Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Каковы же пути воспитания характера?

Необходимым условием воспитания характера является формирование мировоззрения, убеждений и идеалов. Мировоззрением определяются направленность человека, его жизненные цели, устремления. Из мировоззрения вытекают моральные установки, которыми люди руководствуются в своих поступках. Задача формирования мировоззрения, убеждений должна решаться в единстве с воспитанием определенных форм поведения, в которых могла бы воплотиться система отношений человека к действительности. Поэтому для воспитания общественно ценных черт характера необходима такая организация игровой, учебной, трудовой деятельности ребенка, при которой он бы мог накопить опыт правильного поведения.

В процессе формирования характера надо ставить детей в такие условия, чтобы их практическая деятельность соответствовала их идейному воспитанию, чтобы они применяли на практике усваиваемые принципы поведения. Если условия, в которых жил и действовал ребенок, не требовали от него, например, проявления выдержки или инициативности, то соответствующие черты характера у негоне выработаются, какие бы высокие моральные идеи ни прививались ему словесно. Воспитание, устраняющее все трудности на жизненном пути ребенка, никогда не может создать сильного характера.

Важнейшим средством воспитания характера является труд. В серьезном и общественно значимом труде, связанном с преодолением трудностей, воспитываются лучшие черты характера – целеустремленность, коллективизм, настойчивость.

На воспитание характера влияют литература и искусство. Образы литературных героев и их поведение часто служат для школьника своеобразным образцом, с которым он сравнивает свое поведение.

На воспитание характера влияет и личный пример воспитателя, будь то родители или педагоги. То, что делают воспитатели, часто гораздо больше влияет на жизнь ребенка, чем то, что они ему говорят. Для более старших школьников одним из путей формирования характера является самовоспитание.

Способности

 

Существуют три подхода к рассмотрению категории «способности»: житейский, этимологический и научный.

Житейский подход. В наших обыденных разговорах мы часто употребляем термин «способности» не только относительно человека, но и относительно предметов (например, «алмаз способен резать стекло»), т. е. используем данный термин для обозначения свойства, качества. Тот же смысл мы вкладываем, когда сообщаем кому-либо о поразивших нас способностях (быстрый счет, воспроизведение мелодии, искусная работа и др.). В обыденной практике способностями мы называем любые умения и навыки человека, которыми он обладает, независимо от того, являются ли они врожденными или приобретенными, элементарными или сложными.

Этимологический подход. В толковых словарях русского языка термин «способный» чаще всего связывается с другими терминами («одаренный», «талантливый») и употребляется как их синоним. Таким образом, способность имеет разную степень выраженности. В толковом словаре В. Даля «способный» определяется как «годный к чему-либо или склонный, ловкий, сручный, пригодный, удобный»1. В этом же словаре имеются другие термины: «способливый» и «способляться». Способливый человек – это находчивый, изворотливый, умеющий сладить, управиться, устроить дело.

Научный подход. Он отличается от житейского, повседневного более узким значением. В науке способности классифицируются на врожденные и приобретенные.

Способности (как и человека в целом) изучают различные науки – философия, социология, медицина и др. Но ни одна из них не рассматривает проблему способностей так глубоко и разносторонне, как психология. Кроме того, следует отметить, что для педагогики, более чем для другой науки, важно изучение способностей каждой личности. Именно через способности личность становится субъектом деятельности в обществе, через развитие способностей человек достигает своей вершины в профессиональном и личностном смысле (от греч. akme – вершина). Новая научная дисциплина, изучающая закономерности такого восхождения и его характеристики, называется акмеология.

В науке четко разделяют понятия «задатки» и «способности».

Задатки – это врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, органов чувств и движения, функциональные особенности организма человека, составляющие природную основу развития его способностей. Люди от природы наделены различными задатками. Не развитые вовремя задатки исчезают. Многим известны случаи, когда дети, попав в логово зверей и не получив таким образом возможности развивать свои задатки, теряли их навсегда.

Способности – это формирующиеся в процессе деятельности на основе задатков индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит успешность деятельности.

Советский психолог А. В. Петровский образно сравнивал способности с зерном, которому еще предстоит развиться: подобно тому, как брошенное зерно – это лишь возможность превратиться в колос при определенных условиях (таких, как структура и влажность почвы, погода и т. п.), так и способности человека являются лишь возможностью для приобретения знаний и умений при благоприятных условиях. Эти возможности превращаются в действительность в результате упорного труда2.

В отечественной и зарубежной науке имеются разные толкования видов и структуры способностей, но общепринятым считается выделение способностей по видам деятельности. Строго говоря, способности – это устойчивые свойства людей, которые определяют успехи, достигнутые ими в различных видах деятельности. Например, существуют способности к приобретению знаний, а также музыкальные, математические, литературные, артистические, инженерные, организаторские и др.

