Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общие закономерности процесса воспитания

 

Сфера действия общих закономерностей распространяется на всю систему процесса воспитания. Общие закономерности выражают устойчивые связи между важнейшими, наиболее крупными компонентами данного процесса. Закономерности, определяющие связи в отдельных компонентах системы, называются частными (конкретными). Воспитательный процесс как часть более общего педагогического процесса подчиняется закономерностям последнего. Кроме того, в нем проявляются и связи, характерные для еще более общих систем – развития и формирования, что говорит об огромной сложности и многогранности изучаемого процесса. Естественно, закономерности, которые будут проанализированы, не отражают всех связей; они лишь малая часть пронизывающих систему зависимостей.

Для практики воспитания важнее всего связать закономерными отношениями эффективность (продуктивность) воспитательного процесса с его компонентами, оказывающими наибольшее влияние на качество воспитания. Эффективность воспитания зависит:

1. От сложившихся воспитательных отношений. Воздействие на личность осуществляется через ее отношение ко всему окружающему, в том числе и к педагогическим влияниям. В ходе воспитательного процесса постепенно формируются взгляды воспитанников, их жизненная позиция, мотивы поведения – весь тот комплекс причин и условий, который называется отношением к воспитанию. Сформировавшись, оно определяет уровень и эффективность педагогического взаимодействия, оказывает огромное влияние на ход и результаты воспитания. Негативное отношение нужно вначале исправить на положительное, а потом, опираясь на него, уже достигать цели. Воспитанник, принявший с самого начала позицию и требования воспитателя, привыкает к ним и не подвергает их сомнению, установленный порядок поведения кажется ему разумным. Совсем иначе развивается процесс воспитания, если у воспитанника иная точка зрения. Вот почему мудрая заповедь практической педагогики: если хотите хорошо воспитывать, добивайтесь расположения воспитанника – не что иное, как интуитивно понятое действие рассматриваемой закономерности, к выяснению всех действий которой теоретическая педагогика приступает только сейчас.

2.От соответствия цели и организации действий, помогающих эту цель достигнуть. Понятие «организация» включает в себя всю совокупность воздействий, отношений, условий, форм и методов работы. В воспитательном процессе организуются также специальные воздействия, нейтрализующие, а часто и пресекающие негативное поведение воспитанников. Если организация не соответствует цели, воспитательный процесс не достигает успеха. И наоборот, чем она целесообразнее, чем лучше применяемые формы, средства и методы, соответствующие поставленным задачам, тем выше эффективность воспитательного процесса.

3. От соответствия социальной практики и характера (направленности, содержания) воспитательного влияния на воспитанников. Воспитательный процесс сопровождается тем, что человек мыслит и действует, получает знания и приобретает практический опыт, усваивает нормы и правила социального поведения и тут же проверяет их на практике.

4. От совокупного действия объективных и субъективных факторов. К субъективным факторам, как известно, относятся, воспитатели и воспитанники, взаимодействия между ними, сложившиеся отношения, психологический климат и др. Объективные факторы выражаются через условия воспитания (материально-технические, социальные, санитарно-гигиенические и др.). В каждом конкретном случае сложное переплетение данных факторов придает воспитанию свой неповторимый характер. Для эффективного воспитания должны быть созданы надлежащие условия.

5.От интенсивности воспитания и самовоспитания. Самовоспитание – это деятельность человека, направленная на самосовершенствование своей личности. В процессе самовоспитания личность выступает как субъект воспитательного процесса. Самовоспитание непосредственно зависит от содержания жизни воспитанников, их интересов, отношений, характерных для того или иного возраста; сопутствует воспитанию и в то же время становится его результатом. Для успеха самовоспитания важно, чтобы воспитанник научился правильно оценивать себя, мог заметить у себя положительные качества и недостатки, силой воли преодолевать препятствия, мешающие воплощать свои жизненные планы. Все это – результат воспитания, которое тем успешнее, чем настойчивее воспитанники стремятся самосовершенствоваться.

6.От активности его участников в педагогическом взаимодействии. Степень активности участников воспитательного процесса может быть разной, и она находится в прямо пропорциональной зависимости с эффективностью этого процесса.

7.От эффективности сопутствующих ему процессов – развития и обучения. Развитие личности выражается в качественном изменении психологической деятельности человека, в формировании у него новых качеств, черт характера. Из общей теории управления известно, что если два процесса осуществляются в неразрывном единстве, то снижение или повышение эффективности одного из них немедленно сказывается на втором. Воспитание улучшает развитие, развитие прокладывает путь более успешному воспитанию. Если эти связи нарушаются, то возникают серьезные затруднения, которые самым неблагоприятным образом отражаются и на развитии, и на обучении, и на воспитании личности.

8. От качества воспитательного воздействия. Педагогическое воздействие воспитателей на воспитанников предполагает целеустремленную организацию их деятельности, общения, систематического и планомерного развития интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер. При всем том, что социальные роли участников воспитательного процесса не равнозначны, воспитанник взаимодействует с воспитателем сознательно, что и придает воспитательным отношениям субъективно-объективный характер.

9. От интенсивности воздействия на внутреннюю сферу воспитанника. Понятием «внутренняя сфера» обозначается система мотивов, потребностей, эмоций, интеллекта личности, рассматриваемая как целостное образование. Влияние окружения, преломляясь через опыт, через потребности личности, становится ее приобретением. Именно в воспитательном процессе внешние влияния трансформируются во внутренние достижения воспитанника и, если влияния достаточно сильны, отвечают потребностям личности; если они вызывают активность самого воспитанника, то трансформация целей в мотивы самой личности происходит значительно легче и быстрее.

10. От сочетания педагогического воздействия и уровня развития вербальных и сенсомоторных процессов воспитания. В воспитательном процессе дает о себе знать закон неравномерности развития. Практика показывает, интеллектуальный потенциал воспитанника чаще всего не совпадает с вербальными речевыми и двигательными, сенсомоторными параметрами развития. Вот почему мы и становимся свидетелями того, как воспитанник легко и свободно оперирующий теоретическими познаниями, бывает неловок и неуклюж, выполняя элементарные практические действия, простейшие трудовые операции, физические упражнения, не ощущает красоты окружающего его мира.

11. От интенсивности и качества взаимоотношений (общения) между самими воспитанниками. Взаимовоспитание влияет на становление личности именно потому, что сверстники и друзья воспитывают друг друга. В этом случае цели и содержание воспитания не только лучше понимаются, но и принимаются часто некритически и сразу. «С кем поведешься, от того и наберешься», – гласит народная мудрость, подтверждающая эту закономерность.

 

Принципы воспитания

 

Принципы воспитания – исходные руководящие педагогические положения, отражающие закономерности процесса воспитания и являющиеся нормами деятельности воспитателей. В своей совокупности они определяют содержание, организацию и методику процесса воспитания. Принципы воспитания – это ничто иное, как многолетний опыт воспитателей и результаты научных исследований.

Систему основных принципов воспитания составляют следующие принципы:

· научности и целеустремленности;

· воспитания личности в процессе учебно-профессионального труда;

· воспитания личности в коллективе и через коллектив;

· индивидуального подхода к воспитываемым;

· сочетания требовательности к воспитываемым с уважением их достоинства и заботой о них;

· опоры на положительное в личности, в воспитательном процессе;

· единства, согласованности и преемственности воспитательных воздействий.

Принцип научности требует организовывать воспитательный процесс на научной основе. Это значит, что воспитатели должны опираться на знания психологии, педагогики, социологии, права и других наук в процессе воспитания, а также правильно планировать его, целесообразно и творчески выбирать методы, средства, формы воспитания с учетом условий и конкретных задач воспитания.

Принцип целеустремленности подчеркивает, что воспитатели должны хорошо знать цели и задачи воспитания, четко и ясно представлять, какие качества нужно формировать у личности. В процессе воспитания они должны проявлять творчество, настойчивость, упорство, твердость в преодолении трудностей, педагогическое терпение.

Принцип воспитания личности в процессе учебно-профессионального труда утверждает, что в общественно полезном труде человек осознает себя личностью, членом социальной группы, общества. При различных видах умственного и физического труда развиваются способности личности, формируется чувство коллективизма, потребность во взаимопомощи и взаимовыручке, бережное отношение к результатам труда, дисциплинированность, трудолюбие и другие нравственные качества.

Вместе с тем труд интеллектуальный и физический оказывает воспитательное воздействие при определенных условиях, если:

· он разумно организован, существуют конкретные цели и задачи, реальные сроки выполнения, определенная ответственность личности за его выполнение, пути организации контроля за количеством и качеством труда;

· воспитываемые понимают смысл, важность и необходимость конкретного вида деятельности;

· необходимо сочетать умственный труд с практической, общественной деятельностью и физическим трудом;

· не вызывает чрезмерного переутомления, чередуется с отдыхом, разумным культурным досугом.

