Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практических ситуаций – «case-study»).

Цель занятия: проверка и закрепление знаний по теме занятия, выработка у студентов навыков применения норм и принципов семейного права для разрешения семейных споров в конкретной жизненной ситуации.

Подготовительный этап:

1. Проверка и оценка знаний студентов (блиц-опрос) по следующим вопросам:

1.1. Общая характеристика алиментных обязательств

- раскройте содержание понятия «алименты» и алиментных обязательств.

- охарактеризуйте признаки алиментных обязательств.

- перечислите основания возникновения алиментных обязательств.

1.2. Обязанность родителей по содержанию несовершеннолетних детей

- с какого возраста ребенка назначается выплата алиментов родителями на его содержание и когда эта выплата прекращается?

- охарактеризуйте признаки алиментов, выплачиваемых на содержание несовершеннолетних детей.

- назовите способы разрешения спора между родителями по поводу содержания детей.

- перечислите способы взыскания алиментов на несовершеннолетних детей в судебном порядке.

- в каких случаях выплата алиментов родителями несовершеннолетним детям не производится?

- осуществляется ли выплата алиментов родителями в случае, если несовершеннолетний ребенок пользуется иными источниками существования?

1.3. Обязанность совершеннолетних детей по содержанию родителей

- в каких случаях совершеннолетние дети обязаны платить алименты своим родителям?

- в каких случаях родители не вправе рассчитывать на получение алиментов от своих детей?

- от каких факторов зависит размер алиментов, взыскиваемых с совершеннолетних детей на содержание нетрудоспособных и нуждающихся в помощи родителей?

- в каких случаях совершеннолетние дети обязаны нести дополнительные расходы па содержание родителей? Какие факторы при этом учитываются при определении размера таких расходов?

- возможно ли уголовное наказание за злостную неуплату алиментов?

1.4. Обязанность супругов (бывших супругов) по взаимному содержанию.

1.5. Алиментные обязательства братьев, сестер, бабушки, дедушки и внуков.

1.6. Обязанности воспитанников, пасынков и падчериц по содержанию своих родственников.

2. Распределение студентов на группы по 4-5 человек для рассмотрения и разрешения спорных ситуаций.

а) задание №1

У Ирины и Александра Разумовских за время их супружества родились два ребенка: сын Руслан и дочь Софья. Ирина работала учительницей литературы и русского языка в средней школе. Александр был по профессии математик. Он работал в должности преподавателя математики в институте металлов и сплавов. Из-за низкой зарплаты он уволился из института и начал заниматься торговлей мужской и женской обувью на оптовом рынке в Черкизово. Перемена вида деятельности Ирине не понравилась. Она постоянно говорила Александру, чтобы он бросил торговать и что это занятие не достойно его образования. Между тем торговая деятельность Александра шла успешно. Начав хорошо зарабатывать, он не хотел бросать понравившееся ему дело. Однако частые конфликты с Ириной по данному вопросу раздражали его. В конце концов он заявил, что будет разводиться с ней и подал в суд иск о разводе. Ирине он заявил, что Руслан после развода останется жить с ним, поскольку он более ее обеспечен материально. Ирина согласилась.

На судебном процессе Ирина Разумовская попросила суд определить размер алиментов, которые должен платить Александр Разумовский на дочь. При этом выяснилось, что размер дохода Александра Разумовского непостоянный. Суд установил, что в случае взыскания алиментов с Александра Разумовского в долях от его дохода, интересы его дочери будут существенно нарушены в те месяцы, в которые доход от его торговой деятельности будет низким.

1. В каком виде суд должен взыскать алименты с Александра Разумовского на его дочь Софью, если ежемесячный доход его нерегулярный?

2. Какие обстоятельства должен принять суд во внимание при определении размера алиментов, взыскиваемых с Александра Разумовского?

3. Существуют ли основания для того, чтобы никто из супругов Разумовских не платил алиментов друг другу, если при каждом из них остается один ребенок?

