Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Богатство и выразительность речи




Вопросы:

1. Богатство (разнообразие) речи.

2. Выразительность речи. Условия выразительности речи.

а) Языковые факты, снижающие выразительность речи: канцеляризмы и рече­вые штампы.

б) Средства, усиливающие выразительность речи. Тропы и фигуры.

Задание: написать конспект.

Литература:

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – Глава 3, раздел «Коммуникативные качества речи».

2. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. проф. В.И. Максимова. - М.: Гардарики, 2007. Глава «Ораторская речь», раздел «Логика, этика и эстетика речи», подраздел «Эстетические качества речи».

3. Культура русской речи. Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.К.Граудиной и
проф. Е.Н.Ширяева. - М.: Норма, 2006. Глава 6, раздел «Средства речевой выразительности».

4. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М.: ООО «Изд-во АСТ-ЛТД», 1998.

 

Кроме того, самостоятельная работа может предполагать написание рефератов(или развёрнутых конспектов), в которых необходимо осветить отдельные актуальные вопросы культуры речи. Реферат (или конспекты) сдаются в срок, указан­ный преподавателем.

Методические указания по написанию рефератов:

Одной из форм самостоятельной работы, выполняемой студентами во внеаудиторное время, является написание реферата по одной из наиболее актуальных проблем культуры речи (они отражены в перечне предлагаемых тем).

Написание реферата предусматривает следующие этапы:

1. Выбор темы.

2. Предварительный план, подборка литературы.

3. Изучение литературы, ее конспектирование.

4. Написание текста, оформление работы.

Следует обратить внимание на внешний вид работы: титуль­ный лист, грамотность, аккуратность оформления. В конце работы необходимо дать список использованной литературы.

Для написания письменной работы (реферата) необходимо знать структуру. Важную роль играет вступление. Оно логически и психо­логически подготавливает к восприятию основного материала. Часто во вступлении прибегают к краткому перечислению важнейших вопросов исследования. Вступление не должно быть затянутым.

Изложение основного материала(основная часть) должно быть строго последовательным. Существуют разные способы изложения материала. Исто­рическое изложение состоит в объяснении того, чем был анализируемый предмет, как он изменялся, чем стал, какое место за­нял в ряду других явлений. Чаще всего используется ступенчатый метод расположения материала. В этом случае изложение идет по восходящей линии, от одной идеи к другой, без возвращения к тому, что уже изложено. В конечном счете раскрывается та глав­ная идея, которая определяет цель данного выступления. При концентрическом способе изложения основная идея лекции форму­лируется уже в ее начале, но в общем виде. В дальнейшем она всесторонне об­основывается, обогащается новыми характеристиками, обнаруживает различ­ные свои стороны и грани. В результате автор возвращается к формулировке основной идеи, осмысляя ее во всей сово­купности связей.



В практике ни один способ построения не выдержи­вается строго. В каждом конкретном случае можно говорить лишь о преоблада­нии одного из них, так как чаще всего они тем или иным способом комбинируются.

Заключительная частьподводит итог всему содержанию, кратко обобщает все сказанное, как бы воз­вращает к исходному пункту рассуждений и таким образом завер­шает изложение, "закругляет" его.

Композиционная соразмерность важна и в соотношении фактического материала и теоретических положений, пространных рассуждений и кратких выводов, негативного и позитивного мате­риала.

Темы рефератов

Рядом с каждой темой в скобках цифрами указаны порядковые номера книг данных ниже методических материалов.

1. Русский язык в XX веке (1, 8).

2. Русский язык среди других языков мира (1, 8).

3. Русский литературный язык и нелитературные варианты языка (1, 8).

4. Нормативное произношение и ударение (1, 2, 4, 6).

5. Новое и старое в языке (вопрос об использовании историзмов, архаизмов и неологизмов) (2, 6, 7).

6. Иноплеменные слова (стилистическое использование слов иноязычного происхождения) (1, 2, 6, 7, 8).

7. О русской фразеологии (1, 2, 6, 7).

8. Новые слова нашего времени (1, 2).

9. Жемчужины народной речи (о пословицах и поговорках) (1, 6, 7).

10. Особенности служебно-делового общения (деловая беседа, деловое совещание, телефонный разговор) (2, 5, 8).

11. Официально-деловая письменная речь (1, 5, 6, 8).

12. Устная научная речь (реферативное сообщение, лекция, доклад) (2, 8).

13. Письменная научная речь и её языковые особенности (2, 5, 6, 8).

14. Культура публичной речи (1, 2, 5).

15. Культура дискутивно-полемической речи (2, 5)

16. Речевой этикет и культура делового общения (1, 5, 8, 9).

Список литературы для рефератов

1. Введенская Л.А, Павлова Л.П., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебн. пособие для вузов. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2004.

2. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. В.И.Максимова. М.: Гардарики, 2007.

3. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. - М.: Айрис-пресс, 2004.

4. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. - М.: Просвещение, 1989.

5. Культура русской речи. Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.К. Граудиной и
проф. Е.Н. Ширяева. - М.: Норма, 2006.

6. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практи­кум. - М.: Флинта: Наука, 2001.

7. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М.: ООО «Изд-во АСТ-ЛТД», 1998.

8. Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А., Николина П.А. Русский язык для студентов-нефилологов: Учебное пособие. - М.: Флинта, 2000.

9. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. – М.: Высшая школа, 1989.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)

Основная литература

1. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. В.И.Максимова. М.: Гардарики, 2007.

2. Введенская Л.А, Павлова Л.П., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебн. пособие для вузов. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2004.

Дополнительная литература

1. Головин Б.П. Основы культуры речи. - М.: Высшая школа, 1988.

2. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. - М.: Айрис-пресс, 2004.

3. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. - М.: Просвещение, 1989.

4. Культура русской речи. Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.К.Граудиной и
проф. Е.Н.Ширяева. - М.: Норма, 2006.

5. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практи­кум. - М.: Флинта: Наука, 2001.

6. Мучник Б.С. Культура письменной речи: Формирование стилистического
мышления. - М.: Аспект Пресс, 1996.

7. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М.: ООО «Изд-во АСТ-ЛТД», 1998.

8. Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А., Николина Н.А. Русский язык для студентов-нефилологов: Учебное пособие. - М.: Флинта, 2000.

9. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. – М.: Высшая школа, 1989.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22; просмотров: 1006

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...