Вопросы:
1. Богатство (разнообразие) речи.
2. Выразительность речи. Условия выразительности речи.
а) Языковые факты, снижающие выразительность речи: канцеляризмы и речевые штампы.
б) Средства, усиливающие выразительность речи. Тропы и фигуры.
Задание: написать конспект.
Литература:
1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – Глава 3, раздел «Коммуникативные качества речи».
2. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. проф. В.И. Максимова. - М.: Гардарики, 2007. Глава «Ораторская речь», раздел «Логика, этика и эстетика речи», подраздел «Эстетические качества речи».
3. Культура русской речи. Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.К.Граудиной и проф. Е.Н.Ширяева. - М.: Норма, 2006. Глава 6, раздел «Средства речевой выразительности».
4. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М.: ООО «Изд-во АСТ-ЛТД», 1998.
Кроме того, самостоятельная работа может предполагать написание рефератов(или развёрнутых конспектов), в которых необходимо осветить отдельные актуальные вопросы культуры речи. Реферат (или конспекты) сдаются в срок, указанный преподавателем.
Методические указания по написанию рефератов:
Одной из форм самостоятельной работы, выполняемой студентами во внеаудиторное время, является написание реферата по одной из наиболее актуальных проблем культуры речи (они отражены в перечне предлагаемых тем).
Написание реферата предусматривает следующие этапы:
1. Выбор темы.
2. Предварительный план, подборка литературы.
3. Изучение литературы, ее конспектирование.
4. Написание текста, оформление работы.
Следует обратить внимание на внешний вид работы: титульный лист, грамотность, аккуратность оформления. В конце работы необходимо дать список использованной литературы.
Для написания письменной работы (реферата) необходимо знать структуру. Важную роль играет вступление. Оно логически и психологически подготавливает к восприятию основного материала. Часто во вступлении прибегают к краткому перечислению важнейших вопросов исследования. Вступление не должно быть затянутым.
Изложение основного материала(основная часть) должно быть строго последовательным. Существуют разные способы изложения материала. Историческое изложение состоит в объяснении того, чем был анализируемый предмет, как он изменялся, чем стал, какое место занял в ряду других явлений. Чаще всего используется ступенчатый метод расположения материала. В этом случае изложение идет по восходящей линии, от одной идеи к другой, без возвращения к тому, что уже изложено. В конечном счете раскрывается та главная идея, которая определяет цель данного выступления. При концентрическом способе изложения основная идея лекции формулируется уже в ее начале, но в общем виде. В дальнейшем она всесторонне обосновывается, обогащается новыми характеристиками, обнаруживает различные свои стороны и грани. В результате автор возвращается к формулировке основной идеи, осмысляя ее во всей совокупности связей.
В практике ни один способ построения не выдерживается строго. В каждом конкретном случае можно говорить лишь о преобладании одного из них, так как чаще всего они тем или иным способом комбинируются.
Заключительная частьподводит итог всему содержанию, кратко обобщает все сказанное, как бы возвращает к исходному пункту рассуждений и таким образом завершает изложение, "закругляет" его.
Композиционная соразмерность важна и в соотношении фактического материала и теоретических положений, пространных рассуждений и кратких выводов, негативного и позитивного материала.
Темы рефератов
Рядом с каждой темой в скобках цифрами указаны порядковые номера книг данных ниже методических материалов.
1. Русский язык в XX веке (1, 8).
2. Русский язык среди других языков мира (1, 8).
3. Русский литературный язык и нелитературные варианты языка (1, 8).
4. Нормативное произношение и ударение (1, 2, 4, 6).
5. Новое и старое в языке (вопрос об использовании историзмов, архаизмов и неологизмов) (2, 6, 7).
6. Иноплеменные слова (стилистическое использование слов иноязычного происхождения) (1, 2, 6, 7, 8).
7. О русской фразеологии (1, 2, 6, 7).
8. Новые слова нашего времени (1, 2).
9. Жемчужины народной речи (о пословицах и поговорках) (1, 6, 7).
10. Особенности служебно-делового общения (деловая беседа, деловое совещание, телефонный разговор) (2, 5, 8).
11. Официально-деловая письменная речь (1, 5, 6, 8).
12. Устная научная речь (реферативное сообщение, лекция, доклад) (2, 8).
13. Письменная научная речь и её языковые особенности (2, 5, 6, 8).
14. Культура публичной речи (1, 2, 5).
15. Культура дискутивно-полемической речи (2, 5)
16. Речевой этикет и культура делового общения (1, 5, 8, 9).
Список литературы для рефератов
1. Введенская Л.А, Павлова Л.П., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебн. пособие для вузов. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2004.
2. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. В.И.Максимова. М.: Гардарики, 2007.
3. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. - М.: Айрис-пресс, 2004.
4. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. - М.: Просвещение, 1989.
5. Культура русской речи. Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. - М.: Норма, 2006.
6. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. - М.: Флинта: Наука, 2001.
7. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М.: ООО «Изд-во АСТ-ЛТД», 1998.
8. Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А., Николина П.А. Русский язык для студентов-нефилологов: Учебное пособие. - М.: Флинта, 2000.
9. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. – М.: Высшая школа, 1989.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)
Основная литература
1. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. В.И.Максимова. М.: Гардарики, 2007.
2. Введенская Л.А, Павлова Л.П., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебн. пособие для вузов. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2004.
Дополнительная литература
1. Головин Б.П. Основы культуры речи. - М.: Высшая школа, 1988.
2. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. - М.: Айрис-пресс, 2004.
3. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. - М.: Просвещение, 1989.
4. Культура русской речи. Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.К.Граудиной и проф. Е.Н.Ширяева. - М.: Норма, 2006.
5. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. - М.: Флинта: Наука, 2001.
6. Мучник Б.С. Культура письменной речи: Формирование стилистического мышления. - М.: Аспект Пресс, 1996.
7. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М.: ООО «Изд-во АСТ-ЛТД», 1998.
8. Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А., Николина Н.А. Русский язык для студентов-нефилологов: Учебное пособие. - М.: Флинта, 2000.
9. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. – М.: Высшая школа, 1989.
|