Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Трудовое право в период осуществления новой экономической политики.

В начале 20-х в истории нашей страны произошел крутой поворот. В соответствии с решением Х съезда РКП(б) советская власть объявила о введении новой экономической политики, допускавшей до определенных пределов частную собственность, свободную торговлю, свободу предпринимательства, частно-хозяйственную деятельность наряду с хозяйством государственным. Коммерческие дисциплины внедрялись и в управление государственными предприятиями. Россия сделала первую после октября 1917 г. попытку вернуться к рыночной экономике.

Один из важнейших факторов сложившейся обстановки заключался в том, что отпала необходимость в привлечении населения к трудовой повинности в ее прежнем виде. Поэтому в 1621г. Поэтому в 1621г. СНК РСФСР принял декрет, отменявший трудовые мобилизации квалифицированных рабочих и специалистов для работы на государственных предприятиях. Этим же декретом были отменены топливная, гужевая и некоторые другие повинности.

В условиях НЕПа частное предпринимательство заняло важное место в экономической жизни страны. На предприятиях первостепенное значение обрел хозрасчет. В силу этого, возникла необходимость возобновления заключения коллективных договоров между профсоюзами и администрацией, которые определяли бы условия труда и содержали тарифы заработанной платы. В этих условиях роль профсоюзов значительно возросла. Действовавшее законодательство не отражало ее в полной мере .

Новая кодификация трудового законодательства в 1922г. имела целью заменить КЗоТ 1918г., созданный для осуществления «красногвардейской атаки на капитал», новым Кодексом, призванным регулировать трудовые отношения в условиях перехода к рынку, который, как провозгласил В.И.Ленин, утверждался в нашей стране «всерьез и надолго».

Второй советский Кодекс законов о труде, одобренный IV сессией ВЦИК IX созыва, 30 октября 1922г., завершил формирование советского типа трудового права. Использовав многие нормы и конституции КЗоТа 1918г., новый КЗоТ РСФСР вместе с тем существенно отличался от своего предшественника как по структуре, так и по содержанию. Оставшись «миникодексом», «кодексом-конституцией», КЗоТ 1922г. не только больше прежнего Кодекса по объему(192 статьи против 137), но и значительно шире по содержанию.

В КЗоТ 1922г. была сделана попытка сформировать трудовое право, призванное функционировать в условиях государственного социализма, признающего жестко регулируемую рыночную экономику, трудовое право с оптимальным с точки зрения правящей партии, сочетанием публично-правовых и часноправных начал, трудовое право, учитывающее реалии и специфику России того времени, ее прошлый опыт, как дореволюционный, так и послереволюционный.

КЗоТ 1922г. остается первоосновой нашего трудового права, хотя в последующие годы многие его нормы, конституции, принципиальные подходы претерпели существенные изменения в связи с отказом от непа и политическими катаклизмами последующих лет, которые привели, в частности, к реставрации многих элементов правового регулирования труда периода военного коммунизма.

Уже в довоенные годы содержание Кодекса законов о труде 1922г. существенно изменилось. Еще большие метаморфозы, изложенные в нем правовые нормы, потерпели в послевоенный период. Тем не менее, некоторые из них в том или ином виде сохранялись вплоть до введения в действие следующего КЗоТ.

 

Трудовое право 1941-1970гг.

Во второй половине ХХ века трудовое законодательство нашей страны прошло сложный путь развития. На каждом этапе этого пути оно отражало особенности социально-экономического и политического положения в СССР, а затем в Российско Федерации.

Первый этап рассматриваемого периода охватывает вторую половину 40-х – начало 50-х годов. В годы Великой Отечественной войны государство вынуждено было обратиться к таким правовым формам обеспечения народного хозяйства кадрами, как трудовая мобилизация и трудовая повинность. Одновременно принимались жесткие меры по укреплению дисциплины труда. Победоносное окончание войны позволило отказаться от норм права, продиктованных обстоятельствами военного времени. 30 июня 1945г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР, которым прекращались трудовые мобилизации граждан, отменялись ежедневные обязательные сверхурочные работы, восстанавливались 8-часовой рабочий день, а так же очередные и дополнительные отпуска рабочим и служащим.

