Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ТЕМА 1. Цены в механизме функционирования экономики

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ

Учебно-методический комплекс

 

 

Минск

 


ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

Функции цены. Факторы, оказывающие влияние на уровень и динамику цен

На современном этапе в Республике Беларусь в Законе Республики Беларусь «О ценообразовании» от 21 мая 1999 года основными принципами ценообразования (ст. 5) являются:

- сочетание свободных и регулируемых цен (тарифов);

- установление регулируемых цен (тарифов) на уровне, обеспечивающем субъектам хозяйствования покрытие экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли с учетом государственных дотаций и других мер государственной поддержки;

- государственный контроль за соблюдением действующего порядка ценообразования, установленных нормативов.

Статьей 3 данного закона предусмотрены понятия и определения к ним:

- цена – это денежная оценка стоимости единицы товара;

- тариф – денежная оценка стоимости единицы работы, услуги;

- ценообразование – процесс по установлению, регулированию цен (тарифов) и контролю за применением установленного законодательством порядка ценообразования субъектами ценообразования;

- свободная цена;

- регулируемая цена.

Законом предусмотрены способы прямого регулирования цен (тарифов) соответствующими органами путем установления:

- фиксированных цен (тарифов);

- предельных цен (тарифов);

- предельных торговых надбавок к цене;

- предельных нормативов рентабельности;

- порядка определения и применения цен (тарифов);

- декларирования цен (тарифов).

Законом определены государственные органы, осуществляющие регулирование и контроль за ценообразованием, их полномочия; права и обязанности субъектов хозяйствования в области ценообразования; предусмотрена ответственность за нарушение законодательства Республики Беларусь о ценообразовании.

Функции цены отражают ее экономическую сущность, предназначение, роль в хозяйственной жизни общества, а также взаимоотношения с другими экономическими категориями и явлениями. Цены выполняют ряд важнейших функций:

1. Балансирующая – заключается в формировании важнейших пропорций в экономике, в первую очередь, между спросом и предложением (например, дефицит товаров→рост цен→привлекательность производства данного товара→инвестиции→предложение данного товара увеличивается→цены постепенно снижаются).

2. Функция цены как средства рационального размещения производства. Вытекает из балансирующей функции цены, проявляется в том, что с помощью механизма цен происходит перелив капиталов между секторами и отраслями экономики в зависимости от уровня прибыли в цене.

3. Планово-учетная функция означает, что цены используются субъектами ценообразования для разработки планов, для учета потребленных ресурсов, выпущенной продукции, расчета всех отчетных стоимостных показателей.

4. Распределительная функция состоит в распределении ВВП между предприятиями, отраслями, регионами в результате товарообменных операций.

5. Перераспределительная функция усиливается при значительном отклонении от нормальной стоимости: относительно низкие и относительно высокие цены за счет включения в них косвенных налогов и отчислений.

6. Информационная – состоит в доведении до всех участников экономики сведений о конъюнктуре рынка и рыночных ценах. Цена служит индикатором.

Являясь количественной категорией, цена формируется под воздействием различных групп факторов. По степени воздействия на ценообразующий фактор все факторы можно разделить на две основные группы – внутренние и внешние.

Во внутреннюю группу можно отнести следующие факторы:

- индивидуальная себестоимость и ее соотношение со среднеотраслевой себестоимостью;

- особые свойства продукции, уникальность ее обработки;

- способ производства;

- мобильность производства;

- ориентация на рыночные сегменты;

- франкировка цен или базисные условия поставки;

- условия платежа;

- жизненный цикл товара;

- объемы поставок, взаимоотношения продавца и покупателя;

- уровень продажного сервиса и срок послепродажного обслуживания;

- длительность цикла товародвижения;

- затраты на рекламу и эффект от рекламных мероприятий;

- имидж предприятия и другие.

Во внешнюю группу факторов можно отнести факторы, на которые невозможно воздействовать напрямую специалистам предприятия, а только возможно учитывать в ценообразовании. К ним относят:

- политическая ситуация в стране;

- обеспеченность страны основными ресурсами;

- масштабы государственного регулирования экономики страны, в том числе ценообразования;

- налоговое законодательство;

- наличие и уровень конкуренции;

- общий уровень инфляции;

- характер спроса;

- внешнеэкономическая политика государства и другие.

