Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политический (государственный) режим, - это совокупность приемов, способов и методов, с помощь которых осуществляется государственная власть.

Различают две основные разновидности политических режимов: демократические и недемократические. Каждая из этих разновидностей имеет свои подвиды.

К недемократическим режимам относят: деспотический, тиранический, тоталитарный фашистский и авторитарный.

Деспотический режим предполагает полный произвол со стороны правителя в управлении государством и одновременно бесправие и безоговорочное подчинение подданных правителю

Тиранический режим близок по своим признакам к деспотическому режиму и тоже основан на единоличном правлении и произволе по отношению к подвластным. Особенности этого режима в том, что он устанавливается чаще всего захватническим, насильственным путем.

Тоталитарный режим означает полноту власти государства, ее всеохватывающий, всеобъемлющий характер Термин был использован для характеристики фашистского режима в Италии и национал-социалистического режима в Германии, он применялся для обозначения политического режима в СССР. Тоталитарный режим основывается на идее полного господства государства над личностью, над обществом, контроля государства за всеми сторонами жизни общества и отдельного человека. При тоталитарном режиме насаждаются идеи вождизма, культ личности руководителя государства. При этом режиме устанавливается государственный контроль за образованием, искусством, литературой, всей духовной жизнью, государство контролирует средства массовой информации. При таком режиме фактически отсутствует независимая судебная власть.

Фашистский режим является одной из разновидностей тоталитарного режима. Специфика его в том, что основывается на расистской идеологии, государство всеми средствами и методами обеспечивает юридическое и фактическое господство одной расы над другими. Это, обычно, сопровождается крайне агрессивной, воинственной внешней политикой.

Авторитарный режим. Его главная черта состоит в том, что государством руководит узкий круг людей - правящая элита, которая возглавляется лидером и пользуется большими привилегиями и льготами.

Демократический политический режим. Демократия означает народовластие, поэтому основу любой разновидности демократического режима составляет прямое или косвенное участие народа в осуществлении государственной власти: народ избирает представительные (законодательные) органы власти, участвует в принятии государственных решений (например, путем референдума), а также контролирует в той или иной мере исполнительную власть.

Демократический режим. Для этого вида политических режимов характерно признание за гражданами широких прав и свобод, которые обеспечиваются в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и конституцией данного государства. Государство исходит из того, что единственным источником власти является народ. Действует всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании. Признается и обеспечивается плюрализм во всех сферах общественной жизни: многообразие форм собственности, широкий спектр общественных объединений, многопартийность, мировоззренческая свобода, терпимость к различным взглядам, суждениям. В отношениях личности и государства приоритет имеют интересы личности.

 

 

Тема 2. Основы знаний о праве.

Понятие и определение права.

Право возникает на определенном этапе человеческого развития. Люди первобытно-общинного строя не знали права и руководствовались в своей деятельности обычаями и традициями. Большую роль в их жизни играли мифы, ритуалы, обряды. В тот далекий период зарождались моральные и религиозные нормы. Право возникло гораздо позднее, и его судьба в значительной мере связана с появлением такого важного института социальной жизни, как государство. Право иметь ряд признаков:

1. Право состоит из норм, т. е. из правил поведения, которые являются обязательными для тех людей, кому они адресованы. Другие социальные нормы не являются обязательными для всех. Так, например, религиозные предписания, обряды, ритуалы разнятся для лиц, исповедующих разные религии. Степень обязательности правовых норм может быть различной и зависит от того, насколько широк круг лиц, на которых та или иная норма распространяется. Так, например, норма, устанавливающая налог на физических лиц, общеобязательна для всех лиц, получающих доход, а положения, касающиеся местных налогов, имеют силу только в отношении субъектов, проживающих или осуществляющих свою деятельность на определенной территории.

2. Исполнение норм права обеспечивается и охраняется государ­ством. За каждой нормой права потенциально стоит возможность государственного принуждения к исполнению, а также ответственность за нарушение. Государство в прямом смысле охраняет право. Этим мерам отводится большая роль, ибо они позволяют стабилизировать правовой порядок в обществе, не приводя в действие дорогостоящий государственный репрессивный аппарат.

3. Нормы права обязательно выражены в официальной форме: закреплены в нормативных актах либо в других юридических доку­ментах (судебных решениях, договорах и др.). Значительная их часть облекается в законодательную форму. Другие социальные нормы (обычаи, традиции, нормы морали, и др.) возникают и существуют чаще в форме стабильных убеждений людей или в форме общественного мнения.

4. Юридические нормы отличаются формальной определенностью,

которая проявляется не только в том, что правовые предписания письменно выражены в юридических документах, но и в том, что они по своему содержанию отличаются четкостью, определенностью и даже лапидарностью, т.е. предельно сжатым, кратким и выразительным слогом.

5. Нормы права образуют не совокупность, а именно систему, причем систему разветвленную и детализированную, отличающуюся внутренним единством, согласованностью и логической взаимосвязью. Только в системе, во взаимосвязи правовые нормы могут проявить свои регулирующие свойства, поскольку большинство из них специализируется на регулировании того или иного вида общественных отношений. Причем, чем теснее увязка и согласованность правовых предписаний, тем эффективнее право.

Таким образом, право – это система обязательных правил поведения, формально определенных и закрепленных в официальных документах, поддерживаемых силой государственного принуждения.

 

Структура права.

Обычно в структуре права выделяют нормы, институты, субинституты, отрасли, подотрасли, которые в свою очередь объединяются в ассоциации, группы, объединения норм или даже отраслей, например регулятивные и охранительные отрасли.

1. Права человека (естественные права)– это возможности человека, позволяющие ему достойно жить и работать. Предполагается, что ими обладают все люди независимо от имущественного и социального положения с момента рождения, и поэтому эти права называются естественными, природными, прирожденными, абсолютными, неизменными. Они вытекают как бы из естественного порядка вещей, из самой жизни, из существующих в обществе социально-экономических условий и даже из естественно-природ­ных факторов (право на жизнь, свободу, счастливое детство и т.п.). На сегодняшний день их насчитывается более пятидесяти.

Большинство из них закрепляется в международно-правовых документах (например, во Всеобщей декларации прав человека, документах СБСЕ), а также отражается во внутреннем законодательстве многих государств ( в России – в Конституции, Декларации прав человека и гражданина).

2. Принципы права – основные идеи, начала, руководящие положения, выражающие сущность права. Они верны лишь тогда, когда отражают объективные законы о6щественного развития. Принципы права являются основой правотворческой деятельности государства, организаций, граждан. В законодательстве принципы права могут выражаться либо прямо, либо косвенно.

Правовые принципы в структуре права в месте с правами человека занимают первое место и имеют абсолютный приоритет перед всеми другими нормативными положениями.

3. Нормы, принятые на референдуме («референдумное право»), относятся к нормам позитивного права и регулируют наиболее важные принципиальные вопросы общественной жизни, вопросы, по которым воля народа должна быть выражена непосредственно, без возможных изменении и тем более без искажений, допускаемых иногда парламёнтом. Референдумные нормы имеют более высокую юридическую силу по сравнению с законодательными актами и зачастую являются основой для их разработки и принятия.

Примером такого права является Конституция РФ..

4. Нормы, изданные государством (позитивное право), или цент­рализованные нормы, разрабатываются и принимаются различными федеральными государственными органами (Государственной Думой, Президентом, Правительством, министерствами и ведомст­вами). Нормативные акты, в которых они содержатся, имеют соот­ветствующие наименования (законы, указы, постановления, инструкции). Субъекты федерации также могут создавать нормы права, которые вместе с общефедеральными образуют единую иерархическую систему. Программа, содержание всех этих юридических норм как бы задается цёнтром. Все это позволяет нормы государственных органов назвать централизованными нормами.

5. Корпоративные нормы, т. е. правила поведения, вырабатываемые организациями и распространяющиеся на их коллективы. Эти нормы еще называют нормами внутриорганизационными, внутрифирменными.

Давая краткую характеристику корпоративных норм, можно указать на следующую закономерность: чем выше уровёнь экономики той или иной страны, тем большее распространение получают нормы корпоративные, позволяющие организациям определять параметры своего поведения самостоятельно.

6. Договорные нормы. Римские юристы говорили: «Договор – это закон для двоих». Этим они хотели подчеркнуть, что договоры имеют нормативный характер, поскольку в процессе их заключения также вырабатываются правила поведения, но только они касаются участников договора. Однако это не лишает их обязательности: в случае спора между субъектами договора суд, рассматривающий его, будет исходить из условий договора как неопровержимых данных, если они не противоречат закону, и встанет на их защиту с той же энергией, что и на охрану норм общегосударственных.

 

Формы (источники) права.

Рассмотрение формы права предполагает уяснение вопроса о том, какими способами и где формулируются правовые нормы. Иногда понятия «форма права» и «источник права» отождествляются. Строго говоря, это разные понятия.

Источники права — это обстоятельства, вызывающие появление права, его действие. Источником права являются объективная реальность, т.е. развивающиеся общественные отношения (способ производства, существующие формы собственности, хозяйственные, политические, культурные, социальные связи и т.п.), воля народа (в основе - референдумных норм), воля государства (в основе - централизованных норм), воля граждан (в основе - норм корпо­ративных и договорных).

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...