Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






РАЗДЕЛ III. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ


Глава 5. ЛИЧНОСТЬ И МАЛАЯ ГРУППА

 

Понятие малой группы и ее виды

 

Психология и поведение отдельного человека как личности существенно зависят от социальной среды. Последняя представляет собой сложно устроенное общество, в котором люди объединены друг с другом в многочисленные, разнообразные, более или менее устойчивые объединения, называемые группами. Среди таких групп можно выделить большие и малые. Большие группы представлены государствами, нациями, народностями, партиями, классами, другими социальными общностями, выделяемыми по профессиональным, экономическим, религиозным, культурным, образовательным, возрастным, половым и другим признакам. Через эти группы опосредованно осуществляется воздействие идеологии общества на психологию составляющих их людей.

Непосредственным проводником влияния общества и больших социальных групп на индивида является малая группа. Она представляет собой небольшое объединение людей (от 2–3 до 20–30 человек), занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом. Известный тезис о зависимости психологии и поведения личности от социальной среды правильнее было бы сформулировать как зависимость личности от психологии и отношений, существующих в малых группах. Примерами малых групп, наиболее значимых для человека, являются семья, школьный класс, трудовой коллектив, объединения друзей, приятелей и т. п.

Малую группу характеризует психологическая и поведенческая общность ее членов, которая выделяет и обособляет группу, делает ее относительно автономным социально-психологическим образованием. Эта общность может обнаруживаться по разным характеристикам – от чисто внешних (например, территориальная общность людей как соседей) до достаточно глубоких внутренних (например, члены одной семьи). Мера психологической общности определяет сплоченность группы – одну из основных характеристик уровня ее социально-психологического развития.

Малые группы могут быть разными по численности, по характеру и структуре отношений, существующих между их членами, по индивидуальному составу, особенностям ценностей, норм и правил взаимоотношений, разделяемых участниками, межличностным отношениям, целям и содержанию деятельности. Количественный состав группы на языке науки называется ее размером, индивидуальный – композицией. Структуру межличностного общения, или обмена деловой и личностной информацией, именуют каналами коммуникаций, нравственно-эмоциональный тон межличностных отношений – психологическим климатом группы. Общие правила поведения, которых придерживаются члены группы, называют групповыми нормами. Все перечисленные характеристики представляют собой основные параметры, по которым выделяют, разделяют и изучают малые группы в социальной психологии.

Рассмотрим классификацию малых групп (рис. 10). Условные, или номинальные, – это группы, которые объединяют людей, не входящих в состав ни одной малой группы.

Условные, или номинальные, группы представляют собой искусственно выделяемые исследователем объединения людей. Реально они не существуют.

 
 

 

 


Рис. 10. Классификация малых групп

 

Иногда выделение таких групп необходимо в исследовательских целях, чтобы сравнить результаты, полученные в реальных группах, с теми, которые характеризуют случайное объединение людей, не имеющих ни постоянных контактов друг с другом, ни общей цели. В противоположность номинальным группам выделяются реальные. Они представляют собой действительно существующие объединения людей, полностью отвечающие определению малой группы.

Естественными называют группы, которые складываются сами по себе, независимо от желания экспериментатора. Они возникают и существуют исходя из потребностей общества или включенных в эти группы людей. В отличие от них лабораторные группы создаются экспериментатором с целью проведения какого-либо научного исследования, проверки выдвинутой гипотезы и существуют временно.

Естественные группы делятся на формальные и неформальные. Формальные создаются и существуют лишь в рамках официально признанных организаций. Неформальные возникают и действуют как бы вне рамок этих организаций. Цели, преследуемые официальными группами, задаются извне на основе задач, стоящих перед организацией, в которую данная группа включена. Цели неофициальных групп обычно строятся на базе личных интересов их участников, могут совпадать и расходиться с целями официальных организаций.

Малые группы могут быть референтными и нереферентными. Референтная – это любая реальная или условная (номинальная) малая группа, к которой человек добровольно себя причисляет или членом которой он хотел бы стать. В референтной группе индивид находит для себя образцы для подражания. Ее цели и ценности, нормы и формы поведения, суждения и мнения являются для него значимыми.

Нереферентной считается такая малая группа, психология и поведение членов которой чужды или безразличны для индивида. Могут существовать и антиреферентные группы, поведение и психологию членов которых человек осуждает и отвергает.

Все естественные группы можно разделить на высокоразвитые и слаборазвитые. Высокоразвитые группы представляют собой социально-психологические общности, отвечающие всем перечисленным выше требованиям. Слаборазвитые малые группы характеризуются тем, что в них нет достаточной психологической общности, налаженных деловых и личных взаимоотношений, сложившейся структуры взаимодействия, четкого распределения обязанностей, признанных лидеров, эффективной совместной работы.

Среди высокоразвитых малых групп особо выделяются коллективы. Психология развитого коллектива характеризуется тем, что деятельность, ради которой он создан и которой на практике занимается, имеет, несомненно, положительное значение для очень многих людей, а не только для членов данного коллектива. В коллективе межличностные отношения основаны на взаимном доверии, открытости, честности, порядочности, уважении и т. п.

Для того чтобы назвать малую группу коллективом, она должна соответствовать ряду весьма высоких требований: успешно справляться с возложенными на нее задачами (быть эффективной в отношении основной для нее деятельности), иметь хорошие человеческие отношения, создавать для каждого своего члена возможность развития как личности, атмосферу творчества.

5.2. Основные характеристики малой группы.
Морально-психологический климат группы

 

Все социально-психологические характеристики группы можно разделить на два класса: формальные, описывающие структуру, способы организации совместной деятельности и общения людей, и содержательные, непосредственно отражающие взаимоотношения в данной группе, ее психологию.

К формальным характеристикам можно отнести: число членов в группе, ее композицию, каналы коммуникаций, особенности групповой задачи, связанные с распределением обязанностей между членами группы. Формальные особенности группы характеризуют ее параметры, не затрагивающие непосредственно психологию людей.

К содержательным характеристикам относятся: межличностные отношения, нормы, ценностные ориентации, роли, статусы, внутренние установки и лидерство.

Социально-психологический климат группы – это общая интегральная характеристика делового, морального и эмоционального тона человеческих отношений, сложившихся в группе. Он представляет собой совокупность чувств, настроений, мнений, интересов, ценностных ориентаций, установок и т. д., являющихся формами рационального и эмоционального отражения действительности и проявляющихся в поведении, поступках членов группы.

Структура социально-психологического климата включает в себя следующие компоненты:

1) коллективное сознание как интегральное отражение существующих потребностей, интересов, установок, мотивов, ценностных ориентаций членов коллектива;

2) характер и содержание различных форм отношений в коллективе:

а) отношения вертикальные, представляющие собой отношения по линии руководитель-подчиненный;

б) отношения горизонтальные, включающие взаимные оценки, самооценки людей, занимающих примерно равное положение на иерархической лестнице;

в) отношения работников к труду и своим производственным обязанностям;

г) отношения работников к коллективу в целом.

Социально-психологический климат проявляется в поведении людей, характере конфликтности, адаптации. Уровень и характер конфликтности – это определенный показатель социально-психологического климата. Наличие в коллективе значительного числа конфликтов свидетельствует о нездоровом социально-психологическом климате.

С точки зрения качественной характеристики можно выделить три уровня социально-психологического климата в группе:

– благоприятный;

– противоречивый (неопределенный);

– неблагоприятный.

Для практики управления существенным является вопрос о том, какой социально-психологический климат следует считать благоприятным или неблагоприятным. Некоторые исследователи считают, что благоприятный социально-психологический климат характеризуется доброжелательным настроением членов коллектива, которых отличают сплоченность, взаимовыручка, взаимопомощь. Однако рассматривать эти явления следует более широко, так как благоприятный по тональности эмоциональных состояний людей климат может быть и при низких производительности, активности работников. Для коллектива в таком случае будет характерным состояние самоуспокоенности.

Сплоченность коллектива может иногда характеризовать состояние круговой поруки, бесконфликтность – безразличие к деятельности коллектива, «чуткое» отношение руководства – снижение требовательности руководителя к подчиненным и т. д. Следовательно, при определении благоприятности или неблагоприятности климата необходимо выявить, для достижения каких целей он будет благоприятен или неблагоприятен.

Не абстрактная сплоченность, а сплоченность коллектива, направленная на достижение позитивных целей, может характеризовать климат как благоприятный.

Особого внимания заслуживает противоречивый (неопределенный) социально-психологический климат. Именно при таком характере социально-психологического климата чаще всего и наблюдаются деформации в общении, выражающиеся в безразличии людей друг к другу, слабом развитии взаимопомощи, конфликтности на личной основе и т. д.

В изучении данного уровня социально-психологического климата существуют определенные трудности, связанные с отсутствием достаточно четких количественных и качественных показателей.

Представляется более правильной позиция, в соответствии с которой критерий социально-психологического климата связывается с необходимостью нахождения совокупности переменных, измерение которых позволило бы получать соответствующие количественные показатели. Такой подход предполагает выявление наиболее важных характеристик психологии коллектива, таких как удовлетворенность социально-производствен-ной ситуацией-общением, трудом, руководством, организацией и т. д., настроение, взаимопонимание, авторитет руководителей и подчиненных, сплоченность коллектива, его продуктивность и т. д.

Высокий уровень проявления этих параметров и является основным критерием отнесения социально-психологического климата коллектива к благоприятному. Наоборот, невысокая сплоченность, низкая продуктивность и другие показатели можно считать в рамках данной концепции показателем неблагоприятного социально-психологического климата.

Глава 6. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ОБЩЕНИЕ

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...