Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава IV. Социальное пространство воспитательного процесса.

Семейное воспитание............................................................................................................................................................. 50

4.1. Понятие социального пространства. Группа в социальном простран-

стве воспитательного процесса ................................................................................................................................................ 50

4.2. Семья как социальный институт....................................................................................................................................... 51

4.3. Детско-родительские отношения и стили семейного воспитания................................................................................... 54

4.4. Принципы семейного воспитания и стили общения в семье........................................................................................... 57

4.5. Нарушения в детско-родительских отношениях.............................................................................................................. 59

4.6. Роль семьи в развитии личности ребенка......................................................................................................................... 63

Литература............................................................................................................................................................................... 67

 
 

Глава I. ПЕДАГОГИКА В СИСТЕМЕ НАУК О ЧЕЛОВЕКЕ

Объект, предмет и задачи педагогической науки


Общее представление о педагогике как науке

 

Свое название педагогика получила от греческого слова «paidagōgikē» [педагог – гр. «paidagōgos» < pais (paidos) – дитя, agō – веду, воспитываю], которое означало «детоводство». В Древней Греции первоначально эта функция осуществлялась рабами, называемыми педагогами, сопровождавшими детей своего господина в школу. С течением времени педагогами стали называть вольнонаемных людей, которые занимались наставлением, воспитанием и обучением детей.

Следует отметить, что каждый человек опытным путем приобретает определенные знания в области воспитания и обучения. Так, уже первобытные люди обладали знаниями по воспитанию детей, которые передавались от одного поколения к другому в виде обычаев, традиций, житейских правил. Позже эти знания нашли отражение в поговорках, пословицах, мифах и легендах, составивших содержание народной педагогики. Их роль чрезвычайно велика как в жизни общества, отдельной семьи, так и конкретного человека. Они помогают ему вступить во взаимодействие с другими людьми, общаться с ними, заниматься самосовершенствованием, выполнять родительские функции.

Однако народная педагогика, конечно, не может заменить книги, школу, учителей. Педагогическая наука в отличие от житейских знаний в области воспитания и обучения обобщает разрозненные факты, устанавливает причинные связи между явлениями. Она не столько описывает их, сколько объясняет, отвечает на вопросы, почему и какие происходят изменения в развитии человека под влиянием обучения и воспитания. Эти знания необходимы, чтобы предвидеть и управлять процессом развития личности.

Как самостоятельная наука, педагогика была выделена из системы философских знаний в начале ХVII в., когда она обрела свой объект и предмет исследования.

 

Объект и предмет педагогики

 

Во взглядах ученых на педагогику как в прошлом, так и в настоящем времени существуют три концепции.

Представители первой из них считают, что педагогика – междисциплинарная область человеческого знания. Однако такой подход фактически отрицает педагогику как самостоятельную теоретическую науку, т. е. как область отражения педагогических явлений.

Представители второй концепции отводят педагогике роль прикладной дисциплины, функция которой состоит в опосредованном использовании знаний, заимствованных из иных наук (психологии, естествознания, социологии и др.) и адаптированных к решению задач, возникающих в сфере образования или воспитания.

При данном подходе не может быть разработана целостная фундаментальная основа для функционирования и преобразования педагогической практики. Содержание такой педагогики составляет совокупность фрагментарных представлений об отдельных сторонах педагогических явлений.

Продуктивной для науки и практики является только третья концепция, согласно которой педагогика – это относительно самостоятельная дисциплина, имеющая свой объект и предмет изучения.

В качестве своего объекта педагогика имеет не индивида, его психику, что является объектом психологии, а систему педагогических явлений, связанных с его развитием. Поэтому объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название «образование». Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика. Однако образование изучает не только педагогика, а и философия, социология, психология, экономика и другие науки, но педагогика – это единственная специальная наука об образовании.

Предмет педагогики – это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях). Поэтому педагогика как наука изучает сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию его организации, формы и методы совершенствования деятельности педагога (педагогическая деятельность) и различных видов деятельности учащихся, а также стратегий и способов их взаимодействия.

 

Задачи педагогики

1. Определение и изучение закономерностей в областях воспитания и обучения, управления образовательными и воспитательными системами. Закономерности в педагогике рассматриваются как связи между специально созданными или объективно существующими условиями и достигнутыми результатами. В качестве результатов выступают обученность, воспитанность и развитость личности.

2. Изучение и обобщение педагогического опыта. Эта задача предполагает, с одной стороны, теоретическое обоснование и научную интерпретацию передового педагогического опыта, выявление того, что может быть перенесено в массовую педагогическую практику, а с другой стороны – тщательное исследование педагогических ошибок и причин возникновения негативных явлений в образовательном процессе.

3. Прогнозирование дальнейшего развития образовательных систем. Без научных прогнозов невозможно управлять педагогической политикой, экономикой образования, совершенствованием педагогической деятельности.

4. Разработка новых методов, средств и форм обучения и воспитания, управления образовательными структурами. Решение этой задачи во многом опирается на изучение новых открытий в смежных научных областях (психологии, физиологии, социологии и др.), а также определяется пониманием специфики современного социального заказа в области образования.

