Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практическая работа № 1 по теме «Русский национальный язык. Формы существования национального языка»




Вопросы для самостоятельной работы:

1. Что такое «национальный язык»? Назовите и охарактеризуйте формы существования национального языка.

2. Что такое «литературный язык»? Какие сферы человеческой деятельности он обслуживает?

3. Почему А.С. Пушкина считают создателем современного русского литератур­ного языка?

4. Перечислите основные признаки литературного языка. В чём состоит отличие литературного языка от нелитературных элементов?

5. Чем обусловлена функционально-стилевая дифференциация литературного языка?

6. Каков состав основных функциональных стилей современного русского литературного языка? Чем объясняется разноречивость суждений по этому вопросу?

7. Дайте полную характеристику каждого функционального стиля современного русского литературного языка (отметьте основные стилевые чер­ты, языковые средства, жанровые разновидности, сферу использования и т. д.).

8. В чем сходство и различие между устной и письменной формами речи?

9. На каких уровнях языка (в звуковом строе, лексике, словообразовании, морфологии, синтаксисе) обнаруживаются особенности территориального диалекта и жаргона?

10. Какие функции выполняет жаргон? Что такое арго/сленг (общий жаргон)?

Упражнения:

1. Прочитайте определения литературного языка, найдите самое полное. Обоснуйте свой выбор.

Литературный язык – основная наддиалектная форма существования языка, характеризующаяся большей или меньшей обработанностью, полифункциональностью, стилистической дифференциацией и тенденцией к регламентации (Лингвистический энциклопедический словарь).

Литературный язык – образцовый, нормализованный язык, нормы которого воспринимаются как «правильные» и общеобязательные и который противопоставляется диалектам и просторечию (О.С.Ахманова).

Литературный язык – форма общенародного языка, понимаемая говорящими на том или ином языке как образцовая (Ф.П.Филин).

Литературный язык – нормализованный язык, обслуживающий разнообразные культурные потребности народа, язык художественной литературы, публицистических произведений, периодической печати, радио, театра, науки, государственных учреждений, школы и т.д. (Д.Э. Розенталь).

2. Заполните таблицу.

Название стиля Характеристика
  Прямо и призывно, с целью воздействия на читателя (слушателя) выражается позиция автора в связи с чем-л.
  Через систему художественных образов в отшлифованной форме речевого произведения повествуется о чем-л. для воздействия авторской мыслью на читателя.
  Логично, последовательно, аргументировано, точно и беспристрастно передается информация, сообщаются знания.
  Непринужденно, без особых забот о литературной правильности речи выражается личное отношение к чему-л. или сообщается что-л. В процессе общения людей.
  Официально, точно, по общепринятому стандарту излагается что-л.

3. Определите, из текстов каких стилей и жанров извлечены следующие наборы слов и выражений.



1. милый, благодарю за обещание, кажется, прочту Вашу статью, очень талантливый, на свой аршин, мне на днях минет 64 года, сомневаться, вот в каком духе, кланяюсь дружески …

2. семейство фламинго, в общей сложности, исключительно своеобразные, или красный гусь, частично в Южной Европе, распространен, доходит до 130 см, характерны, оперение, массовыми колониями, в виде усеченного конуса, устроенный как, идущие в пищу …

3. в июльские вечера и ночи, в лесных балочках, прекрасна, окутает мгла, тоска, вздыхает, как будто, не видно в потемках, трескотня, хорошо вспоминать, убаюкивает, как колыбельная песня, откуда-то, вроде удивительного «а-а!», бывало, едешь …

4. коммерческие организации, объединения в форме ассоциаций, по решению, должно содержать, предусмотренному, могут добровольно объединяться, не отвечает, в размере, основной предмет деятельности …

5. женщина-крановщица, самостоятельно спуститься, госпитализировали, представители местных властей, на всякий случай, разместили, работы по демонтажу, планируется, в свои квартиры …

4. Прокомментируйте следующие высказывания с точки зрения соотношения письменной и устной форм речи.

