Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1. Основы знаний о государстве.

Тема 1. Основы знаний о государстве.

 

Теория государства.

Понятие и признаки.

Государство – это организация суверенной политической власти, действующая в отношении всего населения на закрепленной за ним территории; использующая право и специальный аппарат принуждения.

Государство — это сложное социальное образование, существенными признаками которого являются:

1. Территория. Это пространственная основа государства, его физическая, материальная опора. Она включает сушу, недра, водное и воздушное пространство, континентальный шельф и др. Территория есть пространство государства, занятое его населением, где в полной мере действует власть политической элиты.

2. Население. Это человеческое сообщество, проживающее на территории государства. Население и народ (нация) — понятия не тождественные. Народ (нация) — это социальная группа, члены которой обладают чувством общности и принадлежности к государству благодаря общим чертам культуры и историческому сознанию. Население государства может состоять из одного народа или быть многонациональным.

3. Публичная власть. Термин «власть» означает способность влиять в нужном направлении, подчинять своей воле, навязывать ее подвластным, осуществлять над ними господство. В государстве такие отношения устанавливаются между населением и особой когортой (слоем) людей, которая им управляет. Иначе их еще называют чиновниками, бюрократией, управленцами, политической элитой и т. п.

Власть политической элиты носит институализированный характер, т. е. осуществляется посредством органов и учреждений, объединенных в единую иерархическую систему.

Отличительными признаками государственной власти в отличие от других видов власти (политической, партийной, религиозной, экономической, производственной, семейной и т. д.) являются, во-первых, ее всеобщность, или публичность, т. е. распространение прерогатив на всю территорию, на все население, а также то, что она представляет все общество в целом; во-вторых, ее универсальность, т. е. способность решать любые вопросы, затрагивающие общие интересы; в-третьих, общеобязательность ее указаний.

Устойчивость государственной власти, ее способность принимать решения и проводить их в жизнь зависят от ее легитимности. Легитимность власти означает: а) ее законность, т. е. установление средствами и способами, которые признаются справедливыми, должными, правомерными, моральными; б) ее поддержка населением; в) ее международное признание. Существует множество средств обеспечения легитимности власти, среди которых многопартийность, выборы, уход в отставку, референдумы и др.

4. Право. Как система обязательных правил поведения право является мощным средством управления и начинает использоваться с появлением государственности. Государство осуществляет правотворчество, т. е. издает законы и другие нормативные акты, адресованные всему населению. Право позволяет власти делать свои веления непререкаемыми, общеобязательными для населения всей страны, с тем чтобы направить поведение масс в

определенное русло.

5. Правоохранительные органы. Эта часть государственного аппарата достаточно разветвлена и образует свою подсистему, в которую входят судебные органы, прокуратура, милиция, органы безопасности, внешней разведки, налоговая полиция, таможенные органы и др. Они необходимы любому государству, поскольку власть правителей осуществляется на основании норм права, приказов, т. е. имеет императивный характер. Строгая обязательность их выполнения может быть достигнута только с помощью мер государственного принуждения.

6. Армия. Одна из главных целей правящей элиты заключается в гарантировании территориальной целостности государства. Армия может использоваться и в критических внутренних конфликтах, для поддержания правопорядка и правящего режима, хотя это и не является прямой ее задачей.

7. Налоги. Представляют собой обязательные и безвозмездные платежи, взыскиваемые в установленных размерах и в определенные сроки, необходимые для содержания органов управления, правоохранительных органов, армии, для поддержки социальной сферы (образования, науки, культуры, здравоохранения и т. п.), создания резервов на случай чрезвычайных происшествий, бедствий, а также для реализации других общих интересов. В основном налоги взимаются принудительно, однако в странах с развитыми формами государственности постепенно переходят к их добровольной уплате.

8. Государственный суверенитет. Как признак государства государственный суверенитет означает, что власть, существующая в государстве, выступает как высшая власть, а в мировом сообществе — как самостоятельная и независимая. В международных же отношениях суверенитет выражается в том, что власти данного государства юридически не обязаны выполнять приказы других государств.