б) задание №2

У супругов Окуневых Ларисы и Михаила родилась дочь, которую они назвали Катей. В период нахождения матери и ребенка в родильном доме врачи установили, что у новорожденной имеются признаки церебрального паралича. После возвращения из родильного дома супруги Окуневы зарегистрировали свою дочь в органе загса, а через месяц после этого поместили ее на обследование в лечебное учреждение. В лечебном учреждении врачи подтвердили диагноз врачей из родильного дома. Девочку они не смогли вылечить. Врачи объяснили супругам Окуневым, что болезнь Кати неизлечима и попросили взять ее домой и организовать надлежащий уход за ней. Посоветовавшись между собой, супруги Окуневы отказались взять дочь, объяснив это тем, что они постоянно заняты на работе, а лишних денежных средств для найма человека для ухода за дочерью у них нет.

Об отказе супругов Окуневых взять дочь лечебное учреждение сообщило органу опеки и попечительства, который незамедлительно предъявил в суд иск к Ларисе и Михаилу Окуневым о взыскании с каждого из них алиментов на их дочь. Суд удовлетворил иск органа опеки и попечительства. Окуневы регулярно платили алименты на свою дочь в размере одной четверти своей зарплаты. Но когда ей исполнилось 18 лет, они перестали платить алименты. В это время Катя находилась в лечебном учреждении. Она была нетрудоспособна. Орган опеки и попечительства в судебном порядке потребовал от супругов Окуневых продолжать платить алименты на их дочь.

1. Имелись ли юридические основания для требования органа опеки и попечительства в судебном порядке от супругов Окуневых уплаты алиментов на их совершеннолетнюю дочь?

2. Кто и в каком порядке должен определить размер алиментов на нетрудоспособную совершеннолетнюю дочь супругов Окуневых ? Будет ли размер этих алиментов соответствовать размеру алиментов, выплачиваемых ими в период, когда она была несовершеннолетней?

3. Какое решение должен принять суд?

в) задание №3

Супруги Осокины Антонина и Алексей зарегистрировали свой брак, когда им еще не было и 17 лет. К этому времени Антонина была на седьмом месяце беременности. Антонина родила сына, которого назвали Вадимом. С рождением сына жизнь Антонины и Алексея осложнилась. Повседневные заботы по уходу за ребенком отнимали у них много времени. Они перестали ходить в десятый класс средней школы. Мать Антонины — Надежда, у которой они жили, поняла, что будущее школьников — молодых родителей находится под угрозой. Когда Вадим начал ходить, Надежда предложила Антонине и Алексею поместить его в воспитательное учреждение. А за то время, пока Вадим будет находиться в воспитательном учреждении, они закончат

образование в средней школе и институте. Молодые супруги согласились с советом Надежды. С ее помощью они поместили Вадима в воспитательное учреждение на срок до окончания ими института и начали жить по плану, намеченному Надеждой. Получив высшее техническое образование, супруги Осокины не смогли найти работу по специальности. Они устроились на работу дворниками РЭУ по месту жительства, а сами продолжали искать работу по специальности. От своего сына Вадима супруги Осокины отвыкли. Когда им предложили забрать сына из воспитательного учреждения, они отказались под предлогом, что у них нет достойной работы, соответствующей их образованию. В связи с отказом супругов Осокиных забрать своего сына из воспитательного учреждения орган опеки и попечительства предъявил в суд иск о взыскании алиментов с Осокиных в размере одной четверти заработка каждого из них.

1. Каков порядок перечисления в воспитательное учреждение алиментов, взыскиваемых с Антонины и Алексея на содержание их сына?

2. Как учитываются алименты в воспитательном учреждении?

3- Вправе ли воспитательное учреждение, в котором содержится Вадим, принимать меры для сбережения денег, получаемых на его содержание, от инфляции? Какие это меры? Как должны использоваться те суммы денег, которые удастся нарастить в результате принятых мер сбережения?