«Указую господам сенаторам речь в присутствии держать не по писанному, а только своими словами, дабы дурь каждого всякому видна стала» (Указ Петра I)

«Послушайте, вы прекрасно рассказываете, но нельзя ли рассказывать как-нибудь не так прекрасно? А то вы говорите, точно книгу читаете» (Ф.М.Достоевский)

«Есть пятьдесят способов сказать «да» и пятьдесят способов сказать «нет», и только один способ их написать» (Б.Шоу)

5. Прочитайте приведенный фрагмент из официального устного выступления. Определите, какие особенности устной речи находят отражения в нем. Отредактируйте его для публикации в газете.

С третьего по десятое июля / семьдесят пятого года / в городе Ленинграде / состоялся / двенадцатый / международный / ботанический конгресс // Намечалось что этот конгресс / будет / последним / среди ботанических конгрессов // Далее они уже проходить не будут / а будут проходить конгрессы / по / например / таким / направлениям / как / физиологический / как / фотосинтезу / там симпозиумы // вот в таком /э-э/ духе / чтобы было // Но / следующий конгресс / было решено созвать / в Австралии / и он остался / ботаническим конгрессом // И И И это / такая / м-м задумка / которая была сделана / международным союзом биологических наук / она оказалась не / воплощенной в жизнь // От отдела защиты растений / на нем были /на этом конгрессе были /в качестве делегатов / это / кандидат биологических наук / Н.Н.С. / и доктор биологических наук / Ю.В.С.//

6. Найдите стилистические особенности, связанные с письменной формой высказываний, переведите его в устную форму.

Слегка отвлекаясь от отечественной проблематики, хотелось бы заметить, что, как показывает современный опыт скандинавского региона и ряда других стран, дело вовсе не в монархии, не в форме политической организации, а в разделении политической власти между государством и обществом.

7. В приведенной записи диалектной речи укажите языковые особенности, не свойственные литературному языку.

- Вот на Пасху-то дак всю ночь пекем, тут ночь и не спим. С вечера, еще в шесть часов тесто месили, да вот замесишь с бычью голову тесто-то, вот и скешь сидишь, две-три кучи наскешь этих сочиней-то, да еще … калиточки зовутся, опеки же большие же наскешь, эти опеки с квашни наливашь, да на сковородки наливашь, кислы шаньги звалися … А кислы – это льют на сковородки, на сковородоцки и сверьху помазут сметанкой – вот это называт кисла шаньга.

8. Укажите жаргонизмы и определите, в какой социальной группе они возникли.

Есть карманники – «верхушечники», работающие по верхам с минимальным риском, тянущие то, что плохо лежит. Таким очень помогают модные «чужие» сумки и еще распахивающиеся сумки – «самосвалы» с магнитными застежками, оттопыривающиеся карманы и … наша традиционная русская беспечность. Другие «спецы» работают с «мойкой» – лезвием отечественного производства.

Белыми люблю «сицилианку», а черными предпочитаю защиту Грюнфильда, хотя она не пользуется репутацией надежной защиты.

Парень один из Крылатского. У него квартира – отпад. А родители живут на даче. Мы там часто тусуемся.

Два года в армии делятся на четыре части. И в каждой для солдата своя кличка. Те, кто служит первые полгода, - «духи», кто вторые – «черпаки». Они могут командовать «духами». Тот, у кого служба перевалила на второй год, - «фазаны». Ну а тем, у кого до ухода в запас 5-6 месяцев – «дедам» или «дембелям»,– дозволено все.

9. Найдите в тексте просторечные элементы.

Однажды жена вернулась домой, тяжело опустилась в кресло и, грустно вздохнув, сказала:

- Устала я, Петь. И больше так и не можу, и не х´очу.

- Чего не могёшь и чего не хотишь? – переспросил я.

- Завтра кросс, - ответила она. – Всем отделом бегим!

- Бегите бегмя? – переспросил я.

- В том-то и дело, что бегмя бегим! – посетовала она.

В это время из магазина пришла дочь и сказала:

- Я достала творог. Куда покласть? Тама или тута?

- Ложи здеся, - отвечала жена.

- Как много тебе продавщица творогу пол´ожила?! – удивился я.

- Не пол´ожила, - поправила меня жена, - а нал´ожила.

Неожиданно у меня появилось ощущение, что мы все неправильно говорим.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22; просмотров: 1776

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...