Различают внутренний и внешней суверенитеты. Внутренний суверенитет — это верховенство в решении внутренних дел. Внешний суверенитет — это независимость во внешних делах. Внутренний суверенитет постоянно подвергается давлению со стороны национальных и межнациональных групп, других сил, представляющих гражданское общество. Мнение международного сообщества также может влиять на проведение политики

внутри государства. Что же касается внешнего суверенитета, то его относительность очевидна, и сужается он с большей скоростью, нежели внутренний.

 

Функции государства.

Функции государства— это основные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государства в обществе.

В функциях государства проявляется та реальная роль, которую оно играет в решении основных вопросов общественного развития.

Различают внутренние и внешние функции государства.

А. Внутренние функции — это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью страны.

1. Экономическая функция – выражается в выработке и координации государством стратегии и тактики развития страны в наиболее оптимальном режиме. Экономическая деятельность государства проявляется в установлении налогов, выдаче кредитов, инвестиций, определении льгот для некоторых субъектов хозяйственной жизни, выработке программ экономического развития и т.п. Государство должно создать правовые основы рынка, т.е. разработать «правила игры» для хозяйствующих субъектов, принимать меры по борьбе с монополизмом, стимулировать предпринимательскую деятельность, охранять права потребителей и др.

2. Политическая функция – обусловлена необходимостью гармонизировать интересы различных социальных групп. Особо важным представляется процесс формирования парламента, который (в идеале) должен представлять срез общества. Организация этого процесса, обеспечивающего народовластие, возлагается на государство. Помимо этого государство обеспечивает защиту конституционного строя, государственного суверенитета, осуществляет правотворческую деятельность и официально представляет население всей страны как во внутренних, так и во внешнеполитических делах.

3. Социальная функция. Ее выполнение позволяет обеспечить нормальные условия жизни для всех членов общества вне зависимости от их непосредственного участия в производстве материальных благ, а также от возраста, пола, здоровья и т. п. Установление минимального уровня оплаты труда, пенсий, стипендий, пособий больным, инвалидам, пожилым людям, студентам, детям, матерям, безработным; выделение необходимых средств на строительство жилья для малообеспеченных и др. — это все то, что позволяет людям вести достойную и активную жизнь, способствующую их развитию, а не только существованию.

4. Правоохранительная функция, или функция по установлению и охране правопорядка – это деятельность государства по обеспечению точного и полного выполнения положений законодательства всеми гражданами, организациями, государственными органами. Эта функция выполняется различными методами. Среди них можно выделить такие, как метод правотворчества (разработка и принятие законов и других нормативных актов), организационно-правовой, осуществляемый органами исполнительной власти (регулирование ценообразования, разрешение митингов, демонстраций), метод правоприменения (деятельность компетентных органов по применению мер юридической ответственности) и др. Она ведется с помощью всей системы правоохранительных органов.

5. Экологическая функция. В последнее время выдвигается в разряд основных функций государства. Во многих странах разработано обширное природоохранительное законодательство, которое четко регулирует деятельность людей и различных организаций в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, а к его нарушителям применяются суровые меры (начиная от предупреждений, солидных штрафов и кончая ликвидацией предприятий, являющихся источниками загрязнения окружающей среды, лишением свободы).

Б. Внешние функции— это основные направления деятельности государства на международной арене. Их выполнение обеспечивает полноправное существование государства в современном мире, который становится все более и более взаимосвязанным.

1. Функция обороны. Эта функция имела первостепенное значение в прежние времена. Сейчас же мир становится все более цивилизованным, международные организации берут на себя регулирование территориальных притязаний и разрешение конфликтов между государствами, предупреждая их военное столкновение.

2. Дипломатическая функция. Выполнение этой функции способствует поддержанию приемлемых отношений со всеми странами, независимо оттого, какой идеологии они придерживаются, какую систему хозяйствования используют. Нормальные добрососедские отношения — это тот минимум общения на международной арене, который позволяет достичь стабильности и процветания всего человечества.

3. Внешнеполитическая функция. Заключается в политическом сотрудничестве государств, с тем чтобы исключить глобальные вооруженные конфликты.

4. Внешнеэкономическая функция. Эта функция связана с развитием взаимовыгодного сотрудничества государств, которое проявляется в международном разделении труда, специализации и кооперировании производства, обмене новейшими технологиями, координации товарооборота, развитии кредитно-финансовых связей.