Выявляют два вида способностей с точки зрения их развития: потенциальные и актуальные. Потенциальные – это возможности развития индивида, проявляющие себя каждый раз, когда перед ним возникают новые задачи, требующие решения. Однако развитие индивида зависит не только от его психологических свойств, но и от тех социальных условий, в которых могут быть реализованы или не реализованы эти способности. Далеко не каждый может реализовать свои потенциальные способности в соответствии со своей психологической природой. Для этого может не иметься объективных условий и возможностей. Актуальные способности составляют только часть потенциальных.

Существуют способности общие и специальные. Общие способности – это те, которые одинаковым образом проявляют себя в различных видах человеческой деятельности. К ним можно отнести, например, уровень общего интеллектуального развития человека, его обучаемость, внимательность, память, воображение, речь, работоспособность.

Специальные – это способности к определенным видам деятельности, таким как музыкальные, лингвистические и математические.

В состав каждой способности, делающей человека готовым к выполнению определенной деятельности, всегда входят некоторые операции или способы действия, посредством которых эта деятельность осуществляется. Именно поэтому, как говорил С. Л. Рубинштейн, ни одна способность не является актуальной, реальной способностью, пока не вобрала в себя систему соответствующих общественно выработанных операций. С этой точки зрения определенная способность всегда представляет собой сложную систему способов, действий и операций.

На рис. 8 наглядно представлены динамика и трансформация способностей.

Основы способностей заложены генетически, они зависят от задатков. Так, люди могут овладеть членораздельной речью и логическим мышлением. Задатки на рисунке расположены в основании конуса, далее представлены общие и специальные способности. Групповыми называют способности, которые группируются и развиваются на базе задатков, общих и специальных. В 16–18 лет, когда происходит выбор профессии, у личности меняется структура способностей, проявляются профессиональные способности, которые и завершают конус. На рисунке продемонстрировано, как по мере развития способностей суживается диапазон возможностей, но зато увеличивается специализация способностей. Из рисунка также следует, что «конус способностей» формируется по направлению снизу вверх, а их разрушение идет в противоположном направлении.

На рис. 9 отображена «горизонтальная» структура способностей, представленная несколькими концентрическими линиями, или кольцами (вид сверху на «конус способностей»). Зоны 5 и 4 представляют ядро, а остальные зоны – периферию способностей.

 

Рис. 8. «Конус способностей»

 

При развитии способностей в процессе деятельности существенную роль играет взаимосвязь между способностями и умениями. Способности и умения не тождественны, но взаимосвязаны.

Применительно к массовым профессиям материально-производствен-ного труда структура профессиональных способностей может быть представлена следующим образом:

 

Рис 9. «Горизонтальная» структура способностей

 

Общечеловеческие способности – в основном трудоспособность
(и обеспечивающие ее личностные свойства – ответственность, аккуратность). Формирование этого компонента способностей связано с воспитанием человека как субъекта труда (в первую очередь его мотивационно-ценностной сферы).

Общие способности – «родовые» разноуровневые возможности человека, являющиеся результатом его жизнедеятельности в определенный исторический момент и в определенной культуре.

Специальные способности – требуемое деятельностью специфическое качество или уровень развития профессионально важных качеств, предполагающих для своего совершенствования длительную определенную деятельность, особую тренировку и нередко природно обусловленных.

Способность к той или иной деятельности может определить устремленность личности к тем или иным видам занятий, проявляться в виде склонностей.Наряду с этим у каждого человека имеются особенности, не благоприятные для отдельных видов деятельности, неспособность к ним. Не существует хороших или плохих способностей или неспособностей, существует способность или неспособность индивида к той или иной деятельности.

Люди отличаются друг от друга и по уровню развития своих способностей. В психологии определяют три уровня развития способностей: одаренность, талант и гениальность.

Одаренность – своеобразное сочетание способностей, дающих человеку возможность успешно заниматься одним или несколькими видами деятельности. Это общая предрасположенность к определенным сферам деятельности.

Талант – высокая степень одаренности, реализованная человеком в определенной области деятельности (литературе, кино, живописи и т. д.). Это наивысший уровень творческих возможностей личности, реализованных ею в конкретном виде деятельности.

Гениальность – высший уровень способностей, воплощенный в эпохально значимые достижения. Это высшая степень одаренности, выраженная в результатах, достигнутых одновременно в ряде областей деятельности, в творчестве, открытиях, имеющих большое значение для всего человечества.

Предпосылками гениальных свершений служат творческая одержимость, страсть к поиску принципиально нового, стремление к наивысшим достижениям в различных сферах общечеловеческой культуры. Развитию одаренности и гениальности содействуют благоприятные социальные условия, не сковывающие нестандартные черты личности.

Психофизиологические возможности человека, его способности неисчерпаемы. Однако не каждый человек знает о своих возможностях и использует их в должной мере. Между тем наивысшая самореализация личности – основной смысл человеческого бытия.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...