Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нормативный акт — это документ правотворческого органа, в котором содержатся правовые нормы.

Нормативные акты характеризуются следующими признаками:

1) они имеют правотворческий характер: в них нормы права устанавливаются, либо изменяются, либо отменяются;

2) нормативные акты должны издаваться только в пределах компетенции правотворческого органа, иначе по одному и тому же вопросу в государстве будет существовать несколько нормативных решений, между которыми возможны противоречия;

3) нормативные акты всегда облекаются в документальную форму и должны иметь следующие реквизиты: вид нормативного акта, его наименование, орган его принявший, дату, место принятия акта, номер.

4) нормативные акты должны соответствовать Конституции РФ и непротеворечить нормативным актам, имеющим большую юридическую силу;

5) все нормативные акты обязательно подлежат доведению до сведения граждан и организаций т.е. опубликованию, и лишь только после этого государство имеет право требовать их неукоснительного исполнения, исходя из презумпции знания закона, и налагать санкции.

 

Требования, предъявляемые к нормативным актам

Прежде всего нормативные акты должны, а отражать объективную реальность. Они должны иметь структуру, а не представлять собой хаотичный набор нормативных положений.

Нормативные акты должны быть доступными для понимания гражданами. Причем здесь законодатель должен ориентироваться не на интеллектуалов, а на людей среднего или даже ниже среднего интеллектуального уровня. Нормативные акты должны излагаться простым, ясным языком, отличаться строгостью стиля, соответствовать законам формальной логики, а также не носить как слишком абстрактного характера, так и не увязать в деталях. В них не должно быть сугубо юридических терминов.

 

Виды нормативных актов

Законы – это нормативные акты, принятые в особом порядке органами законодательной власти, регулирующие важнейшие общественные отношения и обладающие высшей юридической силой.

В России они принимаются Государственной Думой, одобряются Советом Федерации и подписываются Президентом.

1. Законодательная инициатива – таким правом обладают Президент, Совет Федерации, Правительство, законодательные органы субъектов федерации, Конституционный, Верховный и Высший Арбитражные суды, а также члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы.

2. Подготовка законопроектов должна начинаться с выявления социальных потребностей в создании правовых норм на основе всестороннего изучения общественной практики, научных данных, предложений государственных органов, политических партий и других общественных объединений, а также отдельных граждан.

3. Обсуждение законопроект. Оно происходит на заседании законодательного органа и открывается докладом представителя субъекта, внесшего законопроект на обсуждение. Затем профильный комитет законодательного органа дает свое заклю­чение. Далее депутаты обсуждают, оценивают законопроект, вносят в него поправки. Проект может проходить несколько чтений (обсуж­дений), число которых в законе не ограничено.

4. Принятие закона. Оно происходит путем открытого голосования. Голосование "может быть за проект в целом или пос­татейное. Для принятия обычных законов достаточно простого большинства голосующих, для конституционных - две трети от общего числа депутатов. Закон в течение двух недель должен быть рассмотрен Советом федерации (который его может одобрить или отклонить), но если таковое не последовало, то закон считается принятым. В двухнедельный срок после этого закон должен подписать Президент, который может наложить на него и вето.

5. Опубликование закона. Публикуются законы в течение 10 дней после их подписания в «Собрании законодательства Российской Федерации» и в «Российской газете». Там же публикуются и другие российские нормативные акты.

Законы делятся на три группы:

основные законы (конституции), регулирующие основополага­ющие вопросы жизни государства (основные права и свободы граждан, систему государственной власти, гражданство и др.);

конституционные законы - это законы, регулирующие более детально вопросы, отнесенные к предмету Конституции (Закон о Президенте, Закон о выборах, Закон о судоустройстве, Закон о гражданстве и др.);

обыкновенные (обычные) законы принимаются по иным важным вопросам общественной жизни (Закон об акционерных обществах, Гражданский кодекс, Закон о налогах с физических лиц и др.).

Указы. Их издает Президент России по вопросам, относящимся к его компетенции.

Постановления. Этот вид нормативных актов издается Правительством России. В компетенцию Правительства входит в основном решение вопросов социально-экономического характера. Постановления - зеркало деятельности Правительства. Их анализ дает ответ на вопрос том, эффективно, грамотно, оперативно ли действовало Правительство. Публикуются постановления в «Собрании законодательства Российской Федерации»

Инструкции министерств и ведомств. Указанные органы создаются для руководства той или иной сферой деятельности. Они регулируют основные виды (формы) служебной деятельности, функциональные обязанности работников определенной категории. Но есть инструкции, которые носят межотраслевой характер и распространяются не только на работников, но и на другие организации, на всех граждан (инструкции Министерства финансов, Центрального банка, Министерства транспорта, Министерства труда и др.). Такие акты подлежат регистрации в Министерстве юстиции, где проверяют их законность. Публикуются акты министерств и ведомств в журнале «Нормативные акты министерств и ведомств».

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...