Классификации цен

Взаимосвязь всех видов в национальной экономике предопределяется взаимосвязью предприятий, производств и отраслей экономики.

Система цен подвижна и состоит из ряда из видов и разновидностей.

1. Важнейший признак классификации – в зависимости от стадии товародвижения, на которой они формируются

- предприятие – изготовитель →отпускная цена предприятия изготовителя;

- оптовая торговля →оптово-отпускная цена оптового предприятия;

- розничное предприятие →розничная цена.

2. По способу установления:

- свободные;

- регулируемые (фиксированные, предельные).

3. В зависимости от принадлежности товара к определенной отрасли , сфере народного хозяйства различают:

- оптово-отпускные цены на промышленную продукцию;

- закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию;

- сметные цены в строительстве;

- тарифы на различные производственные и непроизводственные услуги.

4. С учетом территориального распределения цены различают:

- единые республиканские цены;

- местные цены.

5. В зависимости от рынка на который поставляется продукция:

- цены для внутреннего рынка;

- цены для внешнего рынка.

6. В зависимости от сроков действия:

- постоянные;

- скользящие;

- ступенчатые;

- сезонные.

7. Отдельный блок цен – цены, используемые в планировании, учете, статистике:

- цена потребления;

- цена производства;

- сопоставимая цена;

- текущая цена;

- учетная;

- планово-расчетная.

 


Поэлементный состав цены

 

Cп П Косвенные налоги Надбавка  
А НДС оптовая розничная (торгавая)  
Цена производства      
Отпускная цена предпр. – изготовителя
Оптово - отпускная цена
Розничная цена
             

 

где

Сп – себестоимость производства единицы продукции,

П – прибыль,

А – акцизный налог,

НДС – налог на добавленную стоимость,

В практике предприятий используются два затратных метода обоснования цены на продукцию:

Метод «прямого счета»

1. Сп – сумма всех затрат на производство единицы продукции;

2. П=Сп*Нр;

3. ;

4. ;

5. .

Ст. – ставка налога

Метод «обратного счета»

1. Определяется ориентировочная цена (Ц ориент.);

2. ;

3.

4. Сп;

5. ;

6. ;

Если полученная рентабельность будет больше или равна нормативной (плановой), то выпуск и продажа данной продукции по этой цене будет выгоден для предприятия и наоборот.

Скидка в цене. Виды скидок

Скидка рассматривается в качестве вознаграждения для покупателей за определенные действия, приносящие продавцу определенную выгоду. Основное условие в применении системы скидок – продавец должен следить за тем, чтобы сумма скидок не превышала его суммы экономии по издержкам в связи с увеличением объемов продаваемого товара. Эта экономия может складываться за счет сокращения издержек.

Размер скидок зависит от характера сделки; условий поставки и платежа; взаимоотношений покупателя и продавца, которые могут быть основаны на длительном сотрудничестве или носят разовый характер; конъюнктуры рынка в момент заключения сделки.

Наиболее распространенными являются:

1. Скидка за объем покупаемого товара – соразмеримое уменьшение цены для покупателей, закупающий большое количество аналогичного товара. Обычно скидка устанавливается в процентах к общей стоимости или единичной цене установленного объема поставки.

2. Скидка за оборот (бонусная) – предоставляется постоянным покупателям на основании специальной доверенности. В контракте в этом случае устанавливается шкала скидок, в зависимости от достигнутого оборота в течение определенного срока, а также порядок выплаты сумм на основе этих скидок.

3. Дилерские скидки – предоставляются производителями своим постоянным покупателям или посредникам по сбыту.

4. Функциональная скидка (скидка сфере торговли), предлагается производителем товара службам товародвижения, которые выполняют определенные функции по продаже товара, его хранению, ведению учета.

5. Прогрессивная скидка – скидка за количество или серийность. Предоставляется покупателю при условии покупки заранее определенного им и увеличивающегося в количестве товара.

6. Специальные скидки – предоставляются привилегированным покупателям в покупках которых заинтересованы продавцы (например, VIP-покупатели (реклама), продажа пробной партии, скидки за регулярность покупок).