4. Как обязано поступить воспитательное учреждение с суммой алиментов, полученных на Вадима, и с процентами на них в случае помещения их в банк, если ребенок покинет это учреждение?

г) задание №4

Николай Нарышкин после расторжения брака с Викторией Нарышкиной стал жить вместе со своим сыном Владиславом 14 лет. По устному соглашению между супругами Виктория обязалась уплачивать алименты на содержание сына в твердой денежной сумме. Заработная плата Николая Нарышкина была небольшой по сравнению с заработной платой Виктории, поэтому он принимал от нее алименты на сына. Через год материальное положение Николая и Виктории изменилось. Николай Нарышкин уволился из технического института, где работал в должности преподавателя правоведения, и стал заниматься розничной торговлей посудой на вещевом рынке «Коньково». Доход его стал в два раза больше дохода Виктории, работавшей экономистом в коммерческом торговом объединении. Виктория заявила Николаю, что больше не будет выплачивать алименты на сына, так как ее доходы уменьшились из-за инфляции, а доходы Николая возросли из-за смены им рода своей деятельности. Николай с ней не согласился и заявил, что если она не будет давать деньги на сына, то он вынужден будет взыскать с нее алименты в судебном порядке.

1. Правомерно ли было изначально соглашение между Николаем и Викторией Нарышкиными об уплате алиментов последней на содержание их сына Владислава?

2. Обязан ли будет суд удовлетворить иск Николая Нарышкина к Виктории Нарышкиной о взыскании алиментов на их сына в случае, если он подаст его в народный суд? В каком размере в этом случае суд вправе будет взыскать алименты с Виктории Нарышкиной в пользу Николая Нарышкина на содержание их сына?

д) задание №5

Евгения Корнеева, имевшая трех детей: двух дочерей Варвару и Людмилу и сына Вячеслава, подала в суд иск к сыну о взыскании с него алиментов в ее пользу.

При рассмотрении дела в суде выяснилось, что Евгения Корнеева всю жизнь занималась домашним хозяйством и уходом за детьми, является инвалидом 2-й группы, получает пенсию по возрасту в размере 4500 руб. Этих денег не хватает на жизнь и плату за квартиру, электроэнергию, газ и телефон. Одна дочь — Варвара является студенткой третьего курса педагогического института, другая — Людмила замужем, имеет грудного сына, в настоящее время не работает. Сын Вячеслав после окончания экономического университета работает в коммерческом банке «Народный кредит», получает за свой труд 15000 руб. и имеет на своем иждивении дочь, 5 лет. Жена его работает официанткой в ресторане «Россия». Соглашения об уплате алиментов Евгении Корнеевой ее детьми не заключалось. Евгения Корнеева просит, чтобы сын доплачивал ей к ее пенсии 3000 руб.

Вячеслав согласился платить алименты матери, но предложил уменьшить их размер до 1000 руб., а выплату остальной суммы возложить на сестер с тем, чтобы каждая из них платила матери по 1000 руб. На это истица возразила, заявив, что к дочерям у нее претензий нет, поскольку они часто навещают ее и помогают эпизодически материально в пределах своих возможностей. Сын же у нее ни разу не бывал после того, как женился и ничем ей не помогает.

1. Имеются ли основания у Евгении Корнеевой требовать алименты от Вячеслава?

2. Вправе ли Евгения Корнеева предъявить иск о взыскании алиментов только к одному сыну и не требовать алиментов от двух дочерей?

3. Доводы истицы или ответчика должен учесть суд при вынесении решения о взыскании алиментов в пользу Евгении Корнеевой?

4. Вправе ли суд по своей инициативе увеличить размер алиментов, просимых Евгенией Корнеевой, исходя из материальном положения истицы и ответчика?

Аналитический этап:

1. Обсуждение группами предложенных ситуаций.

2. Анализ положительных и отрицательных решений.