 

Формы государства.

Понятие формы государства относится к важнейшим его характеристикам. Оно позволяет установить, как устроено государство, в каких формах организовано функционирование государственной власти, какими органами она представлена, каков порядок их образования и деятельности, срок полномочий, наконец, какими методами осуществляется государственная власть в стране.

Выделяют три основных элемента в форме государства:

• форму правления;

• форму территориального (государственного} устройства;

• политический (государственный) режим.

В совокупности эти элементы раскрывают форму государства.

Под формой правления обычно понимают организацию верховной государственной власти: ее высших и центральных органов, их компетенцию, взаимоотношения между собой и с населением. В зависимости от того, осуществляется ли верховная власть в государстве одним лицом или коллегиальным выборным органом, различают монархическую и республиканскую формы правления.

Монархия обладает следующими юридическими признаками:

1) это, как правило, единоличное правление;

2) власть монарха носит бессрочный, пожизненный характер и передается по наследству;

3) юридическая безответственность монарха.

Выделяют две разновидности монархической формы правления абсолютную

(неограниченную) и ограниченную (парламентарную) монархию.

В абсолютной монархии власть монарха безусловна и не ограничена никакой иной властью. В государстве отсутствуют какие-либо представительные учреждения, народ отстранен от государственной власти и не имеет возможности контролировать управление государством. Этот вид монархии характерен для древних форм правления периода рабовладения и для государств восточной деспотии.

В ограниченной монархии власть монарха ограничивается конституцией и представительным органом (парламентом), Монарх не обладает всей полнотой власти и делит ее с парламентом. В целом монарх выполняет главным образом представительскую роль и символизирует единство нации и стабильность правового порядка.

В настоящее время ограниченная монархическая форма правления существует в Великобритании, Испании, Швеции, Норвегии, Японии, неограниченная - в Саудовской Аравии, Кувейте, Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ) и др.

Для республиканской формы правления характерны следующие юридические признаки:

1) правление осуществляется коллегиально через высшие органы власти;

2) высшие органы власти формируются путем выборов на определенный срок, либо должности в них замещаются путем назначения на определенный срок. Это означает, что в республике нет несменяемых должностей, и они не могут передаваться по наследству;

3) должностные лица несут политическую и юридическую ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них полномочий. Эта ответственность выражается в форме отставки правительства, роспуске парламента и т.д.

Республиканская форма правления также относится к одной из древних Республики были и в рабовладельческом мире, при феодальном строе (аристократическая республика в Древнем Риме или демократическая в Древней Греции, Новгородская и Псковская республики в феодальной Руси).

Выделяют два вида республик: президентскую и парламенскую. Различие между этими двумя формами проводится в основном по порядку формирования правительства и его ответственности. Все другие признаки относятся к дополнительным.

В президентскойреспублике глава государства возглавляет исполнительную ветвь власти и самостоятельно решает вопрос о формировании правительства, свободен в выборе министров и может уволить любого члена правительства в отставку или расформировать весь состав правительства. Парламент в президентской республике не имеет полномочий, касающихся формирования правительства, и последнее не несет ответственности перед парламентом. Кроме того, глава государства не обладает правом роспуска парламента, а парламент вправе возбудить вопрос об отрешении президента от должности в предусмотренных конституцией случаях. В этом виде республики президент нередко совмещает свой пост с должностью главы правительства.

В парламентской республике правительство формируется парламентом (партией, имеющей парламентское большинство), и оно несет ответственность за свою деятельность перед ним. Это означает, что парламент вправе объявить вотум недоверия всему составу правительства или отдельному его члену, и это влечет автоматический уход со своего поста министра или всего состава правительства.

К числу президентских в настоящее время относятся США, Бразилия, Сирия, Мексика Франция и др. К парламентарным республикам - Италия, Турция, Финляндия и др.

В "чистом" виде президентские и парламентарные республики сегодня встречаются редко. Широко используются смешанные формы, например, полупрезидентские или полупарламентарные республики. В таких моделях либо ограничивается власть парламента и усиливается исполнительная власть или, напротив, снижается роль президента. Например, в президентской республике устанавливается ответственность некоторых министров перед парламентом (Уругвай, Колумбия и др.), а в парламентских республиках ограничивается вотум недоверия, который вправе вынести парламент, в частности, путем установления повышенного кворума (например, ФРГ).