7. Экспортные скидки – предоставляются продавцами при продаже товаров иностранным покупателям. Цель – повысить конкурентоспособность того или иного товара на внешнем рынке.

8. Сезонные скидки – предоставляются потребителю за покупку товара или услуги вне периода активного сезона. Сезонные скидки позволяют продавцу поддерживать более стабильный уровень производства в течение всего года.

9. Скрытие скидки – предоставляются покупателю в виде льготных кредитов, путем оказания бесплатных услуг, предоставления бесплатных образцов.

10. Скидки за ухудшенное качество имеет место тогда, когда продукция не удовлетворяет требованиям по расфасовке, упаковке, маркировке товара, а также по каким-либо технико-эксплуатационным характеристикам.

Тарифы на водном транспорте

Водный транспорт (речной и морской) по грузообороту занимает второе место после железнодорожного. Этот транспорт требует относительно меньших капитальных вложений и имеет самую низкую себестоимость перевозок, Он особенно эффективен при перевозках грузов на дальние расстояния. Велика его роль для тех районов страны, где нет еще железных дорог и во внешних связях с другими странами. Однако водный транспорт имеет и недостатки: малая скорость доставки грузов, сезонность работы и др.

Внутри Беларуси используется речной транспорт. Реки подразделяются на магистральные и малые. Эксплуатация магистральных речных путей осуществляется Управлением речного флота в Беларуси. Поэтому и тарифы на перевозку магистральными реками разрабатываются и утверждаются в централизованном порядке. Тарифы на перевозку малыми реками формируются местными органами власти.

Тарифы на речном транспорте дифференцируются по пароходствам, а внутри пароходств - по видам перевозок и по видам отправок.

По видам перевозок тарифы подразделяются на следующие виды:

- за транспортировку продукции сухогрузами;

- за перевозку нефтяных грузов;

- за буксировку леса;

- за перевозку песчано-гравийных смесей.

По видам отправок применяются следующие тарифы:

1) тарифы на судовые отправки;

2) тарифы на сборные отправки;

3) тарифы на отправки мелкими партиями.

На речном транспорте применяются двухставочная система тарифов. Но она отличается от аналогичной системы на железнодорожном транспорте.

На речном транспорте первая ставка - это тариф за перевозку грузов в первом поясе, вторая ставка представляет собой плату за 1 т/км (за 1 м3 плота и 1км) на всем расстоянии перевозки груза сверх первого пояса (ставка наращивания). К первому поясу отнесено расстояние перевозок сухогрузами и танкерами до 50 км, буксировки плотов - до 25 км и перевозки песчано-гравийной смеси - до 10 км включительно.

На речном транспорте, так же как и на железнодорожном, тарифы дифференцированы по родам грузов в зависимости от степени использования грузоподъемности и вместимости судов и по видам отправок грузов, основными из которых являются судовые, сборные и отправки мелкими партиями. Судовой партией перевозок считается такое количество предъявленного к перевозке груза одного наименования, которое достаточно для загрузки отдельного судна полностью. При этом груз должен отправляться в один порт (пристань) назначения или для передачи смежному виду транспорта. Сборной партией считается количество груза, предъявляемое к перевозке весом свыше 20 т, но недостаточное для загрузки целого судна. К малой партии относится количество предъявляемого к отправке груза по одной накладной не свыше 20т. Самые высокие тарифы определены на перевозку груза мелкими партиями. Они, как правило, превышают уровень тарифов на судовые перевозки в 1,6 раза.

На речном транспорте сравнительно широко применяются исключительные тарифы (пониженные и повышенные). Пониженные тарифы устанавливаются для некоторых направлений при перевозке грузов в смешанных железнодорожно-водных сообщениях. При этом плата за водную часть пути при таких перевозках взимается не за фактическое расстояние, а за кратчайшее, которое определяется по железным дорогам, связывающим пункты отправления и назначения. Исключительные (пониженные) тарифы применяются для перевозки гравийно-песчаной смеси на расстояние до 320 км и других перевозок.

Республика Беларусь не имеет морей, но морской транспорт имеет большое значение для республики в международной торговле. Системе тарифов морского транспорта присущи некоторые общие черты с тарифами речного транспорта и вместе с тем она имеет и существенные особенности.

На морском транспорте устанавливаются раздельно тарифы по внутренним и заграничным перевозкам (на перевозку экспортных и импортных грузов).

При установлении тарифов на заграничные перевозки обязательным является учет мировых тарифов.

Наряду с тарифом, на морском транспорте применяются и другой вид цены - фрахт. Фрахт представляет такую цену за перевозку груза, которая определяется в каждом отдельном случае соглашением между судовла­дельцем и отправителем грузов и фиксируется в договоре перевозки.

В каждом из видов плавания (внутреннее и заграничное) тарифы установлены отдельно для сухогрузов и нефтегрузов наливом. Для внутренних сообщений, кроме того, устанавливаются отдельно тарифы на буксировку плотов, судов и других плавучих объектов.

Тарифы на перевозку грузов строятся на двухставочной основе: ставка по стояночной операции за 1 т груза и ставка по движенческой операции за 1 т/милю.

Ставки стояночной операции дифференцируются по группам грузов в зависимости от трудоемкости переработки различных грузов в портах и по группам самих портов с учетом уровня механизации погрузочно-разгрузочных работ.

Ставки движенческой операции при перевозке грузов дифференцируются в зависимости от их удельного погрузочного объема, под которым понимается объем в кубических метрах, занимаемый 1 г груза и трюме судна. Чем меньше удельный погрузочный объем, тем больше загрузка судна в тоннах и тем ниже себестоимость движенческой операции, а следовательно, и тарифная ставка может быть ниже.

Например, судовладельцу предъявили три вида груза с разным удельным погрузочным объемом:

- груз 1 имеет удельный погрузочный объем 0,8 м3, т. е. 1 т = 0,8 м3;

- груз 2 имеет удельный погрузочный объем 1,0 м3 , т. е. 1 т = 1,0 м3;

- груз 3 имеет удельный погрузочный объем 1,5 м3, т. е. 1 т = 1,5 м3.

Для перевозки используется судно, вместимостью 40 м3. В этом случае перевозка груза № 1 обеспечит загрузку судна в 50 т (40/0,8). При перевозке груза № 2 в судно можно погрузить только 40 т (40/1,0), груза № 3 -26,7 т (40/1,5). Для наливных грузов устанавливаются единые движенческие ставки.

Ставки движенческой операции по перевозкам и малом каботаже дифференцированы по морским бассейнам вследствие существующих различий в условиях плавания.

Система тарифов на морском транспорте предусматривает ряд доплат к основной провозной плате. Например, когда грузы перевозятся вместе с вагонами, за тяжеловесные, длинномерные, рефрижераторные грузы и в других случаях.

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ, ВЫНЕСЕННЫХ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ЭКЗАМЕНУ (ЗАЧЕТУ)

1 Цены как экономическая категория. Теории ценообразования.

2 Функции цены. Факторы, оказывающие влияние на уровень и динамику цен.

3 Классификации цен.

4 Поэлементный состав цены. Метод прямого и обратного счета при обосновании цены предприятия - производителя.

5 Формирование себестоимости как составляющего элемента цены.

6 Обоснование нормы рентабельности для включения прибыли в цену изделия.

7 Учет в цене транспортных расходов с применением различных условий поставки.

8 Этапы формирования цены в рыночных условиях.

9 Методы ценообразования.

10 Стратегии ценообразования.

11 Формы государственного ценового регулирования.

12 Система государственного ценового регулирования в Республике Беларусь.

13 Ценовое регулирование деятельности монополий.

14 Контроль за соблюдением законодательства о ценообразовании.

15 Формы государственного ценового регулирования за рубежом.

16 Государственное регулирование цен и ценообразования в странах с рыночной экономикой.

17 Реформа системы ценообразования в КНР.

18 Транспортный тариф как особый вид цены.

19 Система грузовых тарифов на железнодорожном транспорте.

20 Тарифы на водном транспорте.

21 Тарифы на автомобильном транспорте.

22 Тарифы на бытовые услуги.

23 Цены в торгово- закупочной деятельности.

24 Скидки. Виды скидок.

25 Особенности ценообразования на рынке недвижимости. Виды цен на рынке недвижимости.

26 Формирование сметной стоимости строительства.

27 Формирование сметной стоимости строительно-монтажных работ (СМР).

28 Процедура проведения подрядных торгов. Механизм формирование договорной цены строительства.

29 Этапы определения внешнеторговых цен.

30 Методы определения внешнеторговых цен.

31 Обоснование цены внешнеторгового контракта.

32 Базисные условия поставки INCOTERMS.

33 Влияние государства на внешнеторговые цены.


ЛИТЕРАТУРА

1. Полещук И.И., Терёшина В.В. Ценообразование: Учебник / Под общ. ред. И.И. Полещук. – Мн.: БГЭУ, 2008.

2. Карякина О.А., Шаркова О.Э. Ценообразование: Курс лекций – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2003. – 175с.

3. Цены и ценообразование: Учебник / И.К. Салимжанов, О.В. Португалов, В.Е. Новиков и др., Под ред. И.К. Салимжанова. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 360с.

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ

Учебно-методический комплекс

 

 

Минск

 


ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

ТЕМА 1. Цены в механизме функционирования экономики

1. Цены как экономическая категория. Теории ценообразования.

2. Функции цены. Факторы, оказывающие влияние на уровень и динамику цен.

3. Классификации цен.

1. Цены как экономическая категория. Теории ценообразования

Рыночная цена представляет собой сумму денег, за которую продавец хочет продать свой товар, а покупатель готов купить его. В рыночной экономике все имеет цену: каждый товар и каждая услуга. Рыночные равновесные цены становятся важнейшим регулятором общественного производства. Равновесной ценой при этом считается цена такого уровня, при которой предложение соответствует спросу.

Цены обслуживают все уровни управления экономики и играют активную роль в сферах микро- и макроэкономики. На микроуровне цена регулирует хозяйственную деятельность предприятия. Экономика любого предприятия начинается и заканчивается ценами. Цены связывают между собой предприятия, являющиеся одновременно покупателями и продавцами различных видов продукции и услуг.

На макроуровне цена формирует структуру экономики, способствует совершенствованию ее важнейших пропорций (между фондами возмещения, потребления и накопления, отраслями экономики, производственной и непроизводственной сферами и т.д.). Цены сигнализируют о возникающих в экономике диспропорций, выступают инструментом рационирования ресурсов в обществе. Таким образом, в условиях рыночного ценообразования экономика все время структурно совершенствуется, подстраиваясь в пределах имеющихся ресурсов под потребности общества, населения, что обеспечивает ее прогрессивное развитие.

Вместе с тем, цены на отдельные товары, услуги, практически во всех странах мира являются объектом государственного регулирования в рамках проводимой экономической и социальной политики. Многие государства мира практикуют фиксирование цен на определенном уровне на некоторые товары, издают специальные законы, контролируют динамику цен и используют другие формы и способы влияния на них.

В историческом аспекте сущность цены рассматривалась различными течениями: теория спроса и предложения; теория трудовой стоимости; теория предельной полезности; теория издержек производства; теория трех факторов производства; эклектические теории, пытающиеся объединить теории спроса и предложения, предельной полезности, издержек производства.

Наибольшее признание в экономической науке получили два главных направления в познании природы цены. Одно – марксистское, признающее, что в основе цены лежит стоимость, и другое – австрийское, считающее, что основой цены является полезность товара.

В нашей стране до последнего времени внимание исключительно отдавалось марксисткой теории трудовой стоимости, и отчасти предшествующим теориям трудовой стоимости, выдвинутым такими представителями английской политэкономии, Вильям Петти (1623-1687), Адам Смит (1723-1790) и Давид Риккардо (1772-1823). Именно они заложили основы стоимостной теории цены, согласно которой стоимость товара определяется количеством труда, необходимого для его производства.

Наиболее последовательным сторонником стоимостной теории цены является Карл Маркс с его учением об абстрактном труде как объективной субстанции цены.

По данной теории стоимость товара представляет овеществленный в нем труд товаропроизводителей, а сама стоимость товара определяется количеством труда, необходимого для его производства. Последнее же измеряется рабочим временем, требующимся для изготовления конкретного товара. В связи с этим цена должна отражать затраты общественного труда на производство товара.

