительное место в объяснении причин этнонациональ-ных конфликтов занимают этнополитические мотивы, которые явно преобладают в конфликтах, происходящих на территории бывшего СССР (карабахском, грузино-абхазском, осетино-ин­гушском, в Молдавии, прибалтийских странах и т. п.). Велика роль и социально-психологических причин. События послед­них лет в СССР и в странах СНГ показывают, что фактор пове­денческой психологии, социально-психологические механизмы этнических конфликтов играют гораздо более важную роль, чем это представлялось в рамках традиционных интерпретаций.

Этнополитические конфликты, происходящие на террито­рии бывшего СССР, можно свести к таким типам:

территориальные конфликты. Они часто связаны с воссоеди­нением раздробленных в прошлом этносов. Это, например, конфликты в Нагорном Карабахе, в Южной Осетии, нацио­нальное движение лезгинов в Азербайджане и др. Сюда же от­носятся конфликты, связанные с восстановлением территори­альных прав депортированных народов (спор между осетинами и ингушами из-за принадлежности Пригородного района, дви­жение немцев в России и в странах СНГ за восстановление государственности в Поволжье и т. д.);

конфликты, порожденные стремлением этнического меньшин­ства реализовать право на самоопределение в форме создания не-

зависимого государственного образования (конфликты в Абхазии, Гагаузии, отчасти в Приднестровье);

конфликты, в основе которых лежат притязания государства на часть территории соседнего государства. Например, стремле­ние Эстонии и Латвии присоединить к себе некоторые терри­тории Псковской области;

конфликты, вызванные дискриминацией русскоязычного населе­ния в странах СНГ и Балтии;

конфликты, возникающие в связи с массовым притоком в тот или иной регион беженцев и вынужденных переселенцев,

конфликты, в основе которых лежат факторы исторического характера (последствия войны, произвольно установленные грани­цы между национально-территориальными образованиями, ошиб­ки в национальной политике, дискриминация, обиды, унижения, нанесенные народам, и др.).

Многоаспектный характер этнонациональных конфликтов предполагает и многообразие мер для их урегулирования — от правовых до социально-психологических.

Во-первых, необходимо признать, что межнациональные проблемы имеют собственное содержание и должны решаться методами национальной политики. Поэтому сегодня особенно актуальна разработка обшей концепции национальной полити­ки в Российской Федерации, учитывающей новые реалии пост­советского периода, современные тенденции федеративных и национальных отношений.

Во-вторых, необходимо четко определить и активно исполь­зовать экономические рычаги для нормализации этнополитической ситуации. Принципиально важно не упускать из виду стратегическую цель — преодоление резких различий между ре­гионами и республиками по уровню жизни, по условиям разви­тия, обеспечение территориальной справедливости.

В-третьих, учитывая, что этническая картина России суще­ственно расходится с ее национально-государственным и адми­нистративно-территориальным устройством, а вес субъекты Федерации (республики, края, области, округа) являются сме­шанными по этническому составу населения, в национальной политике необходимо предусмотреть создание культурной ин­фраструктуры консенсуса (национальные общества и центры, двуязычие, национально-культурная автономия и т.п.), соблю­дать принцип паритетности при выдвижении и назначении людей разных национальностей и органы власти и управления, не допускать дискриминации национальных языков.

Заметное место в разработке средств и способов преодоле­ния этнонациональных конфликтов принадлежит прогнозиро­ванию. Научно обоснованная концепция этнонациональных процессов, разработка на ее основе национальной политики и эффективных механизмов ее реализации являются реальной ос­новой гармонизации отношений между социально-этнически­ми общностями многонациональной России.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...