Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Почему человек становится лидером?

Существуют три концепции происхождения лидерства:

1. Теория черт. Согласно этой теории, лидером не может быть любой человек, а может быть лишь тот, кто обладает определенным набором личностных качеств, психологических черт. Эти черты, полагают сторонники данной теории, даны человеку от природы. Тот, кто лишен специфических лидерских черт, никогда не становится хорошим, признанным лидером.

2. Ситуационная теория. Суть этой теории сводится к тому, что выход человека в лидеры – это результат взаимодействия между ним и группой. Если индивидуальные особенности этого человека соответствуют требованиями сложившейся ситуации, то в этой ситуации он становится лидером. При изменении групповой задачи и требований ситуации лидером может стать кто-то другой. В принципе, для каждого человека в группе можно определить такие условия, при которых он станет лидером, и для этого вовсе не обязательно обладать какими-то специфическими лидерскими чертами.

3. Теория синтетического происхождения лидерства является компромиссной между теорией черт и ситуационной. Она состоит в том, что чаще всего лидером становится тот, у кого есть какие-либо особенности, ценимые членами группы, и кто располагает чертами, нужными группе именно в данный момент.

Можно выделить три основных стиля лидерства:

1) авторитарный;

2) демократический;

3) либеральный (попустительский).

Авторитарный стиль характеризуется выраженной властностью лидера, директивностью его действий, единоначалием в принятии решений, систематическим контролем за действиями ведомых.

Демократический стиль характеризуется тем, что лидер постоянно обращается к мнению зависимых от него людей, советуется с ними, привлекает их к выработке и принятию решений.

Либеральный стиль – это такая форма поведения лидера, при которой он фактически уходит от своих обязанностей по руководству группой и ведет себя так, как будто он не лидер, а рядовой член группы. Все вопросы в группе решаются коллективно.

Какой стиль наиболее приемлем? Ранее считалось, что демократический. Сейчас предпочтение отдается гибкому, или комбинированному, стилю, при котором лидер, умея вести себя по-разному, гибко меняет линию своего поведения в зависимости от сложившейся обстановки.

Лидеру должны быть присущи следующие психологические качества: уверенность в себе, острый и гибкий ум, компетентность как доскональное знание своего дела, сильная воля, организаторские способности, способность вызывать к себе доверие, умение учитывать особенности психологии людей.

Доверие к лидеру – это признание его достоинств, заслуг и полномочий, а также необходимости, правильности и результативности его действий. Ведь заставить идти за собой при отсутствии средств принуждения можно лишь на основе доверия. Такое доверие означает, что люди находятся в согласии с лидером.

Лидер находится в зависимости от коллектива, от него требуется умение выражать и отстаивать интересы группы, быть восприимчивым к взглядам и позициям своих сторонников, готовым пойти на компромисс, чтобы сохранить свое влияние и сплоченность группы.

В зависимости от преобладающих функций выделяют следующие виды лидеров.

1. Лидер-организатор. Нужды коллектива воспринимает как свои собственные и активно действует. Оптимистичен и уверен, что большинство проблем вполне разрешимо. За ним идут, зная, что он не станет предлагать пустое дело. Умеет убеждать, склонен поощрять, а если и приходится выразить свое неодобрение, то делает это, не задевая чужого достоинства, и в результате люди стараются работать лучше. Именно такие люди оказываются на виду в любом неформальном коллективе.

2. Лидер-творец. Привлекает к себе прежде всего способностью видеть новое, браться за решение проблем, которые могут показаться неразрешимыми. Не командует, а лишь приглашает к обсуждению. Может поставить задачу так, что она заинтересует и привлечет людей.

3. Лидер-борец. Волевой, уверенный в своих силах. Первым идет навстречу опасности или неизвестности, без колебания вступает в борьбу. Готов отстаивать то, во что верит, и не склонен к уступкам. Однако такому лидеру порой не хватает времени, чтобы обдумать все свои действия и все предусмотреть.

4. Лидер-дипломат. Если бы он использовал свои способности во зло, то его вполне можно было бы назвать мастером интриги. Он опирается на превосходное знание ситуации и ее скрытых деталей, в курсе сплетен и пересудов и поэтому хорошо знает, на кого и как можно повлиять. Предпочитает доверительные встречи в кругу единомышленников. Позволяет себе открыто говорить то, что всем известно, чтобы отвлечь внимание от своих неафишируемых планов. Правда, такая дипломатия нередко лишь компенсирует неумение руководить более достойными способами.

5. Лидер-утешитель. К нему тянутся потому, что он готов поддержать в трудную минуту. Уважает людей, относится к ним доброжелательно. Вежлив, предупредителен, способен к сопереживанию.

