Вопросы:
1. В какой сфере общественной деятельности функционирует научный стиль? Каковы функции научной речи?
2. Назовите основные стилевые черты научного стиля.
3. Каковы подстили научного стиля? Назовите признаки научно-популярного подстиля.
4. Что такое термин? Каковы его специфические особенности?
Упражнения:
1. Для каких стилей являются характерными приведенные ниже группы слов? Учтите тот факт, что одни и те же языковые средства могут быть характерными для двух-трех стилей.
Разговорные, профессиональные, термины, канцеляризмы, общественно-политическая лексика и фразеология, отвлеченные, просторечные, слова с переносно-образными значениями, диалектные, жаргонные, аббревиатуры, устаревшие, заимствованные, неологизмы, уменьшительно-ласкательные.
2. Прочитайте вопросы. Ответьте на них. Охарактеризуйте словесную форму вопросов.
1. В какой пословице говорится о дуалистическом принципе использования сельскохозяйственных орудий на гидроповерхности?
2. В какой пословице говорится о бинарном характере высказываний индивидуума, утратившего социальную активность?
3. Какая пословица предлагает нестандартные методы лечения сколиоза путем отправления ритуальных услуг?
4. В какой пословице говорится о положительном воздействии низкого коэффициента интеллекта на увеличение совокупности задач в процессе осуществления трудовой деятельности?
5. В какой пословице упоминаются характерные внешние приметы как повод для узурпации наиболее благоприятного социального статуса на рынке?
6. Какая пословица указывает на разновидность юридического акта, превалирующего над валютными средствами?
7. В какой пословице оптимизация динамики работы тяглового средства передвижения сопрягается с устранением изначально деструктивной транспортной единицы?
3. Проанализируйте характер исправлений в примерах правки научного текста; объясните причины стилистических исправлений. На основе сопоставления вариантов сделайте выводы об особенностях синтаксического строя научной речи.
Неотредактированный вариант
| Отредактированный вариант
| 1. Когда человек управляет, то это не что иное, как настраивать других людей на труд.
| 1. Управление представляет собой не что иное, как настраивание других людей на труд.
| 2. Ясно, что если какую-либо идею изложить на письме, то это означает сделать первый шаг к ее претворению в жизнь.
| 2. Твердый порядок письменного изложения какой-либо идеи – это первый шаг к ее претворению в жизнь.
| 3. Нельзя не учитывать и того обстоятельства, что проведение исследований целинной фауны необходимо также для того, чтобы сохранить для будущих поколений точные данные о животном населении этих природных ландшафтов.
| 3. Проведение исследований целинной фауны необходимо также для того, чтобы сохранить для будущих поколений точные данные о животном населении этих природных ландшафтов.
| 4. Говорят, что для хорошего бизнесмена главное – уметь сосредоточиться и правильно планировать свое время.
| 4. Чтобы преуспеть в бизнесе, самое главное – умение сосредоточиться и рационально пользоваться своим временем.
| 5. Был намечен целый ряд экспедиций.
| 5. Был намечен ряд экспедиций.
| 6. Одному из замечательных русских зоологов прошлого столетия принадлежит это открытие.
| 6. Это открытие принадлежит замечательному русскому зоологу XIX века.
| 7. Кривые, изображенные на рисунке, показывают, что процесс протекает прерывисто.
| 7. Кривые на рисунке показывают прерывистое протекание процесса.
| 8. На рисунке показана зависимость коэффициента от радиуса иона. В этой зависимости обнаруживаются некоторые закономерности.
| 8. На рисунке показана зависимость коэффициента от радиуса иона, в которой обнаруживаются некоторые закономерности.
| | | | 4. Прочитайте текст. Ответьте на вопросы:
1. Какова цель общения, реализованная в данном тексте?
1) получение новых знаний об оформлении отчетов;
2) усвоение стандартов в оформлении отчетов;
3) применение основ делопроизводства на практике;
4) повышение общего культурного уровня читателя.
2.Кому адресован данный текст?
1) менеджерам;
2)молодым сотрудникам организаций;
3) помощникам руководителей;
4) широким слоям населения.
3.Ккакому подстилю научного стиля относится данный текст? Докажите.