Понятие формы государственного устройства относится к характеристике территориальной организации государства.

Форма государственного устройства представляет собой административно-территориальную и национально-государственную организацию государственной власти, раскрывающую взаимоотношения между отдельными частями государства, в частности между центральными и местными органами.

Выделяют две основные формы государственного устройства: унитарную и федеративную.

Унитарное государство имеет следующие признаки:

1) полное территориальное единство государства. Это означает, что административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью;

2) для населения установлено единое гражданство, территориальные единицы не имеют собственного гражданства;

3) единая структура государственного аппарата на всей территории государства, единая судебная система;

4) единая система законодательства для всего государства;

5) одноканальная система налогов, т.е. все налоги поступают в центр а оттуда централизованно распределяются.

Унитарное государство, как правило, отличается достаточно высокой степенью централизации. (Беларусь, Финляндия, Италия, Польша, Греция, Турция и др.)

Федерация - это сложное государство, состоящее из различных государственных образований, обладающих различной степенью политической самостоятельности. Для

федерации характерны следующие признаки:

1) существование общих для всего государства высших органов государственной власти и управления и одновременно высших органов государственной власти и управления в субъектах федерации;

2) возможность установления "двойного гражданства", т.е. гражданин каждого из субъектов одновременно является гражданином федерации;

3) две системы законодательства: общефедеральная и каждого субъекта, однако устанавливается приоритет общегосударственных актов над актами субъектов по вопросам, отнесенным к ведению федерации и по вопросам совместного ведения;

4) субъекты федерациимогут иметь свою судебную систему наряду с высшими судебными органами федерации;

5) двухканальная система налогов, что предполагает наряду с общефедеральными налогами и налоговую систему субъектов федерации.

В настоящее время в мире насчитывается более двух десятков федеративных государств. Они образованы по разным основаниям, имеют различное устройство, различную степень развития и др. (Российская Федерация, США, ФРГ, Индия, Бельгия, Австрия, Швейцария, Мексика, Канада и др.). Различают федерации, построенные по национальному и территориальному признакам.

По национальному признаку в основном строились такие федерации, как бывший СССР, бывшие Чехословакия и Югославия, Такого рода федерации оказались нежизнеспособными.

По территориальному признаку образованы США, ФРГ и др. Иногда оба признака комбинируются. Например, федерация в Индия построена как по территориальному, так и по религиозно-этническому признаку.

Иногда в качестве формы государственного устройства называют конфедерацию. Однако, строго говоря, она представляет собой не форму внутреннего устройства государства, а международно-правовое объединение суверенных государств. В конфедерацию государства объединяются для решения общих задач (экономических, оборонительных и тд.), но без создания единого государства. Члены конфедерации остаются и после объединения субъектами международного права, сохраняют свой суверенитет, гражданство, собственную систему государственных органов, собственную конституцию и другое законодательство, В конфедерации создаются общие органы для совместного решения тех вопросов, ради которых объединились. Акты, принимаемые на уровне конфедерации, подлежат утверждению высшими органами власти объединившихся государств. Конфедерация может распасться, или, напротив, преобразоваться в единое государство, как правило, федерацию (Швейцария, США).

Третий элемент формы государства - политический (государственный) режим.

Тема 2. Основы знаний о праве.

Понятие и определение права.

Право возникает на определенном этапе человеческого развития. Люди первобытно-общинного строя не знали права и руководствовались в своей деятельности обычаями и традициями. Большую роль в их жизни играли мифы, ритуалы, обряды. В тот далекий период зарождались моральные и религиозные нормы. Право возникло гораздо позднее, и его судьба в значительной мере связана с появлением такого важного института социальной жизни, как государство. Право иметь ряд признаков:

1. Право состоит из норм, т. е. из правил поведения, которые являются обязательными для тех людей, кому они адресованы. Другие социальные нормы не являются обязательными для всех. Так, например, религиозные предписания, обряды, ритуалы разнятся для лиц, исповедующих разные религии. Степень обязательности правовых норм может быть различной и зависит от того, насколько широк круг лиц, на которых та или иная норма распространяется. Так, например, норма, устанавливающая налог на физических лиц, общеобязательна для всех лиц, получающих доход, а положения, касающиеся местных налогов, имеют силу только в отношении субъектов, проживающих или осуществляющих свою деятельность на определенной территории.