В июне 1945г. на основе Закона о демобилизации местных органам власти и руководителям предприятий было предписано предоставить работу всем демобилизованным военнослужащим в течение месяца.

В - первые послевоенные годы значительно повысилась роль

профсоюзов. В июле 1947 г. было принято постановление Секретариата ВЦСПС, которое обязывало фабрично-заводские комитеты не допускать сверхурочные работы для беременных женщин, кормящих матерей, подростков, больных открытой формой туберкулеза. Местные комитеты должны были контролировать соблюдение трудового законодательства администрацией, прежде всего в отношении рабочего времени, времени

отдыха, труда женщин и подростков.

Уже в середине 50- х гг. был осуществлен ряд мер по переходу на сокращенный рабочий день. Они коснулись прежде всего рабочих и служащих каменноугольной, горнорудной, металлургической

промышленности. В августе 1955 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР, которым предусматривался для лиц в возрасте от 14 до 16 лет рабочий день продолжительностью 4 часа и для рабочих и служащих в возрасте от 16 до 18 лет - 7 часов. Для рабочих и служащих, не достигших 18 лет, устанавливался отпуск продолжительностью один календарный месяц. В мае 1956 г. был принят новый Указ Президиума Верховного Совета СССР, вводивший шестичасовой рабочий день для рабочих и служащих в возрасте от 16 до 18 лет. В декабре 1956 г. прием на работу лиц моложе 16 лет был запрещен. С апреля 1956 г. отпуск женщинам по беременности и родам увеличивался с 17 до 112 календарных дней. В случае ненормальных родов или рождения двух или более детей отпуск после родов предоставлялся продолжительностью 70 календарных дней (вместо 56, предусмотренных для обычных случаев). В марте 1956 г. на 2 часа была сокращена продолжительность рабочего дня рабочих и служащих в предпраздничные и предвыходные дни. В это же время начался перевод рабочих и служащих без уменьшения заработной платы на 7- и 6-часовой рабочий день.

Значительным шагом навстречу интересам лиц, работающих по найму, было то, что они получили право одностороннего расторжения трудового договора с предупреждением администрации за две недели. Не меньшее значение имело и отмена судебной ответственности рабочих и служащих за самовольный уход с предприятий и учреждений и за прогул без уважительной причины.

 

КзоТ 1971 года, как начало дальнейших преобразований

Следующим этапом реформирования трудового законодательства стало 15 июля 1970 г., когда Верховный Совет СССР одобрил Закон "Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде" (далее Основы законодательства о труде, или Основы). Это был первый в советской истории общесоюзный закон о труде кодификационного характера, объединивший все основные нормы, регулировавшие труд рабочих и служащих. Основы законодательства о труде, вступившие в силу с 1 января 1971 г., сформировали фундамент для всей системы советского трудового законодательства, обеспечивали его единство в масштабах СССР и в значительной мере определили дальнейшее развитие трудового права, стали его эталоном.

Основы законодательства о труде внесли в действовавшее законодательство немало новых моментов, как правило, улучшавших положение работников, повышавших уровень правовых гарантий для трудящихся.

Основы законодательства о труде явились право вой базой для принятия в 1971-1973 гг. кодексов законов о труде в союзных республиках, которые не только воспроизвели Основы, но по многим вопросам дополнили, конкретизировали и детализировали их, включив в текст положения союзных законов о труде.

Новый КЗоТ РСФСР был принят на сессии Верховного Совета РСФСР 9 декабря 1971 г. и введен в действие с 1 апреля 1972 г. КЗоТ РСФСР 1971 г. воспроизвел основные положения Основ законодательства о труде, дополнив и конкретизировав Основы. Достаточно сказать, что число глав в Кодексе было увеличено с 15 до 18, а число статей - со 107 до 256.