3. Обоснование консолидированной позиции группы со ссылкой на конкретные нормы семейного права, а также разъяснения высших судебных инстанций.

Заключительный этап: Подведение итогов анализа конкретной практической ситуации в каждой группе студентов.

Литература:

нормативные правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (в ред. Указов Президента Рос. Федерации от 9 января 1996 года, 10 февраля 1996 года, 9 июня 2001 года и 25 июля 2003 года, Федерального конституционного закона от 25 марта 2004 года) // Российская газета. – 1993. – 25 декабря; Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1996. – № 3. – Ст. 152; № 7. – Ст. 676; 2001. – № 24. – Ст. 2421; 2003. – № 30. – Ст. 3051; 2004. – № 13. – Ст. 1110.

2. Семейный кодекс Российской Федерации: Принят Гос. Думой 29 декабря 1995 года (в посл. ред. Фед. закона Рос. Федерации от 28 декабря 2004 года) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1996. – № 1. – Ст. 16; 2005. – № 1 (ч. 1). – Ст. 11.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: Принята Гос. Думой 21 октября 1994 года (в посл. ред. Фед. закона Рос. Федерации от 30 декабря 2004 года) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1994. – № 32. – Ст. 3301; 2005. – № 1 (ч. 1). – Ст. 43.

4. Об исполнительном производстве: Фед. закон от 21 июля 1997 года (в посл. ред. Фед. закона от 22 августа 2004 года) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1997. – № 30. – Ст. 3591; 2004. – № 35. – Ст. 3607.

5. О судебных приставах: Фед. закон от 21 июля 1997 года (в посл. ред. Фед. закона от 22 августа 2004 года) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1997. – № 30. – Ст. 3590; 2004. – № 35. – Ст. 3607.

6. О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию: Фед. закон от 18 июля 1996 года (в посл. ред. Фед. закона Рос. Федерации от 29 июня 2004 года) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1996. – № 34. – Ст. 4029; 2004. – № 27. – Ст. 2711.

7. О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей: Постановление Правительства Рос. Федерации от 18 июля 1996 года (в посл. ред. Постановления Правительства от 6 февраля 2004 года) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1996. – № 31. – Ст. 3743; 2004. – № 7. – Ст. 567.

судебная практика:

1. О применении судами Семейного кодекса РФ при рассмотрении дел об установлении отцовства и взыскании алиментов: Постановление Пленума Верх. Суда Рос. Федерации от 25 октября 1996 года // Бюл. Верх. Суда Рос. Федерации. – 1997. – № 1.

основная:

1. Пчелинцева Л.М. Семейное право: Учебник / Л.М. Пчелинцева. – М., 2004. – 688 с.

2. Антокольская М.В. Курс лекций по семейному праву / М.В. Антокольская. – М., 1995. – 86 с.

3. Нечаева А.М. Семейное право. Курс лекций / А.М. Нечаева. – М., 1998. – 336 с.

4. Антокольская М.В. Семейное право: Учебник / М.В. Антокольская. – М., 1999. – 336 с.

5. Загоровский А.И. Курс семейного права / А.И. Загоровский / Под. ред. В.А. Томсинова. – М., 2003. – 464 с.

6. Муратова С.А. Семейное право: Учебное пособие / С.А. Муратова, Н.Ю. Тарсамаева. – М., 1999. – 272 с.

дополнительная:

1. Антокольская М.В. Меры защиты и ответственности в алиментных обязательствах / М.В. Антокольская // Сов. государство и право. – 1990. – № 8. – С. 50-56.

2. Все об алиментах // Социальное обеспечение. – 1997. – № 1. – С. 47-49; № 2. – С. 47-49; № 3. – С. 45-47.

3. Долгова М.Н. Развод: алименты, раздел имущества: как правильно подать иск в суд?" / М.Н. Долгова // ГроссМедиа. – РОСБУХ. – 2008.