Карл Маркс ввел понятие «общественно необходимые затраты труда», ценообразование зависит от затрат, необходимых для изготовления какой-либо потребительной стоимости при общественно нормальных условиях производства и при среднем в данном обществе уровне умелости работников и интенсивности труда.

Общественно необходимые затраты труда при этом рассматриваются, с одной стороны, как совокупные затраты труда на производство всей массы продукции данного вида, с другой – как определенная величина затрат труда на единицу продукции данной потребительной стоимости. Общественно необходимые затраты труда на производство всей продукции данного вида представляют такие затраты, которые осуществляются в пределах удовлетворения общественной потребности в этой продукции. Труд, затраченный на производство какой-либо продукции сверх общественной потребности в ней (продукция не реализована), не учитывается при определении общественно необходимых затрат. Этот труд затрачен напрасно. Наоборот, при недостаточном производстве продукции данного вида по сравнению с общественной потребностью, в общественно необходимые затраты включаются не только фактически осуществленные затраты, но и те, которые можно было дополнительно осуществить, чтобы довести производство продукции для удовлетворения общественной потребности в ней.

Одним из главных недостатков данной модели является недооценка значения рыночного спроса.

С 70-х годов XIX в. появляется и завоевывает заметную популярность вариант нетрудовой теории стоимости –теория предельной полезности.

Начало рассмотрению теории предельной полезности заложили параллельно и независимо друг от друга австриец Карл Менгер (1840-1921), англичанин Уильям Джевонс (1835-1882) и проживавший в Швейцарии француз Леон Вальрас (1834-1910). Большой вклад в развитие этой теории сделали такие видные представители так называемой австрийской школы, как Фридрих Визер (1851-1926) и Евгений Бем-Баверк (1851-1914).

Согласно этой концепции цена товара зависит по большей мере не от затрат производителя, а от оценки полезности таких затрат покупателем. Категория полезности квалифицируется как мера предпочтения, отдаваемого потребителем конкретному товару в рамках всех предлагаемых рынку товаров. Размеры такой полезности определяются дополнительным выпуском данного товара в результате увеличения спроса на него.

Но в этой теории не раскрывается практика составления цены. Последователи данной теории признали невозможность количественного соизмерения полезности, сконцентрировав в своих работах внимание на проблеме взаимозаменяемости товаров в зависимости от динамики их цен.

Действие этих двух объективных законов является основой процесса ценообразования. В основе цены конкретного товара лежит диалектическое единство стоимости и потребительной стоимости.

Особого внимания из всех разработок в теории рыночного ценообразования заслуживают разработки английского экономиста А. Маршалла. Он объяснил природу рыночных цен, опираясь как на теорию издержек производства, так и на положения теории предельной полезности. Цена, которую согласен уплатить потребитель, определяется степенью полезности товара, цена же, которую назначает производитель, не может быть ниже издержек производства.

А. Маршалл установил простой механизм воздействия соотношения спроса и предложения на формирование цен товаров в условиях неограниченной (совершенной, чистой) конкуренции. Спрос и предложение имеют следующую связь с ценой: спрос, как правило, при падении цены растет и при ее росте снижается; предложение в большинстве случаев с ростом цены растет и при снижении падает. Поэтому устойчивая цена, цена равновесия устанавливается в той точке, где спрос уравнивается с предложением – уравнивается в том смысле, что не возникает внутренних стимулов по изменению трех функционально - статистически связанных величин: спроса, предложения и цены.

Из других нововведений А. Маршалла, получивших широкое признание и дальнейшее развитие в западной экономической науке, следует отметить идею об эластичности спроса и предложения.

Ценовая эластичность определяет чувствительность покупателей к изменению цен с точки зрения количества товаров, которые они приобретают. Количественно установить чувствительность одной переменной величины от изменений другой позволяет коэффициент эластичности.

Коэффициент эластичности — это показатель, который указывает, на сколько процентов изменится одна переменная в результате изменения другой на один процент. Определение эластичности играет большую роль при принятии решений по ценам, анализе и прогнозировании спроса и предложения.