5. Внедрение результатов педагогических исследований в практику образования. Задача педагогической науки – разработать теоретические, методологические основы инновационных процессов, рациональных связей теории и практики, взаимопроникновения исследовательской и практической деятельности.

Таков ряд постоянных задач науки об образовании. Они не могут быть решены до степени исчерпанности. Всегда наука будет изучать закономерности, разрабатывать все новые, более совершенные модели обучения, анализировать педагогический опыт, прогнозировать развитие образовательных систем и способствовать росту интеллектуально-педагогического богатства общества.

Гораздо разнообразнее задачи, которые условно отнесены к классу временных. Примерами таких задач могут быть такие, как создание библиотек электронных учебников, разработка стандартов педагогического профессионализма, выявление типичных стрессов в работе педагогов, создание дидактических основ обучения больных учащихся, анализ причин возникновения познавательной лености студентов и множество других.

 

 

Основные категории педагогики

Образование

 

Образование в буквальном смысле означает создание образа, некую завершенность воспитания и обучения в соответствии с определенной возрастной ступенью.

Образование – это процесс и результат усвоения человеком систематизированных знаний, умений и навыков, определенный уровень интеллектуального и эмоционального развития, формирование мировоззрения и познавательных интересов.

Структура процесса образования характеризуется такими составляющими, как усвоение индивидом опыта, накопленного в ходе культурно-исторического развития общества, воспитание социально приемлемых и одобряемых форм поведения, интеллектуальное и физическое развитие.

Содержание образования представляет собой комплекс специальным образом отобранных, социально значимых и необходимых знаний, умений и навыков, усвоение которых необходимо для формирования личности и эффективного включения ее в жизнь общества.

Система образования имеет следующие основные звенья: дошкольное воспитание, среднее школьное образование, профессионально-тех-ническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, послевузовское образование, повышение квалификации и переподготовку кадров, подготовку научно-педагогических кадров.

 

Воспитание

 

В широком социальном смысле воспитание – это воздействие на личность общества в целом (т. е. воспитание отождествляется с социализацией), а в узком смысле воспитание – это целенаправленная деятельность по формированию у воспитуемых определенных качеств личности, взглядов и убеждений, положительных привычек поведения. Оно направлено на реализацию целей образования в условиях педагогического процесса.

В современной науке используются различные подходы к классификации воспитания:

· по содержанию (нравственное, трудовое, физическое и т. д.);

· институциональному принципу (семейное, дошкольное, школьное и т. д.);

· доминирующим принципам и стилю отношения воспитателя к воспитуемым (авторитарное, демократическое, свободное).

Современная педагогика исходит из того, что процесс воспитания представляет собой не прямое воздействие на воспитуемого, а социальное взаимодействие различных субъектов – индивидуальных (конкретные люди), групповых (микрогруппы и коллективы) и условно социальных институтов воспитания. Между тем центральными фигурами в процессе воспитания остаются воспитатель и воспитуемый.

Взаимодействие в процессе воспитания представляет собой обмен между его участниками информацией, типами и способами деятельности, ценностными ориентациями, социальными установками, отбор и усвоение которых имеет добровольный и избирательный характер. Поэтому воспитуемый выступает как активный субъект этого процесса, обладающий своим жизненным опытом и мировоззренческими ценностями.

Обучение

Обучение, как и воспитание, направлено на развитие личности. Но в обучении эта направленность реализуется посредством организации усвоения обучающимся научных знаний и способов деятельности.

Обучение – целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности обучаемых по овладению научными знаниями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстети-ческих взглядов и убеждений. Являясь составной частью воспитания, обучение отличается от него степенью регламентированности педагогического процесса нормативными предписаниями как содержательного, так и организационно-технического плана. Оно также ограничено временными рамками (учебный год, лекция, семинар и т. д.) и требует определенных технических и наглядных средств обучения.

 

Педагогический процесс

 

Педагогический процесс – это движение от целей образования к его результатам путем обеспечения единства обучения и воспитания.

Любой процесс есть последовательная смена одного состояния другим. В педагогическом процессе эта смена является результатом педагогического взаимодействия, которое в отличие от любого другого взаимодействия представляет собой преднамеренный контакт педагога и учащихся, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении и деятельности.

Педагогический процесс создается педагогом и имеет следующую структуру.

 
 

 

 


Цель отражает конечный результат педагогического взаимодействия, к которому стремятся педагог и обучаемый. Содержание – это часть опыта поколений, которая определяется учащимся для достижения поставленной цели. Принципы – это объективные требования к субъектам педагогического взаимодействия, обеспечивающие эффективность достижения цели. Методы – это действия педагога и учащегося, посредством которых передается и принимается содержание. Средства как материализованные предметные способы работы с содержанием используются в единстве с методами. Формы организации педагогического процесса придают ему логическую завершенность, законченность.

Таким образом, педагогический процесс – это специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и учащихся по решению образовательных задач.

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...