Суть принципа воспитания личности в коллективе и через коллектив заключается в необходимости использования в процессе воспитания большой воспитательной силы коллектива. В нем быстрее и всесторонне познаются индивидуальные особенности его членов, их способности, интересы, черты характера, ускоряется процесс всесторон-него развития личности. Коллектив оказывает постоянное воспитательное воздействие на своих членов через общественное мнение, традиции и характер взаимоотношений в нем. Однако воспитательная сила коллектива определяется степенью его зрелости, целеустремленностью, активностью, сплоченностью, взаимной требовательностью и дисциплинированностью.

Принцип индивидуального подхода к воспитываемым имеет очень важное значение в воспитании. Он требует, чтобы воспитатели глубоко и всесторонне знали индивидуальные особенности воспитываемых (направленность, темперамент, характер, способности, жизненный опыт) и с учетом их применяли методы воспитания, средства и приемы воздействия, которые дают наибольшую эффективность в процессе воспитания. К. Д. Ушинский отмечал, что, если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях. Воспитывать личность, не зная ее индивидуальности,– невозможно.

Принцип сочетания требовательности к воспитываемым с уважением их достоинства и заботой о них подчеркивает, что требовательность является неотъемлемым, обязательным элементом воспитания. Без систематической и разумной требовательности не может быть и эффективного воспитательного процесса, но она должна быть педагогической, то есть справедливой, целесообразной в конкретных условиях, негрубой, сочетаться с уважением достоинства воспитываемых и заботой о них, быть постоянной и предъявляться ко всем без исключения.

Принцип опоры на положительное в личности, в воспитательном процессе требует от воспитателей опираться на положительное в личности и в социальном окружении. Закрепление и развитие положительных качеств, поддержка малейших успехов воспитываемых, их стремления исправиться дает возможность воспитателям вытеснять то отрицательное, что есть в личности. Человек не рождается плохим или хорошим, таким он становится в процессе воспитания. Задача воспитателя состоит в том, чтобы найти хорошее в личности и использовать его для духовного роста, развития сознания и воли, становления сильного характера воспитуемого.

Принцип единства, согласованности и преемственности воспитательных воздействий подчеркивает, что все субъекты процесса воспитания обязаны предъявлять единые требования к воспитываемым, согласовывать свои действия, не отвергать ранее достигнутое в процессе воспитания, а наращивать все то положительное, что было сформировано у воспитываемых в семье, школе, студенческой учебной группе или трудовом коллективе.

Все принципы воспитания находятся в тесном единстве и взаимодействии. Каждый из них применяется не изолированно, а в тесной связи друг с другом, что обеспечивает их эффективность и действенность.

Методы воспитания

 

Методы воспитания – это конкретные пути влияния, способы педагогического воздействия воспитателей на сознание, чувства и поведение воспитываемых с целью формирования у них необходимых качеств и привычек поведения.

Каждый метод воспитания представляет собой совокупность методических приемов и различных средств воспитательного воздействия.

В систему основных методов воспитания можно включить следующие методы: убеждение, пример, упражнение, поощрение, наказание.

Суть метода убеждения заключается в том, что воспитатель, апеллируя к уму, логике, опыту и чувствам воспитываемого, обеспечивает добровольное принятие идей, их самостоятельное осмысливание и превращение в мотивы поведения. Успех применения этого метода зависит от многих условий, умелого выбора средств, приемов и форм убеждения.

Основные условия успешного убеждения:

· личная убежденность воспитателя;

· искренность, логическая четкость, наглядность, конкретность и доступность убеждения;

· целеустремленность, настойчивость и эмоциональность воспитателя;

· учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитываемых, опора на их жизненный опыт.

Метод примераэто система воздействия на сознание, чувства и поведение воспитываемых личным примером воспитателя, а также другими видами примеров, которые служат воспитываемым образцами для подражания.

Чтобы пример оказывал положительное воспитательное влияние, необходимы следующие условия:

· глубокая убежденность воспитываемых, что данное действие, поступок личности достойны подражания;

· доступность примера для подражания;

· яркость, гласность примера, устойчивость его в сознании воспитываемых.