4. Евдокимова Т.П. О некоторых вопросах применения Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства, оспаривании отцовства (материнства) и о взыскании алиментов / Т.П. Евдокимова // Бюл. Верх. Суда Рос. Федерации. – 1998. – № 1. – С. 13-18.

5. Косова О.Ю. Алиментные обязательства: Учебное пособие/ О.Ю. Косова. – Иркутск, 1994. – 102 с.

6. Тихомиров М.Ю. Взыскание алиментов: комментарии, судебная практика и образцы документов" / под ред. М.Ю. Тихомирова // Издательство Тихомирова М.Ю., 2009.

7. Чикишев К.В. Особенности расчета задолженности по алиментам / К.В. Чикишев // Практика исполнительного производства. – 2009. - № 2.

8. Шарон А.А. Проблемы определения понятия "доход" при решении вопроса об уплате алиментов / А.А. Шарон // Практика исполнительного производства. – 2009. - № 3.

9. Шувалова Н.А. Новый перечень видов заработка (дохода) родителей, с которых производится взыскание алиментов / Н.А. Шувалова // Хоз-во и право. – 1997. – № 1. – С. 159-163.

 


Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя

Дисциплина «Семейное право» изучается на протяжении семестра, со сдачей зачетапо итогам обучения. В ходе установочных и зачетных периодов обучения основными видами учебных занятий являются лекции и семинарские занятия, индивидуальные консультации. В ходе лекцийрассматриваются основные понятия тем, связанные с ними теоретические и практические проблемы, даются рекомендации для самостоятельной работы и подготовки к семинарам.

В ходе семинарских занятийуглубляются и закрепляются знания студентов по ряду рассмотренных на лекциях вопросов, развиваются навыки ведения публичной дискуссии, умения аргументировать и защищать выдвигаемые в них положения, а также их соотношение с юридической практикой.

При подготовке к семинарским занятиям каждый студент должен:

––изучить нормативно-правовые акты;

—изучить рекомендованную учебную литературу;

—дополнить конспекты лекций;

—изучить и законспектировать первоисточники по теме;

—подготовить ответы на все вопросы семинара.

По согласованию с преподавателем студент может подготовить реферат, доклад или сообщение по теме семинара. В процессе подготовки к семинару студенты могут воспользоваться консультациями преподавателя.

Научно-исследовательская работа студентов(НИРС) по проблемам связанным с семейным законодательством согласуется в ходе индивидуальных консультаций с преподавателем, ведущим курс.

Вопросы, не рассмотренные на лекциях и семинарских занятиях, должны быть изучены студентами в ходе самостоятельной работы.Контроль самостоятельной работы студентов над учебной программой курса осуществляется в ходе семинарских занятий методом устного опроса или посредством тестирования. Следует особо подчеркнуть, что учебным планом для студентов заочной формы обучения предусмотрено около 80 % часов от объема учебных занятий выделять на самостоятельную работу. Это свидетельствует о высокой значимости этой формы учебной работы. В ходе самостоятельной работы каждый студент обязан прочитать основную и по возможности дополнительную литературу по изучаемой теме, дополнить конспекты лекций недостающим материалом, выписками из рекомендованных первоисточников. Выделить непонятные термины, найти их значение в словарях. Студент должен готовиться к предстоящему практическому занятию по всем, обозначенным в методическом пособии вопросам. Непроясненные (дискуссионные) в ходе самостоятельной работы вопросы следует выписать в конспект лекций и впоследствии прояснить их на семинарских занятиях или индивидуальных консультациях с ведущим преподавателем. Опыт показывает, что желательно вести конспект лекций и первоисточников, а также словарь понятий в одной тетради — это способствует более полному запоминанию учебного материала.

Для облегчения изучения дисциплины и подготовки к зачету для каждой темы, по которой не предусмотрены учебным планом семинарские (практические) занятия, далее приведены контрольные вопросы и список литературы.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...