КЗоТ 1971 г., дополнив и конкретизировав Основы законодательства о труде, в течение трех десятилетий, с многочисленными поправками и дополнениями, действовал в России как основной законодательный акт по

труду.

Он существенно модернизировал КЗоТ 1922 г., который давно уже превратился в анахронизм. Принятие Основ и новых кодексов дало толчок к существенному обновлению советского трудового законодательства в целом. Уже в 70-е годы началось приведение различных актов по труду в соответствие с основополагающими актами кодификационного законодательства, прежде всего с Основами.

Обновление законодательства в 70-е годы коснулось отдельных категорий отников. Появились новые акты об условиях труда временных и сезонных работников, положения об аттестации научных работников, учителей общеобразовательных школ, инженерно-педагогических работников профтехучилищ, руководящих инженерно-технических работников.

В декабре 1976 г. в КЗоТ РСФСР Указом Президиума Верховного Совета РСФСР были внесены изменения по вопросу материальной ответственности рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации. В нем предписывалось взыскивать часть зарплаты с виновных

за причиненный прямой ущерб.

В августе 1980 г. Президиум Верховного Совета РСФСР внес в действовавший КЗоТ изменения и дополнения, которые имели большое значение для трудового права.

Теперь право граждан на труд трактовалось в нем как право на получение гарантированной роботы с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством и не ниже установленного государством минимального размера. Право на выбор профессии и роботы в соответствии с призванием и профессиональной подготовкой также включалось в понятие права на труд. Вместе с тем в августовском 1980 г. Указе Президиума Верховного Совета РСФСР подчеркивалось, что рабочие и служащие обязаны строго соблюдать трудовую дисциплину, выполнять установленные государством с участием профсоюзов нормы труда.

В период, когда партийно-советское руководство возглавлял Ю.В.

Андропов (ноябрь 1982 - февраль 1984 гг.), был принят ряд жестких мер по укреплению трудовой дисциплины, направленных в конечном итоге на улучшение экономической ситуации в СССР. Желаемых результатов, однако, они не принесли.

Перемены в трудовом законодательстве, происшедшие в 1989 - 1990 гг.,

были лишь первыми шагами на пути приспособления норм трудового права к новым экономическим условиям. Трудовое право начало приспосабливаться не к рыночным отношениям, а к переходному периоду, ведущему к рыночной экономике. В нем по-прежнему, господствовали принципы и нормы, порожденные плановой централизованной системой народного хозяйства, знающей только государственную и кооперативно-колхозную формы собственности. Более глубокие изменения в трудовом законодательстве, соответствовавшие требованиям перехода к рыночным отношениям, начались в начале 90-х годов, но уже не в СССР, а в Российской Федерации.

Поправки дополнения К30Т. Изменения, происшедшие в экономической и политической жизни России после. 1991 г., сделали необходимым внесение существенных поправок и дополнений в КЗоТ РСФСР, принятый в иных социально-экономических условиях.

25 сентября 1992 Г. Верховный Совет Российской Федерации принял Закон "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР". Этим законом в Кодекс были внесены многочисленные и весьма существенные изменения, которые затронули почти третью часть его статей. По существу была осуществлена новая редакция Кодекса, имевшая целью исключить из него все то, что препятствовало развитию рыночной экономики, отражало системные черты советского строя (монополию государственной собственности, запрет частной собственности и

предпринимательства, наемного труда, сверх централизацию и управлении экономикой и т.п..), а также все то, что явно устарело.

Новая редакция КЗоТа была нацелена на либерализацию и демократизацию трудовых отношений, на корректировку тех статей КЗоТа, которые противоречили ратифицированным Россией международным актам. КЗоТ в новой редакции включил также положения принятых в самом начале 90-х годов законодательных актов, повысивших уровень социальных гарантий для трудящихся.