Общее лидерство складывается из эмоционального, делового и информационного компонентов. «Эмоциональный» лидер («сердце группы») – это человек, к которому каждый член группы может обратиться за сочувствием. С «деловым» лидером («руки группы») хорошо работается, он может организовать дело, наладить нужные взаимосвязи, обеспечить успех дела. К «информационному» лидеру («мозг группы») все обращаются с вопросами, потому что он эрудит, все знает, может объяснить и помочь найти нужную информацию.

Наилучшим будет лидер, сочетающий все три компонента, но такой универсальный лидер встречается редко. Чаще всего, однако, встречается сочетание двух компонентов: эмоционального и делового, информационного и делового.

Психология общения

 

Категория общения является одной из центральных в психологической науке.

Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества. В общении реализуются социальные отношения людей.

В общении выделяют три взаимосвязанные стороны: коммуникативную (состоит в обмене информацией); интерактивную (заключается в организации взаимодействия); перцептивную (включает процесс восприятия друг друга и установления взаимопонимания).

В процедуре общения выделяют следующие этапы:

1. Потребность в общении (необходимо сообщить или получить информацию, повлиять на собеседника и т. п.) – побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.

2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.

3. Ориентировка в личности собеседника.

4. Планирование содержания общения – человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.

5. Выбор конкретных средств, фраз, манеры говорить, стиля поведения.

6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе обратной связи.

7. Корректировка направления, стиля, методов общения.

Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то собеседнику не удается добиться ожидаемых результатов.

Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевому (вербальному) и неречевому (невербальному). Речь при общении одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника.

В структуру речевого общения входят:

1. Значение и смысл слов, фраз («разум человека проявляется в ясности его речи»). Важную роль играют точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации.

2. Звуковые явления речи: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция. Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная речь.

3. Выразительные качества голоса: характерные специфические звуки, возникающие при общении – смех, хмыканье, плач, шепот, вздохи и др.; разделительные звуки – кашель; нулевые звуки – паузы, а также звуки назализации – «хм-хм», «э-э-э» и др.

Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, интонация – 38%, неречевое взаимодействие – 53%.

Невебральные средства общения изучают следующие науки:

1. Кинестика – исследует внешние проявления человеческих чувств и эмоций: мимику (движение мышц лица), жестику (жестовые движения отдельных частей тела, поза, осанка, поклоны, походка).

2. Таксика – изучает прикосновения в процессе общения (рукопожатие, поцелуи, дотрагивание, поглаживание, отталкивание и пр.).

3. Проксемика – исследует расположение людей в пространстве при общении. Выделяют следующие зоны (дистанции) расположения.

Интимная зона (15–45 см). В эту зону допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди. Для общения характерны доверительность, негромкий голос, тактильный контакт.

Исследования показывают, что задействование интимной зоны влечет определенную физиологическую реакцию организма: учащение биения сердца, повышенное выделение адреналина, прилив крови к голове и пр. Неожиданное вторжение в интимную зону в процессе общения всегда воспринимается собеседником как покушение на его неприкосновенность.

Личная, или персональная, зона (45–120 см) используется при обыденной беседе друзей, коллег, когда устанавливается только визуально-зрительный контакт между партнерами, поддерживающими разговор.

Социальная зона (120–400 см) обычно устанавливается во время официальных встреч, в кабинетах, как правило, между людьми, которые не очень хорошо знают друг друга.

Публичная зона (свыше 400 см) подразумевает общение с большой группой людей – в актовом зале, лекционной аудитории, на митинге и пр.

Мимика – движение мышц лица, отражающее внутреннее эмоциональное состояние. Она способна дать истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70% информации, т. е. глаза, лицо человека порой способны сказать больше, чем произнесенные слова. Замечено, что если человек пытается скрыть свою информацию или лжет, то его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора.

По своей специфике взгляд может быть: деловым, когда он фиксируется в районе лба собеседника (предполагает создание серьезной атмосферы делового партнерства); светским, когда взгляд опускается ниже уровня глаз собеседника, до уровня губ (способствует созданию атмосферы светского непринужденного общения); интимным, когда взгляд направлен не в глаза собеседника, а ниже лица – на другие части тела до уровня груди, что свидетельствует о большой взаимной заинтересованности партнеров (в общении); взгляд искоса (говорит о критическом или подозрительном отношении к собеседнику).

