Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел I. Теоретические основы курса.




Введение. Предмет и задачи курса. Реклама и связи с общественностью – формы речевого взаимодействия. Базовые понятия: национальный язык, литературный язык, формы существования языка, речевые жанры, стиль, функционально-смысловой тип речи.

Культура речи как часть общей культуры личности. Культура речи и имидж. Культура речи в рекламе и печатной продукции специалистов по связям с общественностью.

Языковая норма – важнейший признак литературного языка. Дифференциальные признаки нормы: устойчивость, общеупотребительность, общеобязательность, распространенность, соответствие возможностям языковой системы, динамичность, историческая изменчивость. Три степени нормативности. Связь нормы и речевой этики. Нарушения нормы и степень мотивированности данного явления.

Фонетика как раздел науки о языке. Синтагматические отношения в фонетике. Фонетические процессы и нормы произношения. Акцентология.

Лексика как микросистема языка. Многозначные и однозначные слова. Типы переноса наименований. Метафора и метонимия как выразительные средства в произведениях различных жанров. Сочетаемостные возможности слова. Нарушения семантической сочетаемости. Омонимы, паронимы, синонимы, антонимы, личные имена и топонимы, их роль в рекламных текстах.

Лексика с точки зрения ее происхождения. Иностранная лексика в бизнесе, маркетинге, рекламе, политике.

Лексика с точки зрения активного и пассивного запаса. Историзмы, архаизмы, неологизмы. Использование лексики пассивного запаса в языке рекламы, агитационных листовках, предвыборных программах.

Лексика с точки зрения сферы ее употребления. Общенародная лексика, просторечная, диалектизмы, профессионализмы и специальные слова, жаргонная лексика, сленг, язык "новых русских".

Фразеологические единицы, их основные признаки. Стилистическая дифференциация фразеологизмов. Использование фразеологизмов в языке рекламы.

Нормы словоупотребления и фразеологии.

Грамматика как раздел науки о языке. Функциональные особенности морфологических вариантов. Определение грамматического рода аббревиатур, иноязычных слов, сложные слова составного типа (диван-кровать, кафе-ресторан). Колебания в падежных формах.

Управление и согласование. Использование причастных и деепричастных оборотов. Структура сложных предложений.

Стилистика как раздел науки о языке. Стили и речевые жанры. Языковые параметры стилей. Речь письменная и устная.

Разговорная речь и книжная. Особенности книжных стилей. Использование элементов разных стилей в рекламе, агитационных листовках, лозунгах и т. д. Стилистическая синонимия, стилистическое согласование. Смешение стилей. Нормы в стилистике.



Раздел II. Качества образцовой речи.

Различные точки зрения исследователей в определении качеств образцовой речи (Б. Н. Головин, Б. С. Мучник, Ю. В. Фоменко). Обязательные (точность, логичность, правильность) и факультативные (уместность, богатство, доступность, краткость, образность) качества образцовой речи.

 

Раздел III. Совершенствование навыков грамотного письма и говорения.

Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятливость, информированность и выразительность публичной речи. Типология ошибок и недочетов. Работа над их исправлением. Основы литературной правки.

Темы и содержание практических занятий

Раздел I. Теоретические основы курса

Занятие 1. Предмет и задачи курса. Базовые понятия

Вопросы для обсуждения:

1. Как соотносятся понятия «национальный язык» и «литературный язык»?

2. Устная и письменная формы существования языка. В чем специфика каждой формы речи?

3. Какие сферы общения Вы знаете? Каким стилем обслуживаются названные Вами сферы коммуникации?

4. Что такое «культура речи»?

Практическая часть

Подготовьтесь к обсуждению следующих вопросов:

1. Вы считаете, что культура речи – категория социальная и зависит от культуры общества?

2. Повысила ли культурный уровень населения культурная революция в России (борьба с неграмотностью, борьба за культуру речи)? Вывела ли она страну на путь освоения мировой культуры?

3. Может ли считаться культурным человек без языковых знаний, языковой эрудиции?

4. Достоин ли уважения человек, употребляющий бранную лексику?

5. Вы читаете роман с захватывающим сюжетом, увлечены им, но Вам мешают стилистические погрешности, встречающиеся грубые нарушения литературно-языковых норм. Не обращая на это внимания, Вы доведете чтение до конца?

6. Грубые, вульгарные слова, произносимые в Вашем присутствии, Вам неприятны?

7. Вы говорите по преимуществу правильно, отступления от литературных норм не характерны для Вас?

8. Вы оцениваете свою речь как недостаточно богатую и выразительную?

9. Слушая выступающего, Вы не замечаете, как построена («сделана») его речь, но обращаете внимание на ее точность, ясность, логичность, благозвучие?

10. Вы считаете, что главное в выступлении – это мысли. Если они есть, их речевое оформление не имеет большого значения?

11. Выступают ли литературно-языковые нормы в качестве единственного регулятора поведения?

12. Вы считаете, что культуру речи вводить в школьное обучение в виде специального курса нет необходимости?

13. Если Ваш собеседник, рассказывая в личной с Вами беседе о чем-то важном для него, допускает нарушения литературно-языковых норм, Вы поправите его?

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22; просмотров: 409

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...