Новая редакция Кодекса решила вопрос о соотношении российского трудового законодательства и норм Союза ССР. Было установлено, что на территории РФдо принятия соответствующих законодательных актов применяются нормы Союза ССР в части, не противоречащей Конституции и законодательству Российской Федерации, атакже международным соглашениям с участием РФ.

С 1992 по 2001 гг. включительно К3оТ подвергался редактированию со стороны законодательных органов еще не один раз. Данные редакции некоторым образом изменяли нормы права, но не настолько, чтобы можно было говорить о существенном изменении и совершенствовании трудового законодательства. Всем: и работодателям, и работникам, и профсоюзам было понятно, что в условиях все более набирающего темпы рыночного реформирования в обществе основной документ не может оставаться прежним.

 

Новый трудовой кодекс

В 1999-2001 гг. в Госдуму были внесены несколько проектов Трудового кодекса, подготовленных правительством и различными парламентскими фракциями.

Проекты существенно различались по своей политической направленности, а следовательно, по социально-экономическому и юридическому содержанию.

Для согласования различных позиций Государственная дума создала специальную комиссию.

5 июля 2001 г. Госдума приняла в первом чтении согласованный проект Трудового кодекса РФ, подготовленный на базе двух центристских проектов-"правительственного" и депутатского".

Однако после принятия Кодекса в первом чтении в Госдуму поступило более 3 тыс. поправок, многие из которых носили концептуальный характер. Несмотря на то, что часть их была внесена лицами, не обладающими правом законодательной инициативы, все поправки, поступившие в установленный срок, были рассмотрены специальной комиссией, а затем доложены на заседании Госдумы 19 декабря 2001 г., принявшей проект во втором чтении.

21 декабря 2001 г. законопроект был принят Государственной думой РФ в третьем, окончательном чтении: за проект проголосовали 289 депутатов, или 64,2% их общего числа; против - 131 депутат (29,1%), воздержавшихся не было; 30 депутатов не приняли участия в голосовании.

26 декабря 2001 г. Совет Федерации Федерального Собрания одобрил текст Кодекса, 30 декабря 2001 г. его подписал Президент РФ.

31 декабря 2001 г. законодательство о труде было опубликовано в Российской газете.

Принятый в конце 2001 года и введенный в действие с 1 февраля 2002 года Трудовой кодекс Российской Федерации не решил всех проблем, назревших в сфере труда, однако, несомненно, сыграл весьма позитивную \роль в формировании цивилизованных трудовых отношений. Он, в частности, разграничил полномочия органов федеральной государственной власти и органов государственной, власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, расширил возможности договорного регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Вместе с тем, Кодекс, в силу ряда причин, не был лишен недостатков и, прежде всего, неточностей юридико-технического характера. Трудности создавали как ряд противоречащих и неоднозначно сформулированных норм, так и имевшиеся в нем пробелы в регулировании.

Эти обстоятельства обусловили начатую, практически сразу после введения Кодекса работу по подготовке большого пакета поправок.

Роль же изменений и дополнений, внесенных Федеральным законом от 30 июля 2006 года 90-ФЗ, выражается в исправлении массы недочетов первоначального текста Кодекса, а также в создании определенности по спорным вопросам, возникшим при практическом применении его положений, хотя, по мнению разработчиков поправок, концептуальных

изменений в главном трудовом законе не произошло, но исходя из «количественной» оценки произведенных изменений и дополнений, которые коснулись более 300 статей Кодекса, нельзя говорить об их несущественности.

В Кодекс введено 13 новых статей, 2 статьи (7 и 98 Кодекса) признаны утратившими силу (их положения перенесены в другие стать Кодекса), более чем 50 статей изложены полностью в новой редакции. Свыше 100 статей дополнены новыми частями либо прежние формулировки их частей заменены на новые, устранен ряд дублирующих положений и редакционных неточностей.

Важнейшей чертой измененного и дополнительного «пакетом поправок» Кодекса, фактически вышедшего в новой редакции, является то, что в нем значительно углублены общие положения.

Трудовой договор.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...