Лоб, брови, глаза, нос, подбородок выражают основные человеческие эмоции: страдание, гнев, радость, удивление, страх, отвращение, счастье, интерес, печаль и т. п. Причем легче всего распознаются положительные эмоции: радость, интерес, удивление; труднее воспринимаются отрицательные эмоции – печаль, гнев, отвращение. Важно отметить, что основную информацию об истинных чувствах человека несут губы и брови.

При общении много информации несут жесты. В языке жестов, как и в речевом, есть слова, предложения. Богатейший «алфавит» жестов можно разбить на шесть групп:

1. Жесты-иллюстраторы – это жесты сообщения: указатели («указывающий перст»), пиктографы, т. е. образные картины-изображения («вот такого размера и конфигурации»); кинетографы – движения телом; жесты – «биты» (жесты – «отмашки»); идеографы, т. е. своеобразные движения руками, соединяющие воображаемые предметы.

2. Жесты-регуляторы – это жесты, выражающие отношение говорящего к чему-либо. К ним относят улыбку, кивок, направление взгляда, целенаправленные движения руками.

3. Жесты-эмблемы – это своеобразные заменители слов или фраз в общении. Например, сжатые руки на манер рукопожатия на уровне груди означают во многих случаях «здравствуйте», а поднятые над головой – «до свидания».

4. Жесты-адаптеры – это специфические привычки человека, связанные с движениями рук. Это могут быть:

а) почесывания, одергивание отдельных частей одежды;

б) касания, похлопывания партнера;

в) поглаживание, перебирание отдельных предметов, находящихся под рукой (карандаш, пуговица и др.).

5. Жесты-аффекторы – выражение определенных эмоций через движения тела и мышц лица.

6. Микрожесты – движения глаз, учащенное мигание век, подергивания губ и пр.

Существуют ложные, притворные жесты. Особенность этих жестов заключается в том, что они могут преувеличивать слабые волнения (демонстрация усиления движений руками и корпусом); подавлять сильные волнения (благодаря ограничению таких движений). Эти ложные жесты начинаются, как правило, с конечностей и заканчиваются на лице.

При общении наиболее часто возникают следующие виды жестов:

1. Жесты оценки – почесывание подбородка, вытягивание указательного пальца к щеке, вставание и прохаживание и т. п.

2. Жесты уверенности – соединение пальцев рук в виде пирамиды, раскачивание на стуле.

3. Жесты нервозности, неуверенности – переплетение пальцев рук, пощипывание ладони, постукивание по столу пальцами, трогание спинки стула перед тем, как на него сесть, и др.

4. Жесты самоконтроля – руки заведены за спину, одна при этом сжимает другую; поза человека, сидящего на стуле, вцепившись руками в подлокотник, и др.

5. Жесты ожидания – потирание ладоней, медленное вытирание влажных ладоней о ткань.

6. Жесты отрицания – сложенные руки на груди, отклоненный назад корпус, скрещенные руки, дотрагивание до кончика носа и др.

7. Жесты расположения – прикладывание руки к груди, прерывистое прикосновение к собеседнику и др.

8. Жесты доминирования – выставление большого пальца, резкие взмахи рукой сверху вниз и др.

9. Жесты неискренности – прикрывание рукой рта, прикосновение к носу (неискренность либо сомнение в чем-то), поворот корпуса в сторону от собеседника, бегающий взгляд и др.

Умение понимать популярные жесты (жесты собственности, ухаживания, зеркальные жесты, жесты-поклоны и др.) позволяет лучше разбираться в людях.

В психологии выделяют следующие виды общения:

1. «Контакт масок» – формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т. п.), стандартный набор выражений лица, жестов, фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношения к собеседнику.

2. «Примитивное» общение имеет место тогда, когда оценивают собеседника в качестве нужного или, наоборот, мешающего субъекта. Если он нужен, то активно вступают с ним в контакт; если мешает, общаются небрежно, отталкивающе; если получили от собеседника желаемое, теряют к нему интерес и не скрывают этого.

3. При формально-ролевом общении регламентируются и содержание, и средства общения, а интерес к личности собеседника ограничивается определением его социальной роли.

4. При деловом общении учитываются особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника. Интересы дела ставятся выше личностных характеристик.

5. Духовное межличностное общение возможно тогда, когда каждый участник имеет сложившийся образ собеседника, знает его личность, интересы, убеждения, отношение к обсуждаемой теме, может предвидеть его реакцию (общение друзей).

6. Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника с использованием разных приемов (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей его личности.

7. Светское общение. Суть светского общения – в его беспредметности, т. е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных конкретных случаях, ситуациях. Точки зрения собеседников по тому или иному вопросу не определяют характера разговора.

Глава 7. КОНФЛИКТЫ

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...