Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Занятие 2. Норма как критерий литературного языка




Вопросы для обсуждения:

1. Что такое норма? Охарактеризуйте признаки нормы.

2. Докажите, что норма динамична, исторически изменчива.

3. Приведите примеры норм на различных уровнях языка. Дайте информацию о словарях и справочных изданиях, в которых можно получить сведения о той или иной норме.

Практическая часть

Выполните предлагаемые упражнения. Знания каких норм проверяются в них?

1. Расставьте ударение. Сверьте по словарю. Отметьте случаи частого неверного произношения:

Алкоголь, каталог, мусоропровод, алфавит, анатом, апартаменты, афера, баловать, бензопровод, бомбардировать, валовой, верование, вероисповедание, договор, дозвониться, забронировать, избаловать, квартал.

2. Разграничьте значения слов, составьте с ними предложения:

невежа/невежда; адресат/адресант; одеть/надеть; эффектный/эффективный; командированный/командировочный.

3. Поясните значения следующих иностранных слов, в каких областях они встречаются, составьте с ними словосочетания:

брифинг, визуальный, дефиниция, доминанта, интерпретация, квазисистема, консенсус, легитимный, локальный, маргиналии, менталитет, ментальный, прецедент, сакральный, семиотика.

 

Занятие 3. Фонетика как раздел науки о языке. Нормы произношения и ударения

Вопросы для обсуждения:

1. Что такое фонетика?

2. Как соотносятся фонетические процессы и нормы произношения?

3. Охарактеризуйте особенности русского ударения. Чем обусловлены колебания ударения в некоторых формах?

Практическая часть

1. Расставьте ударения, сверьтесь со словарем:

Дремота, дисплей, баккара, бармен, брокер, бытие, гренки, джинсовый, жалюзи, заём, новорожденный, маркетинг, менеджмент, некролог, нувориш, отрочество, плато, плесневеть, привод (техн.), привод (юрид.), принудить, пуловер, сафари, свёкла, серфинг, сливовый, соболезнование, соглядатай.

2. Дополните ряды словами, в которых ударение ставится по аналогии:

/. Заблаговременный...

2. Путепровод...

3. Брусчатый...

4. Возведение...

5. Демократия...

3. Дайте толкование значений следующих слов. Составьте предложения, используя эти слова. Какая произносительная ошибка часто встречается в этих словах?

Дерматин, прецедент, инцидент, компрометировать, констатировать.

Занятие 4. Фонетика как раздел науки о языке. Нормы произношения и ударения

Вопросы для обсуждения:

1.Нормы произношения заимствованных слов.

2. Произношение отдельных сочетаний звуков (чн) и форм слов.

3. Особенности произношения русских отчеств и иностранных фамилий.

Практическая часть

1. Выберите по 10 слов из словаря иностранных слов с твердым и мягким произношением согласного, находящегося перед звуком, обозначенным буквой "е".



Произносим мягко: декрет, декан, Одесса, шинель, академотпуск и т. д.

Произносим твердо: бутерброд, детектив, диспансер, отель и т. д.

2. Используя словарь, подберите слова (5 – 10), в которых допустимы варианты ударения (тво́рог/творо́г).

3. Прослушайте рекламные объявления, телепередачи, радиопередачи целенаправленно, пытаясь проверить речь на соответствие произносительным нормам. Свои наблюдения оформите в виде таблицы:

 

Фраза с ошибкой Источник Исправленный вариант
1. "Правоохранительные органы раскрыли крупную афёру с фальшивыми авизо". Передача "Человек и закон" (03. 09. 07) аферу, ави́зо

Занятие 5. Лексика и фразеология. Нормы словоупотребления

Вопросы для обсуждения:

1. Что изучает лексикология? Парадигматические и синтагматические отношения в лексике.

2. Однозначные и многозначные слова. Типы переноса наименований (метафора и метонимия).

3. Сочетаемостные возможности слова. Нарушения семантической сочетаемости.

Практическая часть

1. Просмотрите несколько газет, выявите метафору и метонимию. Какова роль этих явлений в языке прессы? Встречаются ли переносные значения в языке рекламы? Приведите 5 – 10 примеров (примеры должны быть в контексте, можно сделать вырезки или выписать).

2. Найдите случаи нарушения семантической сочетаемости, которые приводят к нежелательному комическому эффекту или создают оригинальность, выразительность в тексте. Используйте печатные издания, рекламную продукцию, предвыборные листовки кандидатов в депутаты и т. д.

Занятие 6. Вопросы для обсуждения:

1. Омонимы. Источники омонимии. Приведите примеры. Типы омонимов, их использование в речи.

2. Паронимы как явление языка и речи. Смешение паронимов.

3. Синонимы, антонимы. Типология и их роль в рекламных текстах, ораторской речи, публицистических текстах.

Практическая часть

1. Проанализируйте 1 статью, выявите в ней синонимы, антонимы, омонимы. Для чего используются эти слова в тексте. Проанализированную статью необходимо принести на занятие.

2. Выпишите из словаря синонимов 5 рядов синонимов, покажите зависимость от многозначности.

3. Какие речевые приемы базируются на антонимии, приведите примеры из художественных поэтических текстов (3-4 примера).

4. Дайте толкование значения следующих слов. Составьте с ними предложения:

олигархия, перманентный, социология, спонтанный, статус, субординация, тривиальный, феномен, эклектика, эксклюзивный, экспансия, экспрессия, этнос, эсперанто, электорат.

Занятие 7.

Вопросы для обсуждения:

1. Лексика с точки зрения происхождения. Признаки заимствованных слов. Иностранные слова в бизнесе, маркетинге, рекламе, политике.

2. Лексика с точки зрения активного и пассивного запаса. Историзмы, архаизмы, неологизмы и их использование в СМИ.

3. Лексика с точки зрения сферы ее употребления. Использование просторечий, диалектизмов, профессионализмов, сленга с определенной целеустановкой.

Практическая часть

1. Проанализируйте рекламные материалы на предмет использования иностранных слов. Слова какого языка чаще всего используются? Какова степень их освоенности? Проиллюстрируйте свои выводы примерами (5 – 7 отрывков).

4. Используя словарь фразеологизмов, пополните свой словарный запас книжными фразеологическими единицами, связанными с различными сферами употребления (10 – 15 единиц).

5. По учебному пособию (с.507-516) выпишите иностранные слова, относящиеся к сфере политики, публицистики, экономики (не менее 10-15 слов). Составьте с ними предложения.

 

Занятие 8. Фразеология

Вопросы для обсуждения:

1. Что такое фразеологизм, его отличие от свободного сочетания. Сравните выражения, используя признаки фразеологизмов: с лица воду не пить – симпатичное лицо; грязные деньги – грязная дорога, кровь с молоком – вкусное молоко.

2. Классификации фразеологизмов с учетом различных критериев, приведите примеры.

Практическая часть

1. Проанализируйте материалы газет на предмет использования фразеологизмов. Для чего автор использует эти выражения. Фразеологизмы подчеркнуть, издание принести на занятие.

4. Используя словарь фразеологизмов, пополните свой словарный запас книжными фразеологическими единицами, связанными с различными сферами употребления (10 – 15 единиц на ту же букву, что Ваша фамилия).

5. По словарю-справочнику «Крылатые выражения» выпишите 10-15 крылатых выражений, обратите внимание на их происхождение.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22; просмотров: 436

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...