Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Функции цены. Факторы, оказывающие влияние на уровень и динамику ценНа современном этапе в Республике Беларусь в Законе Республики Беларусь «О ценообразовании» от 21 мая 1999 года основными принципами ценообразования (ст. 5) являются: - сочетание свободных и регулируемых цен (тарифов); - установление регулируемых цен (тарифов) на уровне, обеспечивающем субъектам хозяйствования покрытие экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли с учетом государственных дотаций и других мер государственной поддержки; - государственный контроль за соблюдением действующего порядка ценообразования, установленных нормативов. Статьей 3 данного закона предусмотрены понятия и определения к ним: - цена – это денежная оценка стоимости единицы товара; - тариф – денежная оценка стоимости единицы работы, услуги; - ценообразование – процесс по установлению, регулированию цен (тарифов) и контролю за применением установленного законодательством порядка ценообразования субъектами ценообразования; - свободная цена; - регулируемая цена. Законом предусмотрены способы прямого регулирования цен (тарифов) соответствующими органами путем установления: - фиксированных цен (тарифов); - предельных цен (тарифов); - предельных торговых надбавок к цене; - предельных нормативов рентабельности; - порядка определения и применения цен (тарифов); - декларирования цен (тарифов). Законом определены государственные органы, осуществляющие регулирование и контроль за ценообразованием, их полномочия; права и обязанности субъектов хозяйствования в области ценообразования; предусмотрена ответственность за нарушение законодательства Республики Беларусь о ценообразовании. Функции цены отражают ее экономическую сущность, предназначение, роль в хозяйственной жизни общества, а также взаимоотношения с другими экономическими категориями и явлениями. Цены выполняют ряд важнейших функций: 1. Балансирующая – заключается в формировании важнейших пропорций в экономике, в первую очередь, между спросом и предложением (например, дефицит товаров→рост цен→привлекательность производства данного товара→инвестиции→предложение данного товара увеличивается→цены постепенно снижаются). 2. Функция цены как средства рационального размещения производства. Вытекает из балансирующей функции цены, проявляется в том, что с помощью механизма цен происходит перелив капиталов между секторами и отраслями экономики в зависимости от уровня прибыли в цене. 3. Планово-учетная функция означает, что цены используются субъектами ценообразования для разработки планов, для учета потребленных ресурсов, выпущенной продукции, расчета всех отчетных стоимостных показателей. 4. Распределительная функция состоит в распределении ВВП между предприятиями, отраслями, регионами в результате товарообменных операций. 5. Перераспределительная функция усиливается при значительном отклонении от нормальной стоимости: относительно низкие и относительно высокие цены за счет включения в них косвенных налогов и отчислений. 6. Информационная – состоит в доведении до всех участников экономики сведений о конъюнктуре рынка и рыночных ценах. Цена служит индикатором. Являясь количественной категорией, цена формируется под воздействием различных групп факторов. По степени воздействия на ценообразующий фактор все факторы можно разделить на две основные группы – внутренние и внешние. Во внутреннюю группу можно отнести следующие факторы: - индивидуальная себестоимость и ее соотношение со среднеотраслевой себестоимостью; - особые свойства продукции, уникальность ее обработки; - способ производства; - мобильность производства; - ориентация на рыночные сегменты; - франкировка цен или базисные условия поставки; - условия платежа; - жизненный цикл товара; - объемы поставок, взаимоотношения продавца и покупателя; - уровень продажного сервиса и срок послепродажного обслуживания; - длительность цикла товародвижения; - затраты на рекламу и эффект от рекламных мероприятий; - имидж предприятия и другие. Во внешнюю группу факторов можно отнести факторы, на которые невозможно воздействовать напрямую специалистам предприятия, а только возможно учитывать в ценообразовании. К ним относят: - политическая ситуация в стране; - обеспеченность страны основными ресурсами; - масштабы государственного регулирования экономики страны, в том числе ценообразования; - налоговое законодательство; - наличие и уровень конкуренции; - общий уровень инфляции; - характер спроса; - внешнеэкономическая политика государства и другие. Классификации цен Взаимосвязь всех видов в национальной экономике предопределяется взаимосвязью предприятий, производств и отраслей экономики. Система цен подвижна и состоит из ряда из видов и разновидностей. 1. Важнейший признак классификации – в зависимости от стадии товародвижения, на которой они формируются - предприятие – изготовитель →отпускная цена предприятия изготовителя; - оптовая торговля →оптово-отпускная цена оптового предприятия; - розничное предприятие →розничная цена. 2. По способу установления: - свободные; - регулируемые (фиксированные, предельные). 3. В зависимости от принадлежности товара к определенной отрасли , сфере народного хозяйства различают: - оптово-отпускные цены на промышленную продукцию; - закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию; - сметные цены в строительстве; - тарифы на различные производственные и непроизводственные услуги. 4. С учетом территориального распределения цены различают: - единые республиканские цены; - местные цены. 5. В зависимости от рынка на который поставляется продукция: - цены для внутреннего рынка; - цены для внешнего рынка. 6. В зависимости от сроков действия: - постоянные; - скользящие; - ступенчатые; - сезонные. 7. Отдельный блок цен – цены, используемые в планировании, учете, статистике: - цена потребления; - цена производства; - сопоставимая цена; - текущая цена; - учетная; - планово-расчетная.
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |