Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






IV. Распределение часов курса по темам и видам работ

СОДЕРЖАНИЕ

I. Организационно-методический раздел 5

 

II. Темы и их краткое содержание

ТЕМА 1 Общая характеристика проблем управления и разработки 8

решения.

ТЕМА 2Информационное пространство организации. 20

ТЕМА 3Формирование среды реализации управленческого решения. 33

ТЕМА 4Качество управленческих решений. 38

ТЕМА 5Эффективность управленческих решений. 41

ТЕМА 6Методы выработки управленческих решений. 47

ТЕМА 7Управленческие решения в условиях предпринимательства. 67

ТЕМА 8Человеческий фактор в процессе подготовки и реализации управленческих решений. 81

ТЕМА 9Организационное поведение в процессе подготовки и реализации управленческих решений. 84

ТЕМА 10Поддержка принятия управленческих решений и ответственность руководителя за их реализацию. 96

ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Тема 1.Общая характеристика проблем управления и разработки

решения. 102

ТЕМА 2.Информационное пространство организации. 104

ТЕМА 3.Формирование среды реализации управленческого решения. 108

ТЕМА 4.Качество управленческих решений. 110

ТЕМА 5.Эффективность управленческих решений. 113

ТЕМА 6.Методы выработки управленческих решений. 116

ТЕМА 7.Управленческие решения в условиях предпринимательства. 120

ТЕМА 8.Человеческий фактор в процессе подготовки и реализации управленческих решений. 124

ТЕМА 9.Организационное поведение в процессе подготовки и реализации управленческих решений. 127

ТЕМА 10.Поддержка принятия управленческих решений и ответственность руководителя за их реализацию. 130

 

III. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

Вопросы и задания для самоконтроля.132

Примерный перечень вопросов для зачета137

ТЕСТЫ.141

Глоссарий.146

Хрестоматия152

IV. Распределение часов курса по темам и видам работ

- дневная форма обучения 154

- заочная форма обучения 155

Форма итогового контроля156

V. Требования к оценке знаний.156

VI. Учебно-методическое обеспечение курса

Рекомендуемая литература159

 

Актуальность этого курса обусловлена важностью управленческих решений при осуществлении любого управленческого действия. Реальные ситуации, складывающиеся в экономической деятельности, требуют постоянного осмысления и переработки огромного количества сложной информации в ходе управления предприятием или фирмой. Руководство предприятием осуществляется путем реализации руководящих документов, распоряжений и указаний вышестоящих руководителей и организаций. Такая сложность и многогранность деятельности руководителя требует четкую организацию деятельности подчиненных.

Целью курса является изучение функций решения в методологии и организации процесса управления; типологии управленческих решений; условий и факторов качества управленческих решений; моделей, методологии и организации процесса разработки управленческого решения; целевой ориентации управленческих решений; альтернатив действий и влияния внешней среды на их реализацию; условий неопределенности и риска и приемов разработки и выборов управленческих решений в них; эффективности решений и возможностей контроля реализации управленческих решений; управленческих решений и ответственности.

Методы моделирования.

Методы моделирования (методы исследования операций) предполагают использование математических моделей для решения наиболее часто встречающихся управленческих задач.

Процедура разработки и оптимизации решения методами моделирования включает следующие этапы:

- постановка задачи,

- определение критерия эффективности анализируемой операции,

- количественное изменение факторов, влияющих на исследуемую операцию,

- построение математической модели,

- количественное решение модели и нахождение оптимального решения,

- проверка адекватности модели и найденного решения анализируемой ситуации,

- корректировка и обновление модели.

Модель – это условное представление действительности. Степень соответствия может быть различной, и проблема заключается в том, чтобы выбирая уровень упрощения реальной ситуации, оставить основные влияющие факторы и соотношения между ними.

Для обеспечения успеха моделирования, нужно:

1. выделить главные свойства моделируемого объекта,

2. отделить главные свойства от второстепенных,

3. пренебречь второстепенными свойствами.

Существует огромное количество конкретных моделей (поскольку многочисленно количество проблем, которые решаются конкретной моделью), рассмотрим наиболее распространенные типы моделей.

Модели теории игр – анализируют возможные альтернативы своих действий с учетом возможных ответных действий конкурентов, поскольку прогнозировать действия конкурентов может стать существенным преимуществом для любой коммерческой организации.

Здесь прогнозируются реакции конкурентов на принимаемые решения, например, на изменение цен, выпуск новых видов товаров и услуг, выход на новые сегменты рынка и т.п.