1) собственно научный;
2) научно-учебный;
3) научно-технический;
4) научно-популярный.
4. К какому жанру научного стиля относится данный текст?
5. К какому типу относится заголовок данного текста:
1) заголовок общего характера;
2) заголовок, конкретизирующий теоретические вопросы;
3) заголовок, отображающий специфику авторской постановки вопроса.
6. Выделите структурно-смысловые компоненты текста. Представьте текст в виде логической схемы.
Про «красивый» финансовый отчет
О правилах оформления отчетов корреспондент ИА «Клерк. ру» Александр Саполнов беседует с генеральным директором рекламного агентства Soleans Дмитрием Ватулиным.
- Дмитрий, скажите, за последние 10 лет изменилось ли в плане дизайна оформление годовых отчетов банков? Если да, то как, и с чем это связано?
- Изменения в оформлении отчетов, конечно, произошли. Но они вызваны не веяниями моды или изменениями каких-то стандартов. Банки осознали всю важность и ответственность данного документа, и теперь для выполнения этой работы внутри самих финансовых структур привлекаются специалисты с более высоким уровнем квалификации. Они, в свою очередь, предъявляют более строгие требования в выборе подрядчиков. В целом мы отмечаем тенденцию к тому, что сами задания на выполнение годового отчета стали более детальными и интересными.
Годовой отчет должен выглядеть дорого, но в меру. Держа его в руках, человек должен понимать, что перед ним – состоятельная компания. В то же время важно не перестараться, иначе у клиентов может возникнуть впечатление, что банк тратит слишком много их средств на печать дорогой полиграфии и поэтому снижает процентные выплаты. Чаще всего годовые отчеты печатаются офсетом, но более выигрышно выглядят «нестандартные» виды печати и отделки. Так, интересные результаты получаются при комбинировании разных технологий, а именно: офсетная и трафаретная печать, конгревное тиснение и тиснение металлизированной фольгой, высечка, трафаретные отделки, фигурные вырубки, матовое ламинирование и т.д. В настоящее время существует масса технологических возможностей – есть из чего выбрать. Нужно только учитывать их сочетание с дизайном.
- Есть ли какие-либо стандарты по оформлению годовых отчетов? Какие объекты обязательно должны входить в это оформление?
- Никаких обязательных элементов в оформлении нет, скорее можно говорить о неких сложившихся традициях и общих рекомендациях, характерных для оформления документов финансовых организаций. При оформлении годового отчета желательно использовать элементы фирменного стиля банка – логотип, фирменные шрифты и цвета. Причем все это должно вписываться в общий стиль отчета. Считается, что использование фирменной символики в годовом отчете говорит клиентам о стабильности банка. Должны существовать элементы оформления, которые сохраняются неизменными из года в год. Это создает дополнительно ощущение стабильности. Ведь очевидно, что клиенты доверяют только стабильным финансовым структурам.
Прежде чем приступить к дизайну, нужно выбрать ключевое сообщение для отчета – перспективы банка, о глобальности компании, о равнении на потребности клиентов, может быть, о спонсорстве и благотворительной деятельности и т.д. Не стоит поддаваться соблазну делать «акцент на всем». В идеале нужно одно основное сообщение. А профессиональные дизайнеры с помощью иллюстраций и графических решений уже направят внимание клиентов на те приоритеты, которые на данном этапе развития считается у банка ключевыми. Это значит, что только за счет грамотно расставленных визуальных акцентов, один и тот же по содержанию отчет может иметь совершенно разную эмоциональную направленность.
- Нужны ли фотографии?
- К сожалению, многие российские финансовые структуры отказываются от размещения фотографий собственных сотрудников, заменяя их более абстрактными иллюстрациями. Кто-то отказывается из соображений безопасности, кто-то считает использование фотографий неактуальным. На самом деле фотографии довольных и улыбающихся сотрудников «заездили» все, кому не лень. Но они так часто и используются как раз потому, что работают! Такие фотографии – неважно, репортажные они или постановочные – создают впечатление открытости банка. Даже одна удачная фотография в этом случае может заменить десятки слов. К тому же людям всегда интереснее рассматривать фотографии других людей, чем фотографии интерьера или абстрактных березок. (А. Саполнов, ИА «Клерк.ру»)
|