2. Исполнение норм права обеспечивается и охраняется государ­ством. За каждой нормой права потенциально стоит возможность государственного принуждения к исполнению, а также ответственность за нарушение. Государство в прямом смысле охраняет право. Этим мерам отводится большая роль, ибо они позволяют стабилизировать правовой порядок в обществе, не приводя в действие дорогостоящий государственный репрессивный аппарат.

3. Нормы права обязательно выражены в официальной форме: закреплены в нормативных актах либо в других юридических доку­ментах (судебных решениях, договорах и др.). Значительная их часть облекается в законодательную форму. Другие социальные нормы (обычаи, традиции, нормы морали, и др.) возникают и существуют чаще в форме стабильных убеждений людей или в форме общественного мнения.

4. Юридические нормы отличаются формальной определенностью,

которая проявляется не только в том, что правовые предписания письменно выражены в юридических документах, но и в том, что они по своему содержанию отличаются четкостью, определенностью и даже лапидарностью, т.е. предельно сжатым, кратким и выразительным слогом.

5. Нормы права образуют не совокупность, а именно систему, причем систему разветвленную и детализированную, отличающуюся внутренним единством, согласованностью и логической взаимосвязью. Только в системе, во взаимосвязи правовые нормы могут проявить свои регулирующие свойства, поскольку большинство из них специализируется на регулировании того или иного вида общественных отношений. Причем, чем теснее увязка и согласованность правовых предписаний, тем эффективнее право.

Таким образом, право – это система обязательных правил поведения, формально определенных и закрепленных в официальных документах, поддерживаемых силой государственного принуждения.

 

Структура права.

Обычно в структуре права выделяют нормы, институты, субинституты, отрасли, подотрасли, которые в свою очередь объединяются в ассоциации, группы, объединения норм или даже отраслей, например регулятивные и охранительные отрасли.

1. Права человека (естественные права)– это возможности человека, позволяющие ему достойно жить и работать. Предполагается, что ими обладают все люди независимо от имущественного и социального положения с момента рождения, и поэтому эти права называются естественными, природными, прирожденными, абсолютными, неизменными. Они вытекают как бы из естественного порядка вещей, из самой жизни, из существующих в обществе социально-экономических условий и даже из естественно-природ­ных факторов (право на жизнь, свободу, счастливое детство и т.п.). На сегодняшний день их насчитывается более пятидесяти.

Большинство из них закрепляется в международно-правовых документах (например, во Всеобщей декларации прав человека, документах СБСЕ), а также отражается во внутреннем законодательстве многих государств ( в России – в Конституции, Декларации прав человека и гражданина).

2. Принципы права – основные идеи, начала, руководящие положения, выражающие сущность права. Они верны лишь тогда, когда отражают объективные законы о6щественного развития. Принципы права являются основой правотворческой деятельности государства, организаций, граждан. В законодательстве принципы права могут выражаться либо прямо, либо косвенно.

Правовые принципы в структуре права в месте с правами человека занимают первое место и имеют абсолютный приоритет перед всеми другими нормативными положениями.

3. Нормы, принятые на референдуме («референдумное право»), относятся к нормам позитивного права и регулируют наиболее важные принципиальные вопросы общественной жизни, вопросы, по которым воля народа должна быть выражена непосредственно, без возможных изменении и тем более без искажений, допускаемых иногда парламёнтом. Референдумные нормы имеют более высокую юридическую силу по сравнению с законодательными актами и зачастую являются основой для их разработки и принятия.

Примером такого права является Конституция РФ..

4. Нормы, изданные государством (позитивное право), или цент­рализованные нормы, разрабатываются и принимаются различными федеральными государственными органами (Государственной Думой, Президентом, Правительством, министерствами и ведомст­вами). Нормативные акты, в которых они содержатся, имеют соот­ветствующие наименования (законы, указы, постановления, инструкции). Субъекты федерации также могут создавать нормы права, которые вместе с общефедеральными образуют единую иерархическую систему. Программа, содержание всех этих юридических норм как бы задается цёнтром. Все это позволяет нормы государственных органов назвать централизованными нормами.

5. Корпоративные нормы, т. е. правила поведения, вырабатываемые организациями и распространяющиеся на их коллективы. Эти нормы еще называют нормами внутриорганизационными, внутрифирменными.

Давая краткую характеристику корпоративных норм, можно указать на следующую закономерность: чем выше уровёнь экономики той или иной страны, тем большее распространение получают нормы корпоративные, позволяющие организациям определять параметры своего поведения самостоятельно.

6. Договорные нормы. Римские юристы говорили: «Договор – это закон для двоих». Этим они хотели подчеркнуть, что договоры имеют нормативный характер, поскольку в процессе их заключения также вырабатываются правила поведения, но только они касаются участников договора. Однако это не лишает их обязательности: в случае спора между субъектами договора суд, рассматривающий его, будет исходить из условий договора как неопровержимых данных, если они не противоречат закону, и встанет на их защиту с той же энергией, что и на охрану норм общегосударственных.

 

Формы (источники) права.

Рассмотрение формы права предполагает уяснение вопроса о том, какими способами и где формулируются правовые нормы. Иногда понятия «форма права» и «источник права» отождествляются. Строго говоря, это разные понятия.

Источники права — это обстоятельства, вызывающие появление права, его действие. Источником права являются объективная реальность, т.е. развивающиеся общественные отношения (способ производства, существующие формы собственности, хозяйственные, политические, культурные, социальные связи и т.п.), воля народа (в основе - референдумных норм), воля государства (в основе - централизованных норм), воля граждан (в основе - норм корпо­ративных и договорных).

Нормы права.

В основе права лежит нормативная природа общественных отношений (их постоянство, массовость, ритмичность, повторяемость).

Норма права - это правило поведения исходящее от государства, имеющее обязательный характер и поддерживаемое силой государственного принуж­дения.

Норме права присуши как общие, так и специфические признаки.

А. Общие признаки.

1. Норма права имеет общий характер, т.е. рассчитана на упорядочение поведения не одного, а многих заранее не пер­сонифицированных лиц. Неконкретность адресата - вот то, что ее отличает, допустим, от судебного решения, где содержится предписание конкретному лицу уплачивать алименты или уплатить налоги в двойном размере.

2. Норму права отличает типичность, т.е. она регулирует пове­дение, часто встречающееся, распространенное, массовое (применение труда, выплата заработной платы, заключение догово­ров, неисполнение обязательств).

3. Норме права присуща многократная повторяемость, т.е., урегулировав одну ситуацию, она начинает действовать вновь, если аналогичная ситуация возникает (оплата в очередной раз проезда в транспорте, уплата налогов с вновь полученного дохода, несение ответственности за вновь совершенное правонарушение).

Б. Специфические признаки.

1. Нормы права отражают наиболее важные, имеющие ценность для общества, социальной группы или личности общественные отношения.

Степень важности отражаемых в юридических нормах социальных явлений и отношений, обуславливает и место, занимаемое нормой в иерархически построенном законодательстве. Нормы, регламентирующие наиболее важные общественные отношения, помещаются в наиболее значимых в юридическом отношении нормативно-правовых актах – Конституции, иных законах.

2. Нормы права являются обязательными. Обязательность юридической нормы моделирует и в самой норме в виде указания на неблагоприятные последствия, которые последуют в случае неисполнения.

Степень обязательности норм может быть различной. Общеобязательность следует, вероятно, признать лишь за Конституцией и Декларацией прав человека.

3. Нормы права обеспечиваются силой государственного принуждения. Общество, стараясь обезопасить себя, возлагает защиту юридических норм на государство.

 

Структура нормы права.

Структура нормы права объединяет три элемента: гипотезу, диспозицию и санкцию.

Гипотеза – это часть правовой нормы, указывающая на условия, при наступлении которых она подлежит применению. С помощью гипотезы абстрактный вариант поведения привязывается к конкретному жизненному случаю, к определенному человеку, времени и месту.