Среди различных видов примера личный пример воспитателя имеет особое значение, так как он:

· дает моральное право воспитателю воспитывать других;

· является основой авторитета воспитателя;

· обладает большой наглядностью;

· выступает средством вдохновения воспитываемых в трудовой обстановке.

Метод упражненияв воспитании имеет цель сформировать положительные качества и привычки поведения за счет планомерно организованного выполнения воспитываемыми различных действий и практическихдел.

Привычки, как отмечал К. Д. Ушинский, укореняются путем повторения какого-либо действия до тех пор, пока не установится наклонность к этому действию. Привычка быть вежливым, точным, подтянутым, всегда выполнять свои обещания, доводить начатое дело до конца – обеспечивает успех личности в любом деле, уважение коллег по работе и друзей.

Метод упражнения в воспитании дает положительные результаты при соблюдении воспитателями определенных условий:

· сочетания упражнения с методом убеждения;

· последовательности и постепенности в наращивании нагрузки на воспитываемых;

· систематичности и регулярности упражнений;

· поддержки созданным общественным мнением положительных и осуждения отрицательных привычек поведения.

Метод поощрения – это совокупность средств, приемов морального и материального стимулирования положительного поведения воспитываемых. Поощрение всегда несет в себе оценочную и стимулирующую функции. Основными формами поощрения являются одобрение, похвала и награда.

Одобрение заключается в действиях и словах, а также в положительном отношении к воспитываемым.

Похвала сконцентрирована на конечном продукте деятельности, успешном завершении индивидом чего-либо.

Награда – это поощрение за успех, подарок.

Наиболее эффективно в процессе воспитания комплексное использование похвалы, одобрения и награды. Вместе с тем важнейшими условиями педагогической эффективности поощрения являются: принципиальность, объективность, понятность для всех, поддержка общественным мнением, учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Наказание– один из старейших методов воспитания, целью которого является устранение неправильных форм поведения. Однако жесткие методы наказания калечат психику и судьбу человека, принося вред, а не пользу. Наказание не должно причинять индивиду морального унижения или физического страдания. Основные педагогические требования к применению наказания:

· нельзя наказывать за неумышленные поступки;

· нельзя наказывать наспех, без достаточных оснований, по подозрению;

· важно, чтобы человек понял, за что и почему его наказывают, т. е. наказание должно сочетаться с убеждением и другими методами воспитания;

· необходимо при наказании соблюдать педагогический такт, не оскорбляя личности воспитываемого;

· следует учитывать возрастные и индивидуальные особенности индивида, а также общественное мнение при оценке того или иного поступка.

Средства и формы воспитания

 

Средства воспитания – это используемые для решения педагогических задач предметы материальной и духовной культуры. Они позволяют в рамках конкретного метода воспитания усилить педагогическое воздействие воспитателя на сознание, чувства и волю воспитываемых, но вместе с тем могут оказывать педагогическое воздействие и самостоятельно (книга, музыкальное произведение, видеофильм и др.).

Средства, к которым обращается педагог, должны отвечать социо-культурным требованиям: гигиеническим, эстетическим, экономическим, этическим и правовым.

Все средства воспитания можно подразделить:

· на аудиальные (латинское «ауди» – слух) – слово, музыка, песня, стихи и др.;

· визуальные (латинское «виз» – видеть, зрение) – предмет, изображение предмета, художественный образ, видео-, кино-, фотозапись и др.;

· кинестетические (гр. «kinesis» – движение и «aisthetos» – чувственно воспринимаемый) – ритмические движения, символические жесты, тактильные ощущения (ощущения прикосновения) и др.

Формы воспитания – это способы организации воспитательного процесса, способы целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся.

Формы воспитания можно разделить на формы организации и формы проведения воспитательной работы.

К формам организации воспитательной работы относятся: информационная работа, культурно-досуговая работа, спортивно-массовая работа, индивидуальная воспитательная работа и др.

Каждая форма организации воспитательной работы имеет ряд конкретных форм ее проведения (мероприятий). Например, культурно-досуговая работа включает проведение дискотек, тематических вечеров, посещение выставок, музеев, театров и др. мероприятия, а спортивно-массовая работа – проведение различных спортивных соревнований и работу спортивных секций.

Эффективность процесса воспитания зависит от четкой системы организации и проведения воспитательной работы. Применительно к вузу вариант такой системы представлен на рисунке 5.


 


Рис. 5

 
 
Рис. 5. Система воспитательной работы в вузе

Глава IV. СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...