Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подотрасли экологического права

Экологическое право подразделяется на две большие составляющие — природоохранное и природоресурсное право, которые, по нашему мнению, представляют собой его подотрасли.

Природоохранное право составляют нормы, регулирую­щие отношения в области охраны окружающей среды как единого целого, устанавливающие общие требования к субъектам хозяйственной деятельности. Основополагаю­щим источником права, регулирующим данную сферу об­щественных отношений, является в настоящее время Закон об охране окружающей среды.

Нормы природоресурсного права регулируют обществен­ные отношения в области использования и охраны отдельных компонентов окружающей среды: земель, вод, недр, лесов и иной растительности, атмосферного воздуха, животного мира, континентального шельфа. Природоресурсное законодательство устанавливает основы правового регулирования отношений по рациональному использованию и защите отдельных компонентов окружающей среды, включая права и обязанности физических и юридических лиц в сфере данных общественных отношений, формы собствен­ности на компоненты окружающей среды, правовые основы их использования, основы государственного управления в регулируемых областях общественных отношений.

При этом необходимо помнить, что правовые нормы при­родоохранного и природоресурсного права подлежат применению лишь в тесном взаимодействии. Однако как общее и частное они соотносятся не полностью, поскольку имеют как общие для них, так и собственные предметы регулирования.

Так, например, исключительно в ФЗ об охране окружающей среды установлены основы правового регулирования зон чрезвычайного экологического бедствия, экологического страхования. Однако данный Федеральный закон не регулирует отношения собственности на природные ресурсы. Регулирование этих отношений осуществляет природоресурсное законодательство: ЗК, ВК, ЛК, Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире».

Соотношение экологического и иных отраслей права

Третью часть экологического права составляют нормы иных отраслей права, регулирующие общественные отно­шения, связанные с охраной окружающей среды. Эти нор­мы весьма многочисленны и имеют двоякий характер. Хотя они относятся к отраслям права, которые имеют отличный от экологического права предмет регулирования, эти нормы касаются экологии, объединенные задачей защиты окружа­ющей среды.

Различные авторы рассматривают регулирование эко­логических правоотношений нормами иных отраслей пра­ва либо в контексте системы самой отрасли экологического права, либо в контексте соотношения экологического права с иными отраслями. Процесс включения норм, направлен­ных на охрану окружающей среды, в иные отрасли права можно охарактеризовать как экологизацию данных отрас­лей права.

Основу развития экологического права как отрасли пра­ва составляет Конституция.

Экологическое право тесно связано с административ­ным правом. Основаниями возникновения, изменения и прекращения экологических правоотношений являются чаще всего исполнительно-распорядительные акты органов исполнительной власти, органов местного самоуправления. Так, например, заключение государственной экологической экспертизы утверждает Федеральная служба по экологиче­скому, технологическому и атомному надзору. Смежным институтом экологического и административного права является совокупность норм, регулирующих организацию и деятельность органов исполнительной власти, осущест­вляющих государственное управление в сфере охраны и ис­пользования окружающей среды. Административное право регулирует порядок деятельности этих органов, устанавли­вает их компетенцию по осуществлению соответствующих функций управления. Экологическое право, в отличие от административного, определяет содержание деятельности исполнительных органов государственной власти в сфере охраны окружающей среды. Кроме того, специфика эко­логических отношений определяет осуществление особых Функций управления, например таких как государственная экологическая экспертиза, мониторинг окружающей среды. КоАП установлена ответственность за административные правонарушения в области охраны окружающей среды. Со­ставы же экологических преступлений и ответственность за них закреплены в УК.

Экологическое право имеет также некоторые смежные предметы регулирования с гражданским правом. Так, граж­данское законодательство устанавливает основы права соб­ственности и имущественного оборота земли и иных при­родных ресурсов. В соответствии с п. 3 ст. 129 ГК и п. 3 ст. 3 ЗК земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Следовательно, приоритет в данной области от­дается природоресурсному законодательству.

В ряде случаев природоресурсным законодательством предусмотрено заключение договоров между специально уполномоченным органом государственной власти и природопользователем. К данным правоотношениям применимы нормы подразд. 2 «Общие положения о договорах» разд. III части первой ГК. Также, например, в соответствии со ст. 7- 51 ГК подрядчик обязан при осуществлении строительства и связанных с ним работ соблюдать требования закона и иных правовых актов об охране окружающей среды и не- сет ответственность за нарушение данных требований. При причинении в результате экологического правонарушения вреда личности или имуществу гражданина, имуществу I юридического лица применяются нормы гл. 59 ГК об обя­зательствах вследствие причинения вреда.

Требования в области охраны окружающей среды содер­жат также законодательные акты, регулирующие различ­ные сферы хозяйственной деятельности. К ним относятся, например, федеральные законы от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», от 09.01.1996 № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения», от 19.07.1997 № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения». На отношения в области осуществления экологического аудита распространяет действие Федеральный законI от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Статьей 57 ФЗ об охране окружающей среды правовой режим чрезвычайных экологических ситуаций приравнен к чрезвычайным ситуациям природного и техногенного ха­рактера. Правовое регулирование отношений в области за­щиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера осуществляется Федеральным кон­ституционным законом от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвы­чайном положении», Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычай­ных ситуаций природного и техногенного характера».

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...