Коэффициент ценовой эластичности спроса (прямой эластичности) можно определить по следующей формуле:

,

 

где и — объемы продаж по старым ( ) и новым ( ) ценам.

Спрос считается эластичным, если коэффициент эластичности больше единицы, неэластичным, если меньше единицы и единичная эластичность (прямо пропорциональная зависимость) имеет место при коэффициенте, равном единице.

Исследования в области спроса показывают, что на эластичность оказывает влияние ряд факторов, зависящих от вида товаров, периода времени, поведения покупателей.

Во-первых, различные товары характеризуются различной эластичностью спроса. Спрос на предметы первой необходимости обычно является неэластичным, а спрос на предметы роскоши, как правило, эластичен.

Во-вторых, количество товаров-заменителей. Чем больше у товара заменителей, тем соответственно эластичнее спрос на него. Например, при повышении цен на животное масло спрос мо­жет переключаться на маргарин или масло растительное.

В-третьих, доля затрат на товар в бюджете потребителя. Как правило, чем меньше удельный вес расходов на товар (услугу) в потребительском бюджете, тем менее эластичен на него спрос. Например, если мы посещаем театр один - два раза в месяц, то увеличение или уменьшение цен на билеты в театр вряд ли существенно отразиться на частоте наших посещений.

Изменение спроса на конкретный товар может влиять на изменение спроса других, связанных с ним товаров. Степень влияния цен одних товаров на спрос на другие товары называют перекрестной эластичностью спроса. Коэффициент перекрестной эластичности спроса показывает, на сколько измениться спрос на один товар при изменении цены другого товара на 1 % при неизменности остальных цен и доходов покупателей.

,

где и — объемы продаж i -го товара;

и - соответственно старые и новые цены товара.

Если товары являются взаимозаменяе­мыми (различные виды мяса, масла и др.), то повышение цен на один товар ведет к увеличению спроса на другой. В этом случае коэффициент перекрестной эластичности будет больше нуля.

Если товары взаимно дополняют друг друга (автомобиль и запчасти, фотоаппарат и фотопленка, бритвенный прибор и лезвия), при повышении цены одного товара спрос на другой товар падает и коэффициент перекрестной эластичности оказывается меньше нуля. В случаях, когда товары независимы, коэффициенты перекрестной эластичности равны нулю.

Предложение считается эластичным, если объем продаж растет более высокими темпами по сравнению с изменением цены. Коэффициент прямой эластичности предложения в этом случае будет больше единицы. Эластичность предложения уменьшается, если для каждого последующего увеличения предложения товаров на рынке требуется все больший рост цен (коэффициент эластичности меньше единицы). Значение коэффициента эластичности, равное единице, означает, что относительные изменения цен и предложения равны. Предложение товара полностью неэластично, если никакое увеличение цен не приведет к расширению объема продаж (коэффициент эластичности равен нулю).

Факторы, влияющие на эластичность предложения:

1. Наличие резервов производственных мощностей (если завод работает в полсилы предложение – эластично, а если в полную силу – неэластично).

2. Уровень запасов (если сырье и материалы есть в запасе предложение будет эластичным).

3. Вид товара (сельскохозяйственный товар – предложение неэластично, промышленный товар- предложение эластично).

В условиях производства некоторого ассортимента товаров предприятием объем предложения каждого товара зависит не только от его цены, но и от цен других товаров этого предприятия. Количественно выразить эту зависимость можно с по­мощью коэффициента перекрестной эластичности предложения, который показывает, на сколько процентов изменится объем предложения одного товара при изменении цены другого выпускаемого предприятием товара на 1 %. Большинство одновременно выпускаемых предприятием товаров являются взаимозаменяемыми и характеризуются коэффициентом перекрестной эластичности предложения меньше нуля. По взаимодополняемым товарам этот коэффициент больше нуля.

Предложенный А. Маршаллом подход нашел широкую поддержку среди экономистов. Новые идеи и концепции А.Маршалла явились тем фундаментом, на котором начала складываться современная западная экономическая наука. Теория цены А. Маршалла в своем дальнейшем развитии составила ту часть этой науки, которая носит название микроэкономического раздела и посвящена анализу рыночных закономерностей на уровне отдельных предприятий, фирм, потребителей и т.д.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...