Диспозиция – это часть юридической нормы, содержащая само правило поведения (права и обязанности), которому должны следовать лица, вступающие в правоотношение. Диспозиция – это сердцевина, стержень правовой нормы.

Санкция – часть юридической нормы, которая указывает на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нару­шения правила, предусмотренного диспозицией. Это завершающий структурный элемент юридической нормы, в которой выражается неодобрительное отношение общества, государства, личности к нарушителям нормы права.

Трехэлементный состав юридической нормы обеспечивает четкое определение необходимого поведения. Отсутствие какого-либо структурного элемента юридической нормы свидетельствует о ее ущербности и приводит к «сбоям» в правовом регулировании.

 

Нормативные акты и их виды

Требования, предъявляемые к нормативным актам

Прежде всего нормативные акты должны, а отражать объективную реальность. Они должны иметь структуру, а не представлять собой хаотичный набор нормативных положений.

Нормативные акты должны быть доступными для понимания гражданами. Причем здесь законодатель должен ориентироваться не на интеллектуалов, а на людей среднего или даже ниже среднего интеллектуального уровня. Нормативные акты должны излагаться простым, ясным языком, отличаться строгостью стиля, соответствовать законам формальной логики, а также не носить как слишком абстрактного характера, так и не увязать в деталях. В них не должно быть сугубо юридических терминов.

 

Виды нормативных актов

Законы – это нормативные акты, принятые в особом порядке органами законодательной власти, регулирующие важнейшие общественные отношения и обладающие высшей юридической силой.

В России они принимаются Государственной Думой, одобряются Советом Федерации и подписываются Президентом.

1. Законодательная инициатива – таким правом обладают Президент, Совет Федерации, Правительство, законодательные органы субъектов федерации, Конституционный, Верховный и Высший Арбитражные суды, а также члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы.

2. Подготовка законопроектов должна начинаться с выявления социальных потребностей в создании правовых норм на основе всестороннего изучения общественной практики, научных данных, предложений государственных органов, политических партий и других общественных объединений, а также отдельных граждан.

3. Обсуждение законопроект. Оно происходит на заседании законодательного органа и открывается докладом представителя субъекта, внесшего законопроект на обсуждение. Затем профильный комитет законодательного органа дает свое заклю­чение. Далее депутаты обсуждают, оценивают законопроект, вносят в него поправки. Проект может проходить несколько чтений (обсуж­дений), число которых в законе не ограничено.

4. Принятие закона. Оно происходит путем открытого голосования. Голосование "может быть за проект в целом или пос­татейное. Для принятия обычных законов достаточно простого большинства голосующих, для конституционных - две трети от общего числа депутатов. Закон в течение двух недель должен быть рассмотрен Советом федерации (который его может одобрить или отклонить), но если таковое не последовало, то закон считается принятым. В двухнедельный срок после этого закон должен подписать Президент, который может наложить на него и вето.

5. Опубликование закона. Публикуются законы в течение 10 дней после их подписания в «Собрании законодательства Российской Федерации» и в «Российской газете». Там же публикуются и другие российские нормативные акты.

Законы делятся на три группы:

основные законы (конституции), регулирующие основополага­ющие вопросы жизни государства (основные права и свободы граждан, систему государственной власти, гражданство и др.);

конституционные законы - это законы, регулирующие более детально вопросы, отнесенные к предмету Конституции (Закон о Президенте, Закон о выборах, Закон о судоустройстве, Закон о гражданстве и др.);

обыкновенные (обычные) законы принимаются по иным важным вопросам общественной жизни (Закон об акционерных обществах, Гражданский кодекс, Закон о налогах с физических лиц и др.).

Указы. Их издает Президент России по вопросам, относящимся к его компетенции.

Постановления. Этот вид нормативных актов издается Правительством России. В компетенцию Правительства входит в основном решение вопросов социально-экономического характера. Постановления - зеркало деятельности Правительства. Их анализ дает ответ на вопрос том, эффективно, грамотно, оперативно ли действовало Правительство. Публикуются постановления в «Собрании законодательства Российской Федерации»

Инструкции министерств и ведомств. Указанные органы создаются для руководства той или иной сферой деятельности. Они регулируют основные виды (формы) служебной деятельности, функциональные обязанности работнико<

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...