Например, принимая решение об изменении цен на товар, руководство должно прогнозировать действия основных конкурентов. Если на основании модели теории игр будет установлено, что конкуренты не сделают того же, то организации нужно найти другое решение проблемы, для того, чтобы не оказаться в невыгодном положении.

В теории игр рассматриваются такие ситуации, когда имеются два участника выполнения операции, каждый из которых преследует противоположные цели. В качестве участников могут выступать коллективы, конкурирующие предприятия и т.п. Во всех случаях предполагается, что операция производится против разумного конкурента, преследующего свои собственные цели и сознательно противодействующего достижению цели другим участником.

Так как цели противоположны, а результат мероприятия каждой из сторон зависит от действий конкурента, то эти действия называют конфликтными ситуациями, где сталкиваются противоположные интересы двух участников. Схематизированная модель конфликтной ситуации называется игрой, а если один из игроков выигрывает ровно столько, сколько проигрывает другой, то такая игра называется «игрой с нулевой суммой».

Развитие игры во времени представляется как ряд последовательных случайных и сознательных ходов.

Цель теории игр – выработка рекомендаций для различного поведения игроков в конфликтной ситуации, т.е. выбор оптимальной стратегии для каждого из них.

Нужно отметить, что используются эти модели довольно редко, поскольку реальная экономическая ситуация обычно намного сложнее и непредсказуемее, что приводит к неточности прогнозов.

Модели теории очередей – используются для нахождения оптимального числа каналов обслуживания при определенном уровне потребности в них.

С помощью них решаются, например, определение количества телефонных линий, необходимых для ответов на звонки клиентов, требуемого количества операционистов в банке и т.д.

Основные вопросы при решении таких проблем заключаются в том, что дополнительные каналы обслуживания (больше телефонных линий или банковских служащих) требуют дополнительных затрат, а их загрузка неравномерна. Следовательно решение должно учитывать дополнительные расходы на расширение каналов обслуживания и потери от их недостатка. Модели теории очередей позволяют находить такие оптимальные решения.

 

Модели управления запасами – позволяют найти оптимальное уровень запаса, который минимизирует издержки на его создание и поддержание при заданном уровне непрерывности производственных процессов.

Любая организация должна поддерживать некоторый уровень запасов своих ресурсов для надежного функционирования, избежания простоев и перерывов, однако, создание запасов требует дополнительных издержек, связанных с хранением, складированием, транспортировкой, страховкой, а также приводит к сокращению свободных оборотных средств. Таким образом, модели управления запасами являются важными для любой организации, чья деятельность предусматривает определенные запасы материалов, комплектующих изделий, готовой продукции, денежной наличности, инструментов и т.п.

Модели линейного программирования – применяют для нахождения оптимального решения в ситуации распределения дефицитных ресурсовпри наличии конкурирующих потребностей (например, можно рассчитать количество производимых изделий каждого наименования для получения наибольшей прибыли при определенном количестве материалов и деталей, фонде времени работы оборудования и рентабельности каждого типа изделия).

Линейное программирование применяется для решения задач типа: распределение ресурсов, составление портфеля инвестиций, выбор производственной программы.

 

ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ.

 

Таблица оценок решений по показателям критериев

№ п/п Показатели критериев Желательный приоритет Фактический приоритет показателя критерия в решении
      № 1 № 2 № 3 № 4
Время реализации
Финансовые затраты
Дополнительная прибыль
Качество решения

 

Б) методом оценочных сравнений в таблице 3

 

Таблица 3

Таблица оценок решений по показателям критериев

№ п/п Показатели критериев Желательный приоритет Фактический приоритет показателя критерия в решении
      № 1 № 2 № 3 № 4
Время реализации
Финансовые затраты
Дополнительная прибыль
Качество решения
Итого

 

 

В) методом задания весовых коэффициентов в таблице 4

 

Таблица 4

 

III. Примерный перечень вопросов для зачета.

1. Понятие управленческого решения.

2. Каково место управленческого решения в процессе управления.

3. Как управленческие решения влияют на интересы компании?

4. Рассмотрите управленческое решение как процесс и как явление.

5. Что отличает управленческие решения от решений, принимаемых в частной жизни?

6. Что такое функциональная направленность управленческих решений?

7. Как можно классифицировать управленческие решения?

8. Каковы основные элементы управленческого решения?

9. Какими качествами должно обладать каждое управленческое решение?

10. Опишите процесс и этапы формирования решений.

11. Что можно назвать благоприятной средой для управленческого решения?

12. Рассмотрите типовые графические формы представления данных.

13. Дайте определение цели, какое место они занимают в процессе подготовки управленческих решений?

14. Перечислите и охарактеризуйте методы формирования множества альтернатив решений управленческих задач.

15. Дайте понятие качества и эффективности управленческого решения.

16. Какие условия обеспечивают качество и эффективность управленческого решения?

17. Основные составляющие качества управленческого решения.

18. Назовите процедуры и операции, чье качество определяет к качеству процесса подготовки и реализации управленческих решений.

19. Охарактеризуйте понятия эффективности, результативности и производительности.

20. Какие вы знаете методы оценки экономической эффективности?

21. Рассмотрите взаимосвязь качества и эффективности управленческого решения.

22. Как можно оценивать профессионализм при разработке и реализации управленческого решения?

23. Дайте характеристику аналитических, статистических и матричных методов процесса подготовки и реализации управленческого решения.

24. Рассмотрите типовые модели процесса обдумывания проблемы.

25. Охарактеризуйте роль лидера группы в обсуждении проблемы.

26. Какие примеры вы можете предоставить, используя принцип Парето?

27. Как определяют приоритет решаемых задач?

28. Рассмотрите способы формирования экспертной комиссии.

29. Рассмотрите основные методы проведения экспертизы.

30. Представьте схемы реализации экспертных методов.

31. Каковы основные составляющие и источники рисков?

32. Выделите управленческие действия, снижающие риск.

33. Чем и какие математические модели могут помочь руководителю в решении проблем?

34. Каковы основные этапы процедуры разработки и оптимизации решения методами моделирования?

35. Рассмотрите и сравните состав административных мероприятий в процессе разработки, согласования, принятия и утверждения управленческого решения.

36. Что такое вероятностные управленческие решения? Приведите примеры.

37. Когда и почему возникает «определенности» и «неопределенности» управленческих решений?

38. Дайте понятие информации.

39. Каковы основные показатели, присущие информации?

40. Существуют ли ситуации, когда оправдано субъективно принятое управленческое решение?

41. Как можно определить «достаточное» количество информации для принятия управленческого решения?

42. По каким признакам можно классифицировать управленческую информацию?

43. Что означает «служба информационного обеспечения предприятия»?

44. Какие параметры характеризуют потоки информации?

45. Каковы основные операции, проводимые с информацией?

46. Перечислите основные задачи принятия решений в практике управления «в условиях определенности»?

47. Каковы базовые методы решения задач «в условиях определенности»?

48. Дайте понятие управленческого цикла.

49. Опишите особенности поведения руководителя-профессионала на каждой стадии управленческого цикла.

50. От чего зависит восприятие информации, и ее выборочное использование в процессе реализации управленческого решения?

51. Выделите и охарактеризуйте основные типы делового поведения.

52. От чего зависит процесс принятия управленческих решений?

53. Что необходимо учитывать руководителю в поведении работников в процессе реализации управленческого решения?

54. Какие можно выделить способы поведения работников в их «деловых связках»?

55. Охарактеризуйте типы коммуникативного поведения руководителя.

56. Что предполагает контроль организации исполнения управленческого решения?

57. В чем может проявляться индивидуально-психологическая несовместимость руководителя и работника?

58. Охарактеризуйте стрессовое состояние личности и его влияние на процесс принятия и реализации управленческого решения.

ТЕСТЫ.

VI. Учебно-методическое обеспечение курса

 

Рекомендуемая литература

 

1. Афоничкин А.И., Михаленко Д.Г. Управленческие решения в экономических системах: Учебник для вузов. - СПб.:Питер, 2009.

2. Воробьев С.Н., Варфоломеев В.И. Принятие управленческих решений. – М.: КУДИЦ-ОБРАЗ, 2001.

3. Воробьев С.Н., Уткин В.Б., Балдин К.В. Управленческие решения: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

4. Глухов В.В. Менеджмент. Учебник. 2-е изд., испр. и доп. – СПб.:Издательство «Лань», 2002.

5. Дорофеев В.Д., Шмелева А.И., Шестопал Н.Ю. Менеджмент: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2008.

6. Иванов А.И., Малявина А.В. Разработка управленческого решения. – М.: НОУ МАЭП, ИИК «Калита», 2000.

7. Красовский Ю.Д.: Организационное поведение: Учеб. Пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1999.

8. Литвак Б.Г. Управленческое решение. – М.: ЭКМОС, 1998.

9. Литвак Б.Г. Управленческие решения. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», ЭКМОС, 1998.

10. Менеджмент: Учебник для вузов /Под ред. проф. М.М. Максимцова, проф. М.А. Комарова. – 2-е изд., пепераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2002.

11. Менеджмент: учебник / кол. авторов; под ред. М.Л. Разу. – М.: КНОРУС, 2008.

12. Принятие решений / К.Ленгтон; [пер. с англ. О.В. Мацака; под ред. Н.А. Ливинской]. – М.:Эксмо, 2007.

13. Просветов Г.И. Управленческие решения: задачи и решения: Учебно-практическое пособие. – М.: Изд-во «Альфа – Пресс», 2009.

14. Смирнова Г.Б. Менеджмент: Учебное пособие для студентов экономических колледжей и средних специальных учебных заведений. – М.: «Дашков и К», 2002.

15. Смирнов Э.А. Управленческие решения. – М.: ИНФРА-М, 2001.

16. Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений. – М., 2000.

17. Теория принятия решений: учебник/А.И. Орлов. – М.: Изд-во «Экзамен», 2006.

18. Теория и практика управленческой деятельности / А.А. Урбанович – Минск: Современная школа, 2008.

19. Управленческие решения: учебное пособие / Т.В. Гапоненко. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.

20. Уткин Б.В., Балдин К.В. Современные информационные системы и технологии в экономике. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

21. Фатхутдинов Р.А. Управленческие решения: Учебник. 6-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М. – 2009.

22. Эффективное принятие решений/Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.

23. Юкаева В.С. Управленческие решения: Учебное пособие. – М.: ОПС, 1998.

 

СОДЕРЖАНИЕ

I. Организационно-методический раздел 5

 

II. Темы и их краткое содержание

ТЕМА 1 Общая характеристика проблем управления и разработки 8

решения.

ТЕМА 2Информационное пространство организации. 20

ТЕМА 3Формирование среды реализации управленческого решения. 33

ТЕМА 4Качество управленческих решений. 38

ТЕМА 5Эффективность управленческих решений. 41

ТЕМА 6Методы выработки управленческих решений. 47

ТЕМА 7Управленческие решения в условиях предпринимательства. 67

ТЕМА 8Человеческий фактор в процессе подготовки и реализации управленческих решений. 81

ТЕМА 9Организационное поведение в процессе подготовки и реализации управленческих решений. 84

ТЕМА 10Поддержка принятия управленческих решений и ответственность руководителя за их реализацию. 96

ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Тема 1.Общая характеристика проблем управления и разработки

решения. 102

ТЕМА 2.Информационное пространство организации. 104

ТЕМА 3.Формирование среды реализации управленческого решения. 108

ТЕМА 4.Качество управленческих решений. 110

ТЕМА 5.Эффективность управленческих решений. 113

ТЕМА 6.Методы выработки управленческих решений. 116

ТЕМА 7.Управленческие решения в условиях предпринимательства. 120

ТЕМА 8.Человеческий фактор в процессе подготовки и реализации управленческих решений. 124

ТЕМА 9.Организационное поведение в процессе подготовки и реализации управленческих решений. 127

ТЕМА 10.Поддержка принятия управленческих решений и ответственность руководителя за их реализацию. 130

 

III. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

Вопросы и задания для самоконтроля.132

Примерный перечень вопросов для зачета137

ТЕСТЫ.141

Глоссарий.146

Хрестоматия152

IV. Распределение часов курса по темам и видам работ

- дневная форма обучения 154

- заочная форма обучения 155

Форма итогового контроля156

V. Требования к оценке знаний.156

VI. Учебно-методическое обеспечение курса

Рекомендуемая литература159

 

Актуальность этого курса обусловлена важностью управленческих решений при осуществлении любого управленческого действия. Реальные ситуации, складывающиеся в экономической деятельности, требуют постоянного осмысления и переработки огромного количества сложной информации в ходе управления предприятием или фирмой. Руководство предприятием осуществляется путем реализации руководящих документов, распоряжений и указаний вышестоящих руководителей и организаций. Такая сложность и многогранность деятельности руководителя требует четкую организацию деятельности подчиненных.

Целью курса является изучение функций решения в методологии и организации процесса управления; типологии управленческих решений; условий и факторов качества управленческих решений; моделей, методологии и организации процесса разработки управленческого решения; целевой ориентации управленческих решений; альтернатив действий и влияния внешней среды на их реализацию; условий неопределенности и риска и приемов разработки и выборов управленческих решений в них; эффективности решений и возможностей контроля реализации управленческих решений; управленческих